Использование методики ролевых игр при обучении информатике

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: выяснить и анализировать роль ролевых игр при изучении информатики.

Задачи курсовой работы:
Изучение и анализ методической литературы по данной теме;
Раскрытие специфики различных теорий происхождения игры;
Определение форм, функций и структуры ролевых игр в процессе обучения;
Разработка ролевых игр для уроков информатики;
Определение преимуществ и недостатков применения такого метода обучения.

Содержание

Введение…………………………………………………………….. 6
1 Общие сведения о понятии игры как методе обучения информатике…………………………………………………………
9
1.1 Игра и история ее возникновения…………………………………. 9
1.2 Определение и методическая структура ролевой игры………….. 12
1.3 Обучающие возможности ролевых игр…………………………… 17
1.4 Разработка ролевых игр обучающего характера………………….. 19
2 Практическая реализация применения ролевых игр как метода обучения информатике……………………………………………...
22
2.1 Внеклассное занятие «Суд над Интернетом»…………………….. 22
2.2 Ролевая игра «Устройство компьютера»………………………….. 33
Заключение………………………………………………………….. 40
Список использованных источников……………………………… 42
Приложение А «Амбулаторная карта больного».………………… 45
Приложение Б «Оценочный лист ученика»………………………. 46
Приложение В «Устройства, входящие в состав системного блока»…………………………………………………………………
47
Приложение Г «Основные характеристики устройств»………….. 48
Приложение Д «Устройства системного блока и его запасные части»…………………………………………………………………
49

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 544.91 Кб (Скачать)

       Вопросы: Какой внутренний орган поврежден  при следующих симптомах? (назвать  устройство системного блока, работа которого нарушена)

  1. Пациент потерял память (жёсткий диск);
  2. Пациент забывает всё через 10 минут (оперативная память);
  3. Пациент ослеп (видеокарта);
  4. Пациент оглох (звуковая карта);
  5. Нарушено кровообращение между внутренними органами (материнская плата);
  6. Сошёл с ума, не соображает (процессор);
  7. Хроническая усталость, сонливость (блок питания);
  8. Аутизм, не может не с кем общаться (сетевая карта);
  9. Высокая температура (кулер).

       Итак, медицинский персонал готов к  операции. На мультимедийной доске  расположены устройства системного блока (Приложение 5).

       Системный Блок, когда был в сознании, написал  в амбулаторной карте все свои жалобы (Приложение 1).

       Регистратор отдает эту карту хирургам. Хирурги, читая жалобу, принимают решение  о действиях, которые необходимо выполнить. Свои команды они говорят  медсестрам, которые стоят у мультимедийной доски и их выполняют. Студенты-практиканты садятся за компьютеры и повторяют все действия за медсестрами.

       Учитель контролирует выполнение заданий всеми  учениками.

       Ответы:

  1. Заменить процессор.
  2. Установить дисковод.
  3. Добавить жесткий диск.
  4. Заменить материнскую плату.
  5. Заменить видеокарту

       После окончания операции необходимо проверить  результат. Включаем системный блок (Нажать кнопку Power, которая изображена на мультимедийной доске). Пациент очнулся, значит он работает, операция прошла успешно! Скажите, пациент, как вы себя чувствуете?

       СБ: Я чувствую себя плохо, как будто  мне чего-то не хватает.

       Чего  не хватает Системному Блоку? (вопрос ученикам)

       Ученики: Монитора, клавиатуры и мыши.

       Подключаем  монитор, клавиатуру, мышь, снова включаем.

       А теперь как вы себя чувствуете?

       СБ: Теперь я здоров! Спасибо всем сотрудникам  больницы.

       3. Итак, из каких основных блоков  состоит компьютер? (спросить ученика)

       Назовите  основные устройства системного блока (отвечает другой ученик).

       Оценки  за урок выставляются по результатам  таблицы.

       Домашнее  задание – описать в тетради  принцип открытой архитектуры компьютера.

       Проведение  такого занятия позволяет оценить  реальные знания учащихся, воспитывать  информационную культуру, поддерживать познавательный интерес, развивающие: развивать логическое мышление, память, внимание.

       Выводы  по II главе

       Воспитательная  среда двух элементов взаимодействия – семьи и колледжа способствует усиленному формированию социального  опыта учащихся, адаптации подростков в коллективе, устойчивому эмоционально-психологическому настрою на обучение учащихся.

       Тематический  классный час дает возможность преподавателю  создать достаточно благоприятную  обстановку для формирования у учащихся потребности в прекрасном и реализации положительного процесса социализации в семье.

       Анкетирование, в свою очередь, дает нам конкретное представление о существующих, либо несуществующих проблемам семей  учащихся.

       Создание  таких форм определения или формирования процесса социализации является эффективным  методом познания личности самих  учащихся и их родителей. 

 

       

Заключение

     Итак, мы рассмотрели тему курсовой работы с точки зрения исследований основных ее аспектов. Здесь, конечно, невозможно было рассказать о всех направлениях исследования ролевой игры, тем более что и тема курсовой работы значительно уже. В частности, можно было рассмотреть мою тему в следующих направлениях: анализ ролевого поведения как фактора интенсификации учебного процесса, ознакомление с опытом использования ролевых игр на уроках информатики, выявление значения ролевой игры для становления нравственного поведения детей.

     Приведенные в данной работе положения дают нам  основание утверждать, что ролевая  игра как форма организации учебной  ситуации является средством интенсификации обучения групповому общению.

     Нам известно, какое большое значение в организации учебного процесса имеет мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес  к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения. Наиболее сильным мотивирующим фактором являются приемы обучения, удовлетворяющие  потребность школьников в новизне  изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Использование  разнообразных приемов обучение способствует закреплению явлений  в памяти, созданию более стойких  зрительных и слуховых образов, поддержанию  интереса и активности учащихся.

     Широкие возможности для активизации  учебного процесса дает использование  ролевых игр.

     Процесс обучения становится более продуктивным и успешным, если объединять учебную ситуацию с реальной коммуникацией с использованием игровых стимулов, включенных во все виды учебных материалов изучаемой дисциплины. Вышесказанное подтверждает выдвинутую гипотезу.

     Ролевая игра – условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.

     В курсовой работе разработаны занятия, которые позволили добиться максимальной отдачи, а создание преподавателем оптимальных условий проведения ролевых игр на уроках информатики формированию социального поведения учащихся и развитие их общей коммуникации 

 

Список  использованных источников

  1. . Гиркин, И.В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий. Информационные технологии. И.В. Гиркин, – № 6, 1998. ISBN 5-7805-1345-3
  2. Глушко, А.И. Компьютерный класс в школе. Информатика и образование. – А.И. Глушко, – 1994, №4. ISBN 978-01-5612-5
  3. Занько, С.Т., Тюников, Ю.С., Тюнникова, С.М. Игра и учение. С.Т. Занько, Ю.С. Тюников, С.М. Тюнникова. – Москва, Логос, 1992. с – 125 ISBN 985-06-0294-5
  4. Выготский, Л.С. Игра и ее роль психическом развитии ребенка. Л.С. Выготский // Вопросы психологии, – 1997. №6. с – 164 ISBN 9-1206-05-5
  5. Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. М.Ф. Стронин, – М., Просвещение, 1984.с – 112 ISBN 7-3400-214-9
  6. Эльконин, Д.Б. Психология игры. Д.Б. Эльконин, – М., Просвещение, 1987. с – 350 ISBN 8-2541-250-9
  7. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – Н.П. Аникеев, – М., 1987. ISBN 25-254-0110-5
  8. Гриценко, В.И. Применение компьютерных игр в учебном процессе общеобразовательной и профессиональной школы. – В.И. Гриценко, – К., 1997. ISBN 25-254-0110-5
  9. Гузеев, В. Работа группами с компьютерной поддержкой. // Информатика и образование. – В. Гузеев, – № 1, 1991. ISBN 2-666-8710-21
  10. Гуревич, К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. – К.М. Гуревич,– М., 1988. ISBN 978-24-0211-1
  11. Жилкина, Д.Н. Решение коммуникативных задач в процессе обучения. – Д.Н. Жилкина, – М., 1992. ISBN 9-0154-15-1
  12. Заничковский, Е.Ю. Проблемы информатики – проблемы интеллектуального развития общества. // Информатика и образование. – 1994. №2. ISBN 25-2502-523
  13. Колесникова, О.А. Ролевые игры в обучении. – О.А. Колесникова, – М., 1989. ISBN 4-2335-250-23
  14. Маргулис, Е.Д. Психолого-педагогические основы компьютеризации обучения. – Е.Д. Маргулис, – К., 1997. ISBN 5-88682-156-2
  15. Маргулис, Е. Д. Компьютерная игра в учебном процессе //Педагогика – 1989. №4. ISBN 79-254-30541-254
  16. Мильруд, Р.П. Организация ролевых игр на уроке. Р.П. Мильруд, – М., 1987. ISBN 985-06-0294-5
  17. Петрусинского, В.В. Игры: обучение, тренинг, досуг. В.В. Петрусинкого, – М., 1994. ISBN 7-42-2340-55
  18. Филатов, В.М. Методическая типология ролевых игр. – В.М. Филатов, – М., 1988. №2 ISBN 7-654-2012-5
  19. Шмелев, А. Мир поправимых ошибок. Вычислительная техника и ее применение. Компьютерные игры. – А. Шмелев, – 1988, №3. ISBN 5-45-1062-46
  20. Илюшин С. А., Собкин Б. Л. Персональные ЭВМ в учебном процессе. – М.,1992. ISBN 10-156-0102-6
  21. Арефьева, Г.И. Групповая форма работы на уроках. – Г.И. Арефьева, – М., 1988. ISBN 8-0216-5874-352
  22. Ариян, М.А. Варианты ситуативных ролей для средней школы. – М.А. Ариян, – М., 1985. ISBN 5-8297-0007-7
  23. Ариян, М.А. Ситуативная роль как фактор повышения эффективности обучения устной речи на иностранном языке в средней школе. Автореф. канд. дис. М., 1982г.
  24. Гребенев, И.В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе. //Педагогика. И.В. Гребенев, – 1994. №5. ISBN 5-354-0120-56
  25. Спенсер, А. Образование умственное, моральное и физическое. – А. Спенсер, – СПБ.: ВЕИП, 1999. с – 270 ISBN 5-8297-0007-7
  26. Мухина, В.С. Детская психология. – В.С. Мухина, – М.: Просвещение, 1985.с – 250 ISBN 7-873-2514-9
  27. Воловик, А.Ф. Педагогика досуга. – А.Ф. Воловик, – М.: Флинта, 1998. с – 232 ISBN 7-54-3056-345

 

Приложение  А

(справочное) 

       Амбулаторная  карта больного

       Фамилия _________________________________________

       Имя _____________________________________________

       Жалобы:

  1. Мне необходима пересадка мозга.

       Замените  устройство, обеспечивающее преобразование информации и управление другими  устройствами компьютера.

  1. После пересадки мне придется заново учиться читать и писать.

       Установите  устройство для записи и чтения дисков.

  1. Меня повысили на работе, теперь мне нужно запоминать большее количество информации.

       Добавьте  ещё одно устройство для хранения информации

  1. Когда я хочу кушать, в мозг должны поступать сигналы о голоде, но я их не получаю. Восстановите  связь между внутренними органами.

       Замените  устройство, предназначенное  для обеспечения  информационного  обмена между другими  устройствами компьютера.

  1. И напоследок улучшите мне зрение.

       Замените  устройство, осуществляющее подготовку информации для её отображения  на экране монитора

 

Приложение  Б

(справочное) 

       Оценочный лист ученика ________________________________________

       (фамилия,  имя)

       Выбор хирургов

       _____________________________________________________________

       _____________________________________________________________

       _____________________________________________________________

       _____________________________________________________________

       Всего правильных ответов __________________

       Выбор медсестер (медбратьев)

    Процессор ____________________________________________________________

       _____________________________________________________________

    Память _________________________________________________________

       _____________________________________________________________

    Видеокарта _____________________________________________________________

       _____________________________________________________________

    Системная шина

    _________________________________________________________

       _____________________________________________________________

       Всего правильных ответов __________________

 

Приложение  В

(справочное) 

Устройства, входящие в состав системного блока:

  • процессор;
  • материнская плата;
  • видеокарта;
  • звуковая карта;
  • сетевая карта;
  • жесткий диск;
  • дисковод;
  • блок питания;
  • оперативная память;
  • кулер;
  • модем;
  • корпус.

 

Приложение  Г

(справочное) 

Основные  характеристики устройств:

  • процессор – производительность, тактовая частота, разрядность, количество процессорных ядер;
  • память – быстродействие (время доступа), емкость (объем);
  • видеокарта – объем видеопамяти, частота чипа;
  • системная шина – разрядность, производительность, пропускная способность.

 

Приложение  Д

(справочное) 

Устройства  системного блока и его запасные части 

       

Информация о работе Использование методики ролевых игр при обучении информатике