Использование учебных игр в процессе обучения иностранному языку младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 22:52, курсовая работа

Описание работы

Цель: раскрыть методику игровой деятельности в процессе обучения.
Цель способствует раскрытию решения следующих задач:
на основе изученной литературы определить назначение игровой деятельности в учебном процессе;
описать методику организации игровой деятельности на уроке;
3) установить частоту использования игры в организации учебного процесса и ее эффективность.

Содержание

Введение
§1 История вопроса
§2 Функции игр
§3 Психологические основы игры
§4 Технология игры в процессе обучения
§5 Теоретические основы использования игры
§6 Трактовка и мотивы игр
§7 Практическая часть
§8 Рекомендации по использованию учебных игр
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая 5 курс наброски первая часть.docx

— 190.66 Кб (Скачать)

 

 Превращая хотя и  существенный для высоких форм  игры, но производный факт действования  в мнимой (воображаемой) ситуации  в исходный и потому обязательный  для всякой игры, теория Л.С.Выготского  (Выготский,1983:488)произвольно исключает из нее те ранние формы игры, в которых ребенок не создает никакой мнимой ситуации. Исключая такие ранние формы игры, эта теория не позволяет описать игру в ее развитии.

 

 Д.Н. Узнадзе( Узнадзе,2000:374) видит в игре результат тенденции уже воззревших и не получивших еще применения в реальной жизни функций действования. Снова, как в теории игры от избытка сил, игра выступает как плюс, а не как минус. Она представляется как продукт развития, притом опережающего потребности практической жизни. Это прекрасно, но серьезный дефект теории состоит в том, что она рассматривает игру как действия изнутри созревших функций, как отправление организма, а не деятельность, рождающуюся во взаимоотношениях с окружающим миром. Игра превращается, таким образом, в формальную активность, не связанную с тем реальным содержанием, которым она как-то внешне наполняется. Такое объяснение «сущности» игры не может объяснить реальной игры в ее конкретных проявлениях.

 

 В настоящее время  для российского образования  актуальна идея обучения, обеспечивающая  свободное развитие учащегося,  которое утвердилось как развивающее. 

 

 Огромную роль в  становлении и утверждении принципов  развивающего обучения сыграли В.В. Давыдов, Л.В. Занков, М.Н. Скаткин , Д.Б. Эльконин, К.П. Ягодовский. По их мнению, цель развивающего обучения и воспитания определяется тем, чтобы обеспечить каждому ребенку условия для развития как самоизменяющегося субъекта учения. Быть таким субъектом - значит иметь потребность в самоизменениии и быть способным удовлетворять ее посредством учения, другими словами хотеть, любить и уметь учиться. Развитие таких потребностей и стремлений у младшего школьника протекает довольно эффективно в процессе игровой деятельности.

 

 Авторы концепции развивающего  обучения Д.Б. Эльконин  и В.В. Давыдов (1995:364). Теоретически обосновали и практически продемонстрировали возможность раскрытия общих принципов построения тех или иных действий на разных этапах жизни ребенка.

 

 В первые годы обучения  младшие школьники особенно эмоционально  относятся к требованиям и  правилам школы. Следовательно,  уже на начальных этапах школьной  жизни необходимо создать такую  ситуацию и такие условия, при  которых ребенку станет понятно,  что количество и качество  приобретенных им знаний зависят  от его собственной активности. Сориентировать ребенка в этом  направлении лучше всего в  рамках ролевой игры.

 

 В конце второго  - начале третьего года жизни  ребенок впервые заявляет о  себе как субъекте стремлением  к самостоятельности («Я сам!»). К концу дошкольного возраста  он становится субъектом разнообразных  видов и форм деятельности. Кроме  того, у него формируется потребность  в реализации себя как субъекта  и в расширении сферы этой  реализации, что находит свое  отражение в ролевой игре. Потребность  к самоизменению и способность  к нему могут сложиться лишь  в процессе школьного обучения  и воспитания. Сегодня и теоретики  и практики оценили уникальные  возможности игры в роли активного  участника как учебного, так и  воспитательного процесса

 

 Таким образом, в  ходе становления и развития  процесса обучения игра прошла  своеобразную эволюцию. Возникнув  из необходимости реализации  занимательности в обучении, она  привлекла внимание психологов, дидактов, методистов. К настоящему  времени раскрыта ее значимость  в обучении, она получила серьезное  психологическое обоснование и  дидактическое подтверждение. Разработано  большое количество учебных игр.  Уделено им внимание и в  методике начального курса математики. Однако они недостаточно систематизированы.  Переориентация приоритетов целей  образования потребовала разработки  новых игр, обновления подходов  их применения в учебном процессе.

 

 

 

 

§7 Практическая часть

В этом параграфе будут приведены примеры игр, которые я применяла на практике в школе и пользовалась я материалом (ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА г. Брест, СШ №7 Воробьева Анна Ивановна).

1 Языковые игры

1.1 Фонетические  игры

1. «Слышу - не слышу». Цель: формирование навыков фонематического слуха.

Ход игры: обучаемые делятся на команды. Преподаватель произносит слова. Если он называет слово, в котором есть долгий гласный ... или ..., обучаемые поднимают левую руку. Если в названном слове есть также согласные звуки ... или ..., все поднимают обе руки. Преподаватель записывает ошибки играющих на доске. Выигрывает команда, которая сделала меньше ошибок.

2. «Какое слово звучит?» Цель: формирование навыка установления адекватных звуко-буквенных соответствий.

Ход игры: обучаемым предлагается набор из 10-20 слов. Преподаватель начинает читать с определенной скоростью слова в произвольной последовательности. Обучаемые должны найти в списке слов произнесенные преподавателем и поставить рядом с каждым из них порядковый номер по мере их произнесения преподавателем.

1.2 Орфографические  игры

«Вставь букву». Цель: проверка усвоения орфографии в пределах изученного лексического материала.

Ход игры: образуются две команды. Доска разделена на две части. Для каждой команды записаны слова, в каждом из которых пропущена буква. Представители команд поочередно выходят к доске, вставляют пропущенную букву и читают слово.

Например: g...t, schle..ht.

1.3 Лексические игры

1. «Слово». Цель: активизация изученной лексики.

Ход игры: команды получают наборы карточек с буквами. Преподаватель произносит слово; обучаемые, у которых находятся составляющие его буквы, должны составить из карточек слово. Команда, которая быстрее и без ошибок составит слово, получает очко. Итоги игры подводятся после того, как составлено несколько слов.

2. «Озвучивание картинки». Цель: активизация лексики по изученной теме, развитие навыков диалогической речи.

Ход игры: играющие образуют пары. Каждой паре даются картинки, к которым прилагаются карточки с соответствующими репликами. С их помощью необходимо озвучить картинки. Выигрывает пара, которая первой подготовит диалог и правильно его воспроизведет.

3. «Рассказ по рисунку». Цель: активизация лексики по изученной теме.

Ход игры: играющие образуют пары. Каждая пара получает рисунок с изображением комнаты, в которой находятся разные вещи и предметы, характеризующие ее хозяина. Нужно составить рассказ о том, чем занимается хозяин комнаты. Выигрывает пара, составившая самый интересный рассказ.

1.4 Грамматические  игры

1. «Модальные глаголы». Цель: автоматизация употребления модальных глаголов в устной речи.

Ход игры: образуются две команды. Одна команда придумывает предложение с заданным модальным глаголом. Другая команда должна отгадать это предложение.

С этой целью задаются вопросы  типа: Можете ли вы...? Должны ли вы...? Затем  это же задание выполняет вторая команда, и игра продолжается.

2. «Игра в мяч». Цель: автоматизация употребления форм глагола в устной речи.

Ход игры: образуются две команды. Представитель первой команды придумывает предложение с изученным глаголом. Он бросает мяч партнеру из второй команды и называет предложение, пропуская глагол. Поймавший мяч повторяет предложение, вставляя правильную форму глагола, бросает мяч партнеру из первой команды и называет свое предложение, опуская глагол, и т.д.

3. «Кубики». Цель: автоматизация употребления конструкции в устной речи.

Ход игры: для игры изготавливаются кубики, на гранях которых наклеены картинки с изображением предметов или животных. Обучаемые делятся на две команды. Участники по очереди выходят к столу, подбрасывают кубик и называют предложение с отрабатываемой конструкцией, соответствующее сюжету картинки на одной из граней кубика. За каждое правильно придуманное предложение команда получает очко. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

 

2 Игровые упражнения  для работы с лексическим и  грамматическим материалом

 

Основной задачей этой группы упражнений является управление учебно-познавательной деятельностью  обучаемых и формирование у них  лексических и грамматических навыков, а также организация интенсивной  самостоятельной работы на учебных  занятиях с целью овладения правилами  употребления конкретных языковых единиц.

«Запомните предметы». Цель: запоминание и контроль лексики.

Разложить предметы на столе  на 1-2 минуты. Затем накрыть бумагой  и записать название предметов, которые  запомнили.

 

3 Психологические  игры для обучения навыкам и умениям лексико-грамматического оформления речевых высказываний

 

Основными функциями психологических  игр в обучении иностранному языку  являются создание у обучаемых внутренней наглядности, необходимой для представления  на учебном занятии определенной ситуации, а также интенсивная  тренировка употребления усваиваемого лексического и грамматического  материала.

«Лес». Цель: формирование лексического навыка на материале тематической группы слов.

Ход игры: обучаемым предлагается сыграть роль деревьев и растений в лесу и прокомментировать на иностранном языке все, что происходит с ними. Используется доска со списком необходимых слов.

 

4 Игра как средство  формирования лексических навыков  у младших

школьников (1-3 класс)

 

Об обучающих возможностях игр известно давно. В игре особенно полно и порой неожиданно проявляются  способности человека, ребенка в  особенности. Игра является неотъемлемой частью деятельности учащихся младшего возраста и с ее помощью как  средства обучения повышается эффективность  и коммуникативная направленность обучения иностранным языкам.

Игра как средство обучения рассматривается в исследовательских  работах К.А. Родкина,(Родкин,200:47) М.Ф. Стронина (Стронин,1985:362), Е.И. Негневицкой, Д. Стренджа(Стренж,2007:264) и других ученых и нашла широкое применение в практике обучения иностранным языкам как один из наиболее эффективных приемов обучения младших школьников.

Известно, что младший  школьный возраст (1-3 класс) является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Природная любознательность, высокие имитационные способности, пластичность природного механизма  усвоения языка, потребность в познании нового, является весьма благоприятными факторами для успешного усвоения иностранного языка. Вместе с тем  неустойчивость внимания и избирательный  характер запоминания, импульсивность поведения и повышенная утомляемость способны усложнить процесс усвоения языковых знаний и формирования речевых  навыков и умений.

Игра как «особо организационное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил» позволяет успешно решать важные методические и психологические задачи, такие как:

- создание психологической  готовности детей к речевой  деятельности, общению;

- обеспечение естественной  необходимости многократного повторения  ими языкового материала;

- тренировка учащихся  в выборе нужного речевого  варианта, что является подготовкой  к ситуативной спонтанной речи;

- снятие усталости и  напряженности.

Таким образом, игровая форма  занятий помогает младшим школьникам избежать дополнительной нагрузки и  создает условия для прочного усвоения языкового материала в  обстановке, приближающейся к естественной.

Упражнения игрового характера  могут быть разными по своему назначению, содержанию, способам организации  их проведения, материальной оснащенности, количеству участников и т. д.

С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать фонетические, грамматические, лексические, орфографические навыки) или же целый  комплекс задач: формировать речевые  умения, развить наблюдательность, внимание, творческие способности и  т. д.

М.Ф. Стронин(Стронин,1984:273) классифицирует учебные игры в соответствии с аспектами языка на подготовительные (грамматические, лексические, орфографические, фонетические, игры на усвоение правил чтения) и на творческие (аудитивные и речевые) [1, с. 5].                                                       

В классификации Л.Г. Денисовой (Денисова,2007:68)к уже вышеназванным видам учебных игр автор добавляет ролевую игру или "драматизации" .

Все виды учебных игр имеют  большое значение в обучении иностранному языку младших школьников, преследуют определенные цели и могут использоваться на разных этапах усвоения языковых знаний и формирования речевых умений и  навыков.

Лексические игры помогают запомнить лексические единицы, тренируют учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке, развивают речевую реакцию учащихся, знакомят их с сочетаемостью слов, то есть способствуют формированию прочных лексических навыков.

Ниже приведены некоторые  игровые приемы, использованные нами для ознакомления/презентации, первичной  активизации и тренировки тематической лексики.

"Кто  правильно соединит?"

Вводимые  лексические единицы: Tennis spielen, Schi laufen......

Наглядные средства: карточки

Информация о работе Использование учебных игр в процессе обучения иностранному языку младших школьников