Использование методики ролевых игр при обучении информатике

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: выяснить и анализировать роль ролевых игр при изучении информатики.

Задачи курсовой работы:
Изучение и анализ методической литературы по данной теме;
Раскрытие специфики различных теорий происхождения игры;
Определение форм, функций и структуры ролевых игр в процессе обучения;
Разработка ролевых игр для уроков информатики;
Определение преимуществ и недостатков применения такого метода обучения.

Содержание

Введение…………………………………………………………….. 6
1 Общие сведения о понятии игры как методе обучения информатике…………………………………………………………
9
1.1 Игра и история ее возникновения…………………………………. 9
1.2 Определение и методическая структура ролевой игры………….. 12
1.3 Обучающие возможности ролевых игр…………………………… 17
1.4 Разработка ролевых игр обучающего характера………………….. 19
2 Практическая реализация применения ролевых игр как метода обучения информатике……………………………………………...
22
2.1 Внеклассное занятие «Суд над Интернетом»…………………….. 22
2.2 Ролевая игра «Устройство компьютера»………………………….. 33
Заключение………………………………………………………….. 40
Список использованных источников……………………………… 42
Приложение А «Амбулаторная карта больного».………………… 45
Приложение Б «Оценочный лист ученика»………………………. 46
Приложение В «Устройства, входящие в состав системного блока»…………………………………………………………………
47
Приложение Г «Основные характеристики устройств»………….. 48
Приложение Д «Устройства системного блока и его запасные части»…………………………………………………………………
49

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 544.91 Кб (Скачать)

       А всегда ли существовала ролевая игра? На этот вопрос отвечает академик Д.Б.Эльконин. Невозможно точно определить исторический момент, когда впервые возникает  ролевая игра. Он может быть различным  у разных народов в зависимости  от условий их существований и  форм перехода на более высокую ступень  развития. Для нас важно установить следующее. На ранних этапах развития человеческого общества, когда производительные силы находились еще на примитивном уровне и общество не могло прокормить своих детей, а орудия труда позволяли непосредственно, без всякой специальной подготовки включать своих детей в труд взрослых, не было ни специальных упражнений в овладении орудиями труда, ни тем более ролевой игры. Дети входили в жизнь взрослых, овладевали орудиями труда и всеми отношениями, принимая непосредственное участие в труде взрослых.

       На  более высокой ступени развития включение детей в наиболее важные области трудовой деятельности требовало  специальной подготовки, которая  проходила на уменьшенных по своим  формам орудиях. На этом этапе развития возникают одновременно два изменения  в характере воспитания и процессе формирования ребенка как члена общества.

       Первое  из них заключается в том, что  выделяются некоторые общие способности, необходимые для овладения любыми орудиями (развитие зрительно-двигательных координаций, мелких и точных движений, ловкости и т.п.), и общество создает  для упражнения этих качеств особые предметы. Это не деградировавшиеся  упрощенные или потерявшие свои первоначальные функции, уменьшенные орудия труда, служившие для прямой тренировки, или даже специальные предметы, изготовленные взрослыми для детей. Второе изменение заключается в появлении символической игрушки. При ее помощи дети воссоздают те сферы жизни и производства, в которые они еще не включены, но к которым стремятся.[6, 35]

       Таким образом, можно сформулировать важнейшее  для теории ролевой игры положение: ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в  результате изменения места ребенка  в системе общественных отношений. Она, следовательно, социальна по своему происхождению, по своей природе. Ее возникновение связано не с действием  каких-либо внутренних, врожденных инстинктивных  сил, а с вполне определенными  социальными условиями жизни  ребенка в обществе. 

1.2 Определение и методическая структура ролевой игры

       В настоящее время идея использования  ролевого поведения получила подкрепление со стороны теории, которая получила названия «теория ролей», разработанная социологами и социопсихологами. Сторонники этой теории считают, что связь личности с окружающей средой проявляется в том, что личность исполняет несколько ролей: например, в семье – роль родителя, вне семьи – роль учителя, врача и так далее. Эти роли в обществе определяют речевое и неречевое поведение человека. От человека в роли родителя ожидают, что он будет принимать участие в воспитании детей, от него же в роли врача – что он будет заботиться о здоровье пациента и так далее.[7, 33]

       Понятие социальной роли является, таким образом, элементом общественных отношений: окружающая среда выступает по отношению  к человеку как первичная социализация, в ней он усваивает социальный опыт, зафиксированный в языке. Естественные социальные роли в учебных условиях сводятся к двум: учитель-ученик. Поэтому  при использовании ролевой игры как средства обучения мы будем говорить о «вторичной социализации», имитирующей  первую в ее самых существенных чертах. Социальные роли в рамках вторичной  социализации носят неизбежно искусственный, условный характер (представь, что ты врач, продавец и так далее). Мера условности может быть различной: перевоплощение реальных людей в литературных персонажей, героев сказок и так далее. Иногда ролевая игра носит характер уподобления, то есть разыгрываются ситуации, типичные для окружающей среды, а иногда она  может быть более театрализованной: с конфликтом, кульминацией и развязкой. Но элемент условности присущ всем видам ролевой игры.[8, 52]

       Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность  в общении, стимулирует интерес к участию в процессе обучения, и в этом смысле она выполняет мотивационно-побудительную функцию.

       Ролевую игру можно отнести к обучающим  играм, поскольку она в значительной степени способствует развитию технического языка, позволяет моделировать общение  учащихся в различных жизненных  ситуациях. Другими словами, ролевая  игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию. В ролевых  играх воспитываются сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность, готовность включаться в  разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявит инициативу, найти оптимальное  решение в определенных условиях, то есть можно говорить о воспитательной функции ролевой игры.[9, 41]

       Ролевая игра формирует у учащихся способность  сыграть роль другого человека, увидеть  себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и  поведения собеседника, развивает  умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам  других. Следовательно, ролевая игра выполняет в процессе обучения ориентирующую  функцию.[10, 25]

       Ролевая игра дает учащимся возможность выйти  за рамки своего контекста деятельности и расширить его. Тем самым  реализует компенсаторную функцию.

       Таким образом, ролевая игра выполняет  в учебном процессе по информатике  следующие функции: мотивационно-побудительную, воспитательную, ориентирующую и  компенсаторную. Успешность обучения во многом зависит от того, как реализуются  эти функции в учебном процессе.

       Ролевая игра обладает большими обучающими возможностями:

  • ролевую игру можно рассматривать как самую точную модель общения, так как она подражает действительности в самых существенных чертах и в ней, как и в жизни переплетается речевое и неречевое поведение партнеров;
  • ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана;
  • ролевая игра предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему. Ученик входит в ситуацию, хотя инее через собственное «Я», но через «Я» соответствующей роли и проявляет большую заинтересованность к персонажу, которого он играет;
  • ролевая игра способствует расширению ассоциативной базы при усвоении языкового материала, так как учебная ситуация строится по типу театральных пьес, что предполагает описание обстановки, характера действующих лиц и отношений между ними. За каждой репликой мыслится отрезок смоделированной действительности;
  • ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства. Ведь ее исполнение предполагает охват группы учащихся, которые должны слаженно взаимодействовать, точно учитывая реакции товарищей, помогать друг другу. При этом удачно найденный жест, немое действие, если оно соответствует ситуации, поощряется всей группой. В результате учащимся с более слабой подготовкой удается преодолеть робость, смущение и со временем полностью включиться в ролевую игру;
  • ролевая игра имеет образовательное значение. Учащиеся, хотя и в элементарной форме, знакомятся с технологией театра. Учитель должен побуждать их заботиться о простом реквизите. Поощряется всякая выдумка, так как в учебных условиях возможности в этом отношении ограничены, а для изобретательности открываются новые просторы.

       Само  же перевоплощение способствует расширению психологического диапазона, пониманию  других людей.[11, 26]

       Ролевая игра обладает большими возможностями  в практическом, образовательном  и воспитательном отношениях. Она  способствует расширению сферы общения. Это предполагает предварительное  усвоение языкового материала в тренировочных упражнениях и развитие соответствующих навыков, которые позволяют учащимся сосредоточиться на содержательной стороне высказывания. Поэтому ролевой игре следует отводить достойное место на всех этапах работы над темой.[12, 36]

       Но  для того, чтобы перейти к описанию методики использования ролевой  игры как средства обучения, необходимо выявить ее методическую структуру. При этом отправным пунктом может  служить описанная Д.Б. Элькониным структура детской ролевой игры, в которую входят:

  1. роли, которые берут на себя дети;
  2. игровые действия и поступки, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли;
  3. игровое употребление предметов;
  4. реальные отношения между детьми (реплики, замечания, регулирующие игру).

       По  сравнению со структурой детской  ролевой игры, предложенной Д.Б. Элькониным, структура обучающей ролевой  игры изменяется за счет введения в  нее дополнительных неигровых целей, а также проектирования и создания коммуникативных и дидактических  условий, необходимых и достаточных  для достижения игровых и неигровых (дидактических) целей. Следует подчеркнуть, что как ролевая игра в целом, так и ее структурные компоненты имеют различное значение для  учащихся и учителей.

       Например, ориентируясь, прежде всего на удовольствие, получаемое от самого процесса игры, учащиеся могут в различной степени  осознавать заложенные в ролевой  игре неигровые цели, хотя значимость результативного аспекта ролевой  игры для учащихся младших классов, по сравнению с детьми дошкольного  возраста, естественно, значительно  возрастает. [6, 45]

       Для учителей основными структурными компонентами обучающей ролевой игры являются:

  1. игровые, а также практические, воспитательные и развивающие цели;
  2. содержание ролевой игры, которое базируется преимущественно на учебном материале текущей разговорной темы и которое приобретает определенную сюжетную организацию и развитие;
  3. совокупность социальных и межличностных ролей, посредством которых учащиеся реализуют значительную часть содержания конкретной ролевой игры;
  4. коммуникативные и лингводидактические условия, то есть, прежде всего, учебно-коммуникативная ситуация, создаваемая самими учащимися под руководством учителя;
  5. реквизит – любые предметы, которые, так или иначе, включаются в ролевую игру и приобретают знаковое, сообщающее значение.

       По  поводу четвертого структурного компонента следует сделать два пояснения. Во-первых, под коммуникативными условиями  подразумевается не столько учебно-коммуникативная  ситуация, создаваемая именно для  данной ролевой игры, сколько благоприятный  психологический климат, созданный  и поддерживаемый на занятиях по иностранному языку.[13, 15]

       Благоприятная морально-психологическая атмосфера  в классе предрасполагает учащихся к межличностному взаимодействию, проявлению заинтересованности и творческой инициативы в течение всей серии ролевых  игр. Во-вторых, под лингводидактическими условиями подразумевается формирование у учащихся некоторого исходного (пусть  даже самого минимального) уровня коммуникативной  компетенции, позволяющего всем учащимся успешно участвовать в ролевых  играх на иностранном языке.

       По  сравнению с устойчивым и четко  обозначенным набором структурных  компонентов временные параметры  ролевой игры довольно подвижны. Это  особенно характерно для периода  подготовки ролевой игры. Исходя из продолжительности подготовительного  периода ролевой игры (от 3-4 минут  до 10-12 минут) различают «малую игру»  и «большую игру».[14, 57]

       Подготовка  и проведение малой ролевой игры реализуется на одном занятии  по информатике. Вместе с тем некоторая  часть малых ролевых игр обеспечивает подготовку больших ролевых игр.

       В процессе исследования выявлены преимущества и недостатки использования ролевой  игры при обучении информатике.[16, 40] 

1.3 Обучающие возможности ролевых игр

     Ролевую игру можно расценивать как самую  точную модель общения. Ведь она предполагает подражание действительности в ее наиболее существенных чертах.[17, 21]

     Ролевая игра обладает большими возможностями  мотивационно-побудительного плана. Общение, как известно, немыслимо без мотива. Однако в учебных условиях непросто вызвать мотив к высказыванию. Трудность заключается в следующей  опосредованности: учитель должен обрисовать ситуацию таким образом, чтобы возникла атмосфера общения, которая, в свою очередь, вызывает у учащихся внутреннюю потребность в выражении мыслей. Психологи настаивают на тезисе: «Пусть они (учащиеся) говорят то, что им хочется сказать». В ролевой игре точно обозначенные «предлагаемые  обстоятельства» создают общий  побудительный фон, а конкретная роль сужает его до субъективного  мотива.[18, 31]

Информация о работе Использование методики ролевых игр при обучении информатике