Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 12:57, курсовая работа
Цель данной работы: Рассмотреть и раскрыть целесообразность применения информационных технологий в профессиональном образовании.
Задачи:
1) Выделить дидактические основы и психологические особенности использования технических и информационных средств, в процессе обучения и воспитания;
2) Классифицировать виды педагогических программных средств;
3) Рассмотреть методы организации процесса обучения с применением ИКТ.
Введение 2
1.1 Информатизация образования 4
1.1.1 Информационное общество 4
1.1.2 Влияние информатизации на сферу образования 5
1.1.3 Этапы информатизации образования 5
1.1.4 Основные задачи информатизации образования 6
1.2 Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании 7
1.2.1 Дидактические основы использования ИКТ в процессе обучения и воспитания 9
1.2.2 Психологические особенности использования технических средств обучения 12
1.2.3 Классификация педагогических программных средств 14
1.2.4 Средства информационных и коммуникационных технологий в системе образования 22
1.2.5 Информационные и коммуникационные технологии в научной деятельности 24
2.1 Методы организации обучения с применением персонального компьютера 26
2.2 Использование презентаций на учебных занятиях по экономике 28
Заключение 34
Список литературы 36
Таблица
2.1: Перечень программных
и технических средств
использованных при
подготовке презентаций.
Как видно из таблицы 2.1, использованные программные средства входят в стандартные программные пакеты, которыми оснащен практически каждый персональный компьютер: Microsoft Windows, Microsoft Office (в данном случае: Microsoft Windows 7even, Microsoft Office 2007). Использование распространенных программных продуктов компании Майкрософт, позволяет воспроизвести презентацию на любом ПК, в том числе в домашних условиях.
По ходу учебного занятия поэтапно выводится необходимый материал на экран и рассматривает основные вопросы данной темы. В случае использования слайда-задания организуется обсуждение поставленного вопроса и подводится итоги.
Рассмотрим
использование данной методики на примере
учебного занятия по экономике в
БОУ НПО «ПУ 53». Для выявления результатов
использования презентаций проведем некоторые
исследования, а именно составим социологический
портрет группы и подробный анализ психологической
характеристики, конкретного студента.
№ | ФИО учащегося | Средний
бал
(успеваемость) |
Степень
активности в работе группы |
Увлечения | Активность | Тип семьи |
1 | Абидин Александр Юрьевич | 4,1 | высокая | Спорт | Полная, благополучная | |
2 | Андреев Денис Александрович | 4,1 | средняя | Полная, благополучная | ||
3 | Варламов Константин Андреевич | 3,3 | средняя | Танцы | Полная, благополучная | |
4 | Возалков Максим Викторович | 3,2 | низкая | Неполная, благополучная | ||
5 | Глухов Николай Александрович | 4,0 | средняя | Спорт | зам.физорга | Полная, благополучная |
6 | Гребенкин Дмитрий Александрович | 3,9 | низкая | Музыка | хозорг | Полная, благополучная |
7 | Дружинин Александр Семенович | 4,5 | средняя | Танцы | Неполная, благополучная | |
8 | Ефремов Роман Борисович | 4,7 | высокая | Рисование | Неполная, благополучная | |
9 | Каплуковский Антон Сергеевич | 3,3 | средняя | Полная, благополучная | ||
10 | Кутявин Александр Владимирович | 4,2 | средняя | Комп. | Полная, благополучная | |
11 | Киршин Евгений Вадимович | 3,3 | низкая | Танцы | Полная, благополучная | |
12 | Кирилин Николай Алексеевич | 4,3 | средняя | Полная, неблагополучная | ||
13 | Красильников Ярослав Михайлович | 4,5 | высокая | Спорт | физорг | Неполная, малоимущая |
14 | Лебедев Александр Сергеевич | 4,1 | высокая | Спорт | культорг | Полная, благополучная |
15 | Лимонов Алексей Игоревич | 3,7 | средняя | Комп. | художник | Неполная, благополучная |
16 | Гущин Максим Вадимович | 4,5 | высокая | Спорт | староста | Полная, благополучная |
17 | Сапаров Валентин Алексеевич | 3.3 | средняя | Комп. | Полная, благополучная | |
18 | Севастянов Андрей Игоревич | 4,2 | средняя | Комп. | Полная, благополучная | |
19 | Стяжкин Владимир Евгеньевич | 3,3 | средняя | Спорт | Полная, благополучная | |
20 | Черницин Алексей Игоревич | 4,4 | средняя | Музыка | Полная, благополучная | |
21 | Широбоков Михаил Владимирович | 3,3 | низкая | Полная, благополучная | ||
22 | Яковеев Григорий Анатольевич | 4,3 | средняя | Спорт | зам.физорга | Полная, многодетная |
Таблица
2.2: Социальный портрет
группы Т-32.
Социальный портрет класса составлен на основе анализа классного журнала, личных дел, личного наблюдения и бесед с учащимися.
Большинство учащихся из полных, благополучных семей. Дети, проживающие с бабушками и с дедушками - нет, единственные дети в семье - нет, дети, находящиеся на опеке – нет.
По
результатам анализа
Проблемный урок по дисциплине « Бизнес и производство».
Тема: «Инфляция. Особенности инфляционного процесса в России».
Цель: показать роль инфляции в мировой экономике и экономике конкретного государства, сформировать умение выделять общие признаки инфляции, классифицировать факторы и формы инфляции, развить память и творческое мышление учащихся.
План учебного занятия.
1. Вводная часть.
- Беседа.
- Постановка проблемы.
2. Этапы учебного занятия.
1). Определение инфляции
2). Виды и типы инфляции
3). Последствия инфляции.
4).
Антиинфляционная политика
3. Подведение итогов
1.
Во вступительной беседе
-Что такое инфляция?
Обобщая ответы учащихся, дается наиболее полное определение инфляции, показывается первый слайд презентаций. Затем происходит знакомство учащихся с планом урока и проблемным заданием (2,3 слайд). «Когда возникает инфляция? Приведите конкретные примеры».
Объяснение нового материала даётся в стандартном объёме и не требует значительного расширения. Рассмотрение первого вопроса происходит в виде лекции и сопровождается беседой по вопросам:
-Как вы думаете, почему возникает инфляция?
Обобщая ответы обучающихся, педагог указывает конкретные причины возникновения инфляции, приводится конкретные примеры из истории экономики (4,5 слайды).
После этого преподаватель переходит к следующему вопросу данной темы.
2. Второй вопрос предлагается рассмотреть путём самостоятельной работы учащихся с текстом учебника и заполнения опорной схемы, розданной учащимся. После заполнения организуется проверка записей.
Учащиеся отвечают на вопросы:
-Какие выделяются виды инфляции?
-В чем основное различие между разными видами инфляции?
-
Какие выделяются типы
-Каковы
особенности и причины
3. Перейдя к третьему пункту плана, нужно рассказать о влиянии инфляции на все сферы жизни общества, привести конкретные примеры по каждому виду. Педагог представляет схему инфляции и эмиссии денег, активизируя познавательную деятельность учащихся вопросами:
- Почему же, на ваш взгляд, денег всегда не хватает?
-Сколько нужно денег стране?
Следует подвести учащихся к выводу, что денег в стране должно быть ровно столько, сколько нужно для нормального хода торговли и производства. После обсуждения вносятся главные меры в схему.
4. В заключение делаются выводы по изученному материалу и предлагаются учащимся ответить на вопрос:
«Какие бы способы борьбы с инфляцией предложили вы?»
Выслушав мнение учащихся, подводятся итоги и делаются соответствующие выводы.
Учащимся задается задание к следующему занятию: Проанализировав инфляцию разных периодов, сделайте вывод о том, когда государство нашло наиболее приемлемый выход из неё. Ответ обоснуйте.
Итак, в ходе урока учащиеся получили знания о возникновении инфляции, сущности, видах и типах инфляции, усвоили ряд понятий, сделали выводы.
В связи с изучаемым на уроке материалом у учащихся сформировались умения выделять главное в его содержании, устанавливать изменения в сущности инфляции, участвовать в аналитической беседе, предъявлять результаты своей деятельности.
В течение занятия деятельность учащихся носила активный познавательный характер, они непосредственно участвовали в приобретении и углублении своих знаний, коллективная работа группы сочеталась с индивидуальной работой учащихся. У учащихся поддерживался интерес к содержанию и методам работы, поддерживалась творческая, эмоциональная атмосфера.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современность предъявляет всё более высокие требования к обучению практическому владению информационными технологиями в повседневном общении и профессиональной сфере. Объёмы информации растут и часто рутинные способы её передачи, хранения и обработки являются неэффективными. Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. В мультимедийных обучающих программах используются различные методические приёмы, позволяющие проводить ознакомление, тренировку и контроль.
Компьютер лоялен к разнообразию ответов: он не сопровождает работу учащихся хвалебными или порицательными комментариями, что развивает их самостоятельность и создает благоприятную социально-психологическую атмосферу на учебном занятий, придавая им уверенность в себе, что является немаловажным фактором для развития их индивидуальности.
Помимо использования мультимедийных обучающих программ, компьютер является незаменимым помощником для подготовки и проведения тестирования, мониторинга учебного процесса, собственного информационного наполнения инструментальных сред для разработки компьютерных уроков, подготовки дидактических материалов, использования ресурсов и услуг Интернета для аудиторной и самостоятельной работы, а также проектной деятельности обучающихся.
В заключении необходимо подчеркнуть, что внедрение в учебный процесс использование мультимедийных программ вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Но использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению предмета.
Хотя
передача всех функций преподавателя
машине возможна, идею полной автоматизации
обучения, едва ли можно рассматривать
как практически реализуемую и гуманную.
Обучение немыслимо без воспитывающего
воздействия личности обучающего, а для
этого необходим их непосредственный
контакт.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994
2. Галишникова Е. М. Использование интерактивной Smart-доски в процессе обучения // Учитель. – 2007. - № 4. – с. 8-10
3. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003
4. Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. – М., 2004
5. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006
6. Клоков Е. В., Денисов А. В. Технология проектного обучения // Школа. – 2006. - №2. – с. 29-36
7. Коноплева И. С., Чубова А. П. Компьютерные обучающие системы // Учитель. – 2007. – № 5. – с. 16-17
8. Кораблёв
А. А. Информационно-
9. Кораблёв А. А. Непрерывное образование // Школа. – 2006. - №2. – с. 34-36
10. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2001
11. Судаков А. В. Формирование информационно-образовательной среды // Школа. – 2006. - №2. – с. 49-59
12. Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии: Примерное поурочное планирование с примерами интерактивных средств обучения / Н. Д. Угринович, Д. В. Новенко. – М., 1999
13. Шампанер Г. Обучающие компьютерные системы // Высшее образование в России.- 1998. - № 3. – с. 95-96
14. Шаронов А. С. На рубеже столетия // Школа. – 2006. - №2. – с. 61-63
Информация о работе Информационные и коммуникационные технологии в образовании