Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 15:22, курсовая работа
Создание и развитие информационного общества (ИО) предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании и обучении, что определяется рядом факторов:
1) внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.
Введение………………………………………………………………………….2
1. Основные направления внедрения ИКТ в образование…………………….3
2. Методы автоматизированного обучения…………………………………….4
2.1. Технология презентаций…………………………………………..…7
2.2. Изучение нового материала…………………………………...……..8
2.3. Технология проектов…………………………………………………9
2.4. Информационное использование компьютера……………………..9
2.5. Тренаж для младших школьников…………………………………..9
2.6. Работа с компьютерными моделями…………………………….…10
2.7. Геоинформационные системы в школе…………………………....10
3. Дистанционное обучение………………………………………………..…..11
3.1. Информационные технологии дистанционного обучения……….12
4. Программное обеспечение, использующееся в процессе обучения……..18
4.1. Автоматизированные обучающие системы……………………….19
Заключение………………………………………………………………….…..22
Литература…………………………………………………………………...….25
Коммуникационные технологии можно разделить на два типа - on-line и off-line. Первые обеспечивают обмен информацией в режиме реального времени, то есть сообщение, посланное отправителем, достигнув компьютера адресата, немедленно направляется на соответствующее устройство вывода. При использовании off-line технологий полученные сообщения сохраняются на компьютере адресата. Пользователь может просмотреть их с помощью специальных программ в удобное для него время. В отличие от очного обучения, где диалог ведется только в режиме реального времени (on-line), в дистанционном обучении он может идти и в отложенном режиме (off-line).
Основное преимущество off-line технологий состоит в том, что они менее требовательны к ресурсам компьютера и пропускной способности линий связи. Они могут использоваться даже при подключении к Internet по коммутируемым линиям (при отсутствии постоянного подключения к Internet).
К технологиям этого рода относятся электронная почта, списки рассылки и телеконференция. С помощью list-сервера может быть организована рассылка учебной информации, с помощью электронной почты устанавливается личное общение между преподавателем и обучаемым, а телеконференция позволяет организовать коллективное обсуждение наиболее сложных или вызвавших затруднения вопросов курса. Все эти технологии позволяют обмениваться сообщениями между различными компьютерами, подключенными к Internet.
Важным преимуществом off-line технологий является большой выбор программного обеспечения для работы с электронной почтой и телеконференциями. Современные почтовые программы позволяют отправлять сообщения в гипертекстовом формате (т.е., с гиперссылками, шрифтовыми и цветовыми выделениями фрагментов текста, вставкой графических изображений и др.). Кроме того, к письму может быть прикреплен файл произвольного формата, что дает возможность пересылать, например, документы в формате MS Word. Эффективность технологий off-line проявляется при организации текущих консультаций, текущего контроля на основе контрольных и самостоятельных работ, проверяемых "вручную" преподавателем.
Из on-line технологий прежде всего нужно отметить chat, позволяющий осуществлять обмен текстовыми сообщениями через Internet в реальном времени. В простейшем случае "разговор" происходит между двумя пользователями. Для коллективной беседы необходимо подключаться к специальному серверу - IRC-серверу. Тогда при работе пользователь видит перед собой экран, на котором отображаются сообщения, с указанием того, кто отправил данное сообщение. Большинство программ позволяет также вызвать кого-нибудь из присутствующих пользователей на "частный" диалог, закрытый от других пользователей. Для работы с chat существует большое количество программ, например, MIRC. Эффективность технологий on-line особенно высока при организации сетевых семинарских занятий и групповых консультаций.
При организации совместных образовательных программ особое значение приобретают сетевые технологии дистанционного обучения, поскольку именно они позволяют наиболее полно реализовать принцип распределенности образовательных ресурсов и кадрового потенциала.
4. Программное обеспечение, использующееся в процессе обучения.
Разработка
полноценных программных
Программное обеспечение, использующееся в ИТО, можно разбить на несколько категорий:
инструментальные средства для обеспечения коммуникаций.
Под инструментальными средствами понимаются программы, обеспечивающие возможность создания новых электронных ресурсов: файлов различного формата, баз данных, программных модулей, отдельных программ и программных комплексов. Такие средства могут быть предметно-ориентированными, а могут и практически не зависеть от специфики конкретных задач и областей применения.
4.1. Автоматизированные обучающие системы.
Автоматизированные
обучающие системы представляют
собой комплексы научно-
Вследствие этого современный педагог с неизбежностью должен осваивать новые образовательные подходы, опирающиеся на средства и методы индивидуального компьютерного обучения. В общем случае педагог получает доступ к компьютерным средствам, информационной среде и программным продуктам, предназначенным для обеспечения преподавательской деятельности. Все эти средства образуют комплексы автоматизированных обучающих систем.
В рамках автоматизированных обучающих систем на сегодняшний день решается ряд задач обучения. В первую группу можно отнести задачи проверки уровня знаний, умений и навыков учащихся до и после обучения, их индивидуальных способностей, склонностей и мотиваций. Для таких проверок обычно используют соответствующие системы (батареи) психологических тестов и экзаменационных вопросов. К этой же группе относятся задачи проверки показателей работоспособности учащихся, что осуществляется путем регистрации таких психофизиологических показателей, как скорость реакции, уровень внимания и т.д.
Вторая группа задач связана с регистрацией и статическим анализом показателей усвоения учебного материала: заведение индивидуальных разделов для каждого учащегося, определение времени решения задач, определение общего числа ошибок и т.д. К этой же группе логично отнести решение задач управления учебной деятельностью. Например, задач по изменению темпа предъявления учебного материала или порядка предъявления учащемуся новых блоков учебной информации в зависимости от времени решения, типа и числа ошибок. Таким образом, эта группа задач направлена на поддержку и реализацию основных элементов программированного обучения.
Третья группа задач АОС связана с решением задач подготовки и предъявления учебного материала адаптации материала по уровням сложности, подготовки динамических иллюстраций, контрольных заданий, лабораторных работ самостоятельных работ учащихся. В качестве примера уровня таких занятий можно указать на возможности использования различных инструментов информационных технологий. Другими словами, использования программных продуктов, дающих возможность формирования различных сложных лабораторных и др. практических работ. Например, таких, как сборка «виртуального» осциллографа с последующей демонстрацией его возможностей по регистрации усилению или синхронизации различных сигналов. Аналогичные примеры из области химии могут касаться моделирования взаимодействия сложных молекул, поведения растворов или газов при изменение условий эксперимента.
Техническое
обеспечение автоматизированных обучающих
систем основано на локальных компьютерных
сетях, включающих автоматизированные
рабочие места (АРМ) учащихся, преподавателя
и линии связи между ними. Рабочее
место учащегося, кроме монитора
(дисплея) и клавиатуры, может содержать
принтер, такие элементы мультимедиа,
как динамики, синтезаторы звуков, текстовые
и графические редакторы. Цель этих всех
технических и программных средств состоит
в обеспечении учащихся средствами решения,
справочным материалом и средствами регистрации
ответов.
Заключение.
Информатизация обучения - это процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств информационных и коммуникационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения.
Процесс информатизации обучения в настоящее время затронул практически все сферы деятельности школы. Анализируя материалы различных научных конференций, посвященных данной теме, можно отметить, что информационные технологии во многих школах применяются на уроках, в управлении учебными заведениями, для организации досуга, для создания обучающих программ и учебных пособий, а также для формирования единого информационного образовательного пространства школы.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизация обучения является процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств информационных и коммуникационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения.
В связи с нарастающими изменениями в обществе должен измениться сам характер обучения: консервативное по своей сущности, нацеленное на сохранение и воспроизведение в поколениях людей опыта и знаний, накопленных на предыдущих этапах общественного развития, оно должно стать опережающим, прогностическим, ориентированным на предвидение ситуации, которая возникает в результате общественного развития.
На современном этапе развития информатизации обучения особую значимость приобретает научное направление, связанное с совершенствованием педагогических технологий, использующих средства информационных и коммуникационных технологий для преподавания общеобразовательных предметов.
Новые информационные технологии воздействуют на все компоненты системы обучения: цели, содержание, методы и организационные формы обучения, средства обучения, что позволяет решать сложные и актуальные задачи педагогики, а именно: развитие интеллектуального, творческого потенциала, аналитического мышления и самостоятельности человека.
В
современных теоретических и
экспериментальных
Внедрение информационных технологий в учебный процесс приводит к существенному изменению учебной деятельности учеников и профессиональной деятельности учителя, а также к изменениям в самой личности. Данное явление не может быть оценено однозначно положительно или отрицательно, однако то, что оно происходит, подтверждается многочисленными психологическими и социологическими исследованиями.
К уникальным возможностям средств ИКТ следует отнести обеспечение незамедлительной обратной связи между обучаемым и средством обучения; возможность обработки больших объемов информации за малые промежутки времени; наглядное представление на экране изучаемых объектов, процессов в виде как моделей, так и геометрических интерпретаций (диаграммы, графики, таблицы и пр.); архивное хранение больших объемов информации (в базах и банках данных), их передачу и обработку; автоматизацию процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента; автоматизацию процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения.
Перечисленные
возможности средств ИКТ
Информация о работе Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании