Использование интерактивной доски в образовательном процессе школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - изучение возможностей интерактивной доски, а также условий её эффективного применения в образовательном процессе современной школы.
Объект исследования – интерактивная доска как новейшее техническое средство обучения.
Предмет исследования – возможности применения интерактивной доски в образовательном процессе современной школы.
В соответствии с объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи.
Задачи исследования:
1. Изучение литературы и Интернет – ресурсов по данной проблеме.
2. Изучение этапов эволюции классной доски и интерактивных технологий.
3. Изучение и описание возможностей использования интерактивной доски в образовательном процессе современной школы.
4. Выявление условий эффективности использования интерактивной доски.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Интерактивные технологии как необходимое условие модернизации образовательного процесса 5
1.1 Вопросы эволюции классной доски
1.2 Основные принципы и приемы работы интерактивной доски
1.3 Возможности использования интерактивной доски
1.4 Направления использования интерактивной доски в учебном процессе
Глава 2. Использование интерактивной доски в учебном процессе современной школы 17
2.1 Использование интерактивной доски на уроках в начальных классах
2.2 Методические рекомендации по использованию интерактивной доски на уроках информатики
Заключение 39
Список использованных источников 42

Работа содержит 1 файл

Курсовая Захаровойн.doc

— 2.81 Мб (Скачать)

При необходимости можно приостановить запись, щелкнув мышью на кнопке паузы (), чтобы выполнить какие-либо вспомогательные операции. Все манипуляции пользователя с программой в это время в видеоролик не записываются, пока пользователь снова не щелкнет мышью на кнопке записи ().

6. По завершении всех записываемых действий – щелкнуть мышью на кнопке  остановки записи (). В появившемся стандартном окне сохранения файла указать имя видеофайла AVI (по умолчанию текущая дата) и сохранить файл.

7. Озвучивание файла может осуществляться, по необходимости, в программе Movie Maker (стандартное приложение Windows XP).

Записанный таким образом видеоролик можно продемонстрировать учащимся в качестве примера. Можно предложить ученикам выполнить задание в соответствии с заданным алгоритмом его выполнения. Причем ученик может выполнять данное задание в графическом редакторе MS Paint, переключив SMART- доску в режим мыши, используя электронный маркер.

Учащемуся, выполняя пошагово задание, можно предложить кратко описать в текстовой форме его алгоритм. Для этого можно использовать возможности встроенных средств ввода текста, таких как «виртуальная клавиатура» (рис. 14), обеспечивающая ввод текста касаниями нарисованных клавиш маркером, а также использование инструмента MS Paint «Карандаш» для ввода рукописного теста (с использованием маркера интерактивной доски в режиме мыши). В данном случае используется инструмент «Карандаш» графического редактора, а не встроенный режим рисования на интерактивной доске, чтобы обеспечить возможность сохранения рукописного текста непосредственно на поле рисунка MS Paint.

Рис. 14. Возможные варианты «виртуальной клавиатуры»

 

Пример алгоритма рисования фигуры:

1) Инструмент «Многоугольник» => изображаем правильный треугольник;

2) Инструмент «Выделение» => копируем базовый треугольник;

3) Рисунок → Отразить/повернуть → Отразить сверху вниз => переворачиваем базовый треугольник.

4) Инструмент «Выделение», без фона => наложение треугольника

полученного поворотом сверху вниз на базовый треугольник;

5) Инструмент «Линия» => дорисовать недостающие инструменты;

6) Инструмент «Заливка» => залить треугольники разными цветами.

Данный алгоритм может быть учащимся сформулирован по-другому.

В этом случае реализуется традиционная модель обучения, когда ученики, присутствующие в классе, и пользователи удаленных компьютеров могут «на равных» работать с изображенным на доске материалом, а все сделанные пометки, комментарии, эскизы, введенный рукописный или печатный текст, копии экрана и другие результаты учебной работы могут быть зафиксированы на поле графического редактора, а ввод всей указанной информации производится наиболее легко и просто для учителя – на доске при помощи «маркеров».

Учащимся также предлагается задание подсчитать количество треугольников, из которых состоит данная фигура. Это задание можно выполнять коллективно, для этого будет удобно воспользоваться электронным пером интерактивной доски в режиме рисования (чтобы избежать порчи рисунка), и нумеровать треугольники прямо на доске.

Для закрепления навыков выполнения изображений с использованием возможностей растрового графического редактора MS Paint учащимся можно предложить нарисовать птицу. Для выполнения этого задания учащимся необходимо будет использовать такие инструменты как «Эллипс» (построение произвольного и правильного эллипса, т.е. окружности), воспользоваться возможностями деформации изображения, предоставляемых пунктом верхнего меню «Рисунок→ Растянуть/наклонить →Наклон →По горизонтали», а также закрепить навыки работы с инструментами «Линия», «Кривая», «Карандаш», «Окружность», «Заливка», «Распылитель» и др.. Выполняя предложенное задание у учащихся будут развиваться также творческих способности. При выполнении изображение птички (например, как на рис. 15) следует обратить внимание учащихся на последовательность выполнения действий.

 

Рис. 15. Поэтапное изображение птички

 

Подготовительным этапом выполнения данного задания будет демонстрация видеоролика, подготовленного предварительно учителем, отражающего алгоритм и основные этапы создания изображения. Это облегчит выполнение задания, на первый взгляд, требующего некоторых способностей к рисованию. Формой представления таких материалов для демонстрации классу может быть презентация, состоящая из набора слайдов (содержащих только иллюстративный материал, либо иллюстрации, дополненные текстовыми пояснениями или звуковыми сообщениями, и демонстрируемых поочередно один за другим или, реже, в произвольном порядке по выбору учителя) и демонстрирующих основные результаты построения изображения, либо видео-фрагмент с аналогичным содержанием. Основным инструментом, используемым учителем для создания таких презентаций, при подготовке дидактических материалов к уроку, обычно является программа Microsoft PowerPoint. Однако среда SMART Notebook, сохраняя удобство и простоту работы, присущие PowerPoint, дополнительно предоставляет целый ряд возможностей, специально ориентированных на работу с интерактивной доской.

Работая с приложением Notebook, можно (точно так же, как и в PowerPoint) создавать слайды-кадры, размер которых соответствует размерам экрана и которые демонстрируются на интерактивной доске целиком, но при желании можно и «растянуть» рабочее поле по вертикали (при помощи гиперссылки «Растянуть страницу» в нижней части кадра), превратив его в «классическое» окно с использованием вертикальной линейки прокрутки. При этом в правой панели в режиме «Сортировщика слайдов» содержимое презентации отображается в виде ряда миниатюр.

Далее кратко приведем алгоритм создания новых слайдов и управления слайдами. На Панели задач щелкнуть левой кнопкой мыши на пиктограмме интерактивной доски (рис. 16).

Рис.16

В раскрывшемся меню интерактивной доски выбрать пункт NoteBook (рис. 17), откроется окно программы NoteBook (рис.18).

   

Рис. 17, 18. Окно программы NoteBook

В верхнем меню выбираем пункт Рисование и воспользовавшись одним из инструментов, например, Перо (для выбора цвета, типа линии для рукописного рисования), Художественное перо; Ластик (для выбора ширины ластика); Линия (для выбора толщины и типа прямых отрезков); Фигуры (для выбора геометрических авто фигур); Текст (для выбора типа шрифта).

 

Рис. 19. Меню Рисование

 

При этом также можно воспользоваться пунктом Настройка для изменения

шаблонов инструментов вручную.

Рис. 20. Настройка элементов рисования

 

В случае необходимости можно воспользоваться вводом текста с клавиатуры. В случае необходимости можно сохранить подборку слайдов, воспользовавшись пунктами меню Файл/Сохранить как… или Файл/Сохранить. Воспользовавшись сортировщиком станиц (рис.21) можно открыть перечень миниатюр слайдов. На начальном этапе один слайд всегда уже есть.

 

Рис. 21

Для создания нового слайда необходимо щелкнуть правой кнопкой мыши по миниатюре слайда, после которого нужно вставить новый слайд. В контекстном  меню выбрать «Вставить пустую страницу». В случае необходимости удаления  слайдов, вызвать контекстное меню удаляемого слайда и выбрать пункт «Удалить страницу». Также можно изменить порядок слайдов, для этого указателем манипулятора мышь перетащить миниатюру в требуемое место. Для всех вышеперечисленных операций можно использовать нижнюю панель инструментов. С помощью команд меню Файл / Экспорт возможно переместить данный файл в другие форматы. На следующих рисунках (рис. 22 и 23) продемонстрированы отдельные шаги создания изображения с помощью программы Notebook. Предложенное изображение учитель может также создать, воспользовавшись возможностями растрового графического редактора MS Paint, разместив затем каждый из этапов на отдельном слайде.

Рис. 22. Слайд в Notebook с изображением 4 этапа создания птицы.

Рис. 23. Слайд в Notebook с изображением завершающего этапа создания птицы.

После того, как собран набор слайдов, их можно просмотреть, воспользовавшись стрелками клавиатуры ← и → или стрелками и нижней

панели.

Для удобства ход просмотра слайдов презентации может быть записан в формате видео-фрагмента средствами программного обеспечения из комплекта SMART Board (аналогично демонстрации рисования фигуры, алгоритм которого описан выше). Учитель, проецируя на доску Smart Board задание, может вызвать к ней одного или даже нескольких учеников для «публичного» решения задачи, в случае неправильного ответа организовать дискуссию, либо (если работа ведется в составе локальной сети) продемонстрировать результаты индивидуальной работы учащихся, дополняя их своими «рукописными» и графическими комментариями.

Выполнение предложенного задания может проходить в групповой форме, т.е. изображение выполняется несколькими учениками последовательно, каждый из которых выполняет определенный этап изображения. Причем использование интерактивной доски, переключенной в режим мыши, предоставляет возможность работы с электронным маркером, значительно облегчающий рисование некоторых элементов изображения при работе с инструментом «Карандаш», и в практическом применении более привычен, чем работа, непосредственно, с манипулятором мышь.

Ученики могут коллективно обсуждать, какие действия необходимо осуществлять, какие новые моменты привнести в создание изображения. Ведь эталонное изображение, предложенное учителем, не является единственно верным, учащиеся могут творчески подойти к выполнению задания. Единственным условие остается соблюдение основных этапов изображения.[11]

Для удобства ход просмотра слайдов презентации может быть записан в формате видеофрагмента средствами программного обеспечения из комплекта SMART Board (аналогично демонстрации рисования фигуры в задании 2). Учитель, проецируя на доску Smart Board задание, может вызвать к ней одного или даже нескольких учеников для «публичного» решения задачи, в случае неправильного ответа организовать дискуссию, либо (если работа ведется в составе локальной сети) продемонстрировать результаты индивидуальной работы учащихся, дополняя их своими «рукописными» и графическими комментариями.

Разнообразные возможности применения интерактивной доски на уроках информатики можно просмотреть на примере таких тем курса информатики как  «Графика» и «Математическая логика».

1.      Возможность интерактивной доски: Выбор фона из коллекции SMART Notebook. Утилита множественного клонирования.

2.Возможность интерактивной доски: Применение затенения экрана (шторка) для скрытия правильного ответа.

3. Возможность интерактивной доски: Закрепление элементов на экране.

4. Возможность интерактивной доски: Построение по координатам линий, прямоугольников, окружностей разных цветов и форм в I координатной четверти. Добавление шаблона в коллекцию SMART Notebook.

5. Возможность интерактивной доски: Группировка выделенных элементов в единое целое. Подпись рисунка электронными чернилами разного цвета.

6. Возможность интерактивной доски: Копирование текста из документа Word, помещение на страницу SMART Notebook, оформление текста. Применение для выделения текста прожектора, лупы.

7.Возможность интерактивной доски: Создание надписи с использованием клавиатуры.

8. Возможность интерактивной доски: Построение таблиц в PowerPoint заданного формата и перенесение на страницу  SMART Notebook.

9. Возможность интерактивной доски: Использование готовых элементов из коллекции SMART Notebook для построения логических схем. Перевод рукописного текста в печатный, увеличение текста.

 

 

 

 

 

Заключение

 

В современном обществе каждому человеку необходимо постоянно повышать уровень своего образования для обеспечения успешности. Повышение эффективности, адаптивности и содержательности учебного процесса достигается путем комплексного использования различных программных и технических средств, а также применения приемов и методов активного обучения.

В результате нашего исследования были выявлены следующие преимущества работы с интерактивными досками:

-         Совместима с программами для всех лет обучения

-         Усиливает подачу материала, позволяя преподавателям эффективно работать с веб-сайтами и другими ресурсами

-         Предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе

-         Делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, развивает мотивацию

-         Преимущества для преподавателей:

-         Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса

-         Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов

-         Позволяет преподавателям сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала

Информация о работе Использование интерактивной доски в образовательном процессе школы