Использование здоровьесберегающей технологии залог успешности в обучении младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества. Состояние здоровья подрастающего поколения в последние годы неуклонно ухудшается, что вызывает обоснованную тревогу

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
I. Система использование здоровьесберегающих технологий
в школе ………………………………………………………………………..4
1.1 Двигательная активность ………………………………………………..4
1.2 Активная перемена……………………………………………………….5
1.3 Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий……………………………………..5
1.4 Формирование у ребят ответственности за свое здоровье……………7
1.5 Творческий характер образовательного процесса – крайне необходимое условие здоровьесбережения…………………………...9
II. Анализ опыта работы учителя Юматовой Марины Анатольевны по особенностям реализации здоровьесберегающего подхода в обучении младших школьников……………………………………………………….12
Заключение…………………………………………………………………......15
Литература.…………………………………………………………………….16
Приложения……………………………………………………………………18

Работа содержит 1 файл

реферат Рабкановой А..doc

— 119.50 Кб (Скачать)

      Содержание  

Введение ………………………………………………………………………….3

I. Система использование здоровьесберегающих технологий 
    в школе ………………………………………………………………………..4

     1.1  Двигательная активность ………………………………………………..4

     1.2  Активная перемена……………………………………………………….5

         1.3  Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе  здоровьесберегающих технологий……………………………………..5

     1.4  Формирование у ребят ответственности за свое здоровье……………7

         1.5  Творческий характер образовательного процесса – крайне необходимое условие здоровьесбережения…………………………...9

    II. Анализ опыта работы учителя Юматовой Марины Анатольевны по особенностям реализации здоровьесберегающего подхода в обучении младших школьников……………………………………………………….12

    Заключение…………………………………………………………………......15

    Литература.…………………………………………………………………….16

    Приложения……………………………………………………………………18 

      Введение  

      Проблемы здоровья населения России являются причиной для беспокойства государственных организаций, общества, самих граждан. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше мы говорили: "В здоровом теле - здоровый дух", то не ошибётся тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

      Здоровые  дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего  поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех уровнях  общества. Состояние здоровья подрастающего  поколения в последние годы неуклонно ухудшается, что вызывает обоснованную тревогу. 
 
 
 
 
 
 

    1. Система использования здоровьесберегающих  технологий в школе
 

      Здоровье  человека - актуальная тема для разговора  во все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Взрослые ошибочно считают: для детей самое важное - это хорошо учиться. Средства массовой информации активно поднимают вопрос, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает психическому и физическому здоровью. Особенность школьного обучения состоит в том, что дети обязательно должны достигнуть определенного результата. Неоправданные ожидания приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, стрессам, как ребят, так и педагогов, родителей. 

      1.1  Двигательная активность

      Важная задача - серьёзное внимание уделять развитию двигательной активности детей, решать эту проблему - проблему здоровья детей, необходимо комплексно.

      Очень важно формировать понимание значения занятий спортом для всей будущей жизни. Детям необходимы двигательные минутки, которые позволят размять тело, передохнуть, расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу.

      На  уроках ежедневно необходимо проводить физкультминутки, музыкальные паузы, минутки отдыха, которые приводят к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. После физкультминуток дети становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний, ребята работают быстрее, с хорошим настроением.

      Оздоровительные физкультминутки - это часть системы  использования здоровьесберегающих  технологий в школе. 

      1.2  Активные перемены

        Надо проводить и активные перемены, которые помогают сплотить коллектив, изменить статус детей в коллективе. Такие перемены повышают работоспособность и активность детей на последующих уроках, помогают преодолеть усталость и сонливость. В системе начального школьного образования большое место занимают проблемы, связанные с противоречием между монопредметным обучением и необходимостью применения интегративных знаний, а также с противоречием между необходимостью усвоения все большего объёма информации и ухудшающимся состоянием здоровья детей. Организация занятий на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности детей с использованием специального оборудования, инвентаря и создания игровой мотивации позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса в начальной школе, положительно влиять на двигательную подготовленность и развитие познавательной сферы младшего школьника.  

      1.3  Подготовка к здоровому  образу жизни ребенка  на основе здоровьесберегающих  технологий

      Многочисленные  исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в первый класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с первого класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами - с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки - с 1,9 до 16, 8%. Одна из самых частых патологий у школьников - нарушение остроты зрения - 30-40%. Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования. Это объясняется низким исходным уровнем здоровья поступающих в школу детей, что неблагоприятно отражается на процессе их адаптации к школьным нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения их здоровья и плохой успеваемости. На современном этапе подключение системы образования к решению проблем укрепления и сохранения здоровья учащихся является особо актуальным. Дети полагают, что токсикомания не является вредной привычкой при эпизодическом применении токсических веществ, считают единичный прием наркотиков безвредным для организма и не вызывающим впоследствии зависимости, не считают наркоманию опасной для здоровья.

      Многие  учащиеся не имеют представления  о степени рискогенности аутопатогенного  поведения, низкий уровень валеологической грамотности. Они не задумываются, какой образ жизни ведут эти люди, не имеющие мотивации на его улучшение.

      Завышенная  самооценка здоровья и вытекающее отсюда невнимательное к нему отношение  является одной из причин роста патологии. Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих, в частности, от:

  • активного участия в этом процессе самих ребят;
  • создания здоровьесберегающей среды;
  • высокой профессиональной компетентности и
  • грамотности педагогов;
  • планомерной работы с родителями;
  • тесного взаимодействия с социально-культурной сферой.

      Подготовка  к здоровому образу жизни ребёнка  на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

      Это выражается через непосредственное обучение детей элементарным приёмам  здорового образа жизни. Необходимо проводить оздоровительную гимнастику, пальцевую, для бодрости, прививать детям элементарные навыки (мытьё рук, использование носового платка при чихании и кашле); через здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и развития с использованием физкультминуток и подвижных перемен; проветривания и влажной уборки класса; чередую занятия с высокой и низкой двигательной активностью; через специально организованную двигательную активность ребенка (подвижные игры, занятия оздоровительной физкультурой); массовых оздоровительных мероприятий (спортивно-оздоровительные праздники, выход на природу, походы, экскурсии); а также в работе с семьёй (пропаганда здорового образа жизни через систему организационно-теоретических и практических занятий с родителями). 

      1.4  Формирование у  ребят ответственности  за свое здоровье

      Формирование  у ребят ответственности, в том числе и за своё здоровье, - воспитательный процесс, который я рассматриваю в качестве одной из важнейших задач в своей работе. Важная задача - научить ребят общим принципам, современным системам и методам охраны и укрепления здоровья.

      Современный уровень цивилизации и культуры выдвигает в число важнейших для человека приоритетов задачу самому научиться не болеть, быть здоровым. Подготовить ребят к самостоятельной жизни, значит сформировать у них адекватные механизмы адаптации - физиологической, психологической, социальной. Необходимо создавать на уроке модели реальных условий жизни - те мостики, которые позволяют ребенку в дальнейшем использовать полученные знания, умения, навыки на практике, а не тяготиться ими как информационным балластом. Это искусство - подготовка ребёнка к реальной жизни - определяет профессионализм учителя, является содержанием "педагогической адаптологии", рассматривающей в определённом аспекте многие проблемы формирования, сохранения и укрепления здоровья ребят.

      Обучение вопросам здоровья, воспитание культуры здоровья, использование здоровьесберегающих технологий как основного инструмента педагогической работы составляют целое - дорогу к здоровью. Учитель не должна " навязывать" ученику информацию, ученик должен запросить её у учителя и получить требуемый ответ.

      Важная  задача - научить ученика спрашивать. Для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того, что именно он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Количество и качество задаваемых ребёнком вопросов служит одним из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, тренирует его успешность в учебной деятельности. Урок проходит на более высоком эмоциональном фоне, сопровождается дополнительной тренировкой коммуникативных навыков у ребят и большей удовлетворённостью от урока, как у меня, так и у моих ребят. Все это - косвенные подтверждения здоровьесберегающего эффекта технологии.

      1.5  Творческий характер образовательного процесса - крайне необходимое условие здоровьесбережения.

      Включение ребёнка в творческий процесс  не только природосообразно, служит реализации той поисковой активности, от которой  зависит развитие человека, его адаптационный  потенциал, способствует достижению цели работы класса - развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Обучение без творческого заряда - неинтересно, является насилием над собой, которое разрушительно для здоровья, как через формирование усталости, так и само по себе. Важный принцип здоровьесбережения состоит в оценке учителем того, какой ценой для здоровья конкретный учащийся, с учётом всех его индивидуальных особенностей и состояния здоровья, должен расплатиться за полученные на уроке знания, умения, навыки. "Цена обучения для здоровья" - критерий, который при использовании здоровьесберегающих технологий служит мне мерилом допустимости тех или иных педагогических воздействий. Одним из индикаторов оценки может служить степень интереса школьника к учебе, конкретному предмету, часто обличённое желание или нежелание идти в школу. Ученик, для которого школа - тяжелое неприятное испытание, каждодневно оставляет в ее стенах частичку своего здоровья.

      Класс должен быть по возможности максимально озленен. Выращивание растений целесообразно, связано с задачами сохранения и укрепления здоровья. Растения - наши молчаливые друзья и помощники, чудесные целители и врачеватели. Они дарят детям ничем не заменимый кислород, поглощают вредные газы и вещества, задерживают пыль, уменьшают воздействие уличного шума. В классе растения создают необходимый психоэмоциональный комфорт, являясь чуткими хранителями безопасности и покоя. Здесь решается и другая не менее важную задача - воспитательная. Выращивание растений, уход за ними выполняют сами дети. Привлекаясь к уходу за цветами, дети приучаются бережно относиться к ним, значит, и ко всему живому, получая, тем самым, основы экологического воспитания. Эмоциональный климат урока во многом зависит от юмористической составляющей педагогического общения. "Хороший смех дарит здоровье". Я считаю, что учитель без чувства юмора и умения проявить его в необходимый момент и в подходящей форме лишается большей части своей педагогической и личностной привлекательности. Чувство юмора - один из приоритетов, который всегда указывают в перечне качеств желательного собеседника. Постоянная серьёзность - признак психологического нездоровья. Я считаю, что улыбка, искренний смех ребенка на уроке стоит, с позиций здоровьесбережения, не меньше физкультминутки. Несколько уместных и умных шуток в течение урока - показатель его качества, критерий для оценки. Я считаю, что ролевые игры, пение, художественное оформление класса, актового зала, школы - это не лечебные, а образовательные формы работы.

Информация о работе Использование здоровьесберегающей технологии залог успешности в обучении младших школьников