Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 12:29, курсовая работа
Цель исследования – выявить и обосновать методику применения инновационных методов обучения в процессе технологической подготовки школьников.
ВВЕДЕНИЕ
1. ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1. Характеристика методов и приемов обучения
1.2. Инновационные подходы в обучении
образовательной области «Технология»
2. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Особенности технологической подготовки школьников
2.2. Организация технологической подготовки школьников с примене-нием инновационных методов обучения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
Каждая педагогическая эпоха породила свое поколение технологий. Первое поколение образовательных технологий представляло собой традиционные методики; технологиями второго и третьего поколений были модульно-блочные и цельноблочные системы обучения; к четвертому поколению образовательных технологий относится интегральная технология.
Внедрение нетрадиционных педагогических технологий существенно изменило образовательно-развивающий процесс, что позволяет решать многие проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения, дифференциации, гуманизации, формирования индивидуальной образовательной перспективы учащихся.
Для всех технологий характерны определенные общие признаки: осознанность деятельности учителя и учеников, эффективность, мобильность, валеологичность, целостность, открытость, проектируемость; самостоятельная деятельность учащихся в учебном процессе составляет 60–90% учебного времени; индивидуализация.
Рассмотрим инновационные технологии, которые применимы для образовательной области «Технология».
Важной особенностью образовательной области «Технология» является направленность на творческое развитие учащихся. Главная цель – подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, развитии и воспитании широко образованной, культурной, творческой, инициативной и предприимчивой личности. Цели, поставленные перед учителями технологии, требует переориентации и совершенствования отдельных звеньев учебно-воспитательного процесса по его совершенствованию.
Среди самых активных методов обучения весьма эффективным являются деловые игры. Например, занятие в форме игр: «Поле чудес», «Хозяин (хозяйка) дома», «Организация работы менеджера», «Мой карьерный рост», «Технология социального успеха» и т. д. Деловая игра вносит некоторое разнообразие в традиционно сложившуюся структуру учебного процесса. Применения деловых игр способствует сокращению разрыва между теоретическими знаниями учащихся и их практическими применениями. Учащиеся весьма поверхностно осведомлены о таких аспектах производства как плановость, дисциплина труда, нормирование, деловая субординация и др. Чтобы научить сознательно применять эти категории, необходимо включить учащихся в такую деятельность, которая по своему психологическому содержанию соответствовала бы производственной. Это возможно только при использовании деловых игр.
Выполняя в процессе игры роль «технолога», «искусствоведа», «эксперта», «дизайнера», «художника-модельера», или другие, учащиеся имеют возможность знакомства с рядом профессий, косвенной ориентации на них. Для практики проведения игры следует учитывать, что учитель может выступать в учебной игре в разной роли: «инструктора», «судьи», «тренера», «ведущего».
Компьютерные
технологии не только помогают организовать
учебный процесс с
Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, в большей степени способствуют укреплению знаний и на практических занятиях – умений. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока, активного диалога «ученик-компьютер».
Анализ имеющегося опыта показывает, что условно систему использования компьютера на уроке технологии можно разделить на три стадии (этапа).
Первый – компьютерная поддержка уроков. Здесь компьютер использует только учитель в качестве средства визуализации материалов урока.
Второй – компьютерное сопровождение уроков технологии. На этом этапе, кроме использования учителем компьютера в качестве эффективного средства предоставления или иллюстрации материалов урока, компьютер может быть использован учениками в качестве средства повторения ранее изученного материала (например, устройство станка или швейной машинки, свойств материалов, выбора способов декоративной отделки, помощь в подборе объекта труда для тематической творческой работы и т.д.). Здесь же компьютеру может быть доверен текущий контроль знаний учащихся, например – с целью допуска ученика к работе на том или ином станке и пр. Так как к работе с компьютером допускаются ученики, то учитель должен знать и соблюдать правила организации безопасной работы учащихся с компьютерной техникой, и рабочее место, оборудованное компьютером, должно быть соответствующим образом организовано.
Третий этап – этап использования современных компьютерных программ в обучении. Особенностью этого этапа является проведение уроков технологии с работой всех учащихся на компьютерах под руководством учителя. Например, уроки домашней экономики в 8-х классах эффективнее проводить с использованием табличного редактора Microsoft Excel, при помощи которого составляется бюджет семьи и т.д. Такие уроки проводятся в кабинетах информатики. То же можно сказать и об организации проектной деятельности учащихся, где основную информацию к подготовке проекта они получают из компьютера. Появляется возможность сформировать компьютерный банк проектов: сведения об объектах труда и образцы уже выполненных проектов. Это позволит оптимизировать проектную деятельность учащихся.
Использование ресурсов и услуг Интернета значительно расширяет возможности и учителя и ученика во всех видах деятельности.
Проектная
деятельность также является методом
активизации учебно-
Технологии, которые объединяются названием «Портфолио ученика», способствуют формированию необходимых навыков рефлексии, т.е. самонаблюдению, размышлению. «Портфолио ученика» – инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда, рефлексии его собственной деятельности. Это – комплект документов, самостоятельных работ ученика. Комплект документов разрабатывается учителем и предусматривает:
Метод интеграции, который способствует формированию межпредметных понятий, определяет характер межпредметных связей по фактору времени (предшествующие связи, перспективные, синхронные), позволяет осуществлять межпредметную координацию содержания учебного материала с целью его оптимизации (устранения дублирования, разночтения, хронологической несогласованности). Данный метод позволяет адаптировать содержание учебных программ к возможностям конкретных учащихся, создаёт благоприятные условия для развития личности каждого учащегося, формирования положительной мотивации учения, адекватности самооценки, максимально возможной успешности обучения (5).
В системе педагогической деятельности интегрированные уроки занимают особое место. Они помогают развивать познавательную и творческую активность учащихся, усиливают мотивацию обучения. Проведение таких уроков – один из путей повышения эффективности образовательного процесса на основе реализации принципов деятельностного подхода в обучении.
Включение учеников в активную учебную работу, использование при этом разнообразных форм, методов познавательной деятельности значительно расширяет учебно-воспитательные возможности урока, выступающего ведущей формой организации учебной деятельности.
Инновационные методы в преподавании образовательной области «Технология» – это новые методы общения с учениками, позиция делового сотрудничества с ними и приобщение их к нынешним проблемам.
Инновационные методы – это методы, позволяющие ученикам самоутвердиться. А самоутверждение – это путь к правильному выбору своей профессии (5).
2. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Особенности технологической подготовки школьников
Важность формирования у молодежи технологической культуры в настоящее время признается во всем мире. ЮНЕСКО разработана программа «2000+» (Международный проект по научной и технологической грамотности для всех). И в базисный учебный план общеобразовательных учебных заведений России, утвержденный Министерством образования, вошла новая образовательная область - «Технология».
Концепция технологического образования школьников, принятая ныне за основу, утверждает триединую задачу образовательной области «Технология»:
Минимальное содержание технологического образования призвано способствовать формированию целостной картины знаний о мире профессий и технологий, освоению школьниками опыта культуросообразной преобразовательной деятельности человека по сложившимся в практике общеобразовательных учреждений видам труда (технический, обслуживающий, сельскохозяйственный).
Очевидно, что в рамки задач «Технологии» органически вписываются:
Образовательная область «Технология» заняла в новом учебном плане отечественной школы место, которое раньше отводилось предмету «Трудовое обучение». Но это не простая подмена, подретушированная некоторыми изменениями. Главная суть преобразования - в объективных требованиях, обусловливающих необходимость разработки новых подходов к трудовой и технологической подготовке молодежи. Эти объективные требования вызваны изменениями в мировом общественном производстве в связи с появлением новых технологий во всех сферах деятельности человека.
Высокие технологии в промышленности, принципиально новые подходы к сельхозпроизводству, появление информационного мира резко меняют функции человека. Главными в современном производстве становятся работа с новой информацией, черпаемой из единого мирового информационного пространства, и творческие решения постоянно возникающих производственных задач. Сегодня, очевидно, что лидерами мирового развития становятся страны, поставившие целью и способные обеспечить высокий уровень образованности своего народа, гуманитарной, естественной и технологической культуры молодежи, ведущую роль науки как созидательной силы общества. По существу, в обеспечении национальной безопасности ключевая роль отводится образовательной системе как основе решения глобальных проблем, стоящих перед современной цивилизацией: экологией, энергетикой, информацией, развитием межнациональных отношений.
Само понятие «технология», введенное в название нового учебного предмета, несет совершенно иное содержание, чем прежде (представление о способах получения и преобразования сырья и материалов и т.д.). Современное применение понятия «технология» охватывает как материальный, так и социальный, духовный аспекты человеческой деятельности, тесно взаимосвязанные между собой. Авторы «Концепции формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе» (П.Р.Атутов, О.А.Кожина, В.П.Овечкин, В.Д.Симоненко, Ю.Л.Хотунцев) определяют технологию как область знаний, методов и средств, используемых для оптимального преобразования и применения материи (материалов), энергии и информации по плану и в интересах человека, общества, окружающей среды. Изучение средств и методов этих преобразований направлено, в конечном счете, на развитие личности, ее преобразующего мышления.
Информация о работе Инновационные методы обучения технологии