Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:24, курсовая работа
Цель данной работы - изучение возможностей интерактивной доски, а также условий её эффективного применения в образовательном процессе современной школы.
Объект исследования – интерактивная доска как новейшее техническое средство обучения.
Предмет исследования – возможности применения интерактивной доски в образовательном процессе современной школы.
В соответствии с объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи.
Задачи исследования:
1. Изучение литературы и Интернет – ресурсов по данной проблеме.
2. Изучение этапов эволюции классной доски и интерактивных технологий.
3. Изучение и описание возможностей использования интерактивной доски в образовательном процессе современной школы.
4. Выявление условий эффективности использования интерактивной доски.
Введение 3
Глава 1. Интерактивные технологии как необходимое условие модернизации образовательного процесса 5
1.1 Вопросы эволюции классной доски
1.2 Основные принципы и приемы работы интерактивной доски
1.3 Возможности использования интерактивной доски
1.4 Направления использования интерактивной доски в учебном процессе
Глава 2. Использование интерактивной доски в учебном процессе современной школы 17
2.1 Использование интерактивной доски на уроках в начальных классах
2.2 Методические рекомендации по использованию интерактивной доски на уроках информатики
Заключение 39
Список использованных источников 42
В школах появилась возможность соединить в себе легкость и удобство традиционных инструментов с перспективными инновационными технологиями с приобретением SMART-доски и мультимедийного проектора для оборудования кабинета, в котором учителя могут проводить интерактивные уроки. Работая учителем информатики в начальном звене, вместе с учителями начальных классов можно проводить интегрированные с информатикой уроки природоведения, английского языка, математики, чтения и др.
Электронная доска SMART помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных, все предметы становятся лёгкими и увлекательными. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Наглядное управление программами, быстрые заметки, корректировка рукой на доске, запись в видеофайл, которую можно использовать как раздаточный материал, который учащиеся могут взять домой для самостоятельной работы.
Возможность записи в видеофайл позволяет также при отсутствии ученика на уроке по болезни не только просмотреть действия, которые учитель делал на занятии у электронной доски, но и прослушать объяснение, если педагог при этом использовал микрофон. Тем самым достигается эффект присутствия ученика на уроке. Эти же технологии используются при обучении больных детей, имеющих домашний компьютер на дому.
Другой инструмент SMART-доски – «Умное перо» особенно эффективно используется на уроках английского языка. Интегрированные уроки информатика-английский язык, следует начинать проводить уже на этапе знакомства младших школьников с клавишами клавиатуры и изучением алфавита. Учитель пишет маркером на доске письменную букву английского алфавита и прямо на глазах у детей быстро переводит её в печатную с помощью функции «Распознавание рукописного текста». Надо ли говорить, что такие «чудесные» превращения не оставляют малышей равнодушными и, конечно же, являются побуждением к тому, чтобы поработать у доски самому, а значит запомнить материал.
Электронная доска позволяет учителю и обучающимся во время объяснения вносить маркером дополнения, пояснения и сохранять или не сохранять записи прямо в слайде. Использование же программы Notebook расширяет возможности подготовки презентаций к урокам. Это приложение можно использовать на уроках информатики при изучении темы “Графические редакторы”, а также на интегрированных уроках природоведение-информатика при изучении природных зон. Встроенная коллекция ландшафтов и фигурок животных помогает составлять на уроке при помощи ответов детей и личного участия панораму определённой природной зоны.
Таким образом, объяснение материала с использованием SMART-технологий позволяет сделать выступление учителя ярче, информативнее и увлекательнее. Действия учителя на доске буквально завораживают малышей, и даже отстающие ученики не отвлекаются на таких уроках. Интерактивная доска позволяет ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс. Наглядность электронной интерактивной доски - это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Наглядность учебы особенно ценна для работы с непоседливыми детьми, она целиком увлекает их. Все ученики класса уделяют больше внимания объяснениям преподавателя, доска достаточно велика, чтобы видели ее все.
Однако, следует заметить и то, что использование интерактивной доски требует серьезной длительной подготовки, навыков работы с компьютером и, безусловно, большего времени для подготовки учителя к уроку. Но в данном случае потраченные усилия и время обязательно приведут к желаемому результату.
В Образовательном стандарте отмечена необходимость привести школьное образование в соответствие с потребностями времени, современного общества, которое характеризуется изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким внедрением информационных технологий. Важными целями образования в этих условиях становятся подготовка учеников к решению проблем в широком круге неопределенных ситуаций, к овладению исследовательской деятельностью, информационными умениями.
Учебная исследовательская деятельность определяется как деятельность учащихся по исследованию различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся. [6].
Для начальной школы не характерна дистанционная поддержка исследовательской деятельности учащихся, т.к. они имеют слишком маленький опыт осуществления отдельных элементов такой деятельности. Однако в начальной школе можно создавать базу исследовательской деятельности:
1. методологическую (усвоение структуры исследовательской деятельности и отдельных исследовательских умений и методов, общих и специальных для предмета);
2. общую логическую (работа над общими умственными и логическими умениями);
3. содержательную (овладение предметными знаниями и умениями);
4. субъектную (накопление личностного опыта осуществления исследовательской деятельности). На этой базе легче развивать исследовательскую деятельность учащихся основной школы.
2.2 Методические рекомендации по использованию интерактивной доски на уроках информатики
Методические рекомендации, описанные далее, подразумевают под собой изучение отдельных тем курса информатики базового уровня и такую организацию учебного процесса, когда каждый ученик выполняет предложенные учителем задания за своим рабочим местом и параллельно ведется работа с интерактивной доской SMART Board, на которую проецируется рабочий стол учительского компьютера.
С использованием предусмотренных специальных программ для организации работы в локальной сети класса (например, SMART SynchronEyes), позволяющих создавать тематически ориентированную учебную среду на базе существующих сетей Ethernet (протокол TCP/IP) и обеспечивать для учителя следующие возможности:
1) контроль ученических компьютеров – преподаватель может одновременно просматривать изображения на экранах всех учащихся (рис. 1). При этом изображение на экране каждого ученического компьютера отображается в виде миниатюр, разделенных на группы (соответственно разделению учащихся при групповой работе);
Рис. 1
2) трансляция изображения всему классу – учитель может транслировать на компьютеры всего класса или выбранной группы учеников изображение со своего дисплея или с дисплея любого учащегося (рис. 2);
Рис. 2
3) помощь учащимся – щелкнув мышью на миниатюре для любого учащегося,
учитель может просмотреть полноэкранное изображение Рабочего стола на соответствующем компьютере, получить полный контроль над этим компьютером и, выполняя необходимые действия, показать учащемуся, как нужно работать с той или иной программой, либо провести его по всем этапам решения задачи (рис.3);
Рис. 3
4) блокировка компьютеров учащихся – если во время урока потребуется, чтобы
ученики сосредоточили свое внимание на словах учителя или на чем-то другом, не отвлекаясь на экраны своих компьютеров, учитель нажатием одной кнопки может заблокировать экран, мышь и клавиатуру на всех компьютерах класса, на компьютерах отдельных учащихся или группы учеников. При этом в верхнем левом углу соответствующих миниатюр на экране учительского компьютера появляется иконка «замка» (рис. 4а), а на экранах заблокированных компьютеров появляется предварительно запрограммированное учителем сообщение (рис. 4б).
Рис.4а Рис. 4б
Работа с инструментами «Эллипс», «Надпись», «Выделение»
в среде растрового графического редактора MS Paint
Прежде всего, следует отметить, что по результатам изучения возможностей графического редактора учащиеся должны знать: назначение и возможности графических редакторов, элементы интерфейса графического редактора; учащиеся должны уметь: вызывать графический редактор, создавать изображение, используя разнообразные инструменты редактора, сохранять его во внешней памяти, считывать рисунок из внешней памяти, модифицировать его, а также выводить на печать.
С использованием возможностей графического редактора MS Paint, окно которого проектируется на интерактивную доску SMART Board, переключенную в режим мыши, учитель предлагает учащимся выполнить копирование базового изображения круга (правильного эллипса) в среде графического редактора Paint таким образом, чтобы построить разноцветную «пирамидку». Маркером интерактивной доски, переключенной в режим рисования, учитель записывает схему расположения и нумерации кружочков (рис.5).
1
2 3
4 5 6
7 8 9 10
Рис.5.
Для написания нумерации на кружочках удобно воспользоваться «виртуальной клавиатурой» (рис.6).
Рис. 6. Виртуальная клавиатура интерактивной доски SMART
Учитель с целью развития умений и навыков работы с инструментом «Эллипс» для построения базового круга, с инструментом «Надпись» для работы с текстом по очереди приглашает одиннадцать учащихся к интерактивной доске, переключенной в режим работы с манипулятором «мышь» для выполнения построения «пирамидки»: 1-ому ученику предлагается выполнить построение базового кружочка; 2-ому ученику выполнить копирование базового кружочка и, воспользовавшись возможностями «виртуальной клавиатуры» интерактивной доски, поставить на нем номер 1 (рис.7); 3-ему ученику выполнить копирование базового кружочка и, воспользовавшись «виртуальной клавиатурой», расположить его в необходимом месте и пронумеровать его цифрой 2 и т.д. ... 11-ому ученику предлагается скопировать базовый кружочек, расположить его в необходимом месте и, воспользовавшись «виртуальной клавиатурой», поставить на него номер 10.
Рис. 7
Затем учитель предлагает следующей группе из 10 учеников выполнить заливку изображенных кружочков следующим образом: 1, 2, 3, 7 – красным цветом; 4, 5, 6 –зеленым цветом; 8, 9 – синим цветом; 10 – желтым цветом.
Для этого предлагается 1-ому ученику, воспользовавшись инструментом «Заливка», окрасить кружочек под номером 1 в красный цвет и т.д. ... 10-ому ученику, воспользовавшись инструментом «Заливка», окрасить кружочек под номером 10 в желтый цвет (рис. 8).
Рис. 8
После выполнения изображения цветной «пирамидки» учащимся предлагается перевернуть «пирамидку» вниз вершиной, изменив для этого расположение трех кружочков, воспользовавшись инструментом «Выделение» (при включенной опции перемещения прямоугольной области без фона). Для выполнения этого задания предварительно с классом проводится коллективное обсуждение и один из учащихся выполняет изменение в изображении на интерактивной доске, переключенной в режим мыши, с использованием инструмента «Выделение» при включенной опции выделения прямоугольной области без фона (рис. 9).
Рис.9
Построение геометрических фигур по алгоритму средствами MS Paint
Используя возможности панели инструментов и пунктов верхнего меню растрового графического редактора MS Paint учащимся предлагается поэтапно построить изображение фигуры, как это изображено на рисунке 10, а также предлагается подсчитать, сколько в полученной фигуре треугольников.
Рис. 10
Выполнение предложенного задания ставит целью изучить возможности использования таких инструментов растрового графического редактора MS Paint как «Многоугольник», «Выделение» для прямоугольной области, опций работы с изображением «Отразить/Повернуть». Во время выполнения задания учитель может продемонстрировать учащимся алгоритм с помощью предварительно подготовленного учителем видеоролика. Учащимся будет предоставлена возможность индивидуально выполнить задание по заданному алгоритму, а также провести коллективное обсуждение этапов выполнения задания.
Выполнение предложенного задания можно провести, используя возможности интерактивной доски SMART Board, тем самым, повысив эффективность изучения возможностей графического редактора за счет организации коллективной работы в классе.
Для дидактического обеспечения выполнения данного задания учитель, в целях наглядности, может создать видеоролик средствами программного обеспечения из комплекта SMART Board.
Алгоритм создания видеоролика может быть следующим.
1. Сначала необходимо запустить на выполнение редактор MS Paint, создать новый рисунок (область для рисования) и отрегулировать размеры области. На Панели задач щелкнуть левой кнопкой мыши на пиктограмме интерактивной доски (рис. 11).
Рис. 11
2. Далее в раскрывшемся меню интерактивной доски выбрать пункт Средство записи (рис. 12).
Рис. 12
3. В появившейся панели (рис.13) щелкнуть мышью на стрелке справа от кнопки с оранжевым кружком и в раскрывшемся меню выбрать пункт Запись окна.
Рис. 13
4. Быстро навести курсор мыши на титульную (синего цвета, с названием программы) строку окна программы MS Paint – через пару секунд оно будет заштриховано. Щелкнуть мышью на штриховке: окно будет обрамлено красной рамкой (указывающей границы записываемой области) и начнется запись всех манипуляций с данной программой.
5. Выполнять все необходимые операции по работе с программой (редактором Paint). При этом все манипуляции с меню и иными объектами интерфейса и рисунка записываются в точности так, как они совершаются (в том числе с учетом временных интервалов и перемещения курсора мыши), но всплывающие подсказки кнопок не отображаются. В панели для справки отсчитывается время записи и количество кадров в секунду.
Информация о работе Использование интерактивной доски в образовательном процессе школы