Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 15:22, курсовая работа
Создание и развитие информационного общества (ИО) предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании и обучении, что определяется рядом факторов:
1) внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.
Введение………………………………………………………………………….2
1. Основные направления внедрения ИКТ в образование…………………….3
2. Методы автоматизированного обучения…………………………………….4
2.1. Технология презентаций…………………………………………..…7
2.2. Изучение нового материала…………………………………...……..8
2.3. Технология проектов…………………………………………………9
2.4. Информационное использование компьютера……………………..9
2.5. Тренаж для младших школьников…………………………………..9
2.6. Работа с компьютерными моделями…………………………….…10
2.7. Геоинформационные системы в школе…………………………....10
3. Дистанционное обучение………………………………………………..…..11
3.1. Информационные технологии дистанционного обучения……….12
4. Программное обеспечение, использующееся в процессе обучения……..18
4.1. Автоматизированные обучающие системы……………………….19
Заключение………………………………………………………………….…..22
Литература…………………………………………………………………...….25
а)
при предъявлении учебного материала
реализуется методология
б) организация проведения занятий предусматривает размещение школьников по 2 человека за компьютером, причём партнёров учащиеся должны выбирать по своему усмотрению для реализации взаимообучения;
в) корректно поставлена задача на учебную деятельность, предусмотрена объективная система контроля результатов.
В
случае проведения занятий, при которых
компьютер выступает
2.3. Технология проектов.
Данное направление ориентировано на организацию групповой учебной деятельности, как в области информационных технологий, так и в предметных областях. Компьютер выступает здесь как инструмент и как средство связи.
2.4. Информационное использование компьютера.
Данное направление пока используется преимущественно в вузах для поиска и получения современной информации по конкретной проблеме. Такой подход позволяет существенно сэкономить время и получить самую свежую информацию, которой в местной библиотеке может просто не быть.
2.5. Тренаж для младших школьников.
В
младших классах весьма много
учебной деятельности, усвоение которой
требует достаточно большого количества
повторений. Использование дидактических
игр – тренажёров (младшие школьники
в большинстве случаев
2.6. Работа с компьютерными моделями.
Работа с моделями обеспечивает, с одной стороны, исследовательскую компоненту учебной работы, предоставляя учащимся свободу выбора ("а что будет, если я сделаю так") и позволяя смоделировать ситуацию личного открытия, с другой, предоставляет учащимся уникальную возможность применить свои теоретические знания на практике. Единственное условие, которое следует соблюдать в случае применения модели, - это соответствие инструмента задачам обучения.
2.7. Геоинформационные системы в школе.
Информатизация
общества и непрерывное
Процессы, происходящие в обществе, неизбежно отражаются на учебном процессе общеобразовательной школы. Внедрение ГИС – технологий в школьное образование может послужить средством интеграции информатики с другими дисциплинами. Обучающие и справочные ГИС успешно можно использовать в школе при изучении предметов: природоведение, география, ОБЖ, история, биология и др. Однако, список имеющихся на данный момент электронных ГИС – продуктов ("Атлас Мира", " Карта города" и др.) явно недостаточен. В связи с этим возникает необходимость создания геоинформационных систем в поддержку изучения некоторых школьных предметов.
Введение спецкурса по информатике "Геоинформационные системы" позволит ученикам старших классов разрабатывать ГИС – проекты по выбранной тематике. В дальнейшем, созданные геоинформационные системы можно применить на уроках в качестве готовых программных продуктов. Изучение геоинформационных систем и создание ГИС – проектов предполагает использование инструментальных программных средств, позволяющих дать необходимые знания по данному курсу. Выбор соответствующего программного обеспечения связан со многими факторами: финансовой стороной, сложностью программного обеспечения или техническими возможностями школы
При любом выборе программного обеспечения, ценность данного спецкурса состоит в том, что позволяет раскрыть принципы создания, хранения и редактирование изображений, а также расширить полученные базовые знания в области проектирования и создания баз данных.
3. Дистанционное обучение.
Дистанционное обучение – это форма получения образования (очного, заочного, экстерната), основанная на применении средств ИКТ (компьютеров, телекоммуникаций, средств мультимедиа) и научно обоснованных методов обучения. На сегодняшний день эта технология крайне популярна и выступает как альтернатива или, точнее, дополнение к существующей в мире системе заочного обучения. Преимущество дистанционного обучения заключается в том, что:
а) компьютерные телекоммуникации позволяют существенно быстрее доставлять учебные материалы обучаемым;
б) появилась возможность создания виртуального класса, позволяющего общение обучаемых с преподавателем в режиме реального времени с помощью телеконференций;
в)
появилась возможность
3.1. Информационные технологии дистанционного обучения.
Учебный процесс, осуществляемый на основе технологий дистанционного обучения, включает в себя как обязательные аудиторные занятия, так и самостоятельную работу обучаемых. Участие преподавателя в учебном процессе определяется не только проведением аудиторных занятий, но и необходимостью осуществлять постоянную поддержку учебно-познавательной деятельности обучаемых путем организации текущего и промежуточного контроля, проведения сетевых занятий и консультаций.
Применяемые при дистанционном обучении информационные технологии можно разделить на три группы:
В совокупности они и образуют технологии дистанционного обучения. При этом при реализации образовательных программ особое значение приобретают технологии передачи образовательной информации, которые, по существу, и обеспечивают процесс обучения и его поддержку.
В основе процесса обучения всегда лежит передача информации от преподавателя к обучаемому. В этом смысле любую технологию, применяемую в образовании, можно называть информационной. С другой стороны, нередко термин "информационные технологии" применяют по отношению ко всем технологиям, основанным на использовании компьютерной техники и средств телекоммуникации. Во избежание неправильной интерпретации, определим три понятия, имеющие первостепенное значение для дистанционного образования. Это:
Рассмотрим каждое из этих понятий.
Образовательная информация - это знания, которые необходимо передать обучаемому для того, чтобы он мог квалифицированно выполнять ту или иную деятельность.
В дисциплинарной модели обучения, присущей очной системе образования, интерпретатором знаний выступает преподаватель. При дистанционном обучении интерпретатором в большей мере является сам обучаемый и поэтому к качеству образовательной информации и способам ее представления должны предъявляться повышенные требования.
Прежде
всего, это относится к вновь
создаваемым электронным
Образовательная информация не должна накапливаться только в одном или немногих местах. Ее распределение должно иметь островной характер, так, чтобы обеспечить максимально возможный доступ обучаемых к ней из любых удаленных мест, без существенного увеличения загрузки телекоммуникационных каналов. Такого рода островами (центрами) информации могут стать крупные библиотеки и научно-образовательные центры, созданные на базе ведущих вузов.
Образовательные технологии - это комплекс дидактических методов и приемов, используемых для передачи образовательной информации от ее источника к потребителю и зависящих от формы ее представления.
Особенностью
образовательных технологий является
опережающий характер их развития по
отношению к техническим
К образовательным технологиям, наиболее приспособленным для использования в дистанционном обучении, относятся:
Информационные технологии - это аппаратно-программные средства, базирующиеся на использовании вычислительной техники, которые обеспечивают хранение и обработку образовательной информации, доставку ее обучаемому, интерактивное взаимодействие обучаемого с преподавателем или педагогическим программным средством, а также тестирование знаний обучаемого.
В учебном процессе важна не информационная технология сама по себе, а то, насколько ее использование служит достижению собственно образовательных целей. Выбор средств коммуникации должен определяться содержанием, а не технологией. Это означает, что в основе выбора технологий должно лежать исследование содержания учебных курсов, степени необходимой активности обучаемых, их вовлеченности в учебный процесс, конкретных целей и ожидаемых результатов обучения и т.п. Результат обучения зависит не от типа коммуникационных и информационных технологий, а от качества разработки и предоставления курсов.
При
выборе технологий необходимо учитывать
наибольшее соответствие некоторых
технологий характерным чертам обучаемых,
специфическим особенностям конкретных
предметных областей, преобладающим
типам учебных заданий и
Технологии дистанционного обучения
Основная
роль, выполняемая
Информация о работе Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании