Использование сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:50, курсовая работа

Описание работы

Развитие родной речи играет важную роль в становлении личности человека, и он не может состояться как языковая личность, не освоив культуры речевого общения. По мнению А. Арушановой, ребёнок в детском саду должен овладеть не просто национальным языком, а культурой, национальными традициями речевого общения

Работа содержит 1 файл

Использование сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста..doc

— 130.50 Кб (Скачать)

Таким образом, в дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра.  Её характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.

В творческой ролевой игре, коммуникативной по своей природе, происходит дифференциация функций и форм речи. В ней совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной монологической речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей и планирующей функций речи. По словам Д.Б. Эльконина, новые потребности общения и ведущей игровой деятельности с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим строем, в результате чего речь становится более связной [].

Но не всякая игра положительно влияет на детскую речь. Прежде всего, это должна быть содержательная игра. Однако ролевая игра хотя и активизирует речь, но не всегда способствует овладению значением  слова и совершенствованию грамматической формы речи. А в случаях переучивания закрепляет неправильное словоупотребление, создаёт условия для возврата к старым неправильным формам. Это происходит потому, что в игре отражаются привычные для детей жизненные ситуации, в которых раньше складывались неправильные речевые стереотипы. Поведение детей в игре, анализ их высказываний позволяет сделать важные методические выводы: детская речь совершенствуется только под влиянием взрослого; в тех случаях, когда идёт «переучивание», нужно сначала выработать прочный навык употребления правильного обозначения и только потом создавать условия для включения слова в самостоятельную игру детей.

Положительно влияют на речь детей участие педагога в детских играх, обсуждение замысла и хода игры, привлечение их внимания к слову, образец лаконичной и точной речи, беседы о проведённых и будущих играх.

Метод развития речи  определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.

Сюжетно-ролевая игра выступает и как средство развития речи и как метод обучения родному (татарскому) языку [].

Творческие игры по своей природе отобразительные: в них дети отражают свои впечатления об окружающей жизни, знания, усвоенные ранее. В процессе игры эти знания поднимаются на новый уровень: переводятся в речевой план, следовательно, обобщаются, преобразуются, совершенствуются. Общение дошкольников в игре способствует их взаимному обогащению знаниями, поскольку дети обмениваются мнениями, обращаются за советом к взрослым, к иным источникам получения дополнительной информации.

Игра возможна при активной работе воображения, благодаря которому дети комбинируют впечатления, договариваясь о содержании предстоящей деятельности, входят в роль, используют самые разные игрушки и предметы.

Возникающая перед детьми необходимость согласовывать свои замыслы, договариваться о том, во что и как они будут играть, способствует развитию у детей планирующей функции мышления.

Игровые приёмы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребёнка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приёмы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному (татарскому) языку в детском саду.

Так, например, …

 

 

Таким образом, игра создаёт эмоциональный фон, важный для возникновения положительного отношения к самому педагогическому процессу, педагогу и его заданиям. Кроме того, в игре трудности выполнения требований и правил преодолеваются ребёнком охотно и с удовольствием. В игровых ситуациях дети запоминают в два раза больше слов, чем при обычной установке на запоминание. Игра, выдвигая перед ребёнком содержательные задачи, способствует активизации произвольного запоминания. В то же время она может служить основой и для непроизвольного запоминания заданного речевого материала и дальнейшего его непроизвольного воспроизведения. Использование игровых методов в обучении дошкольников весьма актуально и в связи с ориентацией на гуманизацию педагогического процесса.

Методика развития родной (татарской) речи дошкольников должна опираться на те особенности развития детей, которые обеспечивают опору на определённые преимущества дошкольников по отношению к обучению второму языку. Требовать от детей того же, что и преподаватель от школьников и тем более от взрослых – неразумно, вредно. Уникальность игрового, социального, речевого поведения малышей позволяет формировать двуязычие на совершенно иных принципах – когнитивных, эмоциональных, мнемонимических [], [].

В современной психолого-педагогической литературе существует ряд фактов, свидетельствующих  о целесообразности обучения второму языку в дошкольном возрасте. Исследования учёных (А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя, Е. Протасова и др.) по данной проблеме свидетельствуют о сензитивности, доступности ребёнка к восприятию и воспроизведению речи и возможности развить и сохранить гибкость речевого аппарата.

Пренебрежение индивидуальными и психологическими особенностями детей при обучении их второму языку ведёт к возникновению у них различного рода трудностям, осложняет путь достижения поставленных целей.

Элементы ролевой игры возникают и начинают развиваться в раннем детстве. В ролевой игре дети удовлетворяют своё стремление к совместной жизни со взрослыми и в особой, игровой форме воспроизводят взаимоотношения и трудовую деятельность взрослых людей.

В период дошкольного детства игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что ребёнок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, – игра вызывает качественные изменения в психике ребёнка.

Собственно игровое действие будет происходить тогда, когда ребёнок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом – другой. Игровое действие носит знакомый (символический) характер. Именно в игре наиболее ярко обнаруживается  формулирующаяся знаковая функция сознания ребёнка. Её проявление в игре и свои особенности: игровые заместители предметов могут иметь значительно меньшее сходство с самими предметами, чем, например, рисунок с изображаемой действительностью. Однако игровые заместители должны давать возможность действовать с ними так, как с замещаемым предметом. Поэтому, давая своё название избранному предмету-заместителю и приписывая ему определённые свойства, ребёнок учитывает и некоторые особенности самого предмета-заместителя. При выборе предметов-заместителей дошкольник исходит из реальных отношений предметов.

В игре существует два вида взаимоотношений – игровые и реальные. Игровые взаимоотношения – это отношения по сюжету и роли. В игровой деятельности дошкольник не только замещает предметы, но и берёт на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с этой ролью. Ребёнок может брать на себя роль коня или страшного зверя, но чаще всего он изображает взрослых людей – маму, воспитательницу, шофёра, продавца, врача, работника регистратуры и т.д. В игре ребёнку впервые открываются отношения, складывающиеся между людьми в процессе трудовой деятельности, их права и обязанности.

Например, в игре «…»

 

Роль в сюжетной игре как раз и заключается в том, чтобы исполнять обязанности, которые налагаются ролью, и осуществлять права по отношению к остальным участникам игры.

В ролевой игре дети отражают окружающее их многообразие действительности. Они воспроизводят сцены из семейного быта, из трудовой деятельности и взаимоотношений взрослых и т.д. Отражаемая в детских играх действительность становится сюжетом ролевой игры.

Например, в игре «…»  сюжет игры: …

 

Чем шире сфера действительности, с которой сталкиваются дети, тем шире и разнообразнее сюжеты игр. Поэтому, естественно, отмечает В.С. Мухина, младший дошкольник имеет ограниченное число сюжетов, а у старшего они чрезвычайно разнообразны.

Наряду с увеличением разнообразия сюжетов увеличивается длительность игр. Дети играют в сходные игры в любом возрасте, но по-разному.

Наличие сюжета ещё не характеризует игру полностью. В.С. Мухина подчёркивает, что наряду с сюжетом надо различать содержание ролевой игры. Содержанием игры является то, что ребёнок выделяет как основной момент деятельности взрослых. Дети разных возрастных групп, играя в игру с одним и тем же сюжетом, вносят в неё разное содержание [].

Содержание ролевой игры у старших дошкольников подчиняется правилам, вытекающим из взятой на себя роли. Дети этого возраста чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил. Исполняя в игре правила общественного поведения, дети часто спорят о том, что бывает и чего не бывает: «Мамы так не делают!»; «Разве доктор так обращается с больным?» и т.п.

Реальные взаимоотношения детей в ситуации игры – это взаимоотношения детей как партнёров, товарищей, выполняющих общее дело. Дети договариваются о сюжете, распределяют роли, обсуждают возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения. Например, дети договорились поиграть в семью, распределили роли мамы, папы, бабушки, дедушки, детей.

В игровой деятельности складываются определённые формы общения детей. Игра требует от ребёнка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение.

В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого.

Объединение детей в совместной игре способствует дальнейшему обогащению и усложнению содержания игр. Опыт каждого ребёнка ограничен. Он знаком со сравнительно узким  кругом действий, выполняемых взрослыми. В игре возникает обмен опытом. Дети перенимают друг у друга имеющиеся знания, обращаются за помощью к взрослым. В результате игры становятся многообразнее. Усложнение содержания игр ведёт, в свою очередь, не только к увеличению количества участников игры, но и к усложнению реальных взаимоотношений, к необходимости более чёткого согласования действий.

Реальные взаимоотношения могут возникать перед игрой, когда дети только договариваются между собой, но могут протекать в скрытом виде и в ходе самой игры. Они могут совпадать с возможной логикой сюжетных отношений. Но реальные взаимоотношения между детьми могут не соответствовать логике сюжетных отношений.

Игровые взаимоотношения могут быть осложнены реальными, если инициатор игры берёт на себя подчинённую роль, но реально продолжает руководить игрой.

С развитием умения создавать развёрнутый сюжетный замысел, планировать совместную деятельность ребёнок подходит к необходимости найти место среди играющих, наладить с ними связи, понять их желания и соразмерить с ними свои собственные желания и возможности. Уже при вступлении в игру дети обнаруживают индивидуальные особенности. Один требовательно кричит: «Я буду главным! Я!» Другие спокойно принимают это желание. Однако может найтись и такой, которого подобное заявление не будет устраивать. В этом случае возникает конфликт. Ребёнок, недовольный распределением ролей, может категорически отказаться от участия в игре: «Не буду с вами играть. И всё!» Но он может и вытеснить претендента на первое место: «А ну! Идите все сюда! Командовать буду я!»

Если дети не сумеют договориться между собой, игра распадается. Интерес к игре, желание участвовать в ней приводят к тому, что дети идут на взаимные уступки.

Средняя продолжительность занятий 30–35 минут для пятилетних- шестилетних детей в группах, не превышающих 10 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Методика проведения занятий строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, структуры лингвистических способностей детей и быть направлена на их развитие.

Таким образом, ролевая игра наиболее привлекательна для детей, так как, играя, они могут проявить полностью свою фантазию. Игра имеет большое значение для развития личности дошкольника: принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нём творческие возможности.

Общение на родном (татарском) языке в ролевой игре трудно для детей,  поэтому ведущая роль в развитии сюжета принадлежит воспитателю. Содержание отбирается с учётом накопленного детьми лексического багажа. Чтобы создать среду общения в игре на иностранном языке, важно включать персонажи из сказок, куклы, которые говорят только по-татарски.

 

Список литературы

1.      Алексеева М.М.  Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М, 1998.

2.      Бородич А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М. : Просвещение, 1981.

3.      Брусенцова Я. Предпосылки формирования общения в многоязычной семье / Я. Брусенцова // Язык моей республики: Сборник материалов Республиканской научно-практической конференции студентов педагогических колледжей (училищ) 9 апреля 2002 г. / Отв. ред. А.Н. Усевич. Отв. секр. Г.И. Амирханова. – Стерлитамак, 2002.

Информация о работе Использование сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста