Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 12:57, курсовая работа
Цель данной работы: Рассмотреть и раскрыть целесообразность применения информационных технологий в профессиональном образовании.
Задачи:
1) Выделить дидактические основы и психологические особенности использования технических и информационных средств, в процессе обучения и воспитания;
2) Классифицировать виды педагогических программных средств;
3) Рассмотреть методы организации процесса обучения с применением ИКТ.
Введение 2
1.1 Информатизация образования 4
1.1.1 Информационное общество 4
1.1.2 Влияние информатизации на сферу образования 5
1.1.3 Этапы информатизации образования 5
1.1.4 Основные задачи информатизации образования 6
1.2 Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании 7
1.2.1 Дидактические основы использования ИКТ в процессе обучения и воспитания 9
1.2.2 Психологические особенности использования технических средств обучения 12
1.2.3 Классификация педагогических программных средств 14
1.2.4 Средства информационных и коммуникационных технологий в системе образования 22
1.2.5 Информационные и коммуникационные технологии в научной деятельности 24
2.1 Методы организации обучения с применением персонального компьютера 26
2.2 Использование презентаций на учебных занятиях по экономике 28
Заключение 34
Список литературы 36
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 2 | ||
1.1 | Информатизация образования | 4 | |
1.1.1 | Информационное общество | 4 | |
1.1.2 | Влияние информатизации на сферу образования | 5 | |
1.1.3 | Этапы информатизации образования | 5 | |
1.1.4 | Основные задачи информатизации образования | 6 | |
1.2 | Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании | 7 | |
1.2.1 | Дидактические основы использования ИКТ в процессе обучения и воспитания | 9 | |
1.2.2 | Психологические
особенности использования |
12 | |
1.2.3 | Классификация педагогических программных средств | 14 | |
1.2.4 | Средства информационных и коммуникационных технологий в системе образования | 22 | |
1.2.5 | Информационные и коммуникационные технологии в научной деятельности | 24 | |
2.1 | Методы организации обучения с применением персонального компьютера | 26 | |
2.2 | Использование презентаций на учебных занятиях по экономике | 28 | |
Заключение | 34 | ||
Список литературы | 36 |
ВВЕДЕНИЕ
Новые социально - экономические реалии развития России, которые характеризуются существенным повышением социальной и профессиональной мобильности ее населения, требуют поиска новых адекватных форм организации образования, способных удовлетворить возрастающие потребности граждан в получении знаний и умений, поскольку традиционные концепции и формы обучения в новых условиях становятся все менее эффективными.
Острую проблему в современных условиях представляет снижение уровня доступности качественных образовательных услуг и ресурсов, которые могут предоставить далеко не все учебные заведения. Ведущие образовательные учреждения, обладающие квалифицированными преподавателями и другими образовательными ресурсами, в подавляющем большинстве случаев концентрируются в крупных и прежде всего в столичных городах, где стоимость жизни значительно выше средней по стране. Учитывая многократное увеличение стоимости транспортных услуг, следует констатировать, что эти учебные заведения теряют свой общегосударственный или региональный статус. На пути к получению образования для многих граждан реально возникают труднопреодолимые финансовые барьеры.
В
то же время нельзя не заметить того
факта, что современный мир
Информатизация такой многообразной и социально значимой сферы человеческой деятельности, каковой является система образования, охватывает множество организационных, технических, методических, педагогических, правовых проблем, решаемых в условиях постоянно расширяющегося применения средств коммуникационной и вычислительной техники. В этих условиях не обойтись без планомерной работы по повышению квалификации специалистов и, прежде всего, руководителей учебных заведений, курирующих вопросы информатизации.
Применение информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении на современном этапе, несомненно, может явиться катализатором в решении важных социальных задач повышения доступности и качества образовательных ресурсов и услуг, реального обеспечения равных возможностей граждан в получении образования независимо от места проживания, социального статуса, уровня доходов.
Цель данной работы: Рассмотреть и раскрыть целесообразность применения информационных технологий в профессиональном образовании.
Задачи:
1) Выделить дидактические основы и психологические особенности использования технических и информационных средств, в процессе обучения и воспитания;
2) Классифицировать виды педагогических программных средств;
3) Рассмотреть методы организации процесса обучения с применением ИКТ.
1.1
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1.1
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
Отличительной чертой современной эпохи является ускоряющийся с каждым годом темп развития новых информационных технологий. Общество вступает в фазу информатизации.
Будет целесообразным пояснить такие термины, как «информационное общество» и «информатизация общества».
Информационное общество – это «общество, в котором социально-экономическое развитие зависит, прежде всего, от производства, переработки, хранения, распространения информации среди членов общества» [7;5].
Общество можно назвать информационным, если в нем более 50% населения занято в сфере информационных услуг. Соответственно, Россия «делает только первые шаги в этом направлении» [7;5]. Информационное общество отличается от предыдущих тем, что главным фактором в нём выступают не материальные, а идеальные факторы – знание и информация. Отличительными особенностями такого общества являются:
- увеличение роли информации в жизни общества;
-
рост доли информационных
-
создание глобального
Информатизация
общества означает совокупность взаимосвязанных
политических, социально-экономических,
научных факторов, которые обеспечивают
свободный доступ каждому члену общества
к любым открытым источникам информации.
Целью информатизации общества является
улучшение качества жизни людей за счет
одновременного увеличения производительности
и облегчения условий труда.
1.1.2 Влияние информатизации
на
сферу образования
Так
как образование находится
В
начале 70-х годов наступил кризис
образования, который, несомненно, имел
глобальный характер и определялся
социально-политическими и
Все
большую силу набирает демократизация,
компьютеризация и гуманизация образования,
свободный выбор программы обучения, создание
системы непрерывного образования.
1.1.3
Этапы информатизации
образования
Первый этап информатизации образования (электронизация) характеризовался внедрением электронных средств и вычислительной техники в процесс подготовки студентов сначала технических специальностей, а затем гуманитарных (конец 60-х - начало 70-х годов). Предполагалось обучение основам алгоритмизации и программирования, элементам алгебры логики, математического моделирования на ЭВМ.
Данный подход предусматривал формирование у студентов алгоритмического стиля мышления, овладение языком программирования, освоение умений работы на ЭВМ. Но отсутствие удобных в работе, понятных для обычного пользователя программных средств не способствовали широкому использованию вычислительной техники в сфере гуманитарного образования.
Второй этап информатизации образования (компьютеризация) протекал с середины 70-х годов по 90-е годы и был связан с появлением более мощных компьютеров, упрощенного программного обеспечения. Подобные компьютерные образовательные технологии позволили с помощью моделирования исследовать различные (химические, физические, социальные, педагогические и т.п.) процессы и явления. В сфере образования все больше стали использоваться автоматизированные системы обучения, контроля знаний и управления учебным процессом.
Третий,
современный, этап информатизации образования
характеризуется использованием мощных
персональных компьютеров, быстродействующих
накопителей большой емкости, новых информационных
и телекоммуникационных технологий, мультимедиа-технологий
и виртуальной реальности, а также осмыслением
происходящего процесса информатизации
и его социальных последствий, что, конечно,
является немаловажным.
1.1.4 Основные задачи
информатизации
образования
С появлением в процессе образования такой составляющей, как информатизация, стало целесообразным пересмотреть его задачи. Основными из них являются:
- повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;
- применение активных методов обучения и, как результат, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;
- интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);
- адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;
- обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;
- разработка информационных технологий дистанционного обучения;
- совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса.
А
также важнейшей задачей
1.2
Использование информационных
и коммуникационных
технологий в образовании
Информация – все те сведения, которые уменьшают степень неопределенности нашего знания о каком-либо объекте. А, соответственно, информационная технология – система процедур преобразования информации с целью её формирования, организации, обработки, распространения и использования.
Информационные технологии обучения – это все технологии, использующие специальные технические средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Когда компьютеры стали широко использоваться в процессе образования, появился термин «новая информационная технология обучения». Но некоторые исследователи подчеркивают, что говорить о новой информационной технологии обучения можно лишь в том случае, если она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целостность и т.д.). Решает задачи, которые прежде не были теоретически или практически решены и если средством передачи информации обучаемому является компьютерная и информационная техника.
Информация о работе Информационные и коммуникационные технологии в образовании