Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:24, курсовая работа
Цель данной работы - изучение возможностей интерактивной доски, а также условий её эффективного применения в образовательном процессе современной школы.
Объект исследования – интерактивная доска как новейшее техническое средство обучения.
Предмет исследования – возможности применения интерактивной доски в образовательном процессе современной школы.
В соответствии с объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи.
Задачи исследования:
1. Изучение литературы и Интернет – ресурсов по данной проблеме.
2. Изучение этапов эволюции классной доски и интерактивных технологий.
3. Изучение и описание возможностей использования интерактивной доски в образовательном процессе современной школы.
4. Выявление условий эффективности использования интерактивной доски.
Введение 3
Глава 1. Интерактивные технологии как необходимое условие модернизации образовательного процесса 5
1.1 Вопросы эволюции классной доски
1.2 Основные принципы и приемы работы интерактивной доски
1.3 Возможности использования интерактивной доски
1.4 Направления использования интерактивной доски в учебном процессе
Глава 2. Использование интерактивной доски в учебном процессе современной школы 17
2.1 Использование интерактивной доски на уроках в начальных классах
2.2 Методические рекомендации по использованию интерактивной доски на уроках информатики
Заключение 39
Список использованных источников 42
3
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Интерактивные технологии как необходимое условие модернизации образовательного процесса
1.1 Вопросы эволюции классной доски
1.2 Основные принципы и приемы работы интерактивной доски
1.3 Возможности использования интерактивной доски
1.4 Направления использования интерактивной доски в учебном процессе
Глава 2. Использование интерактивной доски в учебном процессе
современной школы
2.1 Использование интерактивной доски на уроках в начальных классах
2.2 Методические рекомендации по использованию интерактивной доски на
уроках информатики
Заключение
Список использованных источников
Введение
Известно, что образование один из главных институтов социализации личности. Главная цель образования – формирование свободной, ответственной, гуманной личности, способной к дальнейшему саморазвитию.
Еще несколько десятилетий назад известный российский методолог Георгий Щедровицкий сетовал: "Современная система образования построена на тех же принципах, что и 2000 лет назад. Мы не сделали ни одного шага вперед". Преподавание по старинке, когда преподаватель, стоя перед студентами, в течение 45 минут рассказывает то, что знает сам (такой метод называется иногда "переливанием из одной головы в другую"), пока остается в России основным способом обучения, хотя в последнее время четко обозначились совсем другие тенденции. Доска и мел как основные инструменты передачи информации уже не могут удовлетворить современного школьника. Кроме того, еще в Древней Греции было известно, что самый эффективный способ обучения - активный, когда ученик добывает знания самостоятельно и вступает в дискуссию с учителем. А самые широкие возможности по извлечению информации из всех существующих источников предоставляют именно высокие технологии. Так почему до сих пор они не стали основой образовательных методик? Если ученик не может находиться в информационном поле, ориентироваться в нем и использовать его ресурс для решения учебной задачи или творческой проблемы, он просто не будет полноценным специалистом в завтрашнем мире.
Актуальность выбранной нами темы объясняется тем, что современное образование требует отказа от устаревших методов обучения: время диктует новые условия. Сегодня инновационные технологии уже не роскошь, а необходимость. В числе оборудования способного в корне изменить учебный процесс – электронные интерактивные доски.
Программно-аппаратный комплект "Интерактивная доска" - это современное мультимедиа-средство, которое, обладая всеми качествами традиционной школьной доски, имеет более широкие возможности графического комментирования экранных изображений; позволяет контролировать и производить мониторинг работы всех учеников класса одновременно; естественным образом (за счет увеличения потока предъявляемой информации) увеличить учебную нагрузку учащегося в классе; обеспечить эргономичность обучения; создавать новые мотивационные предпосылки к обучению; вести обучение, построенное на диалоге; обучать по интенсивным методикам с использованием кейс-методов.
Цель данной работы - изучение возможностей интерактивной доски, а также условий её эффективного применения в образовательном процессе современной школы.
Объект исследования – интерактивная доска как новейшее техническое средство обучения.
Предмет исследования – возможности применения интерактивной доски в образовательном процессе современной школы.
В соответствии с объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи.
Задачи исследования:
1. Изучение литературы и Интернет – ресурсов по данной проблеме.
2. Изучение этапов эволюции классной доски и интерактивных технологий.
3. Изучение и описание возможностей использования интерактивной доски в образовательном процессе современной школы.
4. Выявление условий эффективности использования интерактивной доски.
Методы исследования: изучение и анализ литературы по проблеме.
Глава 1. Интерактивные технологии как необходимое условие модернизации образовательного процесса
1.1 Вопросы эволюции классной доски
Непременным атрибутом любого школьного класса или институтской аудитории была и остается грифельная доска, на которой пишут и рисуют мелом. Первые доски делали из аспидного сланца и писали на них грифелями - отсюда и название.
Долгое время использовались грифельные доски из крашеной фанеры, линолеума или матированного стекла. В конце XX века появились "безмеловые" пластиковые доски белого цвета, на которых можно писать и рисовать специальными фломастерами-маркерами и стирать написанное смоченной салфеткой. Нашли применение и так называемые флип-чарты - заменяющие доску огромные блокноты с закрепленными в специальном зажиме листами бумаги. После того как верхний лист целиком покрывается записями, его отрывают или заменяют на чистый.
Но по-настоящему классная доска начала меняться уже на наших глазах. Важным событием стало появление электронных копирующих досок, изображение с которых можно распечатать на бумаге в виде ксерокопий, уменьшенных до размеров обычного машинописного листа формата А4. В первых моделях эта задача решалась механически: бесконечная замкнутая лента из белого пластика, на которой писали фломастерами, прогонялась через копирующую приставку. Современные модели гораздо удобнее: копирующий блок сканирует надписи и рисунки на поверхности доски, и по желанию преподавателя принтер распечатывает нужное количество копий в качестве "раздаточного материала". Сделанные записи можно сохранить на жестком диске компьютера, а при необходимости добавить необходимые замечания и пометки. [16]
Венцом эволюции классной доски стала интерактивная доска (smart board). С помощью проектора на нее выводят из компьютера любую информацию, а затем вручную дополняют изображение заметками, комментариями, примечаниями или акцентируют внимание учащихся, обводя важные фрагменты. Все созданные записи и наброски можно сохранить в компьютере. Первая в мире интерактивная доска была представлена компанией SMART Technologies Inc. в 1991 г. Одними из первых, кто оценил педагогические возможности этой новой технологии, были преподаватели. Действительно, использование интерактивных досок помогает разнообразить занятия, сделать их яркими и увлекательными. В России системы отображения информации появились в 1995 г., а первые интерактивные доски - в 1998-м. Почти 10 лет формировался этот рынок и доски приобретали популярность в глазах образовательного сообщества. Сегодня у нас пять основных марок подобной продукции: ACTIVboard (производит компания Promethean, в России их распространением занимается "ТДС-Прометейн-М"), SMART Board (производит SMART Technologies Inc., у нас, их представляет Polymedia), Star Board (производит Hitachi, в России продает сеть дилеров), InterWrite SchoolBoard (производит GTCO CalcComp Inc., продает "Сервис Плюс") и Communicator (Sahara Interactive и "ДеЛайт 2000" соответственно). Нужно отметить, что основной круг потребителей интерактивных досок (более 90 %) находится в образовательном секторе. По статистике, в начальной школе - 49 %, в средней - 41% , в вузах и специальных учебных организациях - лишь 10 %. [17]
1.2 Основные принципы и приемы работы интерактивной доски
Принципы работы интерактивной доски с прямой проекцией (на отражение) довольно просты. Фактически речь идет о большом графическом планшете. Его белая поверхность играет роль обычного экрана, но в отличие от него чувствительна к нажатию (сенсорная доска). В глубине доски скрыты две сетки из взаимно перекрещивающихся тончайших проводящих полосок, разделенные воздушным промежутком. На одну систему полосок (скажем, горизонтальную) поочередно в бесконечном цикле подаются электрические импульсы. В месте нажатия обе сетки сближаются настолько, что проводящие полоски соприкасаются, и на вертикальных полосках электронная схема обнаружит появление электрического тока. Таким способом удается определить координату Х точки нажатия, а по моменту времени появления импульса - и координату Y. И здесь компьютер создает цветную точку.
"Рисовать" на доске можно любым твердым предметом или даже пальцем. Компьютерная программа воспринимает эти действия как движение мыши обычного ПК или стилуса карманного компьютера. Прикасаясь к поверхности доски либо проводя по ней, можно также нажимать экранные кнопки, перетаскивать объекты, масштабировать и поворачивать их, работать с элементами диалоговых окон, выведенных на доску. Таким же образом печатают текст, прикасаясь к клавишам виртуальной клавиатуры на экране-доске.
Конечно, у сенсорных интерактивных досок есть недостатки. Так, стоящий перед доской преподаватель или учащийся загораживает собой проецируемое изображение, а система датчиков не позволяет писать и рисовать на доске вдвоем одновременно.
Обе эти проблемы успешно решаются в конструкциях интерактивных досок с обратной проекцией (на просвет). У доски обратной проекции проектор располагается за экраном, что очень удобно: работающий у доски учитель или ученик не отбрасывает тень на экран, а яркий свет проектора не попадает ему в глаза. Доска довольно массивна - все основное и дополнительное оборудование (мультимедиа-проектор, системный блок, принтер, аудио- и видеотехника) может фиксироваться или размещаться во встроенном шкафу-футляре. По углам такой доски расположены миниатюрные цифровые видеокамеры-сенсоры, определяющие координаты курсора (фломастера или пальца). Эта технология, носящая название DViT (Digital Vision Touch), позволяет сделать интерактивным сколь угодно большой экран практически любой кривизны.
Маркеры, лежащие в специальных гнездах на нижней панели доски, - похожие на фломастеры пластмассовые стержни со скругленными кончиками (чтобы не повредить поверхность доски). Если вынуть из гнезда один из маркеров, то датчик зафиксирует его отсутствие и даст команду компьютеру включить режим рисования цветом, заданным для этого гнезда. С этого момента вся информация о перемещении кончика маркера по поверхности доски будет передаваться в компьютер и восприниматься аналогично перемещению указателя мыши при нажатой левой клавише, когда вы выбираете инструмент "карандаш" при работе в стандартном графическом редакторе Paint. Так же действует и специальный "ластик", тоже лежащий в гнезде рядом с маркерами. Когда вы его вынимаете, в компьютер передается команда на включение режима стирания.
При работе с маркером или "ластиком" специальная программа, называемая драйвером интерактивной доски, формирует "информационный слой" поверх изображения, выводимого на экран. Этот слой представляет собой как бы прозрачную кальку, наложенную на обычную бумажную страницу. Все его содержимое по мере создания поступает из компьютера в проектор и показывается на доске вместе с основным изображением. Любое касание поверхности маркером, который сам по себе следов, конечно же не оставляет, тут же превращается в линию соответствующего цвета в том месте, где вы ее провели. А поскольку вся информация формируется в компьютере, то ею можно гибко управлять: преобразовывать, в частности автоматически распознавать рукописный текст; сохранять на диске; распечатывать, в том числе на цветном принтере; использовать в качестве иллюстраций в других программах и документах и т.д. Вся эта технология в целом получила название "цифровые чернила" (digital ink).
Интерактивная доска позволяет проецировать изображение с экрана монитора на проекционную доску, а также управлять компьютером с помощью специальных фломастеров, находясь постоянно около доски, как это было бы с помощью клавиатуры или манипулятора "мышь".
Используемое программное обеспечение для интерактивной доски (SMART Board Software) включает следующие инструменты:
- записную книжку (SMART Notebook);
- средство видеозаписи (SMART Recorder);
- видеоплеер (SMART Video Player);
- дополнительные (маркерные) инструменты (Floating Tools);
- виртуальную клавиатуру (SMART Keyboard).
Все эти инструменты могут быть использованы как отдельно, так и в совокупности в зависимости от решаемых учебных задач.
Записная книжка представляет графический редактор, позволяющий создавать документы собственного формата и включать в себя текст, графические объекты, как созданные в других Windows программах, так и с помощью соответствующих инструментов.
Средство видеозаписи позволяет записать в видеофайл (формат AVI) все манипуляции, производимые в данный момент на доске, а затем воспроизвести его с помощью видеоплеера (SMART Player) или любого другого подобного программного средства. Например, используя записную книжку, можно нарисовать график какой-либо функции или сделать чертеж, а затем продемонстрировать повторно процесс создания рисунка, запустив видеофайл.
Дополнительные (маркерные) инструменты используются для создания разного рода пометок на всей площади экрана монитора независимо от используемого текущего приложения. Все пометки, делаемые преподавателем, например, в презентации Power Point, могут быть сохранены.
Виртуальная клавиатура используется для управления компьютером, когда учитель находится непосредственно около доски, т.е. дублирует стандартную клавиатуру компьютера.
Важной характеристикой интерактивной доски является ее "безразмерность", т.е. фиксируемая информация может располагаться на площади неограниченного размера, при этом всё, что записывается на этой доске, может храниться бесконечно долго. Вся информация, отображаемая на доске, может использоваться в течение всего урока. Учитель или ученик может в любой момент возвращаться к предыдущей информации. Кроме этого вся информация текущего урока может использоваться на последующих занятий, при этом для их проведения не требуется дополнительной подготовки.
В отличие от традиционной доски интерактивная доска имеет больше инструментов для графического комментирования экранных изображений, что позволяет увеличить качество изображения предъявляемой информации для акцентирования внимания учеников, а именно: большее количество цветов для пера, различные формы и толщина пера, а также возможность задавать различные цвета фона доски. Интерактивная доска позволяет экономить время на уроке при создании различного рода чертежей, схем, диаграмм, графиков, так как имеет большое количество инструментов для построения геометрических фигур.
Информация о работе Использование интерактивной доски в образовательном процессе школы