Интегративный урок

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 16:04, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время развитие образования представляет собой очень не однозначный процесс. Выдвигается много различных подходов к построению процесса обучения. Поэтому сегодня нельзя говорить о том, какая технология или урок являются хорошими, так как то, что хорошо в системе одного подхода, может оказаться плохим в совокупности других идей. Педагогически грамотный учебный процесс всегда имеет в основе ту или иную научную концепцию, в русле которой трактуются применяемые технологии, методы, формы обучения и т.п. Довольно часто в педагогической практике наблюдается смешение применяемых средств с точки зрения принадлежности их к различным подходам.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

§1.Понятие интеграции в педагогическом процессе………………………….6
§2. Интегративный урок……………………………………………………….13
§3. Планирование и анализ интегративного урока………………………...16

Заключение……………………………………………………………………...29
Список использованной литературы………………………………………….32

Работа содержит 1 файл

курсовая Кадыров.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

  Связи между  интегрируемыми компонентами могут  быть самые разные. Наиболее часто  встречаются в школьной практике следующие:

- связи происхождения;

- связи порождения;

- связи построения (при систематизации и обобщении знаний);

- связи управления.

Связи происхождения устанавливаются там, где между компонентами выявляются отношения причины и следствия. Эти связи ис­пользуются при создании многих межпредметных курсов, например, «Культура в жизни человека», «Основы православной культуры», «Информационные технологии», «Политика и право» и многих тем из этих и подобных курсов. На этих же связях строится интегративный урок по введению экономических знаний в уроки технологии,  знаний этики в урок о политике (тема «Нравственность и политика»), знаний химии в урок по биологии (тема «Влияние ядов на организм человека»),  знаний по истории в урок литературы (по историко-литературным темам) и др.  Как видим,  речь идет не о простом соединении знаний из разных учебных дисциплин, а только тех, которые раскрывают истоки, причины или условия происхождения изучаемого в ведущем уроке предмета познания. Вводимые из другой дисциплины знания выполняют объяснительную функцию. При этих связях учащиеся учатся выявлять зависимости событий, фактов, явлений.4

    Связи  порождения очень похожи на связи происхождения, но имеют ту специфику, что ставят изучаемый системообразующий предмет в позицию причины, порождающей следствие, изучаемое в другом учебном предмете. Так, если учитель химии проводит интегративный урок по ядам, то он привлекает материал из биологии. Условно говоря, его материал служит основанием появления биологических последствий, рассмотрение которых не входит в состав знаний по химии. Интегративные уроки с такими связями учат учащихся выходить за рамки предмета и видеть последствия своих узких, локально совершаемых действий, влияние открытий на жизнь людей и развитие наук и производства.5

На таких  связях можно строить интегративные  уроки по истории религии, связывая религиозные мировоззрения с  последствиями их влияния на культуру народов, их психологию и экономику. Это могут быть уроки, интегрирующие знания из истории религий, истории, литературы, экономики и даже технологий. Здесь религия  и  основные её догматы, т.е. законы, рассматриваются как факторы, порождающие новые явления, состояния, отношения людей к предметному миру.

    Пример: урок физики с привлечением  учителей биологии, экологии и  информатики на тему «Производство  и передача электроэнергии. Ядерная  энергетика». Урок строился на  материале предварительно проведенной экскурсии на действующую электростанцию. Прямо на уроке была проведена мини-конференция учащихся и всех присутствующих учителей по проблеме развития энергетики в области. Вторая половина урока проводилась в форме деловой игры — показательный суд присяжных над ядерной энергетикой. Истец — группа «зеленых», ответчик — «ядерная энергия». Используя такие связи, интересно проводить уроки прогнозирования развития событий в стране или у себя в школе, объединяющие многие учебные дисциплины; уроки по созданию новых идей на стыках наук и теорий, разработке концепций, прогнозов. Учащиеся таким образом могут сами «создавать» новые пограничные науки и теории, например, биохимию, биофизику.

Связи построения между интегрируемым знанием  создаются учителем там, где объединяемые компоненты выступают на равных, взаимодействуя между собой в ситуации, задаваемой главным предметом. Представим себе уроки применения информатики при изучении русского языка, уроки на темы «Пушкин в музыке», «Пейзажная лирика Есенина в творчестве художников», «Физика и поэзия» и др. Здесь каждый интегрируемый компонент выполняет роль новой формы предъявления изучаемого явления: поэзии в живописи, физики — в музыке. Учащиеся на таких уроках учатся обнаруживать аналогии, переносить знания из одной знаковой формы в другую.

    Пример: интегративный урок истории в  седьмом классе на тему: «Феодальная  вотчина». Учащимся было предложено  разыграть сценки из жизни:  разговор феодала и зависимого  от него крестьянина. Диалог  включал такие понятия, как  «барщина», «оброк» и др. Задача состояла не только в реконструкции возможного диалога того времени, но и воспроизведении этики, внешней формы, атрибутов поведения, речевых стилевых особенностей. При подготовке к уроку учащиеся изучали одежду тех лет, манеру держаться, законодательство, природу и характер сельскохозяйственной деятельности в определенной местности и т.д. На урок были приглашены учителя литературы, экономики, права и географии и др. Этот сонм экспертов должен был оценить точность воспроизведения исторической картины мира учащимися. В заключение урока они анализировали эти стороны учебной игры. Ребята вступали с ними даже в спор, доказывая свою правоту с использованием литературных источников.6

Надругом интегративном  уроке учителя истории, русского языка и литературы, музыки и ИЗО организовали изучение темы «Серебряный век русской культуры XIX века» в IX классе. На уроке учащиеся слушали научные доклады товарищей, музыкальные произведения, путешествовали по «художественной галерее», анализировали политические события того времени.

На обоих  уроках учащиеся обучались систематизировать  материал, устанавливать связи и  зависимости, но главное — они  воссоздавали образы эпох, людей и  событий, имеющих место в нашей  истории. Образовательно-воспитательное значение этих связей в практике обучения трудно переоценить.

Связи управления чаще всего имеют место там, где  идет изучение способов умственной и  практической деятельности, которые  могут быть перенесены из одного предмета в другой. Например, алгоритм проведения естественно-научного эксперимента, освоенный на уроках физики, может быть перенесен в уроки химии, биологии. Конечно, при условии осмысления общего и устойчивого порядка действий. Освоение порядка экспериментирования и следование ему и есть управление учебной деятельностью учащихся.7

    Кроме  того, связи управления возникают  там, где используется знание  одной науки для раскрытия смыслов овладения другой. Фактически речь идет о функциях изучаемой науки в деятельности человека. Так, на уроках русского языка в педагогических классах школы учитель использует знания педагогики и психологии, чтобы одновременно показать, как этому знанию затем учить детей младшего возраста. Идет интеграция педагогического и психологического знания в изучение грамматики русского языка.

  Тема повторения по математике формулы измерения площади прямоугольника ставится для того, чтобы затем использовать ее, например, в озеленении школьного двора на уроках биологии. Нужна планировка двора, которую без математических расчетов невозможно сделать. Мудрые учителя интегрировали знания правил математики с деятельностью по биологии, придав математическим знаниям практические функции.

Наконец, связи  управления проявляются при использовании  математических методов и приемов  контроля знаний учащихся, при введении программированного или модульного обучения. Общая направленность и смысл установления этих связей состоит в субъективации позиции ученика на уроке. Функциональные и коммуникативные отношения учителя и ученика при этом меняются.

Знание типов  используемых и устанавливаемых связей на интегративных уроках нужно для того, чтобы определять их возможности в развитии мышления и других познавательных процессов, а значит, в достижении конкретных целей обучения. Не зная типов связей и целенаправленно их не отбирая, нельзя построить хороший интегративный урок. Без этого продуманного аспекта интеграции любой такой урок будет формальным копированием и данью моде на эту технологию. Ядром интеграции как процесса установления взаимодействия объектов интегрирования являются именно связи. Связи выявляются и устанавливаются сначала внутри блоков учебного материала, затем между блоками и уж потом в целом тематическом контексте урока. Последовательность изучения, изложения и освоения материала интегративного урока определяется типами связей.

Процедура интегрирования материала разных уроков и разных тем идет через установление внутрипредметных, межпредметных и межцикловых связей. Эти связи — еще не интеграция, но путь к ней.

Внутрипредметные  связи позволяют связывать между собою разные темы внутри самого предмета. Так, на уроке истории учитель предлагает учащимся актуализировать знания о буржуазных революциях, происходящих в разное время в разных странах Европы. Эти темы изучались в курсах истории младших, средних и старших классов. На уроке по теме «Февральская буржуазная революция» в XI классе проводили сравнительный анализ буржуазных революций в Европе и России и делали выводы об общих и особенных их чертах. Примером установления внутрипредметных связей являются также уроки русского языка по изучению приставок или суффиксов одновременно на материале существительных, прилагательных, глаголов. С помощью внутрипредметных связей производится укрупнение дидактических единиц (УДЕ), разрабатываемое профессором

П. М. Эрдниевым  на материале математики. На Урале также широко известна авторская программа преподавателя педагогического колледжа Соколовой Г.А., усомнившейся в раздельном обучении учащихся первого класса письму и чтению. Она разработала курс одновременного обучения этим важным умениям и единую технологию. Известна также технология обучения чтению и письму парными буквами, например, «А — Я», «О — Е». Изучение парных гласных позволяет учащимся лучше понимать твердые и мягкие согласные и избегать ошибок при письме.8

      Известно также, что есть опережающие связи как связи перспективные; предшествующие связи, при которых в урок включается материал, ранее изученный в другой дисциплине; сопутствующие связи, при которых материал из разных дисциплин изучается в одно и то же время.

Структура  интегративного урока.  Здесь тоже много вариантов. Можно, конечно, составить один большой урок из мини-уроков, построенных на материале других дисциплин. Можно его сделать целостным с единой методической структурой. Есть вариант построения интегративного урока как серии модулей (алгоритмов, проблем, учебных задач и заданий), комплексно объединяющих в себе интегрируемые знания, навыки, умения.

 Разработка  структуры интегративного урока  — совместное дело учителей  интегрируемых предметов. Интегративный урок в силу своей сложности требует сценария, а не простого плана или конспекта. В нем действуют несколько субъектов процесса познания, разнохарактерный материал, разнопредметные методы обучения. Все это  требует продуманного управления по сути новым процессом познания.

   Такие  уроки может проводить и один  учитель, владеющий материалом  интегрируемой дисциплины. Такие  ситуации становятся сегодня нормой.

    Преимущества  многопредметного интегративного  урока перед традиционным монопредметным очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся, через него можно выйти на формирование более широкого мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях. Интегративные уроки приближают процесс обучения к жизни, оживляют духом времени, наполняют смыслом.

 

Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое  и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные  уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

В 70-е годы встал  вопрос об активизации познавательной деятельности учащихся, о преодолении  противоречия искусственного расчленения  по предметному признаку. Ученик не воспринимал целостно ни учебный  материал, ни картину окружающего  мира. Это привело к активному поиску межпредметных связей, к использованию их в дифференцированном обучении.

Потребность в  возникновении интегрированных  уроков объясняется целым рядом  причин.

Во-первых, мир, окружающий детей, познается ими  в своем многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

Во-вторых, интегрированные  уроки развивают потенциал самих  учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

В-третьих, форма  проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование  различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

В-четвертых, интеграция в современном обществе объясняет  необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты. Для удовлетворения этой потребности: подготовку образованных, хорошо подготовленных специалистов, необходимо начинать с младших классов, чему и способствует интеграция в начальной школе.

В-пятых, за счет усиления межпредметных связей высвобождаются учебные часы, которые можно использовать для изучения иностранного языка, для  углубленного изучения изобразительного искусства, музыки, для развивающей  деятельности учащихся, а также дополнительных уроков практической направленности.

В- шестых, интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей.

Преимущества  интегрированных уроков заключаются в том, что они:

- способствуют  повышению мотивации учения, формированию  познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира  и рассмотрению явления с нескольких  сторон;

Информация о работе Интегративный урок