Информационные и коммуникационные технологии в образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 12:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: Рассмотреть и раскрыть целесообразность применения информационных технологий в профессиональном образовании.

Задачи:

1) Выделить дидактические основы и психологические особенности использования технических и информационных средств, в процессе обучения и воспитания;

2) Классифицировать виды педагогических программных средств;

3) Рассмотреть методы организации процесса обучения с применением ИКТ.

Содержание

Введение 2
1.1 Информатизация образования 4
1.1.1 Информационное общество 4
1.1.2 Влияние информатизации на сферу образования 5
1.1.3 Этапы информатизации образования 5
1.1.4 Основные задачи информатизации образования 6
1.2 Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании 7
1.2.1 Дидактические основы использования ИКТ в процессе обучения и воспитания 9
1.2.2 Психологические особенности использования технических средств обучения 12
1.2.3 Классификация педагогических программных средств 14
1.2.4 Средства информационных и коммуникационных технологий в системе образования 22
1.2.5 Информационные и коммуникационные технологии в научной деятельности 24
2.1 Методы организации обучения с применением персонального компьютера 26
2.2 Использование презентаций на учебных занятиях по экономике 28
Заключение 34
Список литературы 36

Работа содержит 1 файл

Курсовая по методике.doc

— 216.50 Кб (Скачать)
 

Таблица 2.1: Перечень программных и технических средств использованных при подготовке презентаций. 

     Как видно из таблицы 2.1, использованные программные средства входят в стандартные программные пакеты, которыми оснащен практически каждый персональный компьютер: Microsoft Windows, Microsoft Office (в данном случае: Microsoft Windows 7even, Microsoft Office 2007). Использование распространенных программных продуктов компании Майкрософт, позволяет воспроизвести презентацию на любом ПК, в том числе в домашних условиях.

     По  ходу учебного занятия поэтапно выводится необходимый материал на экран и рассматривает основные вопросы данной темы. В случае использования слайда-задания организуется обсуждение поставленного вопроса и подводится итоги.

     Рассмотрим  использование данной методики на примере  учебного занятия по экономике в  БОУ НПО «ПУ 53». Для выявления результатов использования презентаций проведем некоторые исследования, а именно составим социологический портрет группы и подробный анализ психологической характеристики, конкретного студента. 
 

ФИО учащегося Средний бал

(успеваемость)

Степень

активности

в работе группы

Увлечения Активность Тип семьи
1 Абидин Александр  Юрьевич 4,1 высокая Спорт   Полная, благополучная
2 Андреев Денис  Александрович 4,1 средняя     Полная, благополучная
3 Варламов Константин Андреевич 3,3 средняя Танцы   Полная, благополучная
4 Возалков Максим Викторович 3,2 низкая     Неполная, благополучная
5 Глухов Николай Александрович 4,0 средняя Спорт зам.физорга Полная, благополучная
6 Гребенкин Дмитрий  Александрович 3,9 низкая Музыка хозорг Полная, благополучная
7 Дружинин Александр  Семенович 4,5 средняя Танцы   Неполная, благополучная
8 Ефремов Роман  Борисович 4,7 высокая Рисование   Неполная, благополучная
9 Каплуковский  Антон Сергеевич 3,3 средняя     Полная, благополучная
10 Кутявин Александр  Владимирович 4,2 средняя Комп.   Полная, благополучная
11 Киршин Евгений  Вадимович 3,3 низкая Танцы   Полная, благополучная
12 Кирилин Николай  Алексеевич 4,3 средняя     Полная, неблагополучная
13 Красильников  Ярослав Михайлович 4,5 высокая Спорт физорг Неполная, малоимущая
14 Лебедев Александр  Сергеевич 4,1 высокая Спорт культорг Полная, благополучная
15 Лимонов Алексей  Игоревич 3,7 средняя Комп. художник Неполная, благополучная
16 Гущин Максим Вадимович 4,5 высокая Спорт староста Полная, благополучная
17 Сапаров Валентин Алексеевич 3.3 средняя Комп.   Полная, благополучная
18 Севастянов  Андрей Игоревич 4,2 средняя Комп.   Полная, благополучная
19 Стяжкин Владимир Евгеньевич 3,3 средняя Спорт   Полная, благополучная
20 Черницин Алексей  Игоревич 4,4 средняя Музыка   Полная, благополучная
21 Широбоков Михаил Владимирович 3,3 низкая     Полная, благополучная
22 Яковеев Григорий Анатольевич 4,3 средняя Спорт зам.физорга Полная, многодетная
 

     Таблица 2.2: Социальный портрет группы Т-32. 

     Социальный  портрет класса составлен на основе анализа классного журнала, личных дел, личного наблюдения и бесед  с учащимися.

     Большинство учащихся из полных, благополучных семей. Дети, проживающие с бабушками и с дедушками - нет, единственные дети в семье - нет, дети, находящиеся на опеке – нет.

     По  результатам анализа выяснилось, что интерес некоторых обучающихся, направлен на дисциплины связанные с информатикой.  

     Проблемный  урок по дисциплине « Бизнес и производство».

     Тема: «Инфляция. Особенности инфляционного процесса в России».

     Цель: показать роль инфляции в мировой экономике и экономике конкретного государства, сформировать умение выделять общие признаки инфляции, классифицировать факторы и формы инфляции, развить память и творческое мышление учащихся.

     План учебного занятия.

      1. Вводная часть. 

     - Беседа.

     - Постановка проблемы.

     2. Этапы учебного занятия.

     1). Определение инфляции

     2). Виды и типы инфляции

     3). Последствия инфляции.

     4). Антиинфляционная политика государства.

     3. Подведение итогов

     1. Во вступительной беседе происходит  обращение к учащимся с рядом вопросов, цель которых актуализировать мышление учащихся, что должно помочь учащимся понять данную тему.

     -Что  такое инфляция?

     Обобщая ответы учащихся, дается наиболее полное определение инфляции, показывается первый слайд презентаций. Затем происходит знакомство учащихся с планом урока и проблемным заданием (2,3 слайд). «Когда возникает инфляция? Приведите конкретные примеры».

     Объяснение  нового материала даётся в стандартном объёме и не требует значительного расширения. Рассмотрение первого вопроса происходит в виде лекции и сопровождается беседой по вопросам:

     -Как  вы думаете, почему возникает инфляция?

     Обобщая ответы обучающихся, педагог указывает  конкретные причины возникновения  инфляции, приводится конкретные примеры из истории экономики (4,5 слайды).

     После этого преподаватель переходит  к следующему вопросу данной темы.

     2. Второй вопрос предлагается рассмотреть путём самостоятельной работы учащихся с текстом учебника и заполнения опорной схемы, розданной учащимся. После заполнения организуется проверка записей.

     Учащиеся  отвечают на вопросы:

     -Какие  выделяются виды инфляции?

     -В  чем основное различие между разными видами инфляции?

     - Какие выделяются типы инфляции?

     -Каковы  особенности и причины возникновения  различных типов инфляции?

       3. Перейдя к третьему пункту плана, нужно рассказать о влиянии инфляции на все сферы жизни общества, привести конкретные примеры по каждому виду. Педагог представляет схему инфляции и эмиссии денег, активизируя познавательную деятельность учащихся вопросами:

     - Почему же, на ваш взгляд, денег  всегда не хватает?

     -Сколько  нужно денег стране?

     Следует подвести учащихся к выводу, что денег в стране должно быть ровно столько, сколько нужно для нормального хода торговли и производства. После обсуждения вносятся главные меры в схему.

     4. В заключение делаются выводы по изученному материалу и предлагаются учащимся ответить на вопрос:

     «Какие  бы способы борьбы с инфляцией  предложили вы?»

     Выслушав  мнение учащихся, подводятся итоги  и делаются соответствующие выводы.

     Учащимся  задается задание к следующему занятию: Проанализировав инфляцию разных периодов, сделайте вывод о том, когда государство нашло наиболее приемлемый выход из неё. Ответ обоснуйте.

     Итак, в ходе урока учащиеся получили знания о возникновении инфляции, сущности, видах и типах инфляции, усвоили ряд понятий, сделали выводы.

     В связи с изучаемым на уроке  материалом у учащихся сформировались умения выделять главное в его содержании, устанавливать изменения в сущности инфляции, участвовать в аналитической беседе, предъявлять результаты своей деятельности.

       В течение занятия деятельность учащихся носила активный познавательный характер, они непосредственно участвовали в приобретении и углублении своих знаний, коллективная работа группы сочеталась с индивидуальной работой учащихся. У учащихся поддерживался интерес к содержанию и методам работы, поддерживалась творческая, эмоциональная атмосфера.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Современность предъявляет всё более высокие  требования к обучению практическому  владению информационными технологиями в повседневном общении и профессиональной сфере. Объёмы информации растут и часто рутинные способы её передачи, хранения и обработки являются неэффективными. Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. В мультимедийных обучающих программах используются различные методические приёмы, позволяющие проводить ознакомление, тренировку и контроль.

     Компьютер лоялен к разнообразию ответов: он не сопровождает работу учащихся хвалебными или порицательными комментариями, что развивает их самостоятельность и создает благоприятную социально-психологическую атмосферу на учебном занятий, придавая им уверенность в себе, что является немаловажным фактором для развития их индивидуальности.

     Помимо  использования мультимедийных обучающих программ, компьютер является незаменимым помощником для подготовки и проведения тестирования, мониторинга учебного процесса, собственного информационного наполнения инструментальных сред для разработки компьютерных уроков, подготовки дидактических материалов, использования ресурсов и услуг Интернета для аудиторной и самостоятельной работы, а также проектной деятельности обучающихся.

     В заключении необходимо подчеркнуть, что  внедрение в учебный процесс использование мультимедийных программ вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Но использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению предмета.

     Хотя  передача всех функций преподавателя машине возможна, идею полной автоматизации обучения, едва ли можно рассматривать как практически реализуемую и гуманную. Обучение немыслимо без воспитывающего воздействия личности обучающего, а для этого необходим их непосредственный контакт. 
 

 

      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

     1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994

     2. Галишникова Е. М. Использование интерактивной Smart-доски в процессе обучения // Учитель. – 2007. - № 4. – с. 8-10

     3. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003

     4.  Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. – М., 2004

     5. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006

     6.  Клоков Е. В., Денисов А. В. Технология проектного обучения // Школа. – 2006. - №2. – с. 29-36

     7.  Коноплева И. С., Чубова А. П. Компьютерные обучающие системы // Учитель. – 2007. – № 5. – с. 16-17

     8. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. – 2006. - №2. – с. 37-39

     9.  Кораблёв А. А. Непрерывное образование // Школа. – 2006. - №2. – с. 34-36

     10. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2001

     11.  Судаков А. В. Формирование информационно-образовательной среды // Школа. – 2006. - №2. – с. 49-59

     12.  Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии: Примерное поурочное планирование с примерами интерактивных средств обучения / Н. Д. Угринович, Д. В. Новенко. – М., 1999

     13.  Шампанер Г. Обучающие компьютерные системы // Высшее образование в России.- 1998. - № 3. – с. 95-96

     14.  Шаронов А. С. На рубеже столетия // Школа. – 2006. - №2. – с. 61-63

Информация о работе Информационные и коммуникационные технологии в образовании