Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 22:52, курсовая работа
Цель: раскрыть методику игровой деятельности в процессе обучения.
Цель способствует раскрытию решения следующих задач:
на основе изученной литературы определить назначение игровой деятельности в учебном процессе;
описать методику организации игровой деятельности на уроке;
3) установить частоту использования игры в организации учебного процесса и ее эффективность.
Введение
§1 История вопроса
§2 Функции игр
§3 Психологические основы игры
§4 Технология игры в процессе обучения
§5 Теоретические основы использования игры
§6 Трактовка и мотивы игр
§7 Практическая часть
§8 Рекомендации по использованию учебных игр
Заключение
Список литературы
Превращая хотя и
существенный для высоких форм
игры, но производный факт
Д.Н. Узнадзе( Узнадзе,2000:374) видит в игре результат тенденции уже воззревших и не получивших еще применения в реальной жизни функций действования. Снова, как в теории игры от избытка сил, игра выступает как плюс, а не как минус. Она представляется как продукт развития, притом опережающего потребности практической жизни. Это прекрасно, но серьезный дефект теории состоит в том, что она рассматривает игру как действия изнутри созревших функций, как отправление организма, а не деятельность, рождающуюся во взаимоотношениях с окружающим миром. Игра превращается, таким образом, в формальную активность, не связанную с тем реальным содержанием, которым она как-то внешне наполняется. Такое объяснение «сущности» игры не может объяснить реальной игры в ее конкретных проявлениях.
В настоящее время
для российского образования
актуальна идея обучения, обеспечивающая
свободное развитие учащегося,
которое утвердилось как
Огромную роль в
становлении и утверждении
Авторы концепции
В первые годы обучения
младшие школьники особенно
В конце второго
- начале третьего года жизни
ребенок впервые заявляет о
себе как субъекте стремлением
к самостоятельности («Я сам!»)
Таким образом, в
ходе становления и развития
процесса обучения игра прошла
своеобразную эволюцию. Возникнув
из необходимости реализации
занимательности в обучении, она
привлекла внимание психологов,
дидактов, методистов. К настоящему
времени раскрыта ее
§7 Практическая часть
В этом параграфе будут приведены примеры игр, которые я применяла на практике в школе и пользовалась я материалом (ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА г. Брест, СШ №7 Воробьева Анна Ивановна).
1 Языковые игры
1.1 Фонетические игры
1. «Слышу - не слышу». Цель: формирование навыков фонематического слуха.
Ход игры: обучаемые делятся на команды. Преподаватель произносит слова. Если он называет слово, в котором есть долгий гласный ... или ..., обучаемые поднимают левую руку. Если в названном слове есть также согласные звуки ... или ..., все поднимают обе руки. Преподаватель записывает ошибки играющих на доске. Выигрывает команда, которая сделала меньше ошибок.
2. «Какое слово звучит?» Цель: формирование навыка установления адекватных звуко-буквенных соответствий.
Ход игры: обучаемым предлагается набор из 10-20 слов. Преподаватель начинает читать с определенной скоростью слова в произвольной последовательности. Обучаемые должны найти в списке слов произнесенные преподавателем и поставить рядом с каждым из них порядковый номер по мере их произнесения преподавателем.
1.2 Орфографические игры
«Вставь букву». Цель: проверка усвоения орфографии в пределах изученного лексического материала.
Ход игры: образуются две команды. Доска разделена на две части. Для каждой команды записаны слова, в каждом из которых пропущена буква. Представители команд поочередно выходят к доске, вставляют пропущенную букву и читают слово.
Например: g...t, schle..ht.
1.3 Лексические игры
1. «Слово». Цель: активизация изученной лексики.
Ход игры: команды получают наборы карточек с буквами. Преподаватель произносит слово; обучаемые, у которых находятся составляющие его буквы, должны составить из карточек слово. Команда, которая быстрее и без ошибок составит слово, получает очко. Итоги игры подводятся после того, как составлено несколько слов.
2. «Озвучивание картинки». Цель: активизация лексики по изученной теме, развитие навыков диалогической речи.
Ход игры: играющие образуют пары. Каждой паре даются картинки, к которым прилагаются карточки с соответствующими репликами. С их помощью необходимо озвучить картинки. Выигрывает пара, которая первой подготовит диалог и правильно его воспроизведет.
3. «Рассказ по рисунку». Цель: активизация лексики по изученной теме.
Ход игры: играющие образуют пары. Каждая пара получает рисунок с изображением комнаты, в которой находятся разные вещи и предметы, характеризующие ее хозяина. Нужно составить рассказ о том, чем занимается хозяин комнаты. Выигрывает пара, составившая самый интересный рассказ.
1.4 Грамматические игры
1. «Модальные глаголы». Цель: автоматизация употребления модальных глаголов в устной речи.
Ход игры: образуются две команды. Одна команда придумывает предложение с заданным модальным глаголом. Другая команда должна отгадать это предложение.
С этой целью задаются вопросы типа: Можете ли вы...? Должны ли вы...? Затем это же задание выполняет вторая команда, и игра продолжается.
2. «Игра в мяч». Цель: автоматизация употребления форм глагола в устной речи.
Ход игры: образуются две команды. Представитель первой команды придумывает предложение с изученным глаголом. Он бросает мяч партнеру из второй команды и называет предложение, пропуская глагол. Поймавший мяч повторяет предложение, вставляя правильную форму глагола, бросает мяч партнеру из первой команды и называет свое предложение, опуская глагол, и т.д.
3. «Кубики». Цель: автоматизация употребления конструкции в устной речи.
Ход игры: для игры изготавливаются кубики, на гранях которых наклеены картинки с изображением предметов или животных. Обучаемые делятся на две команды. Участники по очереди выходят к столу, подбрасывают кубик и называют предложение с отрабатываемой конструкцией, соответствующее сюжету картинки на одной из граней кубика. За каждое правильно придуманное предложение команда получает очко. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.
2 Игровые упражнения для работы с лексическим и грамматическим материалом
Основной задачей этой
группы упражнений является управление
учебно-познавательной деятельностью
обучаемых и формирование у них
лексических и грамматических навыков,
а также организация
«Запомните предметы». Цель: запоминание и контроль лексики.
Разложить предметы на столе на 1-2 минуты. Затем накрыть бумагой и записать название предметов, которые запомнили.
3 Психологические игры для обучения навыкам и умениям лексико-грамматического оформления речевых высказываний
Основными функциями психологических игр в обучении иностранному языку являются создание у обучаемых внутренней наглядности, необходимой для представления на учебном занятии определенной ситуации, а также интенсивная тренировка употребления усваиваемого лексического и грамматического материала.
«Лес». Цель: формирование лексического навыка на материале тематической группы слов.
Ход игры: обучаемым предлагается сыграть роль деревьев и растений в лесу и прокомментировать на иностранном языке все, что происходит с ними. Используется доска со списком необходимых слов.
4 Игра как средство
формирования лексических
школьников (1-3 класс)
Об обучающих возможностях
игр известно давно. В игре особенно
полно и порой неожиданно проявляются
способности человека, ребенка в
особенности. Игра является неотъемлемой
частью деятельности учащихся младшего
возраста и с ее помощью как
средства обучения повышается эффективность
и коммуникативная
Игра как средство обучения
рассматривается в
Известно, что младший
школьный возраст (1-3 класс) является наиболее
благоприятным для усвоения иностранного
языка. Природная любознательность,
высокие имитационные способности,
пластичность природного механизма
усвоения языка, потребность в познании
нового, является весьма благоприятными
факторами для успешного
Игра как «особо организационное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил» позволяет успешно решать важные методические и психологические задачи, такие как:
- создание психологической готовности детей к речевой деятельности, общению;
- обеспечение естественной
необходимости многократного
- тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи;
- снятие усталости и напряженности.
Таким образом, игровая форма занятий помогает младшим школьникам избежать дополнительной нагрузки и создает условия для прочного усвоения языкового материала в обстановке, приближающейся к естественной.
Упражнения игрового характера могут быть разными по своему назначению, содержанию, способам организации их проведения, материальной оснащенности, количеству участников и т. д.
С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать фонетические, грамматические, лексические, орфографические навыки) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развить наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д.
М.Ф. Стронин(Стронин,1984:273) классифицирует
учебные игры в соответствии с аспектами
языка на подготовительные
(грамматические, лексические, орфографические,
фонетические, игры на усвоение правил
чтения) и на творческие
(аудитивные и речевые) [1, с. 5].
В классификации Л.Г. Денисовой (Денисова,2007:68)к уже вышеназванным видам учебных игр автор добавляет ролевую игру или "драматизации" .
Все виды учебных игр имеют большое значение в обучении иностранному языку младших школьников, преследуют определенные цели и могут использоваться на разных этапах усвоения языковых знаний и формирования речевых умений и навыков.
Лексические игры помогают запомнить лексические единицы, тренируют учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке, развивают речевую реакцию учащихся, знакомят их с сочетаемостью слов, то есть способствуют формированию прочных лексических навыков.
Ниже приведены некоторые игровые приемы, использованные нами для ознакомления/презентации, первичной активизации и тренировки тематической лексики.
"Кто правильно соединит?"
Вводимые лексические единицы: Tennis spielen, Schi laufen......
Наглядные средства: карточки