Искуство как фактор эстетического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 23:49, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - представить и обосновать принципы и подходы эстетического воспитания школьников через этическую призму искусства.
Для достижения цели необходимо решить ряд важных задач:
- рассмотреть имеющиеся теоретические подходы к эстетическому воспитанию ведущих исследователей, выделяя при этом самое главное и существенное на сегодняшний день;
- изучить те особенности эстетического воспитания детей, которые присущи им в школьном возрасте, в том числе психологические особенности данного процесса;
- выявить место искусства в системе эстетического воспитания школьников;
- представить способы и приемы эстетического воспитания детей на уроках искусства.

Содержание

Введение
Глава 1. Эстетическое обучение и воспитание как педагогическая проблема
1.1 Сущность, цели и задачи эстетического обучения и воспитания
1.2 Особенности эстетического обучения и воспитания в старшем школьном возрасте
Выводы
Глава 2. Искусство как средство эстетического обучения и воспитания школьников 9 классов
2.1 Педагогическая организация восприятия искусства школьниками
2.2 Методы и приемы эстетического воспитания школьников на уроках искусства
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

искуство как средство эстетического воспитания и развития учеников 9 кл.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

Глава 1. Эстетическое обучение и воспитание как педагогическая проблема

 

    1. Сущность, цели и задачи эстетического обучения и воспитания
    2. Особенности эстетического обучения и воспитания в старшем школьном возрасте

Выводы

Глава 2. Искусство как средство эстетического обучения и воспитания школьников 9 классов

2.1 Педагогическая организация восприятия искусства школьниками

2.2 Методы и приемы эстетического воспитания школьников на уроках искусства

Выводы

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и  практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования духовно-практического отношения  к действительности, средству нравственного  и умственного воспитания, то есть как к средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. По мнению многих исследователей, педагогов, психологов (А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский) формировать личность и эстетическую культуру нужно в наиболее благоприятном для этого - школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического  воспитания. Для того, чтобы эта  система воздействовала на ребенка  наиболее эффективно и достигала  поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: «Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника» Неменский Б.М. Распахни окно. - М.: Молодая гвардия, 1974. - С.14..

Но у всякой системы  есть стержень, основа, на которую она  опирается. Такой основой в системе  эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Об этом говорили в своих трудах еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности.

Таким образом, можно  сделать вывод, что формировать  в детях эстетическое отношение к действительности наиболее эффективно можно в общеобразовательной школе на уроках искусства.

В настоящее время  в общественной и культурной жизни  общества очень сильно влияние массовой культуры, следовательно, в сознании людей стираются границы между  массовым искусством и искусством настоящим. Людям становится все труднее ориентироваться в быстро сменяющих друг друга культурных явлениях, очень сложно среди всего разнообразия, которое предлагает современная массовая потребительская культура выделить главное, ключевое. Особенно тяжело это удается в школьном возрасте. В этой ситуации преподавателю необходимо помогать учащимся сформировать правильное представление об окружающем их мире, о культурной жизни современной эпохи, раскрыть во сем своем богатстве систему вечных ценностей и традиций. В тоже время необходимо понимать, что ценность, к каким бы общечеловеческим корням она не восходила, привить не удается, ее можно только прожить. Такое проживание, в частности, обеспечивало и до сих пор обеспечивает искусство, раскрывающую по своей сути исходную гуманитарную ценность - связь Человеком с Человеком.

Актуальность данной темы подчеркивается тем, что многие изменившиеся обстоятельства в жизни общества, в частности, в социально-экономическом плане, вызывают необходимость пересматривать старые и вырабатывать новые культурологические, основанные на отношении Человек-Человек, принципы и подходы к эстетическому воспитанию.

Цель данной работы - представить и обосновать принципы и подходы эстетического воспитания школьников через этическую призму искусства.

Объект исследования - эстетическое воспитание школьников.

Предмет исследования - педагогические условия использования средств искусства в целях эстетического воспитания школьников.

Для достижения цели необходимо решить ряд важных задач:

- рассмотреть имеющиеся  теоретические подходы к эстетическому  воспитанию ведущих исследователей, выделяя при этом самое главное  и существенное на сегодняшний  день;

- изучить те особенности  эстетического воспитания детей,  которые присущи им в школьном возрасте, в том числе психологические особенности данного процесса;

- выявить место искусства  в системе эстетического воспитания  школьников;

- представить способы  и приемы эстетического воспитания  детей на уроках искусства.

Методы исследования, применяемые в данной работе, сводятся, прежде всего, к методу сбора информации путем анализа литературы, наблюдения за поведением детей на уроках и регистрации этих наблюдений.

- анализ литературы  по теме исследования;

- изучение опыта учителей  практиков в рамках эстетического воспитания;

- проектирование и  анализ собственной образовательной  практики;

- наблюдение.

 

 

Глава 1. Эстетическое обучение и воспитание как педагогическая проблема

1.1 Сущность, цели и задачи эстетического обучения и воспитания

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде эстетические категории прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми, безобразное отталкивает, трагическое учит сочувствию, комическое помогает бороться с недостатками.

Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.

В наше время проблема эстетического  воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших  задач, стоящих перед школой. Указанная  проблема разработана достаточно полно  в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н. Джола, Д.Б. Кабалевский, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкая, А.Б. Щербо, М.Н. Фроловская, О.Н. Апанасенко., А.В. Потемкин и другие. В использованной литературе имеется множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания. Рассмотрим некоторые из них.

В книге «Общие вопросы эстетического  воспитания в школе» под редакцией  известного специалиста по эстетическому воспитанию В.Н. Шацкой имеется такая формулировка: "…педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства" Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. - М.: Советская педагогика, 1976. - С. 22..

В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве» Беляев, А.А., Новиков, Л.И., Толстых, В.И. Эстетика. Словарь. - М.: Политиздат, 1989. - 448 с..

В обоих определениях речь идет о  том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в  человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в  жизни, правильно понимать и оценивать  его. Подчеркивается, что эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Б.Т. Лихачев в своей книге  «Теория эстетического воспитания школьников» опирается на определение, данное К. Марксом: «Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты» Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1985. - С. 51..

Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного  педагогического воздействия в  эстетическом становлении ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Б.Т Лихачев, также как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности

Существует множество определений  понятия «эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящих о его сущности.

Во-первых, это процесс целенаправленного  воздействия на учащихся.. Во-вторых, это формирование способности у  школьников воспринимать и видеть красоту  в искусстве и жизни, оценивать  ее.

В-третьих, эстетическое воспитание - это формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

Другой взгляд на проблему эстетического  воспитания у Э.В. Ильенкова Ильенков Э.В. К беседе об эстетическом воспитании // Школа должна учить мыслить. - М. - Воронеж, 2002. С. 91-94., который центральное место отводит формированию у детей способности детей видеть мир глазами Другого, способности к сопереживанию. Безусловно, что искусство играет в этом важную роль.

Своеобразное понимание сущности эстетического воспитания обуславливает  и различные подходы к его  целям. Поэтому проблема целей и  задач эстетического воспитания требует особого внимания.

Необходимо четко разграничивать понятия эстетического и художественного воспитания. Из работ В.Н. Шацкой видно, что перед эстетическим воспитанием стоят такие цели, как формирование способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирование участия в создании прекрасного. Из этого следует, что важное место в эстетическом воспитании занимает искусство. Искусство - это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности. Художественное воспитание выступает как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве. Эстетическое же воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности. Важной задачей эстетического воспитания является формирование в учащихся чувства сопереживания, умения поставить себя на место другого, и достичь этого средствами искусства представляется вполне возможным.

В «активизации способности творчески  трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и физического» Печко Л.П. Эстетическая картина мира и школьного урока // Советская педагогика. - 1976. - №6. - С. 92-102. видит цель эстетического воспитания Л.П. Печко.

Н.И. Киященко придерживается той же точки зрения. «Успех деятельности личности в той или иной области  определяется широтой и глубиной развития способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований  и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания» Киященко Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР. - М.: Искусство, 1971. - С. 29.. Главное - воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности.

Информация о работе Искуство как фактор эстетического развития