Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:50, курсовая работа
Развитие родной речи играет важную роль в становлении личности человека, и он не может состояться как языковая личность, не освоив культуры речевого общения. По мнению А. Арушановой, ребёнок в детском саду должен овладеть не просто национальным языком, а культурой, национальными традициями речевого общения
27
Развитие родной речи играет важную роль в становлении личности человека, и он не может состояться как языковая личность, не освоив культуры речевого общения. По мнению А. Арушановой, ребёнок в детском саду должен овладеть не просто национальным языком, а культурой, национальными традициями речевого общения [, с.89].
Обучение детей родной речи в отечественной педагогике всегда рассматривали как приоритетное направление, поскольку язык – основное средство приобщения к сокровищнице человеческой культуры, неиссякаемый источник народной мудрости, основа национального самосознания.
В конце 90-х годов идет внедрение в практику достижений современных методик по развитию речи – методик Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, В.В. Гербовой, современных программ; поиск оптимального сочетания индивидуальных, групповых и фронтальных форм обучения; разработка таких форм организации обучения, при которых педагог максимально учитывал бы возрастные и индивидуальные особенности речевого развития детей каждой конкретной группы.
Л.С. Выготский писал: «Нельзя спрашивать, благоприятным или тормозящим фактором является билингвизм… Решение этого вопроса будет чрезвычайно сложное, зависящее от возраста детей, характера встречи одного и другого языка и, наконец, самое главное, от педагогического воздействия на развитие родной и чужой речи» [, с.153].
Гарантия успешного развития познавательной деятельности детей существует только тогда, когда обучение опирается на знание закономерностей психического и индивидуального развития ребёнка. Л.С. Выготский, исследуя проблемы обучения, писал: «Если школьник обучается по программе, предложенной ему взрослыми, то дошкольник принимает эту программу в той мере, в какой она станет его собственной. Для того чтобы ребёнок сделал ту или иную программу своей, необходимо использовать те виды деятельности, которые привлекают его, соответствуют его возрасту» [, с.158].
Таковой деятельностью для ребёнка является игра. Одним из видов детской игры является сюжетно-ролевая игра. Психологами выявлено, что включение иноязычных единиц во время диалога в сюжетно-ролевой игре делает запоминание слов наиболее доступным.
Возможность использования сюжетно-ролевой игры в речевом развитии может опираться на ряд теоретических положений, высказанных известными исследователями в дошкольной педагогике. Д.Б. Элькониным установлено влияние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное. Д.Б. Эльконин и А.В. Запорожец указывают на то, что не исследованы ещё многие аспекты игровой деятельности детей, не выявлены возможности её использования в педагогическом процессе, в частности в развитии речи детей.
В методике развития русской речи данная проблема изучалась, но в методике развития родной (татарской) речи данный аспект работы относится к сложным и недостаточно разработанным. Таким образом, обнаруживается противоречие между наличием значительного количества детей, у которых не развита родная речь и отсутствием научно обоснованных методических рекомендаций по использованию игры в процессе развития родной татарской речи. Литературы по развитию родной (татарской) речи детей дошкольного возраста становится с каждым годом всё больше, но всё-таки недостаточно освещается вопрос использования сюжетно-ролевых игр как метода развития речи.
В связи с этим проблема использования сюжетно-ролевой игры в развитии родной (татарской) речи детей старшего дошкольного возраста на лицо, что обеспечивает актуальность выбранной темы: «Использование сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста (на примере татарского языка)».
Особенности развития речи изучались такими учёными как А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, А.М. Бородич, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, М.М. Алексеева, В.И. Яшина и др. Из авторов современной методики развития родной (татарской) речи следует назвать К.В. Закирову, Р.А. Бурганову, Р.С. Каримову, Ф.Х. Кайгулову, Ф.Ю. Юсупова и др.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить на практике степень влияния сюжетно-ролевой игры на развитие родной (татарской) речи детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития родной (татарской) речи в дошкольном учреждении.
Предмет исследования: методика развития родной (татарской) речи в процессе сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу, опыт педагогов-практиков по теме исследования;
2) выявить уровень развития родной (татарской) речи детей старшего дошкольного возраста;
3) организовать и провести сюжетно-ролевые игры с целью повышения уровня развития родной (татарской) речи детей старшего дошкольного возраста;
4) проверить результативность проведённой работы.
Гипотеза исследования: если в процессе развития родной (татарской) речи детей старшего дошкольного возраста систематически и целенаправленно использовать сюжетно-ролевые игры, то это будет способствовать формированию у детей более прочных речевых навыков.
Методы исследования:
- теоретические: изучались труды психологов, педагогов, методистов по исследуемой теме;
- сопоставительные: сравнивались и анализировались взгляды педагогов и психологов по теме использования родной (татарской) речи в сюжетно-ролевой игре;
- статистические: в ходе практической работы выявлена степень влияния сюжетно-ролевой игры на развитие родной (татарской) речи у старших дошкольников;
- педагогические: определены цель и задачи исследования, сформулированы понятия объекта и предмета, гипотеза.
Основные понятия
Диалог – разговор между двумя лицами, обмен репликами.
Родной язык – язык своей родины, на котором говорят с детства.
Методика – совокупность методов обучения чему-нибудь, практического выполнения чего-нибудь.
Метод – совокупность относительно однородных приёмов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчинённых решению конкретной задачи.
Обучение – профессиональная деятельность воспитателя, направленная на передачу детям знаний, умений и навыков.
Средство – приём, способ действия для достижения чего-нибудь.
Индивидуальный подход – общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребёнка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.
Игра – занятие, служащее для развлечения, отдыха. Ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.
Игра ролевая – совместная групповая игра, в которой её участники распределяют, берут на себя и исполняют различные социальные роли: матери, отца, воспитателя, врача, ребёнка, ученика и т.п.
Игра сюжетная – детская игра, в которой ребёнок воспроизводит сюжеты из событий реальной жизни людей, рассказов, сказок и т.п.
Беседа – метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.
Тестирование – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи.
Гипотеза исследования – высказанное исследователем предположение о наличии (или отсутствии) связей, зависимостей, существующих между интересующими его объектами и явлениями.
Конформность – демонстративное согласие с группой.
Дошкольное детство – период первоначального самораскрытия личности, становление основ индивидуальности. Наиболее благоприятной для раскрытия творческих сил ребёнка является игровая деятельность (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин и др.).
Игра – это «самоценная форма активности» ребёнка дошкольного возраста (В.А. Петровский). Замена игры другими видами деятельности обедняет воображение дошкольника – а оно признано важнейшим возрастным новообразованием (О.М. Дьяченко), тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми, ограничивает эмоциональный мир (Т.И. Бабаева, М.И. Лисина, В.И. Логинова, Н.Н. Поддьяков). Следовательно, своевременное развитие игровой деятельности является особенно важным.
Концептуальные основы игры выделены Л.Д. Столяренко []:
- Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.
- Игра – форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности (Д.Н. Узнадзе).
- Игра – пространство «внутренней социализации» ребёнка, средство усвоения социальных установок (Л.С. Выготский).
- Игра – свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А.Н. Леонтьев).
- Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.
- Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.
- В возрастной периодизации детей (Д.Б. Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста своё содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста.
В последние годы многие исследователи с тревогой говорят о тенденции исчезновения игры из жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте (Э.Т. Гринявичене, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова и др.). По словам О.В. Солнцевой, если игровая деятельность перестаёт быть источником самореализации ребёнка-дошкольника, то это приводит к необратимым потерям в развитии детской психики [].
Игра имеет особое значение для познавательного, личностного и поведенческого развития детей на протяжении всего детства. Предметом специального интереса со стороны психологов была и до сих пор остаётся сюжетно-ролевая игра, в которой в дошкольном возрасте идёт развитие всех сторон ребёнка, его физического облика, поведения, познавательных процессов и личности. Сюжеты для своих ролевых игр дети обычно выбирают из того, что они наблюдают в окружающей действительности. Время от времени по мере изменения этой действительности, приобретения новых знаний и жизненного опыта меняются содержание и сюжеты детских игр, характер реализуемых в них ролей.
Важное значение детских сюжетно-ролевых игр, помимо лучшего понимания детьми человеческого общества и усвоения норм и правил межличностных отношений, заключается в том, что с их помощью дети глубже проникают в индивидуальный мир человека, учатся пользоваться и оперировать человеческими символами и знаками. Это лежит в основе развития высших форм психики и приспособления человека к окружающей среде.
По мнению Р.С. Немова, особая роль отводится в игре точному соблюдению правил и отношений. Здесь впервые появляется лидерство, у детей начинают развиваться организаторские умения и навыки [].
Игры служат средством удовлетворения разнообразных потребностей ребёнка и развитию его мотивационной сферы. В игре проявляются и закрепляются новые интересы, новые мотивы деятельности ребёнка.
Иногда элементы игры полезно вносить в само учение. Не случайно педагоги и психологи рекомендуют проводить занятия с детьми в старших группах детского сада в полуигровой форме, в виде обучающих игр.
В дошкольном возрасте развиваются познавательные процессы, соединяются воображение, мышление и речь. Подобный синтез порождает у ребёнка способность вызывать и произвольно манипулировать образами (в ограниченных, разумеется, пределах) при помощи речевых самоинструкций. Это означает, что у ребёнка возникает и начинает успешно функционировать внутренняя речь как средство мышления. Синтез познавательных процессов лежит в основе полноценного усвоения ребёнком родного языка и может – как стратегическая цель и система специальных методических приёмов – быть использован при обучении второму языку.
Одновременно завершается процесс формирования речи как средства общения, что подготавливает благоприятную почву для развития ребёнка как личности.
В дошкольном возрасте последними из нравственных норм усваиваются те, которые касаются общения с людьми. Они наиболее сложны и трудны для детского понимания, и следование им на практике детям даётся с большим трудом. Положительное значение для усвоения таких правил имеют сюжетно-ролевые игры с правилами, распространённые в старшем дошкольном возрасте. Вначале дети следуют усваиваемым нормам и правилам межличностного поведения путём подражания (младший дошкольный возраст), затем начинают глубже осознавать сущность самих этих правил и норм (старший дошкольный возраст). Они не только сами выполняют их, но внимательно следят за тем, чтобы и другие находящиеся рядом с ними дети следовали этим же правилам и нормам.
В старшем дошкольном возрасте получают дальнейшее развитие мотивы общения, в силу которых ребёнок стремится установить и расширить контакты с окружающими людьми. По мнению Б.Г. Ананьева, игра – основной вид деятельности дошкольника, результат интеграции общения, познания и труда и в то же время средство развития других видов деятельности, которые «прорастают» из детской игры. Игру от других видов деятельности отличает непродуктивный характер – направленность на игровой процесс и переживания играющего, наличие воображаемой ситуации, по логике которой действует ребёнок (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) [].