Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 20:12, курсовая работа
Несмотря на то, что развитию речи уделяется внимание при изучении всех предметов, однако только на уроках русского языка задача развития речи решается целенаправленно, в определенной системе, с опорой на лингвистические знания и осмысление речевого опыта школьников. Развитие речи на уроках русского языка – это вся работа, проводимая учителем специально и попутно (в связи с изучением школьного курса грамматики, словообразования, правописания и т.д.), в целях овладения языковыми нормами (в произношении, ударении, словоупотреблении, в построении предложений и т.п.). Такая работа предполагает также формирование умения выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь языковыми средствами в соответствии с задачами, содержанием речи и условиями общения
Методика изучения грамматического понятия «местоимения»
.в начальной школе УМК «Школа России»…………
1.1 Обоснование необходимости введения методики изучения местоимений.
5 – 7
1.2 Анализ учебных программ 7 - 9
1.3 Методические положения экспериментальной программы изучения местоимения по М.В. Папиной кандидата педагогических наук, доцента Бийского педагогического государственного университета 10 -12
1.4. Пропедевтическая работа над местоимениями в период
обучения грамоте………………………………………………
Часть речи «Местоимения»
Изучая программы развивающего обучения,
видно, что в них так же и в УМК «Школа России»
уделяется большое внимание изучению
части речи «Местоимения», только в разной
последовательности и глубине изучения.
1.3. Методические положения экспериментальной программы изучения местоимения по М.В. Папиной кандидата педагогических наук, доцента Бийского педагогического государственного университета им. В.М. Шукшина
В настоящее время в связи с открытием и функционированием разных типов образовательных учреждений возникла проблема отбора содержания образования в целом и содержания каждого учебного предмета в отдельности. Для решения этой проблемы Т.Г. Рамзаевой была создана разноуровневая программа обучения родному языку.
1. Отбор теоретического материала о местоимении, доступного и целесообразного для изучения уже в начальных классах определен частотно-речевым принципом.
2. Введение элементарных теоретических знаний речеведческого характера о средствах связи между предложениями и о месте местоимений в этом комплексе средств необходимо для успешного овладения грамматическим понятием на функциональной основе и совершенствования связной речи.
3. Своеобразие семантики местоимений дает возможность организовать процесс их усвоения при изучении имен существительных и прилагательных. С этой целью была составлена система дополнительных заданий к упражнениям учебников «Русский язык» для II—IV классов, созданных Т.Г. Рамзаевой.
4. Пропедевтическая работа над местоимениями в условиях их применения в речевой практике начинается с периода обучения грамоте и основывается на наблюдении над материалом для чтения, помещенным в «Азбуке», текстами упражнений учебников русского языка для четырехлетней начальной школы и собственной устной и письменной речью учащихся,
5. Основной
метод изучения местоимений на
функциональной основе —
6.Ознакомление младших школьников с личными, притяжательными и указательными местоимениями в условиях их применения в речевой практике предполагает неиспользование в определенной последовательности морфолого-орфографических и речевых упражнений. Последовательность изучения грамматического понятия «местоимение» и содержание каждого этапа определялись объемом грамматических, речеведческих и орфографических знаний и умений учащихся, сформированных к моменту изучения данной темы.
Всего предполагалось три этапа обучения:
1. Этап формирования представления о словах, замещающих в тексте другие слова (I-II классы). Основная задача данного этапа — наблюдение над местоимениями, различных разрядов в условиях их применения в речевом общении. Грамматическое понятие «местоимение» целенаправленно не формируется, а сообщаются сведения о словах, заменяющих в тексте другие слова или указывающих на предмет (лицо).
2. Этап первоначального ознакомления младших школьников с местоимением как частью речи в совокупности его существенных признаков (III класс). Основная задача данного этапа — формирование у младших школьников умения употреблять личные местоимения в указательной и замести тельной функциях. Понятие о местоимении дается на функциональной основе: «Местоимения — это часть речи, которая не обозначает предмета, лица, признака, а только указывает на предмет, признак, лицо». Формируется понятие «личные местоимения».
3. Этап усвоения лексико-грамматических особенностей личных, притяжательных и указательных местоимений и их функций в речи (IV класс). Основная задача — закрепление знаний детей о личных местоимениях других разрядов.
Личные местоимения бывают 1, 2, 3-го лица. Личные местоимения употребляются в единственном и множественном числе, склоняются. Местоимения 3-го лица изменяются по родам. В косвенных падежах у местоимений 3-го лица после предлогов появляется буква н. Ознакомление с указательными, притяжательными местоимениями осуществляется на практическом уровне. В данной работе мы не будем специально рассматривать процесс работы над формированием грамматического понятия «личное местоимение» (III класс) и изучение личных местоимений и их склонения(IV класс), поскольку эти темы достаточно подробно рассмотрены Т.Г. Рамзаевой в методических рекомендациях к учебникам. Остановимся лишь на нескольких направлениях работы по изучению местоимений:
•пропедевтическая работа над местоимениями в период обучения грамоте;
•ознакомление со значением и особенностями употребления личных местоимений 1-го и 2-го лица;
•ознакомление со значением и особенностями употребления личных местоимений 3-го лица;
•ознакомление
со значением и особенностями употребления
указательных и притяжательных местоимений.
1.4. Пропедевтическая работа над местоимениями в период обучения грамоте
Эта работа играет важную роль в усвоении лексичес кого значения данных слов. Основное внимание учителя в процессе обучения детей чтению привлечено к работе над смысловым содержанием тех слов и предложений, которые ребенок учится читать.
С личными местоимениями 3-го лица учащиеся знакомятся на первом уроке ос новного этапа обучения грамоте при изучении буквы н [2, 46]. Материалом для чтения являются слова он, она, оно, они, которые затем сопоставляются с предметными картинками, изображенными на странице (лейка, ведро, карандаш, ножницы). Так первоклассники учатся устанавливать связь местоимений с именами существительными. Подбор учащимися других имен существительных к этим местоимениям показал, что младшие школьники интуитивно понимают родовую связь между данными частями речи. Одновременно с выяснением лексического значения местоимений проводится наблюдение над их заместительной функцией. С прочитанными словами-названиями и изображенных предметов учащиеся составляют два предложения, причем второе предложение должно начинаться со слов он, она, оно, они. Примеры составленных детьми предложений показывают, что младшим школьникам не составляет труда правильно употребить личные местоимения в заместительной функции. Закрепление знаний учеников о значении и роли местоимений 3-го лица осуществлялось при ознакомлении с другими буквами. Материалы для чтения «Азбуки» позволяют провести элементарные наблюдения над лексическим значением и особенностями употребления других местоимений 1-го и 2-го лица [2, 128, 133, 176 и др.], возвратным [2, 153, 154], указательными [2, 181, 73, 59 и др.], притяжа- тельными [2, 73, 115, 141, 155 и др.]. Грамотно спланированная и тщательно проведенная работа над лексическим значе нием местоимений в период обучения грамоте создает благоприятные условия для усвоения младшими школьниками местоимений на последующих этапах начального обучения.
Ознакомление младших школьников с лексическим значением и особенностями употребления местоимений 1-го и 2-го лица.
В ситуативной речи для указания на говорящего или слушающего используются местоимения 1-го и 2-го лица, которые в случае появления в речи выполняют указа тельную функцию. Местоимения я, ты, мы вы невозможно заменить никакими другими словами без искажения смысла фразы- в этом проявляется их отличие от других местоимений. Как правило, учащиеся не допускают ошибок при употреблении этих местоимений потому, что на ранних стадиях овладения языком в общении с окружающими людьми интуитивно понимают их роль в речи. Умение употреблять местоимения в ситуативной речи закрепляется и совершенствуется в течение всех лет обучения в школе, как во время устных ответов, так и при выполнении специальных упражнений по речевому этикету. Тексты упражнений учебников I и II классов дают богатый материал для наблюдения за местоимениями данной группы. При выполнении упражнений выясняется следующее: от какого лица ведется рассказ, как дети догадались, в каких случаях они сами употребляют место- имение я. Аналогично осуществляется наблюдение над местоимениями ты, вы, мы. Например, для выявления лексического значения местоимения ты учащимся задаются вопросы: «К кому обращается автор?», «Какое слово помогло догадаться?», «В каких случаях необходимо использовать слово ты?»
Таким образом, младшие школьники имеют возможность определить лексическое значение местоимений 1-го и 2-го лица и могут сами сделать вывод об особенностях употребления личных местоимений.
Ознакомление младших школьников с лексическим значением и особенностями употребления местоимений 3-го лица.
В тексте местоимения 3-го лица играют роль связующих средств, и с этой целью они могут заменять слова, части предложений, предложения или даже несколько предложений, выполняя тем самым текстообразующую функцию. Процесс усвоения школьниками текстообразующей функции местоимений необходимо проводить в ходе выполнения специальных речевых упражнений.
Ознакомление со значениями и особенностями употребления в речи указательных и притяжательных местоимений. Целесообразность включения в экспериментальную программу изучения местоимений других разрядов обусловлена - частотностью их употребления в речи младших школьников. Как показало исследование устных и письменных детских текстов, наиболее часто младшие школьники используют личные местоимения (70,1%), притяжательные (11,8%) и указательные(8,6 %). Кроме того, личные, притяжательные и указательные местоимения близки по значению, т.е. указывают на лицо, на принадлежность лицу-предмету, на расположение предмета-лица относительно говорящего. Ознакомление с местоимениями названных разрядов проводилось в условиях их применения в речевой практике, т.е. на основе выполнения заданий к специально подобранным текстам.
Таким образом, углубленное изучение местоимений
на функциональной основе способствует
повышению речевой культуры
и развитию творческих способностей учащихся
начальных классов.
Глава II
ПРАКТИЧЕСКАЯ
ЧАСТЬ
2.1. Констатирующий эксперимент
Практическая часть исследования проходила с 6/12/10 по 11/12/10 г., в МОУ «Кекоранская СОШ» Якшур – Бодьинского района УМК «Школа России» в 4 классе.В класс обучалось 15 человек. За этот период проведена практическая работа, соответствующая проблеме «Методика изучения местоимений в начальной школе»: открытия учащимися новых знаний, тестирование по теме, контрольный срез знаний.
В начале изучения учащимся было предложено два теста:
Тест №1.
Проверь себя! Запиши местоимение в правильной форме:
Прощался с (он) Побежали за (они)
Сидел за (ты) Говорю с (вы)
Играли с (мы) Взять у ( она)
Удивляться с (он) Спешил от (они)
Думаю о (ты) Взяли у (она)
Сюрприз для (он) Беседа с (мы)
Результаты представлены в таблице №1
Таблица№1
Процент выполнения | 100% | 75-67% | 50% | Меньше 50% |
Количество уч. | 2 | 3 | 3 | 8 |
Тест №2
Информация о работе Использование методики углубленного изучения местоимений у младших школьников