Использование методики углубленного изучения местоимений у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Несмотря на то, что развитию речи уделяется внимание при изучении всех предметов, однако только на уроках русского языка задача развития речи решается целенаправленно, в определенной системе, с опорой на лингвистические знания и осмысление речевого опыта школьников. Развитие речи на уроках русского языка – это вся работа, проводимая учителем специально и попутно (в связи с изучением школьного курса грамматики, словообразования, правописания и т.д.), в целях овладения языковыми нормами (в произношении, ударении, словоупотреблении, в построении предложений и т.п.). Такая работа предполагает также формирование умения выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь языковыми средствами в соответствии с задачами, содержанием речи и условиями общения

Содержание

Методика изучения грамматического понятия «местоимения»
.в начальной школе УМК «Школа России»…………
1.1 Обоснование необходимости введения методики изучения местоимений.
5 – 7
1.2 Анализ учебных программ 7 - 9
1.3 Методические положения экспериментальной программы изучения местоимения по М.В. Папиной кандидата педагогических наук, доцента Бийского педагогического государственного университета 10 -12
1.4. Пропедевтическая работа над местоимениями в период
обучения грамоте………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовик по методике р.я..doc

— 183.50 Кб (Скачать)

Результаты  представлены в таблице №2

Таблица №2

  1 2 3 4 5 6
Количество  справившихся учащихся 14 11 4 2 9 7
Процент выполнения 93,3 73,3 27 13,3 60 46,6
 

     Результаты  показали, что учащиеся четвертого класса владеют информацией о части речи «местоимение» недостаточно глубоко. Поэтому возникла необходимость углубленного изучения грамматического понятия «местоимения». Для этого были подобраны разнообразные формы работы. 

     2.2.Формирующий эксперимент

                    Виды упражнений с учетом целевого назначения и возрастающей степени трудности, направленные на формирование умения употреблять местоимения в заместительной функции.

1. Прочитать  текст, подчеркнуть слова, употребленные  для обозначения одного и  того же лица. В какой  последовательности использованы эти слова? (Цель упражнения: выяснение номинативной цепочки в тексте.)

Зимой белка свернётся  клубочком в своём  тёплом гнёздышке. Не страшны ей никакие  морозы. Осенью переменила она своё рыженькое пальто на серую шубку. Утеплила свой домик. Ещё летом белочка начала сушить грибы. Наготовила хлопотунья запасов на всю зиму.

2. Списать  текст, произведя замену там,  где это необходимо. (Цель упражнения: - развитие лексической зоркости, развитие умения замещать повторяющиеся имена существительные другими словами.)

Робкий  заяц.

Нет более трусливого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме заяц пугается  и убегает. Только поздним вечером или ночью боязливый заяц выходит из своего убежища. Днём заяц прячется в укромном угол ке. Много врагов у зайца.

3. Списать  текст, произведя замену там,  где это необходимо.  (Цель упражнения:  развитие лексической зоркости, развитие умения замещать повторяющиеся местоимения.)

Чистики.

Чистики это небольшие птицы. Они живут в открытом море. Только на время  гнездования они выходят на берег. Они гнездятся на каменных островах. Среди камней строят они свои гнёзда. Их гнездовья на дёжно защищены от врагов.

4. Списать  текст, вставляя пропущенные слова. (Цель: проверка умения употреблять лексико-грамматические средства связи.)

Медведь.

  Мороз сковал лужи. Тонкий слой снега покрыл всю землю. ... долго  бродил по лесу. ... наслаждался последними яркими днями. ... искал берлогу. Трудно человеку найти зимой в лесу жилище ...Вьюги и метели хорошо его укрыли. В лютые морозы ... крепко спит, Наступит весна. Зазвенят ручьи. ... покинет своё жилище.

5. Прочитайте текст. Найдите в нем местоимения. Объясните их значение. Цель упражнения: понаблюдать за особенностями личных и притяжательных местоимений.

Гаяр.

      Гаярка ~ обычный пёс для  охоты. Ничего в нём особенного мы не замечали. Разве - что иногда начнёт скалить зубы. Кто не знает, так испугается. А это, оказывается он не сердится, а хочет улыбнуться.

      Приехал его хозяин. Гаярка весь заулыбался. Очень-очень  радуется. Поведёт  его хозяин охотиться. Будет Гаярка работать добывать дичь: чуять, искать. Он давно не охотился.

6. Прочитайте текст, спишите. Подчеркните местоимения. Как связаны между собой местоимения мы и наша! (Цель упражнения: понаблюдать за особенностями личных и притяжательных местоимений.)

Мы  вышли из моря.

Земная  жизнь зародилась в воде. Всё, что сейчас ползает и растёт на земле, всё, что летает над землёй, и всё, что роется под землёй, — всё когда-то вышло из моря. Значит, и мы, люди, тоже «начинались» в море. Наше тело до сих пор наполовину состоит из воды. Наши руки и ноги — это бывшие грудные и брюшные плавники рыб. Наши лёгкие образовались из рыбьего плавательного пузыря. Наше сердце гонит по жилам кровь, соленую, как морская вода. И удары нашего пульса так же ритмичны, как приливы и отливы.

7.Прочитайте диалог. Все ли в этом разговоре вам было понятно? Почему ребята поняли друг друга? Какие слова помогли им в этом? (Цель упражнения: понаблюдать за особенностями употребления личных и указательных местоимений в ситуативной речи.)

Ты читал эту книгу?

Да.

А ту?

Не успел ещё.

8. Спишите текст. Подчеркните местоимения, которые вам встретились. Объясните, на что указывает местоимение это. (Цель упражнения: понаблюдать за особенностями употребления указательных местоимений.)

«Аника-воин».

Вы, наверное, знаете, что  горе-воина, задиру и хвастуна нередко называют Аника-воин. Появилось это выражение из народной русской сказки. В ней рассказывается, что однажды Аника убил в поединке противника. И стал после этого Аника хвастать, что ему всё нипочём, даже сама смерть его боится.

Услыхала  об этом смерть и  предстала перед ним. Испугался Аника и стал просить у неё прощения. А имя Аника в переводе с греческого обозначало «непобедимый»,

9. Спишите текст, вставляя пропущенные слова. (Цель упражнения: выявить особенности употребления местоимений различных разрядов.)

Рябина.

... очень люблю ... скромное ветвистое деревцо. Люблю ... перистые зелёные листочки ... шелестят даже при лёгком ветре, ... весёлое радостное дерево ... улыбается. Издавна русские крестьяне сажали ... около дома. Цветёт ... поздней весной. А ... знаешь рябину? Слова   для   справок: всем, я, ты, это, это, его, рябина, она, они..

10. Составить и записать словосочетания (местоимения с предлогом).

Спросить  у (я, он, она, они).

Подойти к (он, она, они).

Встретиться с (мы, он, она, они).

Написать  о (мы, вы, они).

          Приведенные примеры упражнений создают благоприятные условия для усвоения младшими школьниками лексического значения и особенностей употребления в речи притяжательных и указательных местоимений, а кроме того, дают возможность закрепить знания о личных местоимениях.

      Тексты упражнения в учебниках по русскому языку также дают возможность понаблюдать за текстообразующей функцией местоимений. Рассмотрим это на примере учебника.

1. Составление предложений, связанных между собой по смыслу и с помощью языковых средств. После проведения словарного диктанта, например по теме «Животные», учитель предлагает составить предложения с одним из слов. Одно из наиболее удачных предложений записывается в тетради, а затем составляется второе предложение,  которое должно быть связано по смыслу с первым. Новое предложение фиксируется только на доске, так как по ходу урока ученики его изменяют. Получились следующие предложения: Белка сушит грибы и ягоды. Белка зимует в дупле. После чтения полученных предложений  перед учащимися ставится вопрос: «Как можно связать эти предложения между собой?» В ходе обсуждения ученики приходят к выводу, что необходимо заменить во втором предложении слово белка на слово она, тогда второе предложение не сможет быть самостоятельным. В учебнике по русскому языку для II класса Т.Г. Рамзаевой предложен ряд упражнений, которые позволяют учащимся видеть установление связи между двумя предложениями с помощью местоимений 3-го лица [3, упр. 87, 95 и др.].

2. Анализ текста для списывания.

В школьной практике одним из ведущих приемов обучения языку является анализ готовых текстов (образцов), которые даются для списывания. В процессе анализа текста выявляется его содержание, структура и языковые средства, используемые автором [3, упр. 40, 61, 86 и др.]. Особое внимание учащихся в этом виде работы обращается на разнообразие языковых средств, которые предупреждают повтор одних и тех же слов, обозначающих действующих лиц.

3. Восстановление  текста по вопросам. Это один из видов работы, который дает возможность развивать умение младших школьников восстанавливать текст с опорой на вопросы [3, упр. 196, 231, 367, 377 и др.]. В ходе специальной беседы по содержанию учащиеся выясняют, сколько действующих лиц в тексте, какие слова можно использовать при их повторном упоминании, для чего это необходимо, Такая работа над языком текста позволяет предупредить повторы слов и показать уместность употребления местоимений в тексте наряду с другими языковыми средствами.

4. Восстановление деформированного текста. Традиционно   подобные  упражнения развивают у учащихся умение правильно строить текст из готовых предложений, осознавать смысловые связи между ними, видеть языковые средства, устанавливающие эту связь [3, упр. 238, 285, 289 и др.]. Поэтому естественно, что восстановление текста, осуществляемое сначала под руководством учителя, а затем и самостоятельно, способствует усвоению знаний о закономерностях осуществления связи предложений текста по смыслу и с помощью языковых средств.

         В конце изучения темы «Местоимения»  учащимся была предложена проблема: составить схему морфологического  разбора части речи местоимения,  так как в учебнике 4 класса  Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» такого разбора нет. На основе изученных тем, из взаимосвязи с другими частями речи учащиеся вывели схему разбора части речи местоимения:

  1. Название части речи, вопрос.
  2. Начальная форма.
  3. Лицо, число, падеж, род (только в 3 лице).
  4. Роль в предложении (главный или второстепенный член).

         Эта схема помогла учащимся  привести в систему изученные  правила по теме «Местоимения». 

2.3. Выводы по результатам эксперимента

           После проведения работы по  теме с использованием методики изучения местоимений, были проведены тесты повторно.

Результаты  повторного  тестирования  представлены в таблице №1

Таблица №1, тест №1

Процент выполнения 100% 75-67% 50% Меньше 50%
Количество  уч. 6 6 - 4
 
 
 
 
 
 

Сравнительные результаты представлены в диаграмме №1

Диаграмма №1

        Из данных таблицы видно, что правильно писать местоимения в правильной форме научились 12 человек (80 % учащихся), вместо 5 человек (33 %).

Результаты  повторного  тестирования  представлены в таблице №2

Таблица №2, тест №2

  1 2 3 4 5 6
Количество  справившихся учащихся 15 14 10 10 10 9
Процент выполнения 100 93,3 66,6 66,6 66,6 60
 
 
 
 
 
 

Сравнительные результаты представлены в диаграмме  №2

Диаграмма №2

              Тестирование показало, что произошло повышение знаний учащихся по теме «Местоимения»: по распознаванию местоимений (на 7,7%), умению определять признаки местоимений (на 20%), умению определять морфологические признаки (на 53,3%), определять роль местоимения в предложении (на 13,4%), определять верную форму употребления местоимения в предложении (на 0,6 %).

          В конце изучения темы был  проведен контроль знаний в   виде диктанта с грамматическим  заданием, где проверялось: правописание  местоимений, написание местоимений  с предлогами, умения отличать местоимения от других частей речи.

Информация о работе Использование методики углубленного изучения местоимений у младших школьников