Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Создание и развитие информационного общества (ИО) предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании и обучении, что определяется рядом факторов:

1) внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2

1. Основные направления внедрения ИКТ в образование…………………….3

2. Методы автоматизированного обучения…………………………………….4

2.1. Технология презентаций…………………………………………..…7

2.2. Изучение нового материала…………………………………...……..8

2.3. Технология проектов…………………………………………………9

2.4. Информационное использование компьютера……………………..9

2.5. Тренаж для младших школьников…………………………………..9

2.6. Работа с компьютерными моделями…………………………….…10

2.7. Геоинформационные системы в школе…………………………....10

3. Дистанционное обучение………………………………………………..…..11

3.1. Информационные технологии дистанционного обучения……….12

4. Программное обеспечение, использующееся в процессе обучения……..18

4.1. Автоматизированные обучающие системы……………………….19

Заключение………………………………………………………………….…..22

Литература…………………………………………………………………...….25

Работа содержит 1 файл

Информационные и коммуникационные технологии в обучении.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение………………………………………………………………………….2

1. Основные направления  внедрения ИКТ в образование…………………….3

2. Методы автоматизированного  обучения…………………………………….4

     2.1. Технология презентаций…………………………………………..…7

     2.2. Изучение нового материала…………………………………...……..8

     2.3. Технология проектов…………………………………………………9

     2.4. Информационное использование компьютера……………………..9

     2.5. Тренаж для младших школьников…………………………………..9

     2.6. Работа с компьютерными моделями…………………………….…10

     2.7. Геоинформационные системы в  школе…………………………....10

3. Дистанционное  обучение………………………………………………..…..11

     3.1. Информационные технологии дистанционного  обучения……….12

4. Программное  обеспечение, использующееся в  процессе обучения……..18

     4.1. Автоматизированные обучающие системы……………………….19

Заключение………………………………………………………………….…..22

Литература…………………………………………………………………...….25 
 
 
 

    Введение.

      Создание  и развитие информационного общества (ИО) предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании и обучении, что определяется рядом факторов:

      1) внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

      2) современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе.

      3) активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ИО и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества.

      Говоря  об информационной технологии, в одних случаях подразумевают определенное научное направление, в других же — конкретный способ работы с информацией: это и совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте.

      В современном понимании информационная технология обучения (ИТО) — это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети и т.д.) для работы с информацией.

      Процесс информатизации образования в настоящее  время затронул практически все сферы деятельности школы. Анализируя материалы различных научных конференций, посвященных данной теме, можно отметить, что информационные технологии во многих школах применяются на уроках, в управлении учебными заведениями, для организации досуга, в открытом образовании, для создания обучающих программ и учебных пособий, а также для формирования единого информационного образовательного пространства школы.

1. Основные направления  внедрения ИКТ  в образование.

        Можно выделить основные направления  внедрения ИКТ в образование.  Это использование ИКТ в качестве:

  • средства обучения;
  • инструмента познания;
  • средства развития личности обучаемого;
  • объекта изучения;
  • средства информационно-методического обеспечения и управления учебно-воспитательным процессом;
  • средства коммуникаций;
  • средства автоматизации процесса контроля, коррекции результатов учебной деятельности, компьютерного педагогического тестирования;
  • средства автоматизации процесса обработки результатов учебного эксперимента и управления учебным оборудованием;
  • средства организации интеллектуального досуга, развивающих игр.

   На  современном этапе развития информатизации образования особую значимость приобретает  научное направление, связанное  с совершенствованием педагогических технологий, использующих средства информационных и коммуникационных технологий для преподавания общеобразовательных предметов.

   Новые информационные технологии воздействуют на все компоненты системы обучения: цели, содержание, методы и организационные формы обучения, средства обучения, что позволяет решать сложные и актуальные задачи педагогики, а именно: развитие интеллектуального, творческого потенциала, аналитического мышления и самостоятельности человека.

   В современных теоретических и  экспериментальных исследованиях  по вопросам использования информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения раскрываются дидактические возможности средств обучения, реализованных на базе этих технологий, а также возможности повышения эффективности всей системы образования в результате их использования.

   Внедрение информационных технологий в учебный процесс приводит к существенному изменению учебной деятельности учеников и профессиональной деятельности учителя.

2. Методы автоматизированного  обучения.

     Методы  автоматизированного обучения: программирование учебной деятельности; моделирование учебной среды; свободное обучение; тестирование и информирование. 
При программировании учебной деятельности управляющие воздействия на обучаемого полностью детерминируются системой обучения. При организации обучающего диалога в рамках учебного задания система может использовать разнообразные факторы управления (правильность ответов обучаемого, время ответа, предысторию работы обучаемого над учебным материалом, сложность задания, различные модели обучения и т.п.). Различают программно-управляемое обучение и автоматизированную проверку знаний.

     В процессе программно-управляемого обучения обучающая система выполняет некоторую обучающую программу, в которой описываются подлежащие усвоению знания, умения, навыки, а также алгоритмы овладения ими. Обучающая программа строится из определенным образом связанных между собой кадров (квант информации, предъявляемый обучаемому для усвоения или закрепления материала). Совокупность кадров, связанных общим содержанием, образует единицы обучающей программы. По способу связи кадров обучающая программа может быть линейной, разветвленной или смешанной.

     При автоматизированной проверке знаний основное внимание уделяется контролю выполнения обучаемым заданий, предъявляемых системой. Совокупность контролирующих заданий с системой связей образуют контролирующую программу, выполняемую обучающей системой. 
В рамках моделирования учебной среды обучающая система представляет обучаемому средства моделирования на компьютере объектов и явлений реального мира, с помощью которых он познает конкретные свойства изучаемых объектов и явлений.

     При свободном обучении система представляет учебный материал в соответствии с указаниями обучаемого о тематике этого материала и способе работы с ним. Обучаемому представляется доступ к формализованной структуре учебного материала и средства управления работой с этим материалом.

     Свободное обучение включает структурно-управляемое  обучение, обучение принятию решений  и генеративное обучение.

     В случае структурно-управляемого обучения учебный материал в обучающей программе представляет собой некоторую иерархию структур данных. Для каждого уровня иерархии определены локальная цель обучения и предпосылки ее достижения. Система представляет обучаемому инициативу выбора уровня иерархии обучающей программы и последовательность достижения локальных целей обучения.  
При обучении принятию решений учебная информация представляет собой некоторую совокупность ситуаций, организованную обычно в виде древовидной структуры данных. Переход от одной вершины дерева к другой соответствует переходу от более общего решения к более частному. Совокупность возможных ситуаций представляет собой модель действий обучаемого (с точки зрения автора учебного материала).

     Наиболее  перспективным представляется генеративное обучение, которое строится на основе взаимодействия модели обучаемого, представляющей его текущий уровень знаний, и модели учебного материала, т.е. совокупности понятий и их связей, которую должен усвоить обучаемый. Учебный материал при генеративном обучении организуется обычно в виде семантических или прагматических сетей, либо в виде совокупности процедур, хранящихся в базе данных и вырабатывающих ответ, сравниваемый с ответом обучаемого.

     Тестирование  и информирование являются вспомогательными методами, которые могут использоваться в каждом из основных методов и самостоятельно.

     Тестирование выявляет индивидуальные психологические и профессиональные характеристики обучаемого, а информирование позволяет обучаемому обращаться к справочным данным с целью получения сведений по учебному материалу, средствам общения с системой и т.д. 
Автоматизированное тренирование используется для выработки навыков выполнения определенных мыслительных действий. Учебный материал организуется в виде банка учебных заданий, для каждого из которых определены их класс и характеристики ошибок, обычно допускаемых обучаемым.

     Основные  функции технологии обучения:

  1. описательная – раскрывает существенные аспекты практического процесса обучения (различный инструментарий, различные специальности);
  2. объяснительная – выявляет эффективность различных компонентов обучения (например, методов) и определяет оптимальные их комбинации;
  3. проектировочная – требуется при описании процесса обучения на всех уровнях, включая уровень педагогической реализации. 
    Диалог, в котором целью хотя бы одного из участников служит формирование знаний и умений, называется обучающим диалогом.

         Простейшая  форма обучающего диалога используется в традиционных формах программированного обучения.

         Отличительные черты (признаки) такого диалога: 
    • разбиение учебного материала на порции (дозы, шаги, кадры); 
    • сочетание информационных кадров с вопросами по теме кадра; 
    • оперативное объяснение ошибки или одобрение ответа; 
    • планирование последовательности предъявления кадров.

2.1. Технология презентаций.

     Данная  технология используется как средство предъявления учащимся учебного материала (иллюстраций, фотографий, видео, дидактических  материалов и т.п.) и, с одной стороны, обеспечивает существенно большую  наглядность этого материала, а  с другой, облегчает преподавателям, как создание этих материалов, так и процесс их использования. Предварительные эксперименты показывают, что применение технологии презентации повышает мотивацию, обеспечивает интенсификацию урока, сокращает время подготовки к урокам (в ситуации, когда презентационная поддержка урока подготовлена ранее либо самим учителем, либо кем – то другим) и, наконец, приобщает учителей к применению современных информационных и коммуникационных технологий.

     Кроме того, наличие локальной школьной сети и подключение этой сети к Интернету позволяют организовать распределённую совместную работу учителей над созданием обеспечения уроков и сделать подобную технологию весьма привлекательной для самих учителей.

2.2. Изучение нового материала.

     Достаточно  эффективно используется компьютер на этапе предъявления нового материала (Например, технология презентации). В частности, исследования показали, что время на усвоение учебного материала сокращается на 40 – 50 %, качество усвоения повышается примерно на 30 – 50 % в случае, если:

Информация о работе Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании