Использование учебных игр в процессе обучения иностранному языку младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 22:52, курсовая работа

Описание работы

Цель: раскрыть методику игровой деятельности в процессе обучения.
Цель способствует раскрытию решения следующих задач:
на основе изученной литературы определить назначение игровой деятельности в учебном процессе;
описать методику организации игровой деятельности на уроке;
3) установить частоту использования игры в организации учебного процесса и ее эффективность.

Содержание

Введение
§1 История вопроса
§2 Функции игр
§3 Психологические основы игры
§4 Технология игры в процессе обучения
§5 Теоретические основы использования игры
§6 Трактовка и мотивы игр
§7 Практическая часть
§8 Рекомендации по использованию учебных игр
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая 5 курс наброски первая часть.docx

— 190.66 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§4 Технология игры в процессе обучения

В данном параграфе будут  рассмотрены: формы игровой деятельности, виды игр и технология игр в процессе обучения.

Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить обучающегося  осознавать мотивы своего  учения, своего поведения в игре и в жизни, т. е. формулировать цели и программы собственной, как правило, глубоко скрытой в обычной обстановке,  самостоятельной  деятельности  и  предвидеть  ее ближайшие результаты.

 Опираясь на работу  П. И. Пидкасистого (Пидкасистый,1999:173) , мы можем утверждать,  что все игры   делятся   на   естественные  и искусственные.    Естественная    игра    есть     спонтанная ориентировочная      деятельность,      благодаря которой, человек  самостоятельно осваивает новые формы  и  способы  действия   в  привычной  и непривычной обстановке.

  Главное отличие искусственной игры   от   естественной заключается в том, что человек знает, что  он  играет,  и  на основе этого очевидного  знания  широко  использует  игру   в своих целях .

 Можно  выделить  шесть  известных организационных форм игровой  деятельности: индивидуальную, одиночную,парную групповую, коллективную, массовую форму игры.

 - к  индивидуальным  формам  игр можно отнести   игру  одного человека  с самим собой во сне и наяву, а также с  различными предметами и знаками.

- Одиночная форма – это деятельность одного игрока  в системе имитационных  моделей с прямой  и   обратной   связью отрезультатов достижения поставленной ими искомой целью.

- Парная форма – это  игра одного человека с другим  человеком, как правило в обстановке  соревнования и соперничества.

- Групповая форма – это игра  трех  или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и туже цель.

-   Коллективная  форма – это групповая игра,    в   которой соревнование  между  отдельными  игроками   заменяют  команды соперников.

  - Массовая форма игры  есть  тиражированная  одиночная  игра с прямой и обратной связью от общей цели, которую  одновременно преследуют миллионы людей.

Человеческий    мозг, благодаря сверхсветовой скорости  отражения и   обмена   информацией, способен   заранее   создавать   мысленный   образ   будущего результата своей деятельности  и в тоже время  ставить  перед собой  новые  цели.  Это   универсальная   и   самая   важная закономерность  развития  биомашинных систем,  без которой невозможна адаптация, а значит и  функционирование.

 Говоря о структуре игровой деятельности человека все искусственные игры независимо от  очевидных различий обладают общей  структурой, благодаря которой искусственные игры образуют  единую    систему   игровой деятельности человечества.

Игра есть упорядоченная  система  различных  предметов  и разнообразных действий   с  ними,  что  само  собой  означает наличие жестких и гибких связей, прямой  или   опосредованный контакт между игроками.

  В каждой  искусственной игре  есть  свой  порядок,  своя система и свой конкретный механизм.

 Воля  и  мышление   игрока,   благодаря   единому   механизму исполнения операций с предметами игры, становятся приемами  и способами его игровой деятельности,  где для самостоятельного творчества всегда открыты самые широкие возможности.

 Процесс игры – это оживший механизм игры в  реальных действиях игроков.

Цель игры есть наибольший результат игровых действий,достигнутый игроками  по  всем   правилам  и  зафиксированный арбитром  в момент окончания игры.

 Цель игры можно  представить как сумму результатов  игровых действий и  как  максимальный  результат каждого конкретного игрока.

И так, в ходе исследований было выяснено, что игра обладает такой  особенностью, как универсальность: использование игровых приемов  можно приспосабливать к разным целям и задачам. Игровые приемы выполняют множество функций  в процессе развития ребенка, облегчают  учебный процесс, помогают усвоить  увеличивающийся с каждым годом  материал и ненавязчиво развивают  необходимые компетенции.

Игра не противостоит традиционному  типу обучения, не противоречит современным  педагогическим теориям и в будущем  может стать одной из форм интегрированного обучения, в котором должны объединиться все типы обучения, все лучшее, что  было, есть и будет в теории и  технологии обучения в условиях модернизации образования.

Игра имеет две цели:

 

1. Выполнение реальных  действий, связанных с решением  конкретных или нестандартных  задач;

 

2. Деятельность носит  условный характер, что позволяет  отвлечься учащимся от реальных  ситуаций, дать волю фантазии, снять  барьер страха, получить хорошую  отметку (что немало важно для  ребенка в начальной школе!).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§5 Теоретические основы использования игры

Значение игры в развитии и воспитании ребенка уникально, так как игра

позволяет каждому ребенку  ощутить себя субъектом, проявить и  развить свою личность.

 Сущность игры заключается  в том, что в ней важен  не результат, а сам процесс,  процесс переживаний, связанных  с игровыми действиями. Хотя ситуации  проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны.  «В игре нет людей серьезнее,  чем маленькие дети. Играя, они  не только смеются, но и глубоко  переживают, иногда страдают». Эта  специфическая особенность игры  несет в себе большие воспитательные  возможности, так как, управляя  содержанием игры, педагог может  программировать определенные положительные  чувства играющих детей. 

 В.Л. Сухомлинский писал:  «Игра – это искра, зажигающая  огонек пытливости и любознательности».  Он так же отмечал, что «…духовная  жизнь ребенка полноценна лишь  тогда, когда он живет в мире  игры, сказки, музыки, фантазии, творчества» .

Я полностью согласна м  мнением Сухомлинского и считаю, что именно игра это начало познания мира через что-то новое и интересное. С самого детства родители читают детям сказки, дают слушать детские  песни. С этого и начинается познание мира через игру.

Через творчество и игрушки  ребенок может успешно освоить  многие элементы и виды человеческой деятельности. Ребенок, мало играющий, теряет в своем развитии, так как  в игре «ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя» .

Большое внимание игре как  средству развития ребенка уделял А.С. Макаренко (Макаренко,1959:258). По его мнению, игра - это важный воспитательный фактор в процессе становления личности. Игра - не только забава, веселое времяпрепровождение. Она всегда требует деятельности ребенка, а потому является своеобразной подготовкой к труду, школой, вырабатывающей навыки общения, находчивость, выдержку, смекалку. Игры только кажутся чем-то необязательным в жизни будущего гражданина, на самом же деле требуют максимальной энергии, ума, самостоятельности, становясь, порой подлинно напряженным трудом, ведущим через усилие к удовлетворению. «Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…». А.С. Макаренко(Макаренко,1959:375)считал, что «детский коллектив, не играющий, не будет настоящим детским коллективом. Игра должна заключаться не только в том, что мальчик бегает по площадке и играет в футбол, а в том, что каждую минуту своей жизни он немного играет, он приближается к какой-то ступеньке воображения, фантазии, он что-то из себя немного воображает, он чем-то более высоким себя чувствует, играя. Воображение развивается только в коллективе, обязательно играющем».

Мне мнение Макаренко импонирует, потому что я думаю, что коллектив  приучает к общению и помогает лучше увидеть и различать  действительность.

 

Исходя из слов великого педагога, можно сделать вывод  о том, что игра для ребенка  необходима, потому что именно в  ней получают свое становление и  развитие, основные жизненно необходимые  психические процессы и свойства. В то же время игра - есть очень  близкая и привычная для ребенка  деятельность, в которой малыш  чувствует себя комфортно и раскованно. И это дает огромное преимущество педагогам. По утверждению А.С. Макаренко (1967,75) игру необходимо включать в педагогический процесс, игра является одним из путей развития личности ребенка.

 

 

 

 

 

§6 Трактовка и мотивы игр

 В отечественной педагогике  и психологии проблему игровой  деятельности разрабатывали К.Д.Ушинский (1989:85), П.П. Блонский (1997),С.Л. Рубинштейн (1989) и др.

 Различные исследователи  и мыслители зарубежья нагромождают  одну теорию игры на другую – К. Гросс, Ф. Шиллер, Г. Спенсер, К. Бюлер , З. Фрейд, Ж. Пиаже и др. Каждая из них как будто отражает одно из проявлений многогранного явления игры, и ни одно, по-видимому, не охватывает подлинной ее сущности.

 

 Особой известностью  пользуется теория К. Гросса (Гросс,2000:712). Он усматривает сущность игры в том, что она служит подготовкой к серьезной дальнейшей деятельности; в игре человек, упражняясь, совершенствует свои способности. Основное достоинство этой теории, завоевавшей особую популярность, заключается в том, что она связывает игру с развитием и ищет смысл ее в той роли, которую она в развитии выполняет. Основной недостаток – эта теория указывает лишь «смысл» игры, а не ее источник, не вскрывает причин, вызывающих игру, мотивов, побуждающих играть. Объяснение игры, исходящее из результата, к которому она приводит, превращаемого в цель, на которую она направлена, принимает у Гросса сугубо телеологический характер, телеология в ней устраняет причинность. А поскольку Гросс пытается указать источники игры, он, объясняя игры человека так же, как игры животных, ошибочно сводит их целиком к биологическому фактору, к инстинкту.

 

 В теории игры, сформулированной  Г. Спенсером Спенсер,1998:83), который в свою очередь развил мысль Ф. Шиллера(1989:94), источник игры усматривается в избытке сил: избыточные силы, не израсходованные в жизни, в труде, находят себе выход в игре. Но наличие запаса неизрасходованных сил не может объяснить направления, в котором они расходуются, того, почему они выливаются именно в игру, а не в какую-нибудь другую деятельность; к тому же играет и утомленный человек, переходя к игре как к отдыху.

 

Трактовка игры как расходования или реализации накопившихся сил, по мнению С.Л. Рубинштейна (Рубинштейн,1989:463), является формалистской, поскольку берет динамический аспект игры в отрыве от ее содержания. Именно поэтому подобная теория не в состоянии объяснить игру.

 

 Теория игры как  деятельности, порождаемой удовольствием,  является частным выражением  гедонистической теории деятельности, т.е. теории, которая считает, что  деятельность человека генерируется  принципом удовольствия или наслаждения.  Мотивы человеческой деятельности  так же многообразны, как и  она сама; та или иная эмоциональная  окраска является лишь отражением  и производной стороной реальной подлинной мотивации . Как и динамическая теория Шиллера-Спенсера (1989:474), гедонистическая теория упускает из виду реальное содержание действия, в котором заключен его подлинный мотив, отражающийся в той или иной эмоционально эффективной окраске. Такое понимание игры фактически неудовлетворительно, потому что оно могло бы быть применимо лишь к самым ранним «функциональным» играм и неизбежно исключает более высокие ее формы.

 

 Таким образом, круг  замыкается: из проявления творческой  активности, воплощающей красоту  и очарование жизни, игра превращается  в свалку для того, что из  жизни вытеснено; из продукта  и фактора развития она становится  выражением недостаточности и  неполноценности, из подготовки  к жизни она превращается в  бегство от нее.

 

 Л.С. Выготский (Выготский, 1982:488) и его ученики считают исходным, определяющим в игре то, что человек, играя, создает себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определенную роль, сообразно тем переносимым значениям, которые он при этом придает окружающим предметам.

 

 Переход действия в  воображаемую ситуацию действительно  характерен для развития специфических  форм игры. Однако создание мнимой  ситуации и перенос значений  не могут быть положены в  основу понимания игры.

 

 Основные недостатки  этой трактовки таковы:

 

Она сосредотачивается на структуре игровой ситуации, не вскрывая источников игры. Перенос значений, переход в мнимую ситуацию не является источником игры. Попытка истолковать  переход от реальной ситуации к мнимой как источник игры могла бы быть понята лишь как отзвук психоаналитической теории игры.

 

 Интерпретация игровой  ситуации как возникающей в  результате переноса значения  и тем более попытка вывести  игру из потребности играть  значениями является сугубо интеллектуалистической.

Информация о работе Использование учебных игр в процессе обучения иностранному языку младших школьников