Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Создание и развитие информационного общества (ИО) предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании и обучении, что определяется рядом факторов:

1) внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2

1. Основные направления внедрения ИКТ в образование…………………….3

2. Методы автоматизированного обучения…………………………………….4

2.1. Технология презентаций…………………………………………..…7

2.2. Изучение нового материала…………………………………...……..8

2.3. Технология проектов…………………………………………………9

2.4. Информационное использование компьютера……………………..9

2.5. Тренаж для младших школьников…………………………………..9

2.6. Работа с компьютерными моделями…………………………….…10

2.7. Геоинформационные системы в школе…………………………....10

3. Дистанционное обучение………………………………………………..…..11

3.1. Информационные технологии дистанционного обучения……….12

4. Программное обеспечение, использующееся в процессе обучения……..18

4.1. Автоматизированные обучающие системы……………………….19

Заключение………………………………………………………………….…..22

Литература…………………………………………………………………...….25

Работа содержит 1 файл

Информационные и коммуникационные технологии в обучении.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

     а) при предъявлении учебного материала  реализуется методология программированного обучения, суть которого – разбивка теоретического материала на небольшие  фрагменты и наличие после  каждого фрагмента заданий на его закрепление;

     б) организация проведения занятий предусматривает размещение школьников по 2 человека за компьютером, причём партнёров учащиеся должны выбирать по своему усмотрению для реализации взаимообучения;

     в) корректно поставлена задача на учебную  деятельность, предусмотрена объективная система контроля результатов.

     В случае проведения занятий, при которых  компьютер выступает системообразующей  компонентой, помимо перечисленных  выше добавляется следующий ряд  технологий. (Строго говоря, данные виды технологий могут успешно сочетаться с традиционными технологиями обучения и поддерживать их. Выделение таких технологий связано с деятельностью, не имеющей аналогов в традиционной организации обучения).

2.3. Технология проектов.

     Данное  направление ориентировано на организацию  групповой учебной деятельности, как в области информационных технологий, так и в предметных областях. Компьютер выступает здесь как инструмент и как средство связи.

2.4. Информационное использование компьютера.

     Данное  направление пока используется преимущественно в вузах для поиска и получения современной информации по конкретной проблеме. Такой подход позволяет существенно сэкономить время и получить самую свежую информацию, которой в местной библиотеке может просто не быть.

2.5. Тренаж для младших школьников.

     В младших классах весьма много  учебной деятельности, усвоение которой  требует достаточно большого количества повторений. Использование дидактических  игр – тренажёров (младшие школьники  в большинстве случаев воспринимают работу с компьютером как игру) позволяет существенно интенсифицировать работу учащихся, увеличить количество повторений действий за счёт повышения мотивации. Например, эксперименты с дидактической игрой "Приключения зайца Петьки " (тренажёр на арифметические действия) показали, что интенсивность решения примеров увеличивается в 3 – 5 раз. 
 
 

2.6. Работа с компьютерными моделями.

     Работа  с моделями обеспечивает, с одной  стороны, исследовательскую компоненту учебной работы, предоставляя учащимся свободу выбора ("а что будет, если я сделаю так") и позволяя смоделировать ситуацию личного открытия, с другой, предоставляет учащимся уникальную возможность применить свои теоретические знания на практике. Единственное условие, которое следует соблюдать в случае применения модели, - это соответствие инструмента задачам обучения.

2.7. Геоинформационные системы в школе.

     Информатизация  общества и непрерывное совершенствование  технологических средств работы с информацией способствует стремительному развитию геоинформационных систем (ГИС) и их внедрению в различные сферы практической деятельности человека. Возникновение геоинформационных систем обусловило необходимость взаимосвязанной работы изображения с базами данных. Обычно изображением является электронные карты, но это не означает , что ГИС предназначены только для географии, они имеют значение и применение гораздо более широкое: управление земельными ресурсами, экология, бизнес, сельское хозяйство, военное дело, транспорт и т.д.

     Процессы, происходящие в обществе, неизбежно  отражаются на учебном процессе общеобразовательной школы. Внедрение ГИС – технологий в школьное образование может послужить средством интеграции информатики с другими дисциплинами. Обучающие и справочные ГИС успешно можно использовать в школе при изучении предметов: природоведение, география, ОБЖ, история, биология и др. Однако, список имеющихся на данный момент электронных ГИС – продуктов ("Атлас Мира", " Карта города" и др.) явно недостаточен. В связи с этим возникает необходимость создания геоинформационных систем в поддержку изучения некоторых школьных предметов.

     Введение  спецкурса по информатике "Геоинформационные  системы" позволит ученикам старших классов разрабатывать ГИС – проекты по выбранной тематике. В дальнейшем, созданные геоинформационные системы можно применить на уроках в качестве готовых программных продуктов. Изучение геоинформационных систем и создание ГИС – проектов предполагает использование инструментальных программных средств, позволяющих дать необходимые знания по данному курсу. Выбор соответствующего программного обеспечения связан со многими факторами: финансовой стороной, сложностью программного обеспечения или техническими возможностями школы

     При любом выборе программного обеспечения, ценность данного спецкурса состоит  в том, что позволяет раскрыть принципы создания, хранения и редактирование изображений, а также расширить полученные базовые знания в области проектирования и создания баз данных.

3. Дистанционное обучение.

     Дистанционное обучение – это форма получения  образования (очного, заочного, экстерната), основанная на применении средств ИКТ (компьютеров, телекоммуникаций, средств мультимедиа) и научно обоснованных методов обучения. На сегодняшний день эта технология крайне популярна и выступает как альтернатива или, точнее, дополнение к существующей в мире системе заочного обучения. Преимущество дистанционного обучения заключается в том, что:

     а) компьютерные телекоммуникации позволяют  существенно быстрее доставлять учебные материалы обучаемым;

     б) появилась возможность создания виртуального класса, позволяющего общение обучаемых с преподавателем в режиме реального времени с помощью телеконференций;

     в) появилась возможность использования  всей мощи ИКТ как для проведения обучения, так и реализации обратной связи (включающие контроль и коррекцию  результатов обученности).

3.1. Информационные технологии дистанционного обучения.

     Учебный процесс, осуществляемый на основе технологий дистанционного обучения, включает в  себя как обязательные аудиторные занятия, так и самостоятельную работу обучаемых. Участие преподавателя в учебном процессе определяется не только проведением аудиторных занятий, но и необходимостью осуществлять постоянную поддержку учебно-познавательной деятельности обучаемых путем организации текущего и промежуточного контроля, проведения сетевых занятий и консультаций.

    Применяемые при дистанционном обучении информационные технологии можно разделить на три  группы:

    • технологии представления образовательной информации;
    • технологии передачи образовательной информации;
    • технологии хранения и обработки образовательной информации.

    В совокупности они и образуют технологии дистанционного обучения. При этом при реализации образовательных  программ особое значение приобретают  технологии передачи образовательной  информации, которые, по существу, и  обеспечивают процесс обучения и его поддержку.

    В основе процесса обучения всегда лежит  передача информации от преподавателя  к обучаемому. В этом смысле любую технологию, применяемую в образовании, можно называть информационной. С другой стороны, нередко термин "информационные технологии" применяют по отношению ко всем технологиям, основанным на использовании компьютерной техники и средств телекоммуникации. Во избежание неправильной интерпретации, определим три понятия, имеющие первостепенное значение для дистанционного образования. Это:

    • образовательная информация;
    • образовательные технологии;
    • информационные технологии.

    Рассмотрим  каждое из этих понятий.

    Образовательная информация - это знания, которые необходимо передать обучаемому для того, чтобы он мог квалифицированно выполнять ту или иную деятельность.

     В дисциплинарной модели обучения, присущей очной системе образования, интерпретатором  знаний выступает преподаватель. При  дистанционном обучении интерпретатором  в большей мере является сам обучаемый и поэтому к качеству образовательной информации и способам ее представления должны предъявляться повышенные требования.

     Прежде  всего, это относится к вновь  создаваемым электронным учебникам, а также к информационным базам  и банкам знаний, справочным и экспертным системам, используемым для целей  образования. Представляемая в них  информация, в отличие от полиграфической, должна иметь совершенно иную организацию и структуру. Это обусловлено как психофизиологическими особенностями восприятия информации на экране компьютера, так и технологией доступа к ней.

     Образовательная информация не должна накапливаться  только в одном или немногих местах. Ее распределение должно иметь островной характер, так, чтобы обеспечить максимально возможный доступ обучаемых к ней из любых удаленных мест, без существенного увеличения загрузки телекоммуникационных каналов. Такого рода островами (центрами) информации могут стать крупные библиотеки и научно-образовательные центры, созданные на базе ведущих вузов.

     Образовательные технологии - это комплекс дидактических методов и приемов, используемых для передачи образовательной информации от ее источника к потребителю и зависящих от формы ее представления.

     Особенностью  образовательных технологий является опережающий характер их развития по отношению к техническим средствам. Дело в том, что внедрение компьютера в образование приводит к пересмотру всех компонент процесса обучения. В интерактивной среде "ученик - компьютер - преподаватель" большое внимание должно уделяться активизации образного мышления за счет использования технологий, активизирующих правополушарное, синтетическое мышление. А это значит, что представление учебного материала должно воспроизводить мысль преподавателя в виде образов. Иначе говоря, главным моментом в образовательных технологиях дистанционное обучение становится визуализация мысли, информации, знаний.

    К образовательным технологиям, наиболее приспособленным для использования в дистанционном обучении, относятся:

    • видео-лекции;
    • мультимедиа-лекции и лабораторные практикумы;
    • электронные мультимедийные учебники;
    • компьютерные обучающие и тестирующие системы;
    • имитационные модели и компьютерные тренажеры;
    • консультации и тесты с использованием телекоммуникационных средств;
    • видеоконференции.
 

    Информационные  технологии - это аппаратно-программные средства, базирующиеся на использовании вычислительной техники, которые обеспечивают хранение и обработку образовательной информации, доставку ее обучаемому, интерактивное взаимодействие обучаемого с преподавателем или педагогическим программным средством, а также тестирование знаний обучаемого.

    В учебном процессе важна не информационная технология сама по себе, а то, насколько ее использование служит достижению собственно образовательных целей. Выбор средств коммуникации должен определяться содержанием, а не технологией. Это означает, что в основе выбора технологий должно лежать исследование содержания учебных курсов, степени необходимой активности обучаемых, их вовлеченности в учебный процесс, конкретных целей и ожидаемых результатов обучения и т.п. Результат обучения зависит не от типа коммуникационных и информационных технологий, а от качества разработки и предоставления курсов.

    При выборе технологий необходимо учитывать  наибольшее соответствие некоторых  технологий характерным чертам обучаемых, специфическим особенностям конкретных предметных областей, преобладающим  типам учебных заданий и упражнений (рис. 1). 
 
 
 
 
 
 

Технологии  дистанционного обучения

                                                       Рисунок 1. 

      Основная  роль, выполняемая телекоммуникационными  технологиями в дистанционном обучении - обеспечение учебного диалога. Обучение без обратной связи, без постоянного диалога между преподавателем и обучаемым невозможно. Обучение (в отличие от самообразования) является диалогичным процессом по определению. В очном обучении возможность диалога определяется самой формой организации учебного процесса, присутствием преподавателя и обучаемого в одном месте в одно время. В дистанционном обучении учебный диалог необходимо организовать с помощью телекоммуникационных технологий.

Информация о работе Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании