Информационные и коммуникационные технологии в образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 12:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: Рассмотреть и раскрыть целесообразность применения информационных технологий в профессиональном образовании.

Задачи:

1) Выделить дидактические основы и психологические особенности использования технических и информационных средств, в процессе обучения и воспитания;

2) Классифицировать виды педагогических программных средств;

3) Рассмотреть методы организации процесса обучения с применением ИКТ.

Содержание

Введение 2
1.1 Информатизация образования 4
1.1.1 Информационное общество 4
1.1.2 Влияние информатизации на сферу образования 5
1.1.3 Этапы информатизации образования 5
1.1.4 Основные задачи информатизации образования 6
1.2 Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании 7
1.2.1 Дидактические основы использования ИКТ в процессе обучения и воспитания 9
1.2.2 Психологические особенности использования технических средств обучения 12
1.2.3 Классификация педагогических программных средств 14
1.2.4 Средства информационных и коммуникационных технологий в системе образования 22
1.2.5 Информационные и коммуникационные технологии в научной деятельности 24
2.1 Методы организации обучения с применением персонального компьютера 26
2.2 Использование презентаций на учебных занятиях по экономике 28
Заключение 34
Список литературы 36

Работа содержит 1 файл

Курсовая по методике.doc

— 216.50 Кб (Скачать)
  • детерминированное электронное издание - электронное издание, параметры, содержание и способ взаимодействия с которым определены издателем и не могут быть изменяемы пользователем;
  • недетерминированное электронное издание - электронное издание, параметры, содержание и способ взаимодействия с которым прямо или косвенно устанавливаются пользователем в соответствии с его интересами, целью, уровнем подготовки и т.п. на основе информации и с помощью алгоритмов, определенных издателем.

     То  есть в зависимости от многих аспектов (характер взаимодействия с пользователем, природа основной информации, целевое  назначение и т.д.) мы имеем возможность выбрать конкретные электронные издания в соответствии поставленным требованиям к результату обучения. 

     1.2.4 Средства информационных и коммуникационных технологий в системе образования 

     Все средства ИКТ, применяемые в системе  образования можно разделить на два типа: аппаратные и программные.

     Аппаратные  средства:

  • Компьютер - универсальное устройство обработки информации.
  • Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную или

    разработанную педагогами и обучающимися. Для распечатки графиков, круговых диаграмм желателен цветной принтер.

  • Проектор - повышает уровень наглядности в работе педагога, а также позволяет воспроизвести результаты работы всей аудитории или классу.
  • Телекоммуникационный блок дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести дистанционное обучение и переписку между преподавателем и студентами.
  • Устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура, мышь, тачпад.
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера, звуковая и видео карта) дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.
  • Устройства регистрации данных (датчики с интерфейсами) существенно расширяют класс физических, химических, биологических, экологических процессов, включаемых в образование при сокращении учебного времени, затрачиваемого на рутинную обработку данных.
  • Управляемые компьютером устройства дают возможность обучающимся различных уровней способностей освоить принципы и технологии автоматического управления.
  • Локальные коммуникационные сети позволяют более эффективно использовать имеющиеся информационные, технические и временные (человеческие) ресурсы, обеспечивают общий доступ к глобальной информационной сети.
  • Аудио-видео средства обеспечивают эффективную коммуникативную среду для воспитательной работы и массовых мероприятий.

     Программные средства:

  • Общего назначения и связанные с аппаратными (драйверы, операционные системы т. п.) дают возможность работы со всеми видами информации.
  • Источники информации - организованные информационные массивы, информационные сайты и поисковые системы Интернета, в том числе специализированные для образовательных применений.
  • Виртуальные конструкторы и эмуляторы позволяют создавать наглядные и символические модели математической и физической реальности и проводить эксперименты с этими моделями.
  • Тренажеры позволяют отрабатывать автоматические навыки работы с информационными объектами: ввод текста, оперирование с графическими объектами на экране и пр.
  • Тестовые среды позволяют конструировать и применять автоматизированные испытания, в которых учащийся полностью или частично получает задание через компьютер, и результат выполнения задания также полностью или частично оценивается компьютером.
  • Комплексные обучающие пакеты (электронные учебники) - сочетания программных средств перечисленных выше видов - в наибольшей степени, автоматизирующие учебный процесс в его традиционных формах.
  • Информационные системы управления обеспечивают прохождение информационных потоков между всеми участниками образовательного процесса.
  • Экспертные системы - программная система, использующая знания специалиста-эксперта для эффективного решения задач в какой-либо предметной области.
 

1.2.5 Информационные и коммуникационные технологии в научной деятельности 

     Прорыв  в области ИКТ, происходящий в  настоящее время, заставляет пересматривать вопросы организации информационного  обеспечения научно-исследовательской  деятельности. Можно выделить несколько возможностей использования информационных технологий:

     1. Для поиска литературы:

     а)  в электронном каталоге библиотеки учебного заведения;

     б) в Internet с применением браузеров  типа Mozilla Firefox, Google Chrome, Opera, Apple Safari, различных поисковых машин (ЯНДЕКС, GOOGLE, Aport.ru, , Metabot.ru, Search.com, Yahoo.com, Lycos.com и т.д.);

     2. Для работы с литературой в ходе реферирования, конспектирования, аннотирования, цитирования и редактирования;

     3. для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков (PROMT, Google Translate), с использованием электронных словарей (Abby Lingvo);

     4. Для хранения и накопления информации (CD-, DVD-диски, внешние накопители на магнитных дисках, Flash-диски);

     5. Для общения с другими специалистами (Internet, электронная почта, система обмена мгновенными сообщениями: Mail.Ru Агент, ICQ, Вконтакте и т.д.);

     7. Для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели Microsoft Media Player, WinAmp, Apollo, WinDVD, zplayer, программы для просмотра и редактирования изображений ACD See, PhotoShop, CorelDraw, программы для создания схем, чертежей и графиков Visio, AutoCAD, PCAD) и др.;

     8. для пропаганды и внедрения результатов исследования (выступления в видеофорумах, телемостах, публикации в СМИ, Интернет).

     Также информационные технологии могут оказать  помощь в создании по результатам  исследования учебных и воспитательных фильмов, мультфильмов, передач, роликов  социальной рекламы для телевидения, обучающих компьютерных программ, игр, интерактивных путешествий, энциклопедий и т.д.

 

      2.1 МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ  ОБУЧЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ  ПЕРСОНАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРА 

     В практике обучения могут применяться  четыре основных метода обучения:

     - объяснительно-иллюстративный

     - репродуктивный

     - проблемный

     - исследовательский

     Учитывая, что первый метод не предусматривает наличия обратной связи между обучающимся и системой обучения, его использование в системах с использованием ПК бессмысленно.

     Репродуктивный  метод обучения с применением  средств вычислительной техники  предусматривает усвоение знаний, сообщаемых обучающемуся педагогом и (или) персональным компьютером, и организацию деятельности обучаемого по воспроизведению изученного материала и его применению в аналогичных ситуациях. Применение этого метода с использованием персонального компьютера позволяет существенно улучшить качество организации процесса обучения, но не позволяет радикально изменить учебный процесс по сравнению с применяемой традиционной схемой (без компьютера). В этом плане рациональным является применение проблемного и исследовательского методов.

     Проблемный  метод обучения использует возможности  ПК для организации учебного процесса как постановки и поисков способов разрешения некоторой проблемы. Главной  целью является максимальное содействие активизации познавательной деятельности обучаемых. В процессе обучения предполагается решение разных классов задач на основе получаемых знаний, а также извлечение и анализ ряда дополнительных знаний, необходимых для разрешения поставленной проблемы. При этом важное место отводится приобретению навыков по сбору, упорядочению, анализу, и передаче информации.

     Исследовательский метод обучения с применением  компьютера обеспечивает самостоятельную  творческую деятельность обучаемых  в процессе проведения научно-технических  исследований в рамках определенной тематики. При использовании этого метода обучение является результатом активного исследования, открытия и игры, вследствие чего, как правило, бывает более приятным и успешным, чем при использовании других вышеперечисленных методов. Исследовательский метод обучения предполагает изучение методов объектов и ситуаций в процессе воздействия на них. Для достижения успеха необходимо наличие среды, реагирующей на воздействия. В этом плане незаменимым средством является моделирование, т. е. имитационное представление реального объекта, ситуации или среды в динамике.

     Компьютерные  модели имеют ряд серьезных преимуществ  перед моделями других видов в  силу своей гибкости и универсальности. Применение моделей на компьютере позволяет  замедлять и ускорять ход времени, сжимать или растягивать пространство, имитировать выполнение действий дорогостоящих, опасных или просто невозможных в реальном мире.

     Персональный  компьютер можно использовать как  универсальное техническое средство обучения. Такое техническое средство обучения позволяет упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков.

     Программа должна быть понятна с первого знакомства, как преподавателям, так и студентам. Управление программой должно быть максимально простым. Педагог должен иметь возможность компоновать материал по своему усмотрению и при подготовке к уроку заниматься творчеством, а не запоминанием того, в каком порядке будет выводиться информация. Программа должна позволять использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды и т.д.). Этими требованиями обладает любая программа создания презентаций. 
 

     2.2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЭКОНОМИКЕ 

     При подготовке к занятиям для создания презентаций целесообразней использовать программу Microsoft PowerPoint, как наиболее простой и изученной. Готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание преподавателя на ходе занятия, так как управление программой сводится к простому нажатию на левую клавишу мыши.

     Основные  требования к оформлению презентаций:

  • Единый стиль оформления (рисунки, заголовки, текст должны быть выполнены с использованием 3-4 основных цветов);
  • Фон слайдов презентации должен быть одинаковым для всех слайдов. За исключением случаев, когда какой-то пункт презентации является сложным, и для его рассмотрения нужны дополнительные слайды, здесь может быть использован другой фон, отличающийся от основного.
  • Соблюдение общей границы для всех слайдов, входящих в состав презентации: левая, верхняя и правая границы по 1,5 см, нижняя - 1,5-2 см.
  • Заголовки каждого пункта плана презентации должны быть одинакового размера, начертания и цвета.
  • Появление на слайде картинок, текста и т.д. не должно скрывать текст и картинки, уже присутствующие на слайде.
  • На слайдах должны быть только тезисы, краткие пояснения. Презентация – это опорный конспект, в котором должно быть только самое основное.
  • Если возникла необходимость поместить на слайд достаточно большой текст, то основные пункты в нем выделяются с помощью цвета или меняется начертание шрифта.
  • Презентация должна быть наглядной, поэтому использование картинок, видеосюжетов вместо текста делает презентацию интересней.

 

Наименование Назначение
Microsoft Word Набор и форматирование текста
Microsoft Excel Набор и форматирование электронных таблиц
Microsoft PowerPoint Набор и форматирование презентаций
Microsoft Paint Редактирование  изображений (изменение размера, обрезка, коррекция цветовой гаммы и т.д)
Проектор Вывод графической и текстовой информации на полотно
ПК Ввод и вывод информации

Информация о работе Информационные и коммуникационные технологии в образовании