Использование методики ролевых игр при обучении информатике

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: выяснить и анализировать роль ролевых игр при изучении информатики.

Задачи курсовой работы:
Изучение и анализ методической литературы по данной теме;
Раскрытие специфики различных теорий происхождения игры;
Определение форм, функций и структуры ролевых игр в процессе обучения;
Разработка ролевых игр для уроков информатики;
Определение преимуществ и недостатков применения такого метода обучения.

Содержание

Введение…………………………………………………………….. 6
1 Общие сведения о понятии игры как методе обучения информатике…………………………………………………………
9
1.1 Игра и история ее возникновения…………………………………. 9
1.2 Определение и методическая структура ролевой игры………….. 12
1.3 Обучающие возможности ролевых игр…………………………… 17
1.4 Разработка ролевых игр обучающего характера………………….. 19
2 Практическая реализация применения ролевых игр как метода обучения информатике……………………………………………...
22
2.1 Внеклассное занятие «Суд над Интернетом»…………………….. 22
2.2 Ролевая игра «Устройство компьютера»………………………….. 33
Заключение………………………………………………………….. 40
Список использованных источников……………………………… 42
Приложение А «Амбулаторная карта больного».………………… 45
Приложение Б «Оценочный лист ученика»………………………. 46
Приложение В «Устройства, входящие в состав системного блока»…………………………………………………………………
47
Приложение Г «Основные характеристики устройств»………….. 48
Приложение Д «Устройства системного блока и его запасные части»…………………………………………………………………
49

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 544.91 Кб (Скачать)

     Ролевая игра предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему. Ученик входит в ситуацию, хотя и не через свое «я», но через «Я» соответствующей роли. И здесь, как правило, проявляется весьма типичное отношение актера к персонажу, которого он играет. Обычно актеры проявляют большую заинтересованность в них. Ясно ощущаемое личностное ядро (даже если герой отрицательный) повышает эмоциональный тонус «актера», что положительно сказывается на результате, и, в конечном счете на усвоении информатики.

     Ролевая игра способствует расширению ассоциативной  базы при усвоении материала. Следует  иметь в виду, что учебная пьеска строится по типу театральных пьес, что предполагает описание обстановки, характера действующих лиц, отношений между ними.[19, 23]

     Поэтому за каждой репликой мыслится отрезок  смоделированной действительности, которая «заземляет» ее, делает неповторимой и значимой. При этом материал, в который она обличена, «привязывается» к ситуации множеством ассоциативных нитей и прочно удерживается в памяти.

     Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства. Ведь исполнение этюда предполагает охват  группы учащихся (ролевая игра строится не только на основе диалога, но и полилога), которые должны слаженно взаимодействовать, точно учитывая реакции друг друга, помогать друг другу. При распределении  ролей следует учитывать как  языковые, так и «актерские» возможности учащихся, поручая одним – более вербальные, другим – пантомимные роли, третьих же назначая на роли «суфлеров», давая им право подсказывать на основе текста. При этом удачно найденный жест, «немое» действие, если оно соответствует ситуации, поощряется всей «труппой». В результате учащимся с более слабой подготовкой удается преодолеть робость, смущение и со временем, возможно, полностью включиться в ролевую игру. Таким образом, при правильной постановке дела игру можно расценивать как организационную форму, способствующую созданию сплоченного коллектива, и в этом ее воспитывающее значение. [20, 46]

     Ролевая игра имеет образовательное значение. Учащиеся, хотя и в элементарной форме, знакомятся с технологией  театра. Поощряется всякая выдумка, ибо  в учебных условиях возможности  в этом отношении ограничены, а  для изобретательности открываются  большие просторы. Само же перевоплощение способствует расширению психологического диапазона, пониманию других людей.[21, 39]

     Таким образом, ролевая игра обладает большими возможностями в практическом, образовательном  и воспитательном отношениях.

       1.4 Разработка ролевых игр обучающего характера

       Первым  этапом организации ролевой игры является теоретическая разработка, включающая в себя следующие компоненты:

  1. Картина моделируемого мира;
  2. Правила игры;
  3. Командные и (или) индивидуальные вводные.

       От  того, насколько продуман этот этап подготовки игры, зависит весь ход  игры.

  1. Картина моделируемого мира. Необходимо описать условия и законы существования моделируемого мира. Чем полнее и ярче они будут описаны, тем разнообразнее и продуманнее будут действия игроков. Схема описания такова: место действия; время действия; действующие лица и занимаемое ими положение; важные события, предшествовавшие моделируемому периоду времени; ситуация, сложившаяся на начало игры.
  2. Правила игры являются основным законом игры, поэтому их разработка должна вестись с юридической скрупулезностью, во избежание различных толкований.
  3. Командные и индивидуальные вводные разрабатываются организаторами игры либо самими игроками по согласованию с организаторами. Вводные помогают участникам лучше осознать свою роль, определить свое место в моделируемом мире и наметить линию поведения,
  4. Для того чтобы создать хорошую ролевую игру, нужно иметь четкое представление о составляющих частях игры:
    • ролевое моделирование;
    • алгоритм ролевой игры;
    • деятельностный фон ролевой игры;
    • этика мастера игры;
    • стандарты правил и использование их в игре.

       Первые  два блока являются фундаментом  игры. Они обеспечивают динамику и  интерес участников.

       При проведении игры необходим постоянный контроль за соблюдением правил. Любое  их нарушение должно немедленно и  действенно караться. Естественно, необходимо соразмерять допущенное нарушение  и налагаемое наказание.[22, 19]

       При проведении даже хорошо организованной ролевой игры могут возникать нештатные ситуации. Игроки могут обнаружить несоответствия в правилах, придумать неординарный ход или нарушить правила. В любом случае, прежде всего, необходимо восстановить контроль над ситуацией. Зачастую игроки пытаются оказать давление на ведущих и перехватить инициативу. Этого нельзя допускать. Ведущие должны детально разобраться в сложившейся ситуации и проверить ее на соответствие правилам и картине мира.[23, 71]

       Последним этапом ролевой игры является ее анализ. Желательно, чтобы в нем приняли участие все игроки и ведущие. Если это невозможно, ведущие должны сами детально проанализировать все этапы организации и проведения игры, учесть все удачи и неудачи, разобраться в их причинах. Лучше всего проводить полный анализ спустя некоторое время после окончания игры, когда улягутся эмоции. Ведущие должны рассказать игрокам о своем первоначальном замысле, объяснить те или иные действия, предпринятые ими, дать свою оценку прошедшей игры. Игроки, в свою очередь, должны проанализировать ход игры в целом и свои действия в ней, а также организацию игры.[24, 68]

       Все это способствует накоплению опыта  у игроков и повышению уровня и культуры игры в целом. Даже если игра, по общему мнению, не удалась, нельзя допустить, чтобы анализ ее свелся к  разбору взаимных обид или просто к критике действий ведущих.[25, 10]

       Выводы  по I главе:

       Таким образом, можно выделить преимущества ролевой игры:

  1. максимальная активность обучаемых. Все учащиеся принимают участие в игре, тесно взаимодействуя между собой, что способствует созданию благоприятного климата в межличностных отношениях между учащимися и учителем: коллективная творческая деятельность;
  2. речевые партнеры определяются в игре не только по желанию преподавателя, но и произвольно;
  3. на уроке царит атмосфера интереса и дисциплины: умственная и физическая активность; сосредоточенность и интерес.[26, 15]

       Недостатки  использования ролевой игры:

       1) до сих пор не существует  разработанных комплексов упражнений, которые бы четко определяли:

  • целевое назначение игр;
  • их количество и качество;

       2) использование ролевой игры в  процессе обучения информатике  нецеленаправленно и бессистемно;

       3) игра используется в основном  как развлекательный момент на  уроке.[27, 35]

       Вышеизложенное  подчеркивает сложность и многогранность рассматриваемой проблемы, ее актуальность.

 

       

  1. Практическая  реализация взаимодействия колледжа и родителей
    1. Внеклассное занятие «Суд над Интернетом»

       Тема: «Компьютерные сети и Интернет»

       Цели:

  • повторить и обобщить знания о компьютерных сетях и Интернете, о правовых аспектах работы с информацией на основе самостоятельного поиска и осмысления дополнительного материала для игры;
  • Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;
  • развитие у школьников умения излагать мысли, моделировать ситуацию;
  • повторение и закрепление основного программного материала, выраженного в неординарных ситуациях;
  • связать информатику с другими предметами;
  • воспитать уважение к сопернику, умение достойно вести спор, стойкость, волю к победе, находчивость, умение работать в команде.

       Задачи:

  • Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления;
  • Учебная – обобщение и повторение знаний по теме;
  • Развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.

       План  занятия:

  1. Подготовительный этап
  2. Реализация ролевой игры
  3. Заключительный этап

       Ход занятия.

       Подготовительный  этап.

       Перед началом игры, необходимо распределить роли и подготовить сценарий игры. Участникам игры, исполняющим роли, нужно сделать Подборку материалов, необходимых для игры.

       Действующие лица:

  • судья;
  • обвиняемый – интернет;
  • прокурор;
  • адвокат;
  • свидетели защиты;
  • свидетели обвинения;
  • пользователь;
  • 12 присяжных заседателей;
  • секретарь суда;
  • охранники;
  • публика в зале.

       На  сцене: в центре стол и кресло судьи. Слева сидят 12 присяжных заседателей  и секретарь суда, справа на скамье подсудимый Интернет и адвокат. По обе стороны от него и на входе в зал охранники. Секретарь суда: Встать, суд идет!

       Все встают. Входит судья в черной мантии. Судья: Прошу садиться!

       Слушается дело по обвинению так называемой глобальной сети Интернет по статье 273 УК «Создание, использование и распространение  вредоносных программ для ЭВМ».

       Есть  заявления, отводы суду, прокурору, присяжным?

       Слушание  объявляется открытым.

       Слово предоставляется Прокурору.

       Прокурор (встает): Ваша честь (обращается к судье), уважаемая публика и присяжные! (поворачивается к публике). Обвиняемый Интернет опутал своей паутиной весь мир. С его помощью совершается множество преступлений. Свидетели обвинения многочисленными эпизодами докажут этот факт.

       Но  в начале у меня вопрос: Человечество жило много лет без ИНТЕРНЕТА. Как, когда и зачем он появился на свет?

       Адвокат: Ваша честь, позвольте вызвать нашего свидетеля – историка.

       Судья: Разрешаю вызвать для дачи показаний  свидетеля – историка.

       Суд напоминает об ответственности за дачу ложных показаний.

       1-й  свидетель защиты: Клянусь говорить  правду и только правду.

       Судья: Ответьте на вопрос прокурора. Как, когда  и зачем Интернет появился на свет?

       1-й  свидетель защиты: Косвенным толчком  создания Интернет явился запуск  в Советском Союзе в 1957 году  первого искусственного спутника. Уже началась холодная Война  и Соединенные Штаты, понимая,  что спутник – это лишь вершина айсберга советских научных исследований в военной области, увидели для себя угрозу использования ракет для нанесения ядерного удара по США. В этом же 1957году, при департаменте обороны США было создано Агентство по научно-исследовательским проектам – ARPA. Одним из направлений работы Агентства стало создание компьютерных технологий для военных целей, в частности для связи.

       Перед учеными была поставлена задача создания компьютерной сети, которой могли  бы пользоваться военные при ядерном  нападении на страну. Сеть должна была использоваться для осуществления  связи между командными пунктами системы обороны. Главным критерием  при создании сети считалась неуязвимость сети к частичному разрушению во время  ядерной атаки.

Информация о работе Использование методики ролевых игр при обучении информатике