Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 08:00, курсовая работа
В современных условиях должна появиться "экология одаренности", которая включает в себя специальные школы для способных и одаренных детей, учителей, программы и учебники. Обществу, учителям предстоит большая работа по выработке принципов подлинного гуманизма, заключающегося в уважении, признании уникальности каждой личности, ее неповторимости, необходимо признать сам факт, что способные и одаренные дети есть, и что они другие не только по своим интеллектуальным, но и личностным качествам.
1. Введение 3
2. Опыт функционирования лицеев в России 4
3. Концепция лицея как среднего образовательного учреждения 8
4. Гимназия 13
5. Заключение 20
6. Литература 23
Вот почему для нас обретение личности --- это всегда обретение культуры: культуры прошлого, культурных традиций, культуры переживания: страдания и наслаждения --- культуры общения, культуры достоинства.
Поэтому для гимназии так важно независимо от профиля обучения дать ученику такую гуманитарную подготовку, которая бы обеспечила такое обретение культуры.
Важно подчеркнуть при этом роль изучения гимназистами на выбор двух иностранных языков (английского, французского, немецкого), а также латинского языка. Их роль важна как с образовательной, так и с воспитательной точек зрения. Знание языка облегчает возможность приобщения человека к духовной культуре другого народа и тем самым обогащает собственную культуру.
Идея вариативности и свободы выбора каждым учеником рода занятий, содержания и организационных форм образования.
Внутренняя свобода ребенка, с нашей точки зрения, предполагает также возможность удовлетворения им своих потребностей, возможность выбора, самоопределения. В возможности выбора, в удовлетворенности своих потребностей мы видим залог предоставления каждому ученику одинаково высокого шанса в достижении высот культуры, максимального развития детей с разным характером способностей.
В рамках гимназии вышеобозначенная идея реализуется в 8-11 классах тремя профилями обучения соответственно в трех отделениях гимназии: гуманитарном, физико-математическом, естественнонаучном. С общим для всех отделений обязательным учебным компонентом, дающим возможность каждому ученику независимо от профиля обучения получать достаточно высокую общеобразовательную подготовку с увеличением при этом на каждом отделении (в некоторых случаях резко) объема учебного времени на изучение профилирующих учебных дисциплин.
Вместе с тем учащимся гимназии (8-11 классы) в соответствии с учебным планом должны быть предоставлены широкие возможности занять по выбору (необязательный компонент) в виде дополнительного набора учебных дисциплин. Набор таких дисциплин должен быть достаточно богат и разнообразен. Учебные программы таких дисциплин могут реализовываться через факультативные и кружковые занятия, специальные курсы, направленные на углубление основных, предметные секции, студии и т.п.
При этом гимназия ни в коем случае не должна впасть в узкую специализацию. Это очень большая опасность, которая ей может грозить. Она должна дать каждому выпускнику гармоничное образование, характеризующееся его полнотой и всесторонностью, когда одно знание как бы дополняет другое, часто вытекая из него, обеспечивая тем самым ту целостную философско-мировоззренческую подготовку, которая может помочь ему в определении смысла жизни, формировании самосознания, ценностного отношения к собственной жизни, потребности в ее проектировании и в самоосуществлении.
Идея вариативности и свободы выбора предусматривает и такие формы образования, как обучение по индивидуальному учебному плану, который может составляться учителем вместе с учеником, индивидуальные и групповые учебные консультации, возможность свободного посещения учебных занятий, сдача отдельных учебных дисциплин экстерном, индивидуальную работу ученика с научным руководителем по выбранной научной тематике.
Идея развивающего и воспитывающего обучения, ориентированного не на знания, умения и навыки как на конечную цель, а на формирование комплекса качеств развивающейся личности.
Одна из важнейших функций
гимназии --- создание условий для
максимального развития
Идея развивающего обучения состоит в том, чтобы не только давать детям знания, но учить их добывать знания самостоятельно, учить мыслить не репродуктивно, а творчески, не эмпирически, а теоретически, воспитывать в учащихся познавательную потребность. Результатом такого подхода должно стать более эффективное развитие умственных способностей учащихся гимназии, а, следовательно, увеличение в ходе учебной деятельности числа детей, способных легко овладевать новыми знаниями.
Важнейшая роль при этом должна принадлежать начальному образованию, задачи которого до последнего времени сводились не столько к развитию у ребенка мышления, сколько памяти, не столько к формированию творческих способностей ученика, сколько к овладению им приемами определенных умственных действий. Основой начального образования должна стать ориентация на развитие у детей 7-10 лет средств и способов мышления, обеспечивающих постановку и решение самых различных конкретно-практических задач. Такое обучение требует наряду с фронтальными формами работы с детьми широкое применение на учебных занятиях
Задача гимназии состоит вовсе
не в том, чтобы накапливать
знания, которые являются основой
информации, в голове ученика,
а помочь ему выработать
Важным качеством работы учителя гимназии является способность к преодолению отживших штампов и стереотипов, умение найти нетрадиционные педагогические технологии, принять на себя ответственность за педагогическое новаторство при бережном отношении к отечественному и мировому педагогическому опыту. Труд педагога гимназии должен включать в себя элементы исследования; он должен испытывать постоянную потребность в научном осмыслении педагогической реальности. И помочь ему в этом может, в первую очередь, опора на науку. Педагог гимназии - это профессионал, способный просчитать варианты педагогического действия, прогнозировать возможные его результаты, владеющий приемами анализа и самоконтроля. Только такой учитель может осуществить творческий подход к своей деятельности. Без такого учителя, находящегося в непрерывном поиске, совершенствование педагогического процесса в гимназии невозможно.
Учитель гимназии должен проявлять интерес и быть внутренне готовым к научно-исследовательской, научно-методической и опытно-экспериментальной работе, дающей ему возможность реализовать свой творческий потенциал, а руководство гимназии должно создавать максимальные условия для такой работы.
Для гимназии ведущей целью воспитания остается идущий из глубины веков идеал всесторонне развитой личности. В этой идеальной модели человека все совершенно. Однако понятно, что условий для формирования реального человека, соответствующего такой модели, нет. Нужно смотреть на будущего выпускника прежде всего как на целостную личность с его духовностью, универсальностью, творческим началом. Это человек гуманистического взгляда на мир. В нем несомненно должны быть соединены интеллект с чувством, знание с верой, умение логически мыслить со способностью понимать прекрасное. Вместе с тем, его интеллектуальное, духовное богатство должно органически сочетаться с высоким уровнем нравственного развития, а внутренняя свобода давать право поступать и говорить так, как он считает нужным, неся при этом нравственную, ни с кем не разделенную ответственность. В этом проявляется в воспитанниках развитое чувство собственного достоинства.
Заключение
В настоящее время на территории Российской Федерации действует 800 гимназий и 482 лицея. Инновационную деятельность школ нового типа можно дифференцировать по следующим направлениям:
- реставрация
дореволюционного опыта (
- интервенция
зарубежного опыта (
- эволюционный
процесс усвоения и
современной школой.
Каждое образовательное учреждение нового типа имеет пять полей внедрения инноваций: - концепция, педагогическая модель, философская основа содержания образования;
- организация образовательного процесса (учебные планы, программы, методики);
- учебные
пособия, ТСО и другие
- кадры;
-формирование образовательной среды (здания, мебель, парковая зона и т.д.).
Имея законное право на педагогический эксперимент в каждом из этих инновационных полей (и гарантированную финансовую поддержку со стороны государства), образовательные учреждения нового типа должны иметь и четкие ориентиры с его стороны в виде государственных стандартов образования.
Стандарт в данном случае выступает как защита, гарант интересов государства, условие его нормальной жизнедеятельности, не допускающее снижения качества образования граждан. Вместе с тем стандарт есть защита и гарант интересов ребенка и его семьи, обеспечивающий детям возможность продолжения общего образования, а впоследствии – и полноценной профессиональной подготовки.
Однако определить стандарт самой инновации, инновационной деятельности применительно к вузам и школам нового типа невозможно. В данном случае само образовательное учреждение выступает в роли "судьи", поднимающего свою "планку" по мере достижения запланированных результатов. И только когда инновация получает распространение в аналогичных образовательных учреждениях и становится в определенной степени нормой, она приобретает статус инновационного стандарта и тем самым начинает оказывать влияние на инновационную деятельность всех образовательных учреждений
данного типа. Изучение опыта инновационных образовательных учреждений
показывает: им присуще авторское начало, а их создателям свойственно состояние активного творческого поиска. Критерии педагогической инновации созвучны критериям других видов социального изобретательства - это новизна, эффективность и возможность внедрения. Однако, прогнозируя характер и масштабы инновации, ее результаты, важно не забывать и о той особой среде, в которой осуществляется педагогическое
экспериментирование.
Ведь не только сила, но и слабость инновации
в том, что изменения в одном
из инновационных полей неизбежно
ведут к качественным изменениям
во всей жизнедеятельности
Система высшего образования соотносится с общественной системой в двух аспектах. Во-первых, своими целями, которые всегда ориентированы на формирование личности, максимально вписывающейся в существующую общественную систему. Во-вторых, самой системой образования и воспитания, которая в конечном итоге всегда есть модель существующего общества. Вузы наших последних семи десятилетий при всех своих достижениях - это вузы тоталитарного общества со всеми вытекающими отсюда последствиями. Ее основная цель - формирование личности, совместимой с этой системой: личности, фанатически преданной государству и господствующей идеологии, способной пожертвовать собой, своими интересами и стремлениями, друзьями и близкими, если того требуют интересы системы; человека, по сути дела, не выступающего субъектом ни в
какой
сфере своего бытия. В самой системе
вузовского образования и воспитания
тоталитарная система проявилась практически
во всех методиках объектно-
Совсем иные ориентиры выдвигает перед собой негосударственные
образовательные учреждения. Их основные цели - формирование личности принципиально другого типа: творческой, самостоятельной, гуманной и внутренне свободной, способной ценить себя и уважать других. Иными словами: главная цель образования и воспитания в таком вузе или лицее - становление личности ученика или студента. Отсюда вытекает глобальная задача обучения в такой школе - создание условий для полноценного развития личности учащегося, его самоактуализации. Это обеспечивается за счет решения следующих конкретных задач:
Информация о работе Инновационные образовательные учреждения