Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 08:00, курсовая работа
В современных условиях должна появиться "экология одаренности", которая включает в себя специальные школы для способных и одаренных детей, учителей, программы и учебники. Обществу, учителям предстоит большая работа по выработке принципов подлинного гуманизма, заключающегося в уважении, признании уникальности каждой личности, ее неповторимости, необходимо признать сам факт, что способные и одаренные дети есть, и что они другие не только по своим интеллектуальным, но и личностным качествам.
1. Введение 3
2. Опыт функционирования лицеев в России 4
3. Концепция лицея как среднего образовательного учреждения 8
4. Гимназия 13
5. Заключение 20
6. Литература 23
Цель лицея - создать условия для развития способных и одаренных детей и обеспечить формирование интеллектуального потенциала общества.
Задачи лицея:
обеспечить формирование базисных черт личности;
создать условия для самоопределения личности в сфере общественного производства, социальных и межличностных отношений;
осуществить
диагностику уровня способностей лицеистов
и разработать программу
предоставить наиболее способным и одаренным детям оптимальные возможности для получения широкого образования, реализации индивидуальных творческих возможностей.
Лицей отличается от средней общеобразовательной школы по следующим параметрам: по условиям комплектования, структуре управления, уровню образовательной программы, организации учебно-воспитательного процесса.
Комплектование лицея осуществляется приемной комиссией в составе директора, психолога, заведующего кафедрой, преподавателя профиля на основе конкурсной работы и тестирования с целью определения уровня общего развития, способностей и предварительной профессиональной ориентации. К участию в конкурсе допускаются все желающие. Зачисление в лицей осуществляется приемной комиссией и оформляется приказом директора. Классы лицея формируются как профильные с предоставлением ученику права перехода из класса в класс на первой ступени. Обучение в лицее осуществляется на двух ступенях: 1 ступень (8-9 классы)- курс углубленной профильной подготовки и профессиональной ориентации; 11 ступень (10-11) - курс углубленной подготовки и профессиональной специализации.
В
лицее формируется контингент подготовленных
учащихся, которым предоставляются
широкие возможности для
Организацию обучения осуществляет профильные кафедры, деятельность которых осуществляется согласно положения "О кафедрах лицея". Кафедра является центром научно-методической работы. Кафедры разрабатывают учебные планы профиля, определяют этапные и оперативные цели обучения и воспитания; создают технологии обучения одаренных детей, разрабатывают учебно-методические комплексы, определяют соотношение лицейского и базового компонентов содержания образования. Углубленная подготовка осуществляется за счет внедрения спецкурсов, факультативов, интегративных предметов, привлечения преподавателей высших учебных заведений, организации самообразовательной и учебно-исследовательской деятельности учащихся. Лицеистам может быть представлена возможность обучения по индивидуальному плану.
Углубленной подготовке учащихся будет способствовать и система комплектования педагогического коллектива. Комплектование кадрами осуществляется на контрактной основе. Условия контракта определяются Уставом лицея.
Лицей работает по индивидуальному учебному плану. Учебные планы составляется для каждого профиля на основе базисного учебного плана. Образовательная деятельность осуществляется на основе следующих принципов: гуманизации, гуманитаризации, альтернативности, дифференциации и индивидуализации. Учебный план состоит из двух компонентов: базисного и лицейского. Базисный компонент плана составляется в соответствии с требованиями федерального и призван обеспечить государственный стандарт общего среднего образования. Лицейский компонент отражает специфику лицея и позволяет создать условия для удовлетворения образовательных потребностей и профессиональной подготовки.
Лицей является научно-методической площадкой по разработке нового содержания, проверке форм диагностики уровня интеллектуальных способностей детей. На базе лицея проводятся постоянно действующие семинары учителей, работающих с одаренными детьми, экспериментальная работа по проверке авторских и экспериментальных программ и учебников, осуществляется разработка нетрадиционных учебно-методических комплексов.
Финансирование лицея осуществляется за счет средств государственного бюджета по нормативу на каждого ученика, спонсоров, частных пожертвований, собственной коммерческой деятельности и платы за обучение со стороны родителей. Размер оплаты за педагогические услуги, превышающие государственный стандарт, определяется ежегодно Советом школы. Совет может предусмотреть стипендии лицеистам. Финансовая деятельность осуществляется самостоятельно. Лицей имеет свой расчетный счет в банке. Распорядителем финансов является директор, который отчитывается перед Советом школы.
Выпускникам
лицея предоставляется
Выпускник лицея должен адаптироваться к окружающей социоприродной среде, к выполнению общих для данного общества социальных функций, к самообразованию и самореализации своей личности. У него должна быть выработана своя система ценностей, адекватная общим и лично избранным сферам социально полезной деятельности, индивидуальным особенностям, готовность к самореализации.
Важнейшим средством самореализации человеком своих сил и способностей является культура самоопределения человека. Научиться жить - значит выработать свою позицию в жизни, понять себя, других, сформулировать задачу, чтобы действовать в соответствии с ней. Самоопределение предполагает и самостоятельность, и позиционную определенность, и программу действий по ее воплощению. Источником культуры самоопределения личности является социальный опыт, который человечество воплотило в материальной и духовной культуре. Личность должна распредметить его и сделать базой для творческого отношения к действительности. Элементами базовой культуры должны стать знания о сферах самоопределения. К таким знаниям относятся:
"Я
- человек" - знания о себе (понимание
себя как ценности
"Человек
и природа" - знания о человеке
как части природы, физических
и нравственных законах
"Человек - общество" - знания о нравственно-правовых основах отношений человека и общества, о труде, о системе экономических, социальных, политических отношений;
"Человек
- продукты человеческой
Выпускник лицея должен обладать системой средств для самоорганизации, основу которой составляют способности личности.
Базисными способностями, развиваемые в рамках обучения могут выступать: интеллектуальные, умственные, коммуникативные и творческие.
Выпускник лицея должен обладать системой ценностей, потребностей, которые позволяют воспринимать окружающий мир, людей и самого себя как целостность. Индивидуальная система ценностей составит содержание мотивационной сферы личности. К этой сфере относится и система потребностей. Наиболее важными для выпускника являются следующие: осознавать свою жизнь как задачу; потребность в других; в самоутверждении, самообразовании.
Выпускник лицея должен обладать системой самооценки, самонаблюдения, самоанализа учебной деятельности.
Эти положения составили содержание экспериментальной модели образовательного учреждения типа "лицей". Они были учтены при разработке образовательной программы лицея и его образовательного пространства.
Гимназия
Гимназия
– это среднее учебное
Самые первые гимназии в Европе появились в 16 веке в Англии и Германии. В них учились те, кто хотел получить глубокие и всесторонние знания и кто хотел поступить на учебу в университет.
В России первые гимназии появились в Москве, Санкт-Петербурге и Казани в 18 веке. Особая роль в становлении российских гимназий принадлежит Михаилу Васильевичу Ломоносову, который разработал классно-урочную систему, правила приема, инструкции для учителей и другие новшества. С 1804 года гимназии стали учреждаться по всей Российской империи. В России существовали мужские и женские гимназии. (Последние появились намного позже – в середине 19 века).
На всей территории Российской империи учебный год в гимназиях начинался 16 августа и заканчивался 1 июня (240 дней). В неделю было 30 уроков (по 5 уроков в день). Но это основные, а были еще дополнительные. Поступали в гимназию в 12 лет, сдав экзамены. Учились 7 или 8 лет. Во всех классах практиковались переводные экзамены (устные и письменные). В качестве поощрения учащихся награждались похвальными листами и книгами. Окончившие гимназию получали аттестат зрелости, открывавший доступ в высшие учебные заведения, а так же дававший право поступления на государственную службу. Аттестат об окончании гимназии был эквивалентен его европейским аналогам. Лучшие ученики награждались золотыми и серебряными медалями, производились в чин сразу же при поступлении на службу. Во главе гимназии стоял директор и инспектор, избираемые попечителем учебного округа. За 5 лет работы при одной гимназии учителями вводились надбавки. Педагогический совет заседал один раз в месяц и обсуждал текущие вопросы обучения и воспитания.
Помимо государственных гимназий, в России были и частные учебные заведения этого типа, число которых увеличивается с конца XIX века. Учредителями частных гимназий были купцы, профессора столичных университетов, общественные деятели. Как правило, частные гимназии выгодно отличались от казённых разнообразием ученических программ, более высоким уровнем организации учебно-воспитательного процесса и материального благосостояния гимназии. Кроме гимназий, находящиеся в ведении министерства просвещения, в России существовали женские учебные заведения, относящиеся к ведомству императрицы Марии Фёдоровны-жены Павла.
Гимназия, как определенный тип
общеобразовательного учебного
заведения рассматривается
В
образовательной системе
1)
В основе обучения детей лежат
многовариативные модели
2)
Обучение детей в гимназии
независимо от выбранного
Именно такие дети, получив по окончании гимназии высшее образование, имея сильную гуманитарную подготовку, могут пополнить в будущем ряды интеллигенции. В этом смысле гимназия выполняет важную роль в формировании интеллектуального потенциала общества.
Реализовать эту задачу гимназия может, лишь создавая условия для саморазвития и самообразования каждого ученика, формирования у него гуманистического мировоззрения, высокой нравственной, эстетической и физической культуры, культуры достоинства.
Ведущие идеи: Идея гуманизации и гуманитаризации образования в гимназии, ориентации на личность ребенка, на максимально возможное развитие его уникальных способностей, на приоритет человеческого и личностного над любыми другими сферами и социальными ценностями.
Исключительно
важное значение приобретает в этой
связи для гимназии гуманитаризация
образования как приоритет
Мы не можем забывать, что человек --- это открытая система. Он имеет два вектора развития: как в сторону добра, так и в сторону зла. И только культура и религия способны вывести человека к добру.
Информация о работе Инновационные образовательные учреждения