Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:50, курсовая работа
Развитие родной речи играет важную роль в становлении личности человека, и он не может состояться как языковая личность, не освоив культуры речевого общения. По мнению А. Арушановой, ребёнок в детском саду должен овладеть не просто национальным языком, а культурой, национальными традициями речевого общения
Рассматривая специфику игры, исследователи (Н.А. Короткова и др.) выделяют общение как необходимое условие её возникновения и существования в детском обществе. Обусловив появление игровой деятельности на рубеже раннего и дошкольного возраста, организационно-деловое общение становится её неотъемлемой частью, что и позволяет рассматривать игру как «содержательное общение», метакоммуникативную деятельность. При этом игровой диалог выступает как «содержательное общение» – способ понимания, проникновения в смысл действий и намерения собеседника, связанный с организацией общей деятельности.
Таким образом, специфика игры состоит в том, что это интегративная деятельность ребёнка, в которой действия в воображаемом плане неразрывно связаны с общением, направленным на их организацию и осуществление. Анализ игры как интегративной деятельности позволяет утверждать, что освоение ребёнком позиции субъекта заключается в самостоятельном выдвижении игровых замыслов, поиске способов их реализации в процессе построения сюжета и создания выразительных игровых образов; использовании коммуникативных умений в общении, направленном на согласование и реализацию замыслов, создание общего эмоционально-положительного фона игры.
Другим, не менее важным мотивом выступает стремление к самоутверждению. В сюжетно-ролевых играх детей оно реализуется в том, что ребёнок стремится взять на себя главную роль, руководить другими.
Таким образом, современная отечественная теория игры базируется на положениях об её историческом происхождении, социальной природе, содержании и назначении в человеческом обществе.
Многочисленными психолого-педагогическими исследованиями доказано, что воспитательные возможности всех видов игр чрезвычайно велики. Взрослым важно реализовывать их так, чтобы не нарушать естественный ход игры, не лишать её «души» замечанием, указанием, нотацией, просто неосторожным словом.
Педагог, организуя жизнь и деятельность детей в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу, формирует навыки самоорганизации в игре.
По определению Р.С. Немова, ролевая игра – совместная групповая игра, в которой её участники распределяют, берут на себя и исполняют различные социальные роли: матери, отца, воспитателя, врача, ребёнка, ученика и т.п. Сюжетная игра – детская игра, в которой ребёнок воспроизводит сюжеты из событий реальной жизни людей, рассказов, сказок и т.п. []. По определению того же учёного, сюжетно-ролевая игра – это сочетание игровой деятельности с общением, имитирующее определённую социальную ситуацию и характерные для неё формы ролевого поведения участников [].
На протяжении всего дошкольного детства, пока ребёнок растёт и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остаётся наиболее характерным видом его деятельности. Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах психологов (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец) и педагогов (Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко). Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребёнок берёт на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке.
Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из её характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии её развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т.п. Каждый ребёнок свободен в выборе средств воплощения образа. При этом нет ничего невозможного: можно, сев в кресло-«ракету», очутиться на Луне, при помощи палочки-«скальпеля» сделать операцию. Такая свобода в реализации замысла игры и полёт фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни ещё долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнёров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения.
Но самое главное – в игре ребёнок воплощает свой взгляд, свои представления, своё отношение к тому событию, которое разыгрывает. На эту особенность игры указывал К.Д. Ушинский: «… в игре же дитя – зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями» [, с.438].
Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого сопряжена с активной работой воображения, с развитием у ребёнка способности отображать свои впечатления об окружающем мире. При разыгрывании роли творчество ребёнка принимает характер перевоплощения. Успешность его непосредственно связана с личным опытом играющего, степенью развития его чувств, фантазии, интересов. Дети проявляют большую изобретательность, подбирая игрушки, предметы, необходимые для игры, старшие дошкольники сами мастерят игрушки, помогающие полнее реализовать замысел, лучше справиться с ролью.
Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребёнку радость и удовольствие уже самим своим процессом.
Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль [].
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребёнком определённых действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия – одно из основных средств реализации сюжета.
Содержание игры, отмечает Д.Б. Эльконин, – это то, что воспроизводится ребёнком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.
В зависимости от глубины представлений ребёнка о деятельности взрослых меняется и содержание игр. В содержании игр выражены разные уровни проникновения ребёнка в деятельность взрослых. Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. Появляются сюжеты на основе впечатлений по мотивам мультсериалов и др. В настоящее время распространены игры-путешествия [], [].
Разнообразие содержания сюжетно-ролевых игр определяется знанием детьми тех сторон действительности, которые изображаются в игре, созвучностью этих знаний интересам, чувствам ребёнка, его личному опыту. Наконец, развитие содержания игр зависит от умения ребёнка выделять характерные особенности в деятельности и взаимоотношениях взрослых.
Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребёнком с помощью роли, которую он берёт. Роль – средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребёнка роль – это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребёнком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Подчинение ребёнка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры.
Таким образом, для дошкольников роль – это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребёнок оценивает поведение участников игры, а затем и своё собственное.
В последние годы ввиду того, что отмечается недостаточно высокий уровень сформированности игровой деятельности у детей дошкольного возраста, учёные (Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко) предлагают рассматривать руководство сюжетно-ролевой игрой как процесс постепенной передачи дошкольникам усложняющихся способов построения игры. Передача способов осуществляется в совместной игре взрослого и детей. Н.А. Короткова и Н.Я. Михайленко выделяют следующие способы построения игры:
1) последовательность предметно-игровых действий, с помощью которых дети имитируют реальное предметное действие, используя соответствующие предметы, игрушки;
2) ролевое поведение, с помощью которого ребёнок имитирует характерные для персонажа действия, используя речь, предметы;
3) сюжетосложение, посредством которого ребёнок выстраивает отдельные элементы сюжета в целостное событие.
Первым способом построения игры – предметно-игровыми действиями – дети (рано или поздно) овладевают в совместной со взрослыми деятельности. Два других способа (ролевое поведение, сюжетосложение) при стихийном развитии игры могут сформироваться неполноценно, на примитивном уровне [].
Существенно влияет на уровень коллективной игры в старшей группе развитие индивидуальной способности каждого ребёнка. «Известно, что в играх детей ярко отражаются их общее развитие и культура. Яркость и красочность содержания, богатство замысла, развитость этого замысла показывают богатство личности играющих детей», – писала А.П. Усова [, с. 154].
Роль воспитателя в самостоятельных играх детей старшего дошкольного возраста специфична. Воспитатель, с одной стороны, должен уметь внимательно и тактично наблюдать за играющими и охранять их самостоятельную игру, если она имеет воспитательное или развивающее значение. С другой стороны, он должен чутко руководить игрой, используя косвенные приёмы руководства (совет, вопрос, подсказка). Игровыми проблемными ситуациями воспитатель может повлиять на замысел игры, на содержание сюжета; может усложнить способ отображения действительности или выступить как равноправный партнёр по игре, выполняя главную или второстепенную роль; подавать реплики, регулирующие содержание игры, косвенно влиять на изменение игровой среды.
Как отмечает Е. Кравцова, игра ребёнка, в особенности игра ролевая, – интимный процесс. Особенно её начало, момент зарождения – интимный и спонтанный. Для возникновения игры часто нужен укромный уголок, некая изолированность от внешнего мира. Игра, как говорила известный детский психолог А.П. Усова, – это форма организации жизнедеятельности. Но для этого необходимо уметь и любить играть. Если же нет такого чувства – «Как это здорово – играть!», лучше не вмешиваться в детскую игру и не пытаться её организовывать. Е. Кравцова, подчёркивает, что надо помнить: способность включаться в игру – одно из главных качеств педагога-дошкольника [].
Главное в игре старших дошкольников – это содержательность их ролевого общения. Дети этого возраста могут играть самостоятельно, если владеют ролевым поведением (обозначают его игровыми действиями, эмоционально-интонационными средствами, татарской речью, соответствующей выполняемой роли) [].
Таким образом, важно умело связывать опыт, приобретённый детьми вне игры (повседневная жизнь, занятия, искусство), с содержанием и формированием их самостоятельной игровой деятельности.
Познакомившись с общей структурой сюжетно-ролевых игр, их руководством со стороны воспитателя, далее рассмотрим возможности их использования как метода развития родной (татарской) речи детей старшего дошкольного возраста.
Известно, что в игре развиваются два типа отношений: реальные детские взаимоотношения и игровые отношения. Оба типа отношений включают диалогическое общение.
Как отмечает Р.С. Немов, сюжетно-ролевая игра – это сочетание игровой деятельности с общением, имитирующее определённую социальную ситуацию и характерные для неё формы ролевого поведения участников [].
Общение является важнейшим средством развития речи (родной и иноязычной). Общение, по определению М.И. Лисиной, – это взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
В отечественной психологии общение рассматривается как сторона какой-либо другой деятельности и как самостоятельная коммуникативная деятельность. В трудах отечественных психологов убедительно показана роль общения со взрослыми в общем психическом развитии и развитии вербальной (словесной) функции ребёнка.
Речь, являясь средством общения, возникает на определённом этапе развития общения. Формирование речевой деятельности представляет собой сложный процесс взаимодействия ребёнка с окружающими людьми, осуществляемого с помощью материальных и языковых средств. Речь не возникает из самой природы ребёнка, а формируется в процессе его существования в социальной среде. Её возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребёнка, к овладению им всё новыми средствами общения, формами речи. Это происходит благодаря сотрудничеству ребёнка со взрослым, которое строится с учётом возрастных особенностей и возможностей детей.
Процессы развития речи и развития коммуникативной деятельности взаимосвязаны. Важное значение имеет вывод, сделанный М.И. Лисиной в результате исследований, что для развития речи недостаточно предлагать ребёнку разнообразный речевой материал – необходимо ставить перед ним новые задачи общения, требующие новых средств общения. Нужно, чтобы взаимодействие с окружающими обогащало содержание потребности ребёнка в общении []. Поэтому первостепенное значение имеет организация содержательного, продуктивного общения педагога с детьми.
Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность. Прежде всего, развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра.