Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 12:29, курсовая работа
Цель исследования – выявить и обосновать методику применения инновационных методов обучения в процессе технологической подготовки школьников.
ВВЕДЕНИЕ
1. ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1. Характеристика методов и приемов обучения
1.2. Инновационные подходы в обучении
образовательной области «Технология»
2. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Особенности технологической подготовки школьников
2.2. Организация технологической подготовки школьников с примене-нием инновационных методов обучения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
Человечество подошло к черте, когда деятельность оценивается, прежде всего, по ее социальным, экологическим, экономическим и другим последствиям.
Для подобных комплексных подходов к выбору способа деятельности, для реализации именно такого, а не прежнего технократического решения требуется иная идеология, другой взгляд на порядок вещей, если угодно - отличающееся мышление. Вот почему, не отвергая в принципе той базы, которую создала на основе политехнического принципа прежняя система трудовой подготовки, образовательная область «Технология» вносит целый ряд принципиальных новаций:
Таким
образом, формирование технологической
культуры предполагает сознательное овладение
системой методов и средств преобразовательной
деятельности по созданию материальных
и духовных ценностей. Оно предусматривает
изучение современных перспективных энерго-
и материалосберегающих, безотходных
технологий преобразования материалов,
энергии и информации в сферах производства
и услуг с использованием ЭВМ, учет социальных
и экологических последствий применения
принятой технологии, использование психологии
общения и культуры человеческих отношений
в повседневной деятельности, определение
потребностей в конкретной продукции
и возможностей ее реализации. Тогда понятие
«подготовка школьников к будущей самостоятельной
трудовой жизни» приобретает требуемое
наполнение и становится ясной стратегия
единого образовательного пространства,
ее нацеленность.
2.2. Организация технологической подготовки школьников
с применением инновационных методов обучения
Использование мультимедиа и компьютерных сетей сегодня позволяют учителю технологии в одной работе объединить весь комплекс доступных современных источников: текстовых, графических, аудио- и видео документов и др.
Средства новых информационных технологий - персональный компьютер, интерактивное видео, мультимедиа, телеконференция, электронная почта - позволяют значительно повысить качество учебного процесса. Они во многом облегчают учащимся понимание и запоминание учебного материала, пробуждают интерес к изучаемым явлениям. Восприятие информации – важный этап усвоения материала, от него зависит правильное формирование понятий, осознание их сути. В этой связи возрастает значение компьютера, графические возможности которого позволяют обеспечить наглядно-образную, графическую информацию в сочетании со знако-символьной. Применение средств информационных технологий с использованием мультипликации, динамических изображений (приближение и удаление объекта, изменение параметров изучаемых процессов и другие), варьирование цвета и яркости картины делают организацию познавательной деятельности учащихся более эффективной.
В последнее время все больше внимания уделяется разработке новых средств обучения на основе компьютерных технологий. Принято выделять несколько видов компьютерной поддержки учебного процесса:1) обучающие программы, включающие гипертекст, вопросы для самопроверки, базы данных, в том числе и для дистанционного обучения; 2) моделирующие программы; 3) компьютерное тестирование; 4) обучающие среды, включающие перечисленные виды компьютерной поддержки (4,с.62).
Рассмотрим несколько примеров использования учителями компьютерных технологий для подготовки и проведения уроков. Н.В. Яшин, учитель технологии средней школы №1012 г. Москвы применяет компьютер в слесарной мастерской. Данная школа является городской экспериментальной площадкой по технологии, и учителя уже ряд лет используют на своих уроках компьютерную поддержку. За это время сформирован пакет обучающих программ, созданных с участием старшеклассников на уроках информатики и во внеурочное время, которые постоянно корректируются и обновляются. Накоплен опыт их практического использования на занятиях по обучению обработке конструкционных материалов.
Рабочее
место учителя в слесарно-
В 7-м классе ученики знакомятся с токарно-винторезным станком. Устройство и принцип его действия они усваивают достаточно быстро. Трудности возникают при определении числа делений, на которое нужно переместить шкалу нониуса лимба поперечной подачи, чтобы резец был подан на заданную глубину резания, и определение величины соответствующего уменьшения диаметра наружной поверхности обрабатываемой детали. Кроме того, затруднения возникают при определении числа делений, на которое перемещают шкалу нониуса лимба продольной подачи для получения заданной длины обработанной поверхности.
Чтобы
в доступной и наглядной форме
показать, как обрабатывается на станке
заготовка детали, на экране телевизора
вначале демонстрируется
Для того чтобы проверить, насколько усвоен этот материал, учитель демонстрирует на экране телевизора ту или иную операцию и задает контрольные вопросы, а ученики записывают ответы в своих тетрадях. Преподавателю достаточно пройти по рядам и проверить их, а затем проанализировать со всей группой.
Использование на занятиях компьютерных обучающих программ позволяет наглядно продемонстрировать всей группе правильные приемы работы, что весьма затруднительно сделать, показывая их непосредственно на станке. Учащиеся вникают в динамику технологического процесса, особенности выполнения каждой операции. Поскольку обучающие программы содержат материал разной степени сложности, появляется возможность дифференцировать задания в зависимости от подготовленности той или иной группы учащихся, полнее учитывать возможности каждого ученика. Это отвечает требованиям современного личностно ориентированного подхода в обучении (13, с.53).
М.С. Иванова и Ю.Н. Крутова, преподаватели МПГУ, в качестве эксперимента по внедрению программно-методического обеспечения технологического образования разработали программу факультативного курса «Витаминизированный стол» (24 ч) и создали компьютерный слайд-фильм по теме «Овощи и блюда из них. 6 класс» в программе Мiсrоsоft РоwеrРоint. Факультативные занятия посещали шестиклассники школы №1004 Москвы.
На каждом занятии было предусмотрено время для показа и обсуждения фрагментов слайд-фильма, содержание которого соответствует программе факультативного курса.
Фильм состоит из слайдов различного типа, содержащих информацию - текстовую, графическую или графическую с пояснительным текстом. При отборе материалов для слайд-фильма были использовали учебники и учебно-методические издания по образовательной области «Технология».
Опыт показывает, что компьютерный слайд-фильм по сравнению с другими средствами обучения обладает следующими преимуществами:
Одной из компьютерных программ трехмерной графики, также широко используемой учителями технологии, является программа 3D Studio Max. Разработка формы и декора в этой программе не требует профессиональных навыков художника и конструктора и при этом позволяет разработать большое количество качественных изображений – вариантов учебного проекта, передающих форму, декор, материал, габаритные размеры и другие важные характеристики декоративного изделия. Полученные после визуализации объемные изображения в любой ортогональной проекции можно сохранить в универсальном графическом формате JPEG и распечатать на принтере готовые эскизы. Кроме того, программа в процессе работы фиксирует в специальных списках параметров точные размеры (в условных единицах) конструктивных элементов, что позволяет использовать эти размеры в практической работе над изделием (2, с.29).
Компьютерные технологии также широко используются учителями черчения при подготовке и проведении уроков черчения. Например, Ю.И.Притула, учитель межшкольного учебного комбината №1 Москвы в 2002 году провел эксперимент по изучению в 10-м классе не только стандартных компьютерных программ, входящих в пакет Microsoft Office, но и программы проектной графики «Компас», цель которой - облегчить освоение учащимися школьного курса черчения, развить у них образное мышление, творческие способности, логику и фантазию. В результате ее изучения учащиеся могут легко ориентироваться в таких профессиональных программах компьютерной и проектной графики, как AutoCAD, Solidworks, bCAD и т. п.
На занятиях школьники учились изображать средствами компьютерной графики простейшие геометрические образы: линию, окружность, прямоугольник, эллипс, правильные многоугольники. Узнали, как правильно оформить чертеж, проставить размеры и работать с трехмерной графикой.
Выполненные
учебные задания можно
Обучающие. Начальные задания, обучающие какой-либо новой команде в программе «Компас», состоят из двух частей: описания поэтапного выполнения и графического изображения каждого этапа. По мере узнавания учениками команд описание каждый раз становилось меньше. Если в первых заданиях все этапы были описаны подробно (какую кнопку в каком меню нажать, какое сочетание клавиш при этом используется), то в дальнейшем они становились все более краткими.
Проверочные. К проверочным заданиям относились такие, в которых был дан конечный результат, к которому ученики должны были прийти, используя свои знания и умения, а в случаях затруднений – к помощи учителя.
Информация о работе Инновационные методы обучения технологии