Информационные и коммуникационные технологии в образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 12:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: Рассмотреть и раскрыть целесообразность применения информационных технологий в профессиональном образовании.

Задачи:

1) Выделить дидактические основы и психологические особенности использования технических и информационных средств, в процессе обучения и воспитания;

2) Классифицировать виды педагогических программных средств;

3) Рассмотреть методы организации процесса обучения с применением ИКТ.

Содержание

Введение 2
1.1 Информатизация образования 4
1.1.1 Информационное общество 4
1.1.2 Влияние информатизации на сферу образования 5
1.1.3 Этапы информатизации образования 5
1.1.4 Основные задачи информатизации образования 6
1.2 Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании 7
1.2.1 Дидактические основы использования ИКТ в процессе обучения и воспитания 9
1.2.2 Психологические особенности использования технических средств обучения 12
1.2.3 Классификация педагогических программных средств 14
1.2.4 Средства информационных и коммуникационных технологий в системе образования 22
1.2.5 Информационные и коммуникационные технологии в научной деятельности 24
2.1 Методы организации обучения с применением персонального компьютера 26
2.2 Использование презентаций на учебных занятиях по экономике 28
Заключение 34
Список литературы 36

Работа содержит 1 файл

Курсовая по методике.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

     1) Виды образовательных электронных изданий по функциональному признаку

  • программно-методические (учебные планы и учебные программы);
  • учебно-методические (методические указания, руководства, содержащие материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса, выполнению курсовых и дипломных работ);
  • обучающие (учебники, учебные пособия, тексты лекций, конспекты лекций);
  • вспомогательные (практикумы, сборники задач и упражнений, хрестоматии, книги для чтения).

     Информационные  технологии позволяют выделить по этому  критерию пятую группу:

  • контролирующие (тестирующие программы, базы данных).

     Программно-методические издания. Рассматриваемая группа изданий направлена на организацию учебного процесса и управление им. Как составная часть может входить в автоматизированную систему управления учебным процессом (образовательный портал).

     Обучающие издания - издания, входящие в данную группу, рассматриваются как основные средства обучения, главный источник научно-дисциплинарных знаний. Учебник является основной учебной книгой по дисциплине. В нем должны быть отражены базовые знания, определенные дидактическими единицами Государственного образовательного стандарта (ГОСа), по каждой дисциплине. Эти единицы устанавливают основные направления и аспекты рассмотрения предмета, а также последовательность расположения материала.

     Учебное пособие - обычно выпускается в дополнение к учебнику. Однако в тех случаях, когда в учебный план вводятся новые дисциплины, а в учебную программу новые темы и учебник по этим дисциплинам пока не создан, организуется выпуск учебного пособия. Пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь один или несколько разделов учебной программы.

     Курс  лекций - это тексты лекций одного или нескольких авторов по отдельным темам или по курсу в целом. Его также можно рассматривать как дополнение к учебнику. Как правило, это издание развивает содержание учебника за счет новых оригинальных материалов.

     Учебно-методические издания. Этот вид изданий включает материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса, выполнения курсовых и дипломных проектов, контрольных работ, организации самостоятельной работы учащихся. В них дается характеристика методов овладения дисциплиной и подготовки различных заданий, а также дипломных и курсовых работ.

     Издания данного вида помогают организовать работу учащегося и преподавателя. Особую группу составляют методические указания по организации самостоятельной работы учащихся, которые готовятся по каждому предмету (дисциплине). Указания содержат общую характеристику дисциплины (цели, задачи ее изучения, комплекс предметов, на которые она опирается), а также форм, методов и видов самостоятельной работы учащихся (изучение литературных источников, конспектов лекций, подготовка к практическим занятиям, семинарам, составление докладов выступлений и др.). Излагаемый материал должен показать особенности самостоятельной работы по данной дисциплине, раскрыть общие требования к знаниям и навыкам, которые формируются при ее изучении.

     Контролирующие  издания. Ключевое место в этой группе занимают компьютерные тестирующие программы, которые обеспечивают, с одной стороны, возможность самоконтроля для обучаемого, а с другой - принимают на себя рутинную часть текущего или итогового контроля. Компьютерная тестирующая система может представлять собой как отдельную программу, не допускающую модификации, так и универсальную программную оболочку, наполнение которой возлагается на преподавателя.

     База  данных - упорядоченная совокупность данных и их интерпретации, предназначенных для накопления, хранения и обработки с помощью электронно-вычислительной машины. Для создания и ведения базы данных (обновления, обеспечения доступа к ним по запросам и выдачи их пользователю) используется набор языковых и программных средств, называемый системой управления базы данных. База данных в сочетании с системой управления базой данных представляет собой банк данных.

     2) Виды образовательных электронных изданий по структуре

Электронные издания по структуре подразделяются на:

  • однотомное электронное издание - электронное издание, выпущенное на одном машиночитаемом носителе;
  • многотомное электронное издание - электронное издание, состоящее из двух или более пронумерованных частей, каждая из которых представлена на отдельном машиночитаемом носителе, представляющее собой единое целое по содержанию и оформлению;
  • электронная серия - серийное электронное издание, включающее совокупность томов, объединенных общностью замысла, тематики, целевым назначением, выходящих в однотипном оформлении.

     3) Виды образовательных электронных изданий по организации текста

     Учебные электронные издания. Программно-методические и учебно-методические материалы могут быть выпущены как моноиздания и как сборники. Моноиздание включает одно произведение, а сборник - несколько произведений учебной литературы.

     Ясно, что учебник, учебное пособие, курс и конспект лекций могут выходить в свет только в виде моноизданий, а практикум, хрестоматия, книга для чтения - в виде сборников. Что касается учебных планов, учебных программ, методических указаний и руководств, заданий для практических занятий, то их выпускают преимущественно в виде моноизданий. Хотя в отдельных случаях более предпочтительны были бы сборники. Так, можно сформировать сборник из произведений одного жанра, включив в него все учебные программы по данному направлению, специальности, или сборник заданий для самостоятельной работы учащихся по всем предметам курса, входящим в учебный план. С методической точки зрения такое объединение материалов дает возможность учащемуся заранее представить весь процесс овладения специальностью, заблаговременно готовиться к тем или иным занятиям, выполняемым на разных курсах, самостоятельно выявлять связь между ними, накапливать постепенно библиографические материалы, создавая собственную информационную базу.

     4) Виды образовательных электронных изданий по характеру представляемой информации

     По  характеру представляемой информации можно выделить следующие устоявшиеся  виды образовательных электронных  изданий:

  • Учебный план
  • Учебная программа
  • Методические указания
  • Методические руководства
  • Программы практик
  • Задания для практических занятий
  • Учебник
  • Учебное пособие
  • Конспект лекций
  • Курс лекций
  • Практикум
  • Хрестоматия
  • Книга для чтения

     Данная  классификация целесообразна для  высшей школы, нежели для средних  школ.

     5) Виды образовательных электронных изданий по форме изложения

     По  форме изложения материала учебные  издания могут быть разделены  на следующие группы:

  • конвекционные учебные издания,
  • программированные учебные издания,
  • проблемные учебные издания,
  • комбинированные, или универсальные учебные издания.

     Конвекционное учебное издание соответствует установившимся традициям классической педагогики и имеет энциклопедический или монографический характер. Реализует информационную функцию обучения.

     Программированное учебное издание основано на обучении по системе "стимул-реакция". Имеет форму разветвленной или линейной программы. Такой учебник ориентирован прежде всего на самостоятельную работу учащихся, раскрывает основы и методы получения знаний и их взаимодействие с профессиональными навыками.

     Проблемное учебное издание базируется на теории проблемного обучения и направлено на развитие логического мышления, стимулирование творческой составляющей восприятия знаний.

     Комбинированное, или универсальное учебное издание содержит отдельные элементы перечисленных моделей.

     6) Виды образовательных электронных изданий по целевому назначению

     По  целевому назначению электронные учебные  издания могут быть разделены  на следующие основные группы:

  • образовательные электронные издания для школьников;
  • образовательные электронные издания для бакалавров;
  • образовательные электронные издания для дипломированных специалистов;
  • образовательные электронные издания для магистров;
  • образовательные электронные издания для взрослых.

     Различия  по целевому назначению вызваны различными дидактическими задачами, которые решаются при подготовке специалистов различного уровня. Так, подготовка бакалавров требует.

     7) Виды образовательных электронных изданий по наличию печатного эквивалента

     По  наличию печатного эквивалента  электронные учебные издания могут быть разделены на следующие основные группы:

  • электронный аналог печатного учебного издания - образовательные электронные издания, в основном воспроизводящее соответствующее печатное издание;
  • самостоятельные образовательные электронные издания - электронное издание, не имеющее печатных аналогов.

     8) Виды образовательных электронных изданий по природе основной информации

     По  природе основной информации электронные  учебные издания могут быть разделены  на следующие основные группы:

  • текстовое (символьное) электронное издание - образовательные электронные издания, содержащее преимущественно текстовую информацию, представленную в форме, допускающей посимвольное обработку;
  • изобразительное электронное издание - образовательные электронные издания, содержащее преимущественно электронные образцы объектов, рассматриваемых как целостные графические сущности, представленные в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение, но не допускающей посимвольной обработки;
  • звуковое электронное издание - образовательные электронные издания, содержащее цифровое представление звуковой информации в форме, допускающей ее прослушивание, но не предназначенной для печатного воспроизведения;
  • программный продукт - самостоятельное, отчуждаемое произведение, представляющее собой публикацию текста программы или программ на языке программирования или в виде исполняемого кода;
  • мультимедийное электронное издание - электронное издание, в котором присутствует информация различных форматов.

     9) Виды образовательных электронных изданий по технологии распространения

     По  технологии распространения образовательные  электронные издания подразделяются на следующие виды:

  • локальное образовательное электронное издание - электронное издание, предназначенное для локального использования и выпускающееся в виде определенного количества идентичных экземпляров (тиража) на переносимых машиночитаемых носителях;
  • сетевое электронное издание - электронное издание, доступное потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети;
  • электронное издание комбинированного распространения - электронное издание, которое может использоваться как в качестве локального, так и в качестве сетевого.

     10) Виды образовательных электронных изданий по характеру взаимодействия пользователя и электронного издания

     По  характеру взаимодействия пользователя и электронного издания электронные  учебные издания могут быть разделены  на следующие основные группы:

Информация о работе Информационные и коммуникационные технологии в образовании