Использование учебных игр в процессе обучения иностранному языку младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 22:52, курсовая работа

Описание работы

Цель: раскрыть методику игровой деятельности в процессе обучения.
Цель способствует раскрытию решения следующих задач:
на основе изученной литературы определить назначение игровой деятельности в учебном процессе;
описать методику организации игровой деятельности на уроке;
3) установить частоту использования игры в организации учебного процесса и ее эффективность.

Содержание

Введение
§1 История вопроса
§2 Функции игр
§3 Психологические основы игры
§4 Технология игры в процессе обучения
§5 Теоретические основы использования игры
§6 Трактовка и мотивы игр
§7 Практическая часть
§8 Рекомендации по использованию учебных игр
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая 5 курс наброски первая часть.docx

— 190.66 Кб (Скачать)

Введение

Игра - наиболее доступный  для  детей  вид  деятельности, способ   переработки   полученных   из    окружающего    мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности  мышления  и воображения   ребенка,   его   эмоциональность,   активность, развивающаяся потребность в общении.

 Интересная игра повышает  умственную активность ребенка,  и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но  это не значит, что занятия  должны  проводиться  только  в  форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты  только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими.

  Играя, дети учатся  применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в  разных условиях.

 Игра - это самостоятельная  деятельность, в  которой дети вступают  в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее   достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий  след  в сознании  ребенка  и способствуют формированию добрых чувств,    благородных стремлений, навыков коллективной жизни.

Игра   занимает  большое  место  в  системе  физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания.  Ребенку нужна активная  деятельность,  способствующая  повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы и социальные потребности.

 Игра имеет большое образовательное  значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями  повседневной жизни.

  Они  учатся  решать  самостоятельно   игровые   задачи, находить    лучший    способ    осуществления    задуманного, пользоваться своими знаниями и выражать их словом.

Нередко игра служит поводом для сообщения  новых  знаний, для  расширения  кругозора.  С  развитием  интереса  к  труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам  людей у  детей  появляются  первые мечты о   будущей   профессии, стремлении подрожать любимым героям.  Все это делает  игру важным средством создания направленности ребенка, который начинает складываться еще в дошкольном детстве.

Таким образом игровая  деятельность  является  актуальной проблемой процесса обучения.

Актуальность проблемы определила выбор темы моей курсовой работы. Анализ работ П.И. Пидкасистого и Ж.С. Хайдарова (Пидкасистый и Хайдаров, 1996:89); Д.В. Эльконина ( Эльконин, 1999: 183) и других позволили  определить   цель  и  задачи  исследования.

Объект  исследования –  процесс обучения при использовании  ролевых игр.

Предмет исследования - использование  ролевых игр при обучении.

 Цель: раскрыть методику  игровой деятельности  в  процессе обучения.

Цель способствует раскрытию решения следующих задач:

  1. на основе изученной литературы определить назначение  игровой деятельности в учебном процессе;
  2. описать методику организации игровой деятельности на уроке;

3) установить частоту  использования  игры  в   организации учебного процесса и ее эффективность.

 Вышеуказанные    задачи    определили    круг     методов педагогического  исследования:

  - беседа;

- наблюдение.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- обоснован выбор игровых методов при обучении, максимально способствующий сохранению мотивации учащихся на всех этапах обучения;

- выявлены взаимообусловленные связи, при которых игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческой– поисковой деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

  • использование игры помогает сделать урок более интересным и увлекательным.
  • игра развивает умственную и волевую активность. Являясь сложным и одновременно увлекательным занятием, она требует огромной концентрации внимания, тренирует память, развивает речь.

 

- радость растущего человека, переполненность энергией, бьющие эмоции – наиболее типичное состояние ученика школьного возраста. Оно проявляется в радостном, игровом настроении, неукротимом стремлении придавать игровой характер любой деятельности, даже той, которая требует серьезного отношения. Этот аспект ясно доказывает актуальность использования ролевых игр в процессе обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1 История вопроса

В данном параграфе рассматривается: определение игры в целом, а также понятие «языковой игры» в лингвистике.

  Слово « игра »,  « играть » в русском   языке   чрезвычайно многозначно.  Слово « игра  » употребляется   в   значении развлечения, в переносном значении. Е.А. Покровский в своей работе «Детские подвижные игры» (1887:253) говорит, что понятие об « игре » различно  у разных народов. Так, у древних греков слово « игра » означало действие, свойственное детям, выражая  главным  образом то, что у нас называется « придаваться ребячеству». У евреев слово  « игра » соответствовало понятие о шутке  и  смехе.  В последствии на всех европейских языках словом  « игра » стали обозначать обширный круг действий человеческих,  - с одной стороны  не  претендующих  на  тяжелую  работу,  с  другой  – доставляющих людям веселье и удовольствие. Таким образом ,  в этот круг понятий стало входить все, начиная от детской  игры в солдатики до трагического воспроизведения героев  на  сцене театра.

Термином "языковая игра", введенным в лингвистику Л. Витгенштейном (Витгенштейн, 1999:84) обозначается специфическое употребление языковых единиц, осознанное говорящим в функциональном отношении, т.е. соотнесенное со сферой общения. Я. и. связана с активностью языковой личности и способностью творчески использовать языковые знания.

 Слово « игра »  не является  научным  понятием  в  строгом смысле этого  слова. Может быть именно потому, что  целый  ряд исследователей  пытались  найти  нечто  общее  между   самыми разнообразными и разнокачественными действиями, обозначенными словом «  игра  »,  мы  и  не  имеем  до  настоящего  времени удовлетворительного  разграничения   этих   деятельностей   и удовлетворительного объяснения разных форм игры.

Лично я для себя принимаю определение игры, как вида деятельность, который заключается в психологической  вовлеченность в какой-либо процесс.

 

 

§2 Функции игр

Игре приписывают самые разнообразные функции, как  чисто образовательные,  так  и  воспитательные. Поэтому  возникает необходимость более точно определить влияние игры на развитие ребенка и найти  её  место  в  общей  системе  воспитательной работы учреждений для детей.

Необходимо более точно  определить те стороны психического развития  и  формирования  личности   ребёнка,   которые   по преимуществу  развиваются  в  игре    или   испытывают   лишь ограниченное воздействие в других видах деятельности.

Исследование значения игры для  психического  развития  и формирования  личности  очень  затруднено.  Здесь  невозможен чистый эксперимент просто потому, что нельзя  изъять  игровую деятельность из жизни детей и посмотреть, как при этом  будет идти процесс развития.

 Главнейшим  является  значение  игры  для   мотивационно-потребностной сферы ребёнка. Согласно работам Д.Б. Эльконина (Эльконин,1999:360) проблема мотивов и потребностей  выдвигается на первый план.

  В основе  трансформации  игры  при  переходе  от  периода пред дошкольного к дошкольному детству лежит  расширение круга человеческих  предметов,  овладение  которыми  встаёт  теперь перед ребенком как задача и мир которых осознается им в ходе его дальнейшего психического развития. Само  расширение  круга предметов,   с    которыми    ребёнок    хочет    действовать самостоятельно,  является  вторичным.  В  его  основе   лежит «открытие»  ребёнком  нового мира,  мира   взрослых   с   их деятельностью,  их  функциями,  их  отношениями.  Ребёнок  на границе перехода от предметной к ролевой игре ещё не знает ни общественных отношений взрослых, ни общественных функций,  ни общественного  смысла  их  деятельности.   Он   действует   в направлении  своего  желания,  объективно   ставит   себя   в положение  взрослого,  при  этом   происходит   эмоционально-действенная ориентация в  отношении  взрослых  и  смыслах  их деятельности.  Здесь  интеллект  следует   за   эмоционально- действенным переживанием.

В игре происходит первичная эмоциональная ориентация в смыслах  человеческой  деятельности,  возникает  осознание своего ограниченного места в  системе  отношений  взрослых  и потребность быть взрослым. Значение  игры  не  ограничивается тем, что у  ребёнка  возникают  новые  по  своему  содержанию мотивы деятельности и связанные с  ними  задачи.

Итого по этому параграфу  мы можем сказать что существенно важным   является   то,   что   в   игре   возникает    новая психологическая   форма    мотивов.    Гипотетически    можно представить себе, что именно в  игре  происходит  переход  от непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщённых намерений, стоящих на грани сознательности. И поэтому для нас очень важно будет рассмотреть игру с психологической точки зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§3 Психологические основы игры

 

В этом параграфе будут  рассмотрены действия ребенка в  игре, на что опирается ребенок  при понимании материальных заместителей. Также мы рассмотрим перестройку  поведения ребенка в игровой  деятельности. Рассматривая действия ребёнка в игре, легко заметить, что ребёнок  уже  действует  со  значениями  предметов,  но   еще опирается   при  этом  на  их  материальные   заместители  - игрушки. Анализ развития  действий  в  игре  показывает,  что опора на предметы - заместители и действия с ними  все  больше сокращаются.

 Если на начальных этапах развития   требуется предмет - заместитель и относительно развернутое действие с ним,  то на более позднем этапе развития игры,  предмет  выступает  через слова  -  название  уже  как  знак  вещи,  а  действие-   как сокращенные и обобщенные жесты, сопровождающиеся речью.

Игра   выступает  как  такая деятельность, в которой происходит формирование предпосылок к переходу умственных действий на новый, более высокий  этап  умственных действий с опорой на речь. Функциональное развитие игровых  действий    вливается   онтогенетическое   развитие, создавая зону ближайшего развития умственных действий.

 В   игровой    деятельности    происходит    существенная перестройка поведения ребенка - оно становится  произвольным.

Под произвольным поведением  необходимо  понимать  поведение, осуществляющееся в соответствии с  образом  и  контролируемое путем сопоставления с этим образом как этапом.

 А. В. Запорожец (Запорожец,2008:1287) первым обратил внимание  на то, что характер движений, выполняемых ребенком  в условиях игры и в условиях прямого задания, существенно  различен, а именно он же установил, что  в  ходе  развития  меняется структура и организация движений. В них явно вычленяется фаза  подготовки и фаза выполнения.

 Эффективность выполнения, так и его организация существенно зависят от того, какое структурное место занимает  движение в осуществлении той роли, которую выполняет ребенок в процессе игровой и умственно-психологической деятельности.

Ига представляет собой  первую  доступную  для  школьника форму деятельности, которая предполагает сознательное воспитание и усовершенствование новых действий.

З. В. Манулейко в своем труде «Изменение моторики ребёнка  в  зависимости                 от условий и мотивов» (Мануйленко,1989:69) раскрывает вопрос о  психологическом механизме игры. Опираясь на ее работы,   можно  сказать,  что большое значение  в психологическом механизме игры  отводится мотивации деятельности. Выполнение роли, будучи  эмоционально привлекательным, оказывает стимулирующиевлияние на выполнение действий, в которой роль находит свое воплощение.

 Указание  на  мотивы  является,   однако   недостаточным.  Необходимо найти  тот  психический   механизм,  через  который мотивы могут оказывать это воздействие. При  выполнении  роли образец   поведения,   содержащийся    в   роли,   становится одновременно  этапом,  с  которым  ребенок  сравнивает   свое поведение, контролирует его. Ребенок в игре, выполняет как бы  две функции; с одной стороны он  выполняет  свою  роль,  а  с другой - контролирует свое поведение. Произвольное  поведение характеризуется не только наличием  образца,  но  и  наличием контроля за выполнением этого образца.  При выполнении  роли имеется своеобразное раздвоение, т. е.  «рефлексия».  Но  это еще не сознательный контроль, т.к. функция контроля еще слаба и часто требует поддержки со  стороны  ситуации,  со  стороны участников игры. В  этом  слабость  рождающейся  функции,  но значение игры в  том,  что  эта  функция  здесь  зарождается.

 Именно  поэтому   игру  можно  считать  школой   произвольного поведения.

Игра имеет значение и  для формирования дружного  детского коллектива,  и  для  формирования  самостоятельности,  и  для формирования положительного  отношения  к  труду  и  еще  для многого другого. Все  эти  воспитательные  эффекты  опираются как на свою основу, на то влияние, которое игра оказывает  на психическое развитие ребенка, на  становление  его  личности.

Подводя итоги этого параграфа  опираясь на теорию Ф. Шиллера и Г. Спенсера (Шиллер,Спенсер,1996:74) мы можем выделить следующие психологические основы игры:

  • мотив игрового действия лежит не в результате действия, а в самом процессе;
  • у ребенка, играющего в кубики, мотив игры лежит не в том, чтобы сделать постройку, а в том, чтобы делать ее, т. е. в содержании самого действия;
  • Не выиграть, а играть — такова общая формула мотивации игры.

Информация о работе Использование учебных игр в процессе обучения иностранному языку младших школьников