Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 23:49, курсовая работа
Цель данной работы - представить и обосновать принципы и подходы эстетического воспитания школьников через этическую призму искусства.
Для достижения цели необходимо решить ряд важных задач:
- рассмотреть имеющиеся теоретические подходы к эстетическому воспитанию ведущих исследователей, выделяя при этом самое главное и существенное на сегодняшний день;
- изучить те особенности эстетического воспитания детей, которые присущи им в школьном возрасте, в том числе психологические особенности данного процесса;
- выявить место искусства в системе эстетического воспитания школьников;
- представить способы и приемы эстетического воспитания детей на уроках искусства.
Введение
Глава 1. Эстетическое обучение и воспитание как педагогическая проблема
1.1 Сущность, цели и задачи эстетического обучения и воспитания
1.2 Особенности эстетического обучения и воспитания в старшем школьном возрасте
Выводы
Глава 2. Искусство как средство эстетического обучения и воспитания школьников 9 классов
2.1 Педагогическая организация восприятия искусства школьниками
2.2 Методы и приемы эстетического воспитания школьников на уроках искусства
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
На уроках искусства учитель как нигде может повлиять на внутренний мир учеников, побудить в них интерес к достижениям прошлом, так как искусство как нельзя лучше отражает общественную ситуацию своей эпохи. Учитель должен использовать искусство для обогащения учеников опытом прошлого, сравнивая этот опыт с собственным опытом учеников. Ключевым моментом в этом является переживание учащимися произведения искусства.
Немаловажную роль играет разбор технических средств и приемов, используемых художником, но это должно быть подчинено главной задаче - постижению внутреннего мира художника, его героев, а так же своего собственного. Особое место занимает процесс восприятия учениками произведения искусства. На этом этапе главной задачей педагога является подготовка и создание диалогического контекста процесса знакомства учащихся с текстом культуры.
Ключевой задачей педагога является формирование в детях способности к сопереживанию автору, героям, а так же, в конечном итоге - и любому другому человеку. Только тогда в учащихся возможно формирование индивидуальности, когда они способны выразить самих себя через произведение искусства.
Список литературы
1. Антипова, В. Образ женщины в русской живописи // Искусство в школе. - 2006, №1. - С.15 - 19.
2. Апанасенко, О.Н., Потемкин А.В. Методический аспект творческого воспитания школьников: методическое пособие. - Барн: изд. БГПУ, 2005. - 150 с.
3. Балакина, Е.И. Искусство и зритель: азы общения // Ступени творчества: учебно-методическое пособие. - Барн., 2003. - С. 42-47.
4. Беляев, А.А., Новиков, Л.И., Толстых, В.И. Эстетика. Словарь. -М.: Политиздат, 1989. - 448 с.
5. Борев, Ю.Б. Эстетика. - М.: Высшая школа, 2002. - 511с.
6. Буров, А.И. Эстетика: проблемы и споры. - М.: Искусство, 1975. - 176 с.
7. Буров, А.И., Квятковский Е.В. Проблемы эстетического развития личности школьника. - М.: Педагогика, 1987. - 96 с.
Витковская, Н.С., Щербо, А.Б., Джола, Д.Н. Формирование эстетической культуры младших школьников. - Киев: Радьянська школа, 1985. - 136 с.
8. Гавриловец, К.В., Казимирская, И.И. Работа классного руководителя по нравственному и эстетическому воспитанию школьников 4-8 классов. - Минск: Народная асвета. - 1978. - 128 с.
9. Герасимов, С.А. Система
Дремов, А.К. Эстетический идеал современной литературы. - М.: Знание. - 62 с.
10. Ильенков, Э.В. К беседе об эстетическом воспитании // Школа должна учить мыслить. - М. - Воронеж, 2002. С. 91-94.
11. Кабалевский, Д.Б. Как
12. Киященко, Н.И. Вопросы формирования
системы эстетического
13. Кушаев, Н.А. Основы эстетического воспитания. - М.: Просвещение. - 1986. - 240 с.
14. Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
15. Лихачев, Б.Т. Эстетика
16. Макаренко, А.С. Воспитание в советской школе - М.: Просвещение, 1966. - 255 с.
17. Неменский, Б.М. Мудрость красоты. - М.: Просвещение. - 1987. - 255 с.
18. Неменский, Б.М. Распахни окно. - М.: Молодая гвардия, 1974. - 190 с.
19. Печко, Л.П. Эстетическая
20. Пешикова, Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры: пособие для учителя. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002-96с.
21. Таборидзе, М.Д. Эстетическое воспитание школьников. - М.: Педагогика, 1988. - 104 с.
Фроловская, М.Н. Педагогика искусства. - Барнаул: Издательство АГУ, 2007. - 130 с.
22. Шацкая, В.Н. «Общие вопросы
эстетического воспитания в
23. Щербо, А.Б., Джола, Д.Н. Красота воспитывает человека. - Киев: Раданська школа, 1980. - 104 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
План-конспект урока МХК в средней школе
Взаимодействие ребенка и
Тема урока: «Образ женщины в русской живописи 18 века».
Тип урока: комбинированный с нетрадиционными элементами.
Цели урока:
1) Сформировать у учащихся
2) Воспитать у учащихся любовь
и интерес к русскому
3) Сформировать у учащихся
Оборудование: альбомы художников, репродукции, музыкальный проигрыватель, диски с музыкой.
Наличие межпредметных связей: история, литература, музыка.
Наличие внутрепредметных связей: промежуточная тема в изучении раздела «Образ женщины в русской живописи».
I. Организационный момент: приветствие, сообщение целей и формы проведения урока, отмечание присутствующих.
II. Актуализация знаний по теме. Учитель задает учащимся вводные вопросы:
Что такое портрет?
Какие бывают портреты?
Для чего они нужны? Кто их заказывает?
Каким образом, на ваш взгляд, художник приступает к созданию того или иного портрета?
III. Сообщение знаний по теме:
Звучит романс Г. Свиридова.
В искусстве существуют вечные темы. Одна из них - тема женщины, материнства, женской красоты. У каждой эпохи свой идеал женщины, вся история человечества отражается в том, как люди видели женщину, какие мифы о ней творили.
Женский характер всегда привлекал особое внимание художников. Созданные в портретном искусстве образы женщин несут поэтический идеал в единстве душевных качеств и внешнего облика. По портретам мы можем судить, как на внешность женщины, на ее душевный склад влияют общественные события, мода, литература, искусство и сама живопись.
Не составляет исключения и Россия. В древней Руси не существовало светского искусства. Свой идеал женственности люди выражали в иконах, в образах Богородицы и святых.
Петровская эпоха приносит обновление во все сферы жизни русского общества, в том числе и в искусство. На смену иконописи приходит портрет, иконописцы становятся живописцами.
В конце XVIII века русская портретная живопись развивалась поистине блистательно. Одной из главных ее тем становится образ женщины. Художник должен был прежде всего изображать женское очарованье: женщины на этих портретах кокетливы и обольстительны. В портретах художников- иностранцев в России дамы напоминают кукол: игриво улыбаются, жеманно наклоняют головку и очень этим похожи друг на друга. Но русские художники - Рокотов, Левицкий, Аргунов, а позже Боровиковский - вносят в портрет психологическое оживление, конкретность характера. В их портретах облик дам передает живую картину нравов, моды и вкусов эпохи «женского всевластья», мы находим в них надменную красоту и нежную мечтательность, прихотливое кокетство и скромность, суровую замкнутость и душевное обаяние.
На экране «Портрет А. Струйской» Ф. Рокотова.
Особенно интересна судьба Александры Струйской. 18-ти лет от роду она была просватана за богатого, дикого и сумасбродного помещика. К свадьбе Струйский готовился долго и торжественно. Известнейшему в те годы живописцу Федору Рокотову были заказаны парные портреты - Струйского и его невесты. Она была ангельски мила и приветлива. В отличие от многих известных красавиц того времени, красота Струйской несла в мир добро и любовь.
Звучит 2 часть (Grave) Концерта для скрипки с оркестром ля минор А. Вивальди. На фоне музыки:
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна моей души мерцают
Ее прекрасные глаза.
Н. Заболоцкий
В систему воспитания дворянских девушек как обязательные входят занятия литературой, музыкой, живописью, танцами. Под влиянием идей французского Просвещения Екатерина II сама составила программу воспитания «идеальной дворянки». Портреты воспитанниц Смольного института благородных девиц кисти Д. Левицкого как бы отражают эту педагогику. По ним можно изучать и воспитательную систему, и характер каждой изображенной, и костюмы эпохи.
На экране «Портрет Алымовой», «Портрет Хрущовой и Хованской» Д. Левицкого. Звучит 1-й полонез О. Козловского. На фоне музыки:
Не нимфы ль богинь пред нами здесь предстали?
Иль сами ангелы со небеси сошли
Ко обиталищу меж смертных на земли,
Что взоры и сердца всех зрителей питали.
Как солнечны лучи, так взоры их сияют,
С красой небесною краса сих нимф равна,
С незлобием сердец невинность их явна,
Конечно, божество они в себе являют…
А. Сумароков
Так описал «смолянок» поэт Сумароков, ставший свидетелем их прогулки в Летнем саду.
В 90-е годы XVIII века в России распространилось стремление художников к героизации и возвышенному стилю в портретах, что диктовалось эстетическими нормами классицизма.
На портретах Ф. Боровиковского женщины уже не носят пышных обольстительных нарядов, а одеты в простые и величественные одеяния античных богинь. В самых его известных портретах М. Лопухиной и Е. Нарышкиной героини вполне соответствуют идеалу времени и в то же время неповторимы в своей красоте и обаянии.
На экране «Портрет Лопухиной» Ф. Боровиковского.
Чередование противоречивых и тонких чувств у Лопухиной отражено нежной живописью, ее мягкой холодной и светлой гаммой. Это создает особую поэзию образа той, которая вдохновляла поэтов на стихи как при жизни, так и после смерти.
Звучит «Вальс» А. Даргомыжского. На фоне музыки:
Она давно прошла - и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье - тень любви, и мысли - тень печали…
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить - страдать - прощать - молчать…
Я. Полонский
Образ женщины за девять веков русского искусства претерпевал значительные изменения во внешнем облике. Но по сути своей, сохранил непреходящие вечные достоинства: материнство, нежность, красоту.
Звучит «Романс» Г. Свиридова.
V. Домашнее задание:
подумайте о том, какой идеал
женской красоты существует в
наше время, сравните его с
идеалом 18 века. Постарайтесь описать
каким-либо способом идеал
Информация о работе Искуство как фактор эстетического развития