Искуство как фактор эстетического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 23:49, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - представить и обосновать принципы и подходы эстетического воспитания школьников через этическую призму искусства.
Для достижения цели необходимо решить ряд важных задач:
- рассмотреть имеющиеся теоретические подходы к эстетическому воспитанию ведущих исследователей, выделяя при этом самое главное и существенное на сегодняшний день;
- изучить те особенности эстетического воспитания детей, которые присущи им в школьном возрасте, в том числе психологические особенности данного процесса;
- выявить место искусства в системе эстетического воспитания школьников;
- представить способы и приемы эстетического воспитания детей на уроках искусства.

Содержание

Введение
Глава 1. Эстетическое обучение и воспитание как педагогическая проблема
1.1 Сущность, цели и задачи эстетического обучения и воспитания
1.2 Особенности эстетического обучения и воспитания в старшем школьном возрасте
Выводы
Глава 2. Искусство как средство эстетического обучения и воспитания школьников 9 классов
2.1 Педагогическая организация восприятия искусства школьниками
2.2 Методы и приемы эстетического воспитания школьников на уроках искусства
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

искуство как средство эстетического воспитания и развития учеников 9 кл.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

На уроках изобразительного искусства  и музыки в качестве дополнительного  задания Б.Т. Лихачев советует использовать словесное описание сюжета, основной идеи, оценку композиции, средств художественной выразительности.

И третий этап освоения произведения искусства школьниками, который  выделяет педагог, можно характеризовать  как этап научного постижения художественной деятельности. «После того, как в  сознании ребенка воссоздана художественная картина жизни во всей сложности, противоречивости и многообразии образов, возникает необходимость ее научного анализа. Благодаря глубокому проникновению учащихся в идейно-художественную сущность произведения искусства становится возможным его использование для глубокого познания жизни, формирования мировоззрения, воспитания нравственности» Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1985. - С. 135..

В качестве методов на этом этапе  Б.Т. Лихачев выделяет методы теоретического художественного и научного анализа. Постижение ребенком произведения искусства с помощью анализа, по мнению автора, можно организовать двумя путями.

Первый состоит в том, чтобы  школьник сделал самостоятельную попытку  теоретического осмысления художественного  явления. В различных формах ему даются задания: написать рецензию, подготовить доклад, выступить в ходе обсуждения, составить критический обзор, вскрыть основную идею произведения, описать сюжетную линию, показать основные черты героев и дать оценку их действий. В задания включаются требования выделить основные художественные приемы, которыми пользуется художник, оценить своеобразие его индивидуального дарования, манеру его письма, стиля изложения, особенностей видения мира и человека. «Конечно, сам школьник не всегда сможет разобраться в сложных теоретических вопросах, даже если воспользуется консультацией и справочной литературой. Однако педагогические выгоды именно такого начала анализа художественного произведения состоят в том, что ребенок знакомится с широким кругом вопросов, осознает, как много нужно работать, чтобы проникнуть в тайну произведения искусства. У него возникнет и разовьется интерес и желание глубокого творческого освоения искусства» Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1985. - С. 135..

Второй путь научного постижения художественного  произведения состоит в том, чтобы  школьник приступил к творческому  освоению литературно-художественной критики. «Задача литературно-художественной критики -- помогать читателю, зрителю, слушателю в постижении результатов художественного творчества. Литературно-художественная критика призвана сыграть ведущую роль в формировании идейно-эстетических идеалов школьников. Критический материал должен широко привлекаться к учебному процессу, стать его органической частью» Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1985. - С. 136..

На основе первых трех этапов, Б. Т. Лихачев предлагает осуществить  четвертый, этап повторного и вместе с тем нового, на более глубоком уровне восприятия и понимания идей и художественных образов, освоения произведений искусства. «Именно на этом этапе происходит глубоко индивидуальный внутренний процесс превращения художественных образов и идей произведения в духовное достояние личности, в орудие мышления и оценки действительности, в средство духовного общения с другими людьми» Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1985. - С. 137..

«Художник с помощью создаваемых  им образов видит в жизни важное, существенное, значительное и умеет ярко, образно показать это невидимое, вместе с тем важное всем. Это постижение уже открытого художником - сложный и многоступенчатый процесс. Глубоко понять его сущность, умело отобрать произведения искусства для постижения их детьми, учесть в связи со спецификой искусства специфику форм и методов учебной работы в школе -- все это необходимо для повышения идейно-эстетического воспитательного влияния литературы и искусства на детей» Неменский Б.М. Мудрость красоты. - М.: Просвещение. - 1987. - С. 14..

Особая методика знакомства детей  с произведениями искусства представлена в работе Кушаевой Н.А. Кушаева Н.А. Основы эстетического воспитания. - М.: Просвещение, 1986. - С. 111-112., которая  направлена на развитие разных способов выражения детьми своих мыслей и переживаний по поводу восприятия:

1. Развить умение рассказывать  о произведении искусства, откликаться  на выразительные средства.

2. Развить навыки общения по  поводу искусства. Разговор об  искусстве должен быть результатом  организованного процесса восприятия, построенного с учетом возрастных особенностей.

3. Научить детей использовать  свои впечатления о наблюдении  действительности при рассказе  о произведении, свой собственный  художественный опыт.

4. Развить умение сопоставлять  произведения искусства с аналогичными явлениями из области других искусств, чувствовать общие связи.

5. Учить детей «графической речи»  в процессе восприятия (наброски  по памяти). Этот метод имеет  прямое отношение к развитию  образного мышления и памяти.

Таким образом, взаимодействие ребенка и произведения искусства прежде всего начинается с восприятия. Воспитательная и образовательная цель будет достигнута, когда произведение непосредственно воспринято школьником, когда освоена его идейно-художественная сущность. Очень важно уделять особое внимание именно процессу восприятия художественного произведения.

2.2    Методы и приемы эстетического воспитания школьников на уроках искусства

В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ученика по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде.

Успех этой работы во многом определяется тем, в какой мере учитываются  индивидуальные особенности, потребности и интересы воспитуемого, уровень его общего развития.

Эстетическое восприятие жизненных  явлений всегда индивидуально и  избирательно. В основе его лежит  эмоциональный отклик на прекрасное. Учащийся всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют личный опыт ученика, его побуждения, стремления, переживания.

Методы и приемы эстетического  воспитания очень разнообразны. Они  зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Немалую роль играют уровень подготовки, мастерство и способности педагога.

Прежде всего, необходимо выбрать  форму проведения занятия. В методическом пособии О.Н. Апанасенко и А.В. Потемкина Апанасенко О.Н., Потемкин А.В. Методический аспект творческого воспитания школьников: методическое пособие. - Барн: изд. БГПУ, 2005. - С. 10-12. представлены рекомендуемые формы проведения занятий:

1. Лекции с применением различных форм активизации внимания учащихся, этапа «эпизодического интереса» (интересные факты, связанные с созданием какого-либо произведения искусства, жизнью и творчеством известных художников, музыкантов и др.), различных презентаций, фильмов, раздаточного материала, просмотра альбомов, репродукций, фотографий.

2. Викторина - форма проведения  занятий в виде интеллектуальных  соревнований, построенного на материале  с использованием «фактора удивления» (способность увидеть в привычном,  общеизвестном то, что обычно редко замечаемо, над чем никто не задумывается). Такие уроки повышают эстетическую и интеллектуальную информированность учащихся, интерес к изучаемому материалу.

3. Творческие задания по определению  стиля, художественного направления,  обоснованного личностного восприятия произведения искусства, включающие различную творческую деятельность и др., развивающие образное мышление, художественную активность.

Начать урок следует с активизации  внимания учащихся, а так же необходимо сохранить концентрацию внимания учащихся на предмете изучения в течение всего урока. Согласно Е.П. Крупнику, активизировать деятельность эстетического сознания учащихся можно путем стимулирования педагогического процесса по трем основным направлениям:

1. Использование проблемных и творческих заданий на уроке. Педагог должен приблизиться в своих заданиях к типу художественных задач, над которыми надо «поломать голову», которую следует решить, используя материал произведения искусства и каждый раз отыскивая новые оригинальные решения.

2. Творческие формы работ самих  учащихся, представляющие совместный  поиск решения учеником и учителем  в процессе сотрудничества, равноправного  отношения воспитуемого и воспитателя,  а так же самих школьников  друг с другом. Наиболее адекватной  педагогической формой являются игры.

3. Комплексное воздействие разных  видов искусства на учащегося  (синтезирование на уроках искусства  произведений литературы, кино, музыки  и изобразительного искусства). Сравнительный  анализ, как отмечает Крупник  Е.П., и сопоставление их специфических и общих, «инвариантных» свойств и особенностей позволяет формировать у школьников способность воспринимать художественный образ в его основных ведущих параметрах, а значит, формировать эстетическое сознание учащихся.

Особую значимость последнего пункта подтверждает мнение Неменского Б.М. Неменский Б.М. Мудрость красоты. - М.: Просвещение. - 1987. - С. 205., который считает, что переживание должно осознаваться как основный метод обучения в искусстве. И, следовательно, принципиально верный путь синхронного рассмотрения видов искусств в их взаимодействии с общественным движением эпохи, с искусством разных народов.

М.Д. Таборидзе Таборидзе М.Д. Эстетическое воспитание школьников. - М.: Педагогика, 1988. - С.58-59., в качестве выявления уровня эстетического развития учащихся, их знаний об искусстве, предлагает прием анкетирования, т.е. письменного опроса учащихся и последующий анализ результатов.

Вывод

- учитывая эстетическую сущность  самого искусства и то, что  именно программы по предметам художественного цикла ставят перед собой задачи эстетического развития ребенка, можно сделать вывод, что в рамках школьной программы искусство является основным средством эстетического воспитания. Эта мысль также отмечается в работах Б.М. Неменского, Б.Т. Лихачева, А.И. Бурова и других педагогов по эстетическому воспитанию.

-  Эксперимент подтвердил выдвинутую нами гипотезу, что процесс художественно-эстетического воспитания с использованием специально разработанной методики, обеспеченной программно-дидактическими материалами будет способствовать формированию следующих качеств:

эстетическое осознание прекрасного;

художественный вкус;

творческие способности;

В ходе эксперимента были соблюдены  необходимые варьируемые и неварьируемые  условия.

Были разработаны критерии сформированности художественно-эстетических качеств.

После обработки данных были получены следующие результаты, подтверждающие эффективность методики:

сформировался художественный вкус и  эстетическое осознание прекрасного;

были развиты творческие способности;     

Таким образом, для формирования художественно-эстетических качеств  целесообразно использовать специально разработанную методику с учетом психолого-педагогических условий  организации воспитания, оснащенную программно-дидактическим материалами.

 

Вопросы для учащихся:

1. Что такое изобразительное  искусство? (виды, жанры, средства  художественной выразительности).

2. Живопись как вид искусства. (специфические особенности, виды, жанры, художественный язык).

3. Что такое графика? (специфика,  основные виды, художественный язык).

4. Скульптура как вид искусства  (особенности, виды, художественный  язык).

Описание картины или скульптуры:

1. Автор, название, материал и  техника исполнения.

2. Жанр.

3. Анализ композиции.

4. Сюжет.

5. Отношение художника к данному произведению, что передано.

6. Цветовая гамма, колорит.

7. Отношение ученика к данному  произведению, нравится или нет,  уровень мастерства художника,  аргументация.

Таборидзе М.Д. так же предлагает темы для контрольных работ учащихся:

1. «Какой вид искусства ты любишь больше всего и почему?»

2. «Какое значение имеет произведение  изобразительного искусства, для  кого оно создается, почему?»

На наш взгляд, последний седьмой  пункт, а так же контрольные вопросы  наиболее важны, так как здесь  у ученика появляется непосредственная возможность выразить свои чувства, мысли по поводу пережитого им от произведения искусства. Именно по этим пунктам учитель может судить об уровне эстетического развития учащихся, об их умении или неумении сопереживать, ставить себя на место другого, художника или героев его произведения.

Ключевой задачей педагога является формирование в детях способности  к сопереживанию автору, героям, а так же, в конечном итоге - и  любому другому человеку. Только тогда  в учащихся возможно формирование индивидуальности, когда они способны выразить себя через произведение искусства.

 

Заключение

В настоящее время в общественной и культурной жизни общества очень  сильно влияние массовой культуры, следовательно, в сознании людей  стираются границы между массовым искусством и искусством настоящим. Людям становится все труднее ориентироваться в быстро сменяющих друг друга культурных явлениях, очень сложно среди всего разнообразия, которое предлагает современная массовая потребительская культура выделить главное, ключевое. Особенно тяжело это удается в школьном возрасте. В этой ситуации преподавателю необходимо помогать учащимся сформировать правильное представление об окружающем их мире, о культурной жизни современной эпохи, привить им уважение к вечным ценностям и традициям.

Информация о работе Искуство как фактор эстетического развития