Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 22:52, курсовая работа
Цель: раскрыть методику игровой деятельности в процессе обучения.
Цель способствует раскрытию решения следующих задач:
на основе изученной литературы определить назначение игровой деятельности в учебном процессе;
описать методику организации игровой деятельности на уроке;
3) установить частоту использования игры в организации учебного процесса и ее эффективность.
Введение
§1 История вопроса
§2 Функции игр
§3 Психологические основы игры
§4 Технология игры в процессе обучения
§5 Теоретические основы использования игры
§6 Трактовка и мотивы игр
§7 Практическая часть
§8 Рекомендации по использованию учебных игр
Заключение
Список литературы
§4 Технология игры в процессе обучения
В данном параграфе будут рассмотрены: формы игровой деятельности, виды игр и технология игр в процессе обучения.
Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить обучающегося осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т. е. формулировать цели и программы собственной, как правило, глубоко скрытой в обычной обстановке, самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.
Опираясь на работу П. И. Пидкасистого (Пидкасистый,1999:173) , мы можем утверждать, что все игры делятся на естественные и искусственные. Естественная игра есть спонтанная ориентировочная деятельность, благодаря которой, человек самостоятельно осваивает новые формы и способы действия в привычной и непривычной обстановке.
Главное отличие искусственной игры от естественной заключается в том, что человек знает, что он играет, и на основе этого очевидного знания широко использует игру в своих целях .
Можно выделить шесть известных организационных форм игровой деятельности: индивидуальную, одиночную,парную групповую, коллективную, массовую форму игры.
- к индивидуальным формам игр можно отнести игру одного человека с самим собой во сне и наяву, а также с различными предметами и знаками.
- Одиночная форма – это деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью отрезультатов достижения поставленной ими искомой целью.
- Парная форма – это игра одного человека с другим человеком, как правило в обстановке соревнования и соперничества.
- Групповая форма – это игра трех или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и туже цель.
- Коллективная форма – это групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников.
- Массовая форма игры есть тиражированная одиночная игра с прямой и обратной связью от общей цели, которую одновременно преследуют миллионы людей.
Человеческий мозг, благодаря сверхсветовой скорости отражения и обмена информацией, способен заранее создавать мысленный образ будущего результата своей деятельности и в тоже время ставить перед собой новые цели. Это универсальная и самая важная закономерность развития биомашинных систем, без которой невозможна адаптация, а значит и функционирование.
Говоря о структуре игровой деятельности человека все искусственные игры независимо от очевидных различий обладают общей структурой, благодаря которой искусственные игры образуют единую систему игровой деятельности человечества.
Игра есть упорядоченная система различных предметов и разнообразных действий с ними, что само собой означает наличие жестких и гибких связей, прямой или опосредованный контакт между игроками.
В каждой искусственной игре есть свой порядок, своя система и свой конкретный механизм.
Воля и мышление игрока, благодаря единому механизму исполнения операций с предметами игры, становятся приемами и способами его игровой деятельности, где для самостоятельного творчества всегда открыты самые широкие возможности.
Процесс игры – это оживший механизм игры в реальных действиях игроков.
Цель игры есть наибольший результат игровых действий,достигнутый игроками по всем правилам и зафиксированный арбитром в момент окончания игры.
Цель игры можно
представить как сумму
И так, в ходе исследований было выяснено, что игра обладает такой особенностью, как универсальность: использование игровых приемов можно приспосабливать к разным целям и задачам. Игровые приемы выполняют множество функций в процессе развития ребенка, облегчают учебный процесс, помогают усвоить увеличивающийся с каждым годом материал и ненавязчиво развивают необходимые компетенции.
Игра не противостоит традиционному типу обучения, не противоречит современным педагогическим теориям и в будущем может стать одной из форм интегрированного обучения, в котором должны объединиться все типы обучения, все лучшее, что было, есть и будет в теории и технологии обучения в условиях модернизации образования.
Игра имеет две цели:
1. Выполнение реальных действий, связанных с решением конкретных или нестандартных задач;
2. Деятельность носит
условный характер, что позволяет
отвлечься учащимся от
§5 Теоретические основы использования игры
Значение игры в развитии и воспитании ребенка уникально, так как игра
позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность.
Сущность игры заключается
в том, что в ней важен
не результат, а сам процесс,
процесс переживаний,
В.Л. Сухомлинский писал:
«Игра – это искра, зажигающая
огонек пытливости и
Я полностью согласна м
мнением Сухомлинского и
Через творчество и игрушки ребенок может успешно освоить многие элементы и виды человеческой деятельности. Ребенок, мало играющий, теряет в своем развитии, так как в игре «ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя» .
Большое внимание игре как
средству развития ребенка уделял А.С.
Макаренко (Макаренко,1959:258). По его мнению,
игра - это важный воспитательный фактор
в процессе становления личности. Игра
- не только забава, веселое времяпрепровождение.
Она всегда требует деятельности ребенка,
а потому является своеобразной подготовкой
к труду, школой, вырабатывающей навыки
общения, находчивость, выдержку, смекалку.
Игры только кажутся чем-то необязательным
в жизни будущего гражданина, на самом
же деле требуют максимальной энергии,
ума, самостоятельности, становясь, порой
подлинно напряженным трудом, ведущим
через усилие к удовлетворению. «Игра
имеет важное значение в жизни ребенка.
Каков ребенок в игре, таким во многом
он будет в работе, когда вырастет. Поэтому
воспитание будущего деятеля происходит
прежде всего в игре…». А.С. Макаренко(Макаренко,1959:375)
Мне мнение Макаренко импонирует, потому что я думаю, что коллектив приучает к общению и помогает лучше увидеть и различать действительность.
Исходя из слов великого
педагога, можно сделать вывод
о том, что игра для ребенка
необходима, потому что именно в
ней получают свое становление и
развитие, основные жизненно необходимые
психические процессы и свойства.
В то же время игра - есть очень
близкая и привычная для
§6 Трактовка и мотивы игр
В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д.Ушинский (1989:85), П.П. Блонский (1997),С.Л. Рубинштейн (1989) и др.
Различные исследователи
и мыслители зарубежья
Особой известностью пользуется теория К. Гросса (Гросс,2000:712). Он усматривает сущность игры в том, что она служит подготовкой к серьезной дальнейшей деятельности; в игре человек, упражняясь, совершенствует свои способности. Основное достоинство этой теории, завоевавшей особую популярность, заключается в том, что она связывает игру с развитием и ищет смысл ее в той роли, которую она в развитии выполняет. Основной недостаток – эта теория указывает лишь «смысл» игры, а не ее источник, не вскрывает причин, вызывающих игру, мотивов, побуждающих играть. Объяснение игры, исходящее из результата, к которому она приводит, превращаемого в цель, на которую она направлена, принимает у Гросса сугубо телеологический характер, телеология в ней устраняет причинность. А поскольку Гросс пытается указать источники игры, он, объясняя игры человека так же, как игры животных, ошибочно сводит их целиком к биологическому фактору, к инстинкту.
В теории игры, сформулированной Г. Спенсером Спенсер,1998:83), который в свою очередь развил мысль Ф. Шиллера(1989:94), источник игры усматривается в избытке сил: избыточные силы, не израсходованные в жизни, в труде, находят себе выход в игре. Но наличие запаса неизрасходованных сил не может объяснить направления, в котором они расходуются, того, почему они выливаются именно в игру, а не в какую-нибудь другую деятельность; к тому же играет и утомленный человек, переходя к игре как к отдыху.
Трактовка игры как расходования или реализации накопившихся сил, по мнению С.Л. Рубинштейна (Рубинштейн,1989:463), является формалистской, поскольку берет динамический аспект игры в отрыве от ее содержания. Именно поэтому подобная теория не в состоянии объяснить игру.
Теория игры как
деятельности, порождаемой удовольствием,
является частным выражением
гедонистической теории
Таким образом, круг
замыкается: из проявления творческой
активности, воплощающей красоту
и очарование жизни, игра
Л.С. Выготский (Выготский, 1982:488) и его ученики считают исходным, определяющим в игре то, что человек, играя, создает себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определенную роль, сообразно тем переносимым значениям, которые он при этом придает окружающим предметам.
Переход действия в
воображаемую ситуацию
Основные недостатки этой трактовки таковы:
Она сосредотачивается на структуре игровой ситуации, не вскрывая источников игры. Перенос значений, переход в мнимую ситуацию не является источником игры. Попытка истолковать переход от реальной ситуации к мнимой как источник игры могла бы быть понята лишь как отзвук психоаналитической теории игры.
Интерпретация игровой
ситуации как возникающей в
результате переноса значения
и тем более попытка вывести
игру из потребности играть
значениями является сугубо