Инновационные образовательные учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 08:00, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях должна появиться "экология одаренности", которая включает в себя специальные школы для способных и одаренных детей, учителей, программы и учебники. Обществу, учителям предстоит большая работа по выработке принципов подлинного гуманизма, заключающегося в уважении, признании уникальности каждой личности, ее неповторимости, необходимо признать сам факт, что способные и одаренные дети есть, и что они другие не только по своим интеллектуальным, но и личностным качествам.

Содержание

1. Введение 3

2. Опыт функционирования лицеев в России 4

3. Концепция лицея как среднего образовательного учреждения 8

4. Гимназия 13

5. Заключение 20

6. Литература 23

Работа содержит 1 файл

Иванов.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

    ТАК КАКОЕ ЖЕ У НАС  МИНМСТЕРСТВО. МОЖЕТ  БЫТЬ 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 

    КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ 

    КУРСОВАЯ  РАБОТА  

    ИННОВАЦИОННЫЕ  
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
 
 
 

    Выполнил: студент ВГПУ группы М-42

      Иванов И. А.  
 

    ПРОСМОТРИ ЭТУ РАБОТУ ВНИМАТЕЛЬНО  САМ 

    Волгоград 2005

 

     Содержание 
 

1. Введение                                                                                                    3

2. Опыт функционирования  лицеев в России                                        4

3. Концепция лицея как среднего образовательного учреждения   8

4. Гимназия                                                                                                   13

5. Заключение                                                                                               20

6. Литература                                                                                               23

 

     Введение

    Одним из приоритетных направлений развития инновационной педагогической деятельности является разработка моделей типов образовательных учреждений.

    Все возрастающим вниманием пользуются талантливые дети. Современная образовательная  практика накопила определенный опыт работы с детьми с отклонениями и  задержками в умственном развитии. Много лет функционируют художественные и специализированные школы. В настоящее время стали появляться теоретические работы, посвященные одаренным и талантливым детям (Юркевич В.С., Матюшкин А.М., Чудновский В.Р., Глотова Г.И.).

    В обществе осознана необходимость создания системы обучения и воспитания одаренных детей. Разработана концепция творческой одаренности, определены основные элементы социальной защиты одаренных детей. ОТРЕДАКТИРУЙ ВЕСЬ ТЕКСТ В ТАКОМ ЖЕ СТИЛЕ.

    Установлена зависимость между становлением человека как субъекта и его одаренностью, Принижение субъективного в человеке, распространение "одномыслия", послушной исполнительности, серости губительно сказывается как на развитии общества, так и на развитии самого человека. Одаренные дети - это не только духовное богатство страны, но и интеллектуальное, экономическое и политическое достояние.

    В современных условиях должна появиться "экология одаренности", которая  включает в себя специальные школы  для способных и одаренных  детей, учителей, программы и учебники. Обществу, учителям предстоит большая работа по выработке принципов подлинного гуманизма, заключающегося в уважении, признании уникальности каждой личности, ее неповторимости, необходимо признать сам факт, что способные и одаренные дети есть, и что они другие не только по своим интеллектуальным, но и личностным качествам.

    Система среднего образования должна стать  гибкой, многообразной по типам образовательных  учреждений, обеспечивающих разный уровень  образования и создающих оптимальные  психолого-педагогические условия для удовлетворения образовательных потребностей, защищающих интересы ребенка и право учителя на проявление творческой индивидуальности, предоставляющих свободу выбора образовательной программы. В СВЯЗИ С ЭТИМ, КАКОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ТВОЕЙ КУРСОВОЙ РАБОТЫ (ЦЕЛЬ), ЧТО ЭТО КУРСОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДАЕТ? 

    Опыт  функционирования лицеев в России 

    В XIX в. в России начал вырабатываться новый тип школы, который получил название лицея. На протяжении первой четверти XIX в. были открыты Царскосельский, Ришельевский и Волынский лицеи. Позднее к ним добавились Демидовский и Нежинский. Лицеи занимали в системе образования промежуточное положение между гимназией и университетом, но ближе были к последнему. Внутреннее устройство лицеев было схоже с университетским. Во главе лицеев стоял совет, обладающий правом избрания проректора, инспектора, а также правом самостоятельного заведования учебной и хозяйственной частью.

    Воспитанники  лицеев имели равные права с университетскими студентами: содержание части студентов на казенном иждивении, предоставление особо одаренным учащимся продолжать обучение в иностранных университетах. Аттестаты лицеев уравнивались с аттестатами университетов во всех отношениях, в том числе и в праве на получение классного чина по окончании обучения.

    В старших классах лицеев имелся курс университетских наук. Деление на факультеты в лицеях отсутствовало. Университетский курс включал или одни богословские, или философские, или юридические науки. Лицей давал просто энциклопедическое образование. Это дает основание утверждать, что лицеи были средними учебными заведениями. Но наличие университетских курсов, привилегий, определение лицеям первого места после университетов позволяет отнести лицеи к разряду высших учебных заведений.

    Во  второй половине XIX века последовало радикальное преобразование лицеев. На основе набравших силу лицеев были открыты университеты или институты. На базе остальных были оформлены четко спрофилированные лицеи, превратившиеся в один факультет университета (Демидовский юридический лицей).

    Несмотря  на общие черты, лицеи отличались по характеру управления. Нежинский  и Ришельевский лицеи находились в ведении попечителя Харьковского округа, Царскосельский подчинялся непосредственно  министру народного просвещения, а  Демидовский был подчинен Московскому университету. Во главе Ришельевского лицея стоял совет из родителей учеников под предводительством Одесского градоначальника. При лицее были учреждены педагогический институт и два училища: правоведения и коммерческое.

    Продолжительность обучения в лицеях была различна: в Демидовском и Царскосельском - 6 лет, в Нежинском - 9, а в Ришельевском - 10 лет. Преподавание в Волынском лицее шло на польском языке, в Ришельевском - на французском, а в остальных - на русском.

    Отличались  лицеи и по источникам финансирования. Царскосельский лицей находился на содержании государственной казны. Демидовский и Нежинский содержались на средства учредителей. Волынский лицей находился на содержании всего дворянства Волыни. Финансирование Ришельевского лицея складывалось из нескольких источников: городской казны, государственного бюджета, налога с хлеба, частного пожертвования. При наличии пансионов в лицеях с пансионеров брали плату.

    Возникновение лицеев в XIX веке было вызвано:

    потребностью  в культурных центрах регионов, удаленных от университетов (Волынский, Нежинский, Ришельевский);

    недостаточным количеством гимназий и университетов, стремлением в силу бедности соединить  среднее и высшее образование;

    стремлением дворянства не допустить встречи своих детей с детьми разночинцев и черни в университетах.

    В начале XX века состоялось совещание, посвященное дальнейшей судьбе лицеев (их сохранилось 3). Наиболее интересным был проект Некрасова П.А., По мнению Некрасова, лицеи должны были стать переходной ступенью от гимназий к университетам. Следовательно, главной целью этих учебных заведений должна являться подготовка к обучению в университете. В соответствии с данным назначением лицей делится на отделения, соответствующие университетским факультетам: гуманитарное; физико-математическое и химико-биологическое. Цикл предметов определялся направлением отделения, продолжительность обучения составляла 2 года. По завершению обучения предполагалась сдача экзаменов.

    Дальнейшее  развитие лицеев как учебных заведений было прервано в 1917 году.

    Возрождение лицеев как типа среднего общеобразовательного учебного заведения началось в конце 80-х годов XX века.

    В 1991 году Министерство образования РСФСР  совместно с РИПКРО выпустило  информационно-справочное пособие "Инновационные учебные заведения России". В этом справочнике дана модель лицея как типа образовательного учреждения и примерное положение о лицее. Анализ этих документов позволил выделить основные черты лицея как образовательного учреждения: инновационное; профессиональное; цель - формирование интеллектуальной элиты; создается при высших учебных заведениях; набор осуществляется на основе конкурсного отбора из лиц, проявивших интерес и способности к избранной специальности.

    Выпускникам лицея предоставляется право зачисления в институт на основании выпускных экзаменов. Содержание образования в лицее может иметь узкоспециальную и многопрофильную направленность. В образовательной программе выделяется блок предметов обязательного изучения.

    В 1993 году появилась работа, связанная с характеристикой новых учебных заведений (Новые типы школ: организация и управление. - М.,1998). Авторы пособия подчеркивают мысль о том, что в самом названии "лицей" выражена заявка на связь и преемственность с образованием, существовавшим в России и существующим ныне во Франции. В характеристике лицея выделены следующие черты:

    завершающая ступень общего среднего образования;

    ориентация  на способных и одаренных детей;

    содержание  образования является профильным и  обеспечивает общекультурную, предметную и допрофессиональную подготовку.

    В пособии определены основные варианты создания и дальнейшего развития лицея: на базе общеобразовательной  школы; на новой учебно-материальной базе; на базе высшего учебного заведения.

    Авторы  предприняли попытку дать характеристику микросреды, объединяющей способных подростков и учителей, для которых характерны следующие качества:

    знание  предмета, вузовских требований к  выпускникам, особенностей обучения в  Вузе;

    творческий  подход к обучению, воспитанию, возможность вносить коррективы в содержание и методику учебно-воспитательного процесса;

    высокий уровень общей культуры, интеллигентность;

    доброжелательное  отношение к людям, способность  положительно влиять на духовное и нравственное состояние и развитие личности ученика.

    Департаментом образования Свердловской области в 1997 году была разработана Временная инструкция о порядке установления статуса образовательных учреждений Свердловской области.

    Согласно  этой инструкции, лицей был отнесен  к профильному общеобразовательному учреждению. Разработчики инструкции определили лицей как общеобразовательное учреждение, имеющее выраженную техническую или естественнонаучную направленность.

      Лицей - это образовательное учреждение среднего (полного) общего образования, реализующий общеобразовательную программу среднего (полного) образования технической или естественнонаучной направленности с курсами по специальным дисциплинам в соответствии с профилем.

    С учетом опыта функционирования лицеев в России до 1917 года и возрождающихся лицеев была разработана модель образовательного учреждения типа "лицей", предназначенное для обучения и воспитания способных и одаренных детей. 

    Концепция лицея как среднего образовательного учреждения 

    Лицей - это государственно-общественный тип среднего образовательного учреждения, реализующий принцип непрерывности образования между старшей школьной ступенью и высшим учебным заведением и являющийся научно-методическим центром по организации, поиска, разработки, внедрения нового содержания обучения и воспитания, форм и методов его реализации.

    Лицей призван обеспечить высокий уровень  фундаментальной и допрофессиональной подготовки молодежи, проявившей способности  и склонности в неубранной сфере  деятёльности, с учетом общественной потребности в профессионально-компетентных специалистах в области математики, физики, гуманитарных и естественных наук.

Информация о работе Инновационные образовательные учреждения