Инновационные методы обучения технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 12:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить и обосновать методику применения инновационных методов обучения в процессе технологической подготовки школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1. Характеристика методов и приемов обучения
1.2. Инновационные подходы в обучении
образовательной области «Технология»
2. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Особенности технологической подготовки школьников
2.2. Организация технологической подготовки школьников с примене-нием инновационных методов обучения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая тимот.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

     Человечество  подошло к черте, когда деятельность оценивается, прежде всего, по ее социальным, экологическим, экономическим и другим последствиям.

     Для подобных комплексных подходов к выбору способа деятельности, для реализации именно такого, а не прежнего технократического решения требуется иная идеология, другой взгляд на порядок вещей, если угодно - отличающееся мышление. Вот почему, не отвергая в принципе той базы, которую создала на основе политехнического принципа прежняя система трудовой подготовки, образовательная область «Технология» вносит целый ряд принципиальных новаций:

  1. «Технология» как образовательная область синтезирует знания математики, физики, химии, биологии, других научных дисциплин. Но они, эти знания, рассматриваются как фактор развития промышленности, энергетики, связи, сельского хозяйства, транспорта и других сфер деятельности человека. Показ востребованности этих знаний, их применяемости при трудовой деятельности очень важен: школьники проникаются пониманием значения качества собственной подготовки.
  2. Одной из задач обучения становится формирование творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности. При этом, возможно, впервые в истории отечественной школы, прямо заявляется, что эта задача перекладывается на самих школьников. Они должны осознать ответственность за со6ственную подготовку к будущей жизни, за успешность самоопределения в ней.
  3. Когда ученик начинает понимать, где, как и почему используемые им знания составляют требуемое целое, когда он ощущает способность понять, проанализировать и интерпретировать факты в области экономики и производства, у него появляются качества активного участника процесса познания. Это уже не объект, пассивно воспринимающий информацию (что чаще всего имело место в традиционной системе трудовой подготовки), а индивидуум, способный планировать и осуществлять свою деятельность в направлении наивысшего личного результата, соответствующего его потенциальным возможностям.
  4. Принципиален подход к системе обучения: не узкопредметный, а интегративно ориентированный, проектно-созидательный. При этом включение учащихся в процессы проектирования, конструктирования и моделирования, реализации проекта с последующей оценкой достигнутого результата деятельности становится обязательным фактором взаимодействия учителя и учеников. Проектно-творческий метод следует рассматривать как основной связующий элемент программы, ее сердцевину.

     Таким образом, формирование технологической  культуры предполагает сознательное овладение системой методов и средств преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей. Оно предусматривает изучение современных перспективных энерго- и материалосберегающих, безотходных технологий преобразования материалов, энергии и информации в сферах производства и услуг с использованием ЭВМ, учет социальных и экологических последствий применения принятой технологии, использование психологии общения и культуры человеческих отношений в повседневной деятельности, определение потребностей в конкретной продукции и возможностей ее реализации. Тогда понятие «подготовка школьников к будущей самостоятельной трудовой жизни» приобретает требуемое наполнение и становится ясной стратегия единого образовательного пространства, ее нацеленность. 

2.2. Организация технологической подготовки школьников

     с применением инновационных  методов обучения

     Использование мультимедиа и компьютерных сетей  сегодня позволяют учителю технологии в одной работе объединить весь комплекс доступных современных источников: текстовых, графических, аудио- и видео документов и др.

     Средства  новых информационных технологий - персональный компьютер, интерактивное видео, мультимедиа, телеконференция, электронная почта - позволяют значительно повысить качество учебного процесса. Они во многом облегчают учащимся понимание и запоминание учебного материала, пробуждают интерес к изучаемым явлениям. Восприятие информации – важный этап усвоения материала, от него зависит правильное формирование понятий, осознание их сути. В этой связи возрастает значение компьютера, графические возможности которого позволяют обеспечить наглядно-образную, графическую информацию в сочетании со знако-символьной. Применение средств информационных технологий с использованием мультипликации, динамических изображений (приближение и удаление объекта, изменение параметров изучаемых процессов и другие), варьирование цвета и яркости картины делают организацию познавательной деятельности учащихся более эффективной.

     В последнее время все больше внимания уделяется разработке новых средств  обучения на основе компьютерных технологий. Принято выделять несколько видов  компьютерной поддержки учебного процесса:1) обучающие программы, включающие гипертекст, вопросы для самопроверки, базы данных, в том числе и для дистанционного обучения; 2) моделирующие программы; 3) компьютерное тестирование; 4) обучающие среды, включающие перечисленные виды компьютерной поддержки (4,с.62).

     Рассмотрим  несколько примеров использования учителями компьютерных технологий для подготовки и проведения уроков. Н.В. Яшин, учитель технологии средней школы №1012 г. Москвы применяет компьютер в слесарной мастерской. Данная школа является городской экспериментальной площадкой по технологии, и учителя уже ряд лет используют на своих уроках компьютерную поддержку. За это время сформирован пакет обучающих программ, созданных с участием старшеклассников на уроках информатики и во внеурочное время, которые постоянно корректируются и обновляются. Накоплен опыт их практического использования на занятиях по обучению обработке конструкционных материалов.

     Рабочее место учителя в слесарно-механической мастерской оборудовано компьютером и телевизором с экраном диагональю 72 см, установленным на специальной подставке в верхнем правом углу помещения и хорошо видным с каждого ученического рабочего места. Н.В.Яшин приводит пример использования компьютера на уроке технологии в 7-м классе.

     В 7-м классе ученики знакомятся с  токарно-винторезным станком. Устройство и принцип его действия они усваивают достаточно быстро. Трудности возникают при определении числа делений, на которое нужно переместить шкалу нониуса лимба поперечной подачи, чтобы резец был подан на заданную глубину резания, и определение величины соответствующего уменьшения диаметра наружной поверхности обрабатываемой детали. Кроме того, затруднения возникают при определении числа делений, на которое перемещают шкалу нониуса лимба продольной подачи для получения заданной длины обработанной поверхности.

     Чтобы в доступной и наглядной форме  показать, как обрабатывается на станке заготовка детали, на экране телевизора вначале демонстрируется своеобразная технологическая карта, то есть раскрывается весь процесс обработки в динамике, а затем последовательно дается каждая операция. При этом наглядно видна зависимость между глубиной срезаемого слоя и величиной, на которую уменьшается диаметр детали. Показ сопровождается объяснением учителя. Кроме того, он заполняет на доске технологическую карту, еще раз поясняя каждую операцию. В дальнейшем они в реальном виде демонстрируются также на экране телевизора. Ученики, в свою очередь, заполняют технологическую карту в рабочих тетрадях.

     Для того чтобы проверить, насколько  усвоен этот материал, учитель демонстрирует на экране телевизора ту или иную операцию и задает контрольные вопросы, а ученики записывают ответы в своих тетрадях. Преподавателю достаточно пройти по рядам и проверить их, а затем проанализировать со всей группой.

     Использование на занятиях компьютерных обучающих программ позволяет наглядно продемонстрировать всей группе правильные приемы работы, что весьма затруднительно сделать, показывая их непосредственно на станке. Учащиеся вникают в динамику технологического процесса, особенности выполнения каждой операции. Поскольку обучающие программы содержат материал разной степени сложности, появляется возможность дифференцировать задания в зависимости от подготовленности той или иной группы учащихся, полнее учитывать возможности каждого ученика. Это отвечает требованиям современного личностно ориентированного подхода в обучении (13, с.53).

     М.С. Иванова и Ю.Н. Крутова, преподаватели  МПГУ, в качестве эксперимента по внедрению программно-методического обеспечения технологического образования разработали программу факультативного курса «Витаминизированный стол» (24 ч) и создали компьютерный слайд-фильм по теме «Овощи и блюда из них. 6 класс» в программе Мiсrоsоft РоwеrРоint. Факультативные занятия посещали шестиклассники школы №1004 Москвы.

     На  каждом занятии было предусмотрено время для показа и обсуждения фрагментов слайд-фильма, содержание которого соответствует программе факультативного курса.

     Фильм состоит из слайдов различного типа, содержащих информацию - текстовую, графическую  или графическую с пояснительным текстом. При отборе материалов для слайд-фильма были использовали учебники и учебно-методические издания по образовательной области «Технология».

     Опыт  показывает, что компьютерный слайд-фильм  по сравнению с другими средствами обучения обладает следующими преимуществами:

  • содержит емкий материал в компактной форме, что позволяет учащемуся быстро воспринять и усвоить полученную информацию;
  • представляет собой открытую систему, что дает возможность расширять, дополнять и обновлять содержащуюся в нем информацию, как текстовую, так и графическую;
  • удобен в использовании и хранении (может быть записан на компактном носителе информации, например, СD) и не займет много места в помещении класса;
  • позволяет при наличии проекционного экрана и частичном затемнении демонстрировать материал одновременно всем учащимся, что не оказывает такого вредного воздействия, как работа непосредственно перед экраном монитора;
  • позволяет сделать занятие более динамичным, а сэкономленное время использовать для практической работы;
  • дает возможность ученикам, пропустившим занятие, самостоятельно в удобном для них темпе ознакомиться с учебным материалом при помощи компьютера (4, с.64).

     Одной из компьютерных программ трехмерной графики, также широко используемой учителями технологии, является программа 3D Studio Max. Разработка формы и декора в этой программе не требует профессиональных навыков художника и конструктора и при этом позволяет разработать большое количество качественных изображений – вариантов учебного проекта, передающих форму, декор, материал, габаритные размеры и другие важные характеристики декоративного изделия. Полученные после визуализации объемные изображения в любой ортогональной проекции можно сохранить в универсальном графическом формате JPEG и распечатать на принтере готовые эскизы. Кроме того, программа в процессе работы фиксирует в специальных списках параметров точные размеры (в условных единицах) конструктивных элементов, что позволяет использовать эти размеры в практической работе над изделием (2, с.29).

     Компьютерные  технологии также широко используются учителями черчения при подготовке и проведении уроков черчения. Например, Ю.И.Притула, учитель межшкольного учебного комбината №1 Москвы в 2002 году провел эксперимент по изучению в 10-м классе не только стандартных компьютерных программ, входящих в пакет Microsoft Office, но и программы проектной графики «Компас», цель которой - облегчить освоение учащимися школьного курса черчения, развить у них образное мышление, творческие способности, логику и фантазию. В результате ее изучения учащиеся могут легко ориентироваться в таких профессиональных программах компьютерной и проектной графики, как AutoCAD, Solidworks, bCAD и т. п.

     На  занятиях школьники учились изображать средствами компьютерной графики простейшие геометрические образы: линию, окружность, прямоугольник, эллипс, правильные многоугольники. Узнали, как правильно оформить чертеж, проставить размеры и работать с трехмерной графикой.

     Выполненные учебные задания можно разделить  на несколько типов.

     Обучающие. Начальные задания, обучающие какой-либо новой команде в программе «Компас», состоят из двух частей: описания поэтапного выполнения и графического изображения каждого этапа. По мере узнавания учениками команд описание каждый раз становилось меньше. Если в первых заданиях все этапы были описаны подробно (какую кнопку в каком меню нажать, какое сочетание клавиш при этом используется), то в дальнейшем они становились все более краткими.

     Проверочные. К проверочным заданиям относились такие, в которых был дан конечный результат, к которому ученики должны были прийти, используя свои знания и умения, а в случаях затруднений – к помощи учителя.

Информация о работе Инновационные методы обучения технологии