Интегративный урок

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 16:04, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время развитие образования представляет собой очень не однозначный процесс. Выдвигается много различных подходов к построению процесса обучения. Поэтому сегодня нельзя говорить о том, какая технология или урок являются хорошими, так как то, что хорошо в системе одного подхода, может оказаться плохим в совокупности других идей. Педагогически грамотный учебный процесс всегда имеет в основе ту или иную научную концепцию, в русле которой трактуются применяемые технологии, методы, формы обучения и т.п. Довольно часто в педагогической практике наблюдается смешение применяемых средств с точки зрения принадлежности их к различным подходам.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

§1.Понятие интеграции в педагогическом процессе………………………….6
§2. Интегративный урок……………………………………………………….13
§3. Планирование и анализ интегративного урока………………………...16

Заключение……………………………………………………………………...29
Список использованной литературы………………………………………….32

Работа содержит 1 файл

курсовая Кадыров.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

- в большей  степени, чем обычные уроки,  способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;

- не только  углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют  формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.

- интеграция  является источником нахождения  новых связей между фактами,  которые подтверждают или углубляют  определенные выводы, наблюдения  учащихся в различных предметах.

Структура интегрированных уроков отличается: четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.

В форме интегрированных  уроков целесообразно проводить  обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов.

В старших классах  интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных  связей. Каждый из этих уроков ведут  два и более учителей-предметников. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук. 9

В школе целесообразно  проводить работу над созданием  системы интегрированных наук. Первым этапом данной работы является согласование учебных программ по предметам, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени их изучения, взаимные консультации учителей. 10

Затем необходимо рассмотреть, как подходят к изучению одних и тех же процессов, явлений, законов, теорий в различных курсах учебных дисциплин. И, наконец, планирование тематики и конспектов интегрированных уроков.

Интегрированный урок решает не множество отдельных  задач, а их совокупность. Формы урока  могут быть различны, но в каждом должно быть достаточно материала для упражнения "деятельных сил" (И.Г. Песталоцци) ребенка, данных ему от природы. Интегрированный урок требует от учителя тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворенности личностного общения, когда дети положительно воспринимают учителя (уважают, любят, доверяют), а учитель расположен к детям (вежлив, ласков, внимателен). Педагог больше даст детям, если откроется им как личность многогранная и увлеченная.

Педагогическая  и методическая технология интегрированных  уроков может быть различной, однако в любом случае необходимо их моделирование. Самостоятельный поиск новых оптимальных (по Бабанскому) схем-моделей -проявление творческой активности учителя.

Закономерности  интегрированного урока: весь урок подчинен авторскому замыслу; урок объединяется основной мыслью (стержень урока); урок составляет единое целое, этапы урока - это фрагменты целого; этапы и компоненты урока находятся в логико-структурной зависимости; отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу; цепочка сведений организована как "данное" и "новое" и отражает не только структурную, но и смысловую связанность; связанность структуры достигается последовательно, но не исключает параллельную связь (в первом случае соблюдается очередность действий, во втором - выполняются сопутствующие задания, отвечающие другой логически выстраиваемой мысли).11

Соблюдение  указанных закономерностей позволяет  рассматривать урок как научно-деловое  построение, в котором, с точки  зрения содержания важны: комплекс знаний и умений и свободное оперирование ими; соотношение изученного и изучаемого; соединение отдельных зачетов в одно общее; предупреждение недочетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Существует  много мнений, точек зрения на данное явление. Зачастую под интеграцией  понимается механическое соединение в учебно-воспитательном процессе отдельных явлений, не имеющих "общего знаменателя". Как следствие этого перед процессом интеграции стоит множество нерешённых проблем, главными из которых на сегодняшний день можно назвать такие: как интегрировать? Проблема отбора конкретного материала, конкретного содержания. Большую трудность представляет встраивание интегрированных курсов, уроков в школьную программу.

На сегодняшний  день нет ещё разработанных программ, учебников, методических рекомендаций; а интеграция в обучении приобретает широкий размах и популярность.

Но главной  при определении жизнеспособности идеи интеграции в современной школе  остаётся проблема подготовки кадров. Нынешняя система подготовки специалистов не может подготовить универсально образованного педагога, который сможет в своей практической деятельности применять данные подходы к учебно-воспитательному процессу.

Важно отметить, что к изучению проблемы интеграции приступили именно учителя-практики, которые  высказывают свои соображения на страницах печати. Это есть положительный факт для развития интеграции.

Изучив и  обобщив литературу по вопросам интеграции, мы убедились в важности этой проблемы и её значимости в практике школы. И хотим особо подчеркнуть  важные, по нашему мнению, выводы, вделанные нами по завершении работы.

Действительно, процесс интеграции возник не на пустом месте. Это есть длительный этап становления, представляющий собой высокую форму  воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения.

Современная система  образования направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально  развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины  связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.

Интеграция, на наш взгляд, принадлежит к числу  дидактических принципов и не будет преувеличением сказать о ней как о первой среди равных.

Интегрированные уроки будут способствовать формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями  в природе, обществе и мире в целом.

Но важно  отметить тот факт, что злоупотребление  интеграцией может привести к нежелательным результатам. Поэтому необходимо знать, что интеграция возможна только при ряде условий: родстве наук, соответствующих интегрируемым учебным предметам; совпадении или близости объекта изучения; наличии общих методов и теоретических концепций построения.

Подводя итоги  проведенного теоретического и практического  исследования проблемы интеграции содержания образования в школах, одной из форм реализации которой является проведение интегрированных уроков, можно сделать вывод о том, что данная проблема довольно актуальная и разносторонняя, изучение которой на практике дает возможность подойти по новому к построению учебного процесса, к конструированию содержания обучения.

Реально попредметное разделение учебного материала не всегда достигает поставленных целей его изучения. Например, обнаруживая у себя склонности к математике и неумение правильно строить предложение, русский язык, как учебный предмет превращается в пытку для учащегося; одни и те же признаки появления весны дети из урока в урок повторяют на чтении, природоведении, рисовании, музыке. А необходимо ли это? Интеграция же содержания образования – это новый шаг в его обновлении, привитии интереса к изучаемым предметам.

Данная работа носит теоретический характер. Обобщая  опыт зарубежной и отечественной школы она дает полный анализ проблемы интеграции в общем и интегрированным урокам как форме ее проявления. Знание теоретических основ поможет на практике творчески подойти к реализации данной темы.

Исследовательская работа непосредственно на практике показала реальные возможности для интеграции учебных предметов уже в начальной школе, подтверждая этим теоретические положения о соподчинении функций отдельных учебных дисциплин, об укреплении и концентрации учебного материала, об устранении дублирования в его изучении, о наличии достаточного объема учебного материала, который может быть изучен на базе других дисциплин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

  1. Браже, Т.Г. Интеграция предметов в современной школе / Т.Г. Браже // Литература в школе. - 2010. - № 5.
  2. Данилюк, Д. Я. Учебный предмет как интегрированная система /Д.Я. Данилюк //Педагогика. - 2011. - № 4.
  3. Дик, Ю.И. Интеграция учебных предметов / Ю.И. Дик //Современная педагогика. - 2010. - № 9.
  4. Занков Л.В. Избранные педагогические сочинения / Л. В. Занков. -  М.: Просвещение,  2004.
  5. Занков Л.В. Избр. Пед. Соч. -
  6. Зверев, И.Д. Интеграция и "интегрированный предмет" / И.Д. Зверев // Биология в школе. – 2009. – №50
  7. Косарев И.С. Концепция интегрированного обучения [Электронный ресурс] / И.С. Косарев // School4-perm.narod.ru : Городской портал. - Пермь, 2009. — Режим доступа: http : // www. school4-perm.narod.ru / kis. htm. -24.03.2012.
  8. Краткий словарь современной педагогики. Сост. Т.Б. Санжиева, Ю.Г. Резникова, Т.К. Солодухина и др. Под.ред. Л.Н. Юмсуновой. Изд-е 2-е, перераб. доп.- Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2010
  9. Лихачев Б.Т. Педагогика. - М., 2009
  10. Немов, Р.С. Психология. Учеб.для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 1.Общие основы психологии –2-е издание. – М.: Просвещение, 2011. –
  11. Осин, А.В Создание учебных материалов нового поколения/А.В. Осин// Информатизация общего образования: Тематическое приложение к журналу «Вестник образования» - М.: Просвещение. – 2010. – №2
  12. Пидкасистый П.И. Педагогика, под ред. М.: Высшее образование,2008
  13. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина - М.: Издательский центр "Академия", 2011.
  14. Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока. Практическое пособие для учителей / 2-е изд. - Ростов на Дону: РПИ, 2010.
  15. Филиппов, В. Н. Интеграция: дань моде или реальная потребность? / В.Н. Филиппов //Учительская газета. - 2006. - № 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Краткий словарь современной педагогики. Сост. Т.Б. Санжиева, Ю.Г. Резникова, Т.К. Солодухина и др. Под.ред. Л.Н. Юмсуновой. Изд-е 2-е, перераб. доп.- Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2010.- С. 298

2Лихачев Б.Т. Педагогика. - М., 2009. – С. 267

3Браже, Т.Г. Интеграция предметов в современной школе / Т.Г. Браже // Литература в школе. - 2010. - № 5. - С. 150-154.

46. Зверев, И.Д. Интеграция и "интегрированный предмет" / И.Д. Зверев // Биология в школе. – 2009. – №50 – С. 48

5Зверев, И.Д. Интеграция и "интегрированный предмет" / И.Д. Зверев // Биология в школе. – 2009. – №50 – С. 49

6Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина - М.: Издательский центр "Академия", 2011. – 321 С.

7Данилюк, Д. Я. Учебный предмет как интегрированная система /Д.Я. Данилюк //Педагогика. - 2007. - № 4. - С. 24-28.

8Дик, Ю.И. Интеграция учебных предметов / Ю.И. Дик //Современная педагогика. - 2010. - № 9. - С.47

9Немов, Р.С. Психология. Учеб.для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 1.Общие основы психологии –2-е издание. – М.: Просвещение, 2011. – С. 167-173.

10Пидкасистый П.И. Педагогика, под ред. М.: Высшее образование,2008.- С. 229

11Косарев И.С. Концепция интегрированного обучения [Электронный ресурс] / И.С. Косарев // School4-perm.narod.ru : Городской портал. - Пермь, 2009. — Режим доступа: http : // www. school4-perm.narod.ru / kis. htm. -24.03.2012.

 


Информация о работе Интегративный урок