ustify">
В
приложении 1 представлены образцы
отчетных форм ПТК.
Дополнительные
автоматизированные модули: "Целеполагание"
(способствует комплектованию "дерева
целей"), "Итоговый анализ" (обеспечивает
познание проблем результата, охватывающих
структуру образовательного учреждения
в целом), "Анализ проблем" (помогает
выяснить причины обнаруженных проблем
результата и найти их возможные
решения) – располагаются с "Главным
модулем" в едином системном поле.
Заведующий и заместитель заведующего
по УВР имеют доступ ко всем результатам,
внесенным в основные блоки сотрудниками
ДОУ, но могут начать свою работу сразу
с модуля "Анализ проблем". Для
медицинских работников доступна оценка
психофизической грани результата
образовательного процесса. В таблицах
мониторинга признаков самочувствия
ребенка содержатся результаты ежедневного
наблюдения за состоянием здоровья воспитанников.
Наличие признака отмечается знаком
– þ, а его отсутствие – ¨. Цифровой
показатель отражает процент качества
данного уровня.
Вторым
результатом (продуктом)
Проекта является "Тетрадь
мониторинга показателей
развития ребенка дошкольного
учреждения" (далее – Тетрадь), разработанная
и внедренная в 2006 г. в практику управления
ДОУ. Она призвана обеспечить оптимальные
условия для постоянного слежения за основными
признаками познавательной, социальной,
эстетической и психофизической граней
развития ребенка (См.табл. в Приложении
2).
Заведующему
дошкольным образовательным учреждением
(далее – ДОУ) сложно обойтись без
использования современных информационно-коммуникационных
технологий.
Информатизация
ДОУ заключается в создании необходимых
условий для беспрепятственного
получения, использования и распространения
информационных данных. Роль руководителя
в информатизации учреждения является
приоритетной. Заведующий должен добиться
реального вовлечения всех участников
информационного пространства в
процесс формирования и использования
электронных ресурсов программного
продукта в ДОУ – необходимо сделать
это участие сознательным и мотивированным.
Необходимы личное желание и воля,
а также практическая готовность
руководителя к переходу на электронный
документооборот. Без этого любые
попытки информатизации ДОУ не будут
иметь успеха.
Компетентный
заведующий обязан в
своей управленческой
деятельности всесторонне использовать
возможности информационной
аналитической системы, поскольку она
позволяет оценить целесообразность развития
различных направлений работы и оказываемых
дополнительных услуг уже на этапе подготовки
изменений. Сегодня такие функции можно
осуществлять с помощью информационно-аналитической
системы "Аверс:
Заведующий ДОУ".
Весной
2009 г. в г. Белгород состоялась встреча
руководителей нескольких дошкольных
образовательных учреждений и специалистов
управления образования администрации
г. Белгорода с представителями
ООО "ФинПромМаркет-XXI" (группы компаний
Аверс) г. Москвы, на которой был представлен
программный продукт АИАС "Аверс:
Заведующий ДОУ".
В
работе по его освоению, в рамках
пилотного проекта, участвовали 9 дошкольных
образовательных учреждений.
В
феврале 2010 в г. Белгород прошел семинар
для всех заведующих ДОУ, на котором
разработчики программы рассказали
о возможностях продукта АИАС "Аверс:
Заведующий ДОУ".
Программный
продукт "Аверс: Заведующий ДОУ" является
модульной системой, в структуру
которого входят:
- АРМ "Заведующий
ДОУ";
- АРМ "Старший
воспитатель";
- АРМ "Секретарь";
- АРМ "Здоровье";
- Модуль "Аверс:
Расчет меню питания".
Модульная
система позволяет быстро осуществлять
информационные запросы по релевантности
и датам формирования цифрового
ресурса. Компоновка единой базы данных
– компьютерного отображения
соответствующего информационного
поля и организация целевого доступа
к ней участников образовательного
процесса через информационные системы
и модули – и есть решение задачи
построения (компьютерной реализации)
единого информационного пространства.
Программный
продукт позволяет решать учетно-аналитические,
прогностические и информационные
задачи, связанные с деятельностью
ДОУ, не прибегая к бумажным носителям.
Заключение
Под
управлением обычно понимают систему
действий руководителя по подготовке,
принятию и реализации управленческих
решений, направленных на достижение запланированных
задач с привлечением всех членов
коллектива. Эта система действий
характерна и для управления дошкольным
учреждением. Для реализации процесса
формирования и принятия решения
руководителю необходимы разнообразные
сведения как о состоянии процесса
воспитания и обучения детей, так
и об основных направлениях деятельности
сотрудников ДОУ, и о состоянии
внешней среды.
Поэтому
с термином «управление» неразрывно связано
понятие «информационное обеспечение
управления». Говоря об управлении, нельзя
не отметить, что оно невозможно без полной
и качественной, достаточной и вовремя
поступившей информации.
Существуют
два канала информационного обеспечения
руководителей:
-
формализованный (по нему циркулирует
регламентированная по форме,
содержанию и времени представления
информация, обладающая достаточной
степенью достоверности);
-
стихийный (по нему к руководителям
неуправляемо поступает огромное
количество самых разнохарактерных
сведений, далеко не всегда объективно
отражающих действительное положение
вещей: это звонки по телефону,
устные обращения или ответы
и др.)
Для
достижения цели по созданию единого информационного
пространства необходимо решить следующие
задачи:
1.
обеспечение образовательных учреждений
и органов управления образованием современной
компьютерной техникой;
2.
подготовка работников образования к
использованию информационных технологий
в образовательном процессе;
3.
информатизация системы управления образованием.
Таким
образом, сегодня весьма важно повысить
уровень информационной культуры управленческих
кадров, что позволит им самостоятельно
повышать свою управленческую, педагогическую,
экономическую, правовую компетентности,
которые повысят качество образовательного
процесса и создадут оптимальные условия
для развития личности.
Список
использованной литературы
- Афанасьев,
В. Г. Мир живого: системность, эволюция
и управление / В. Г. Афанасьев.
– М. : Эксмо, 2010. – 336 с.
- Белая, К.
Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским
садом / К.Ю. Белая. – М.: Астрель; АСТ, 2003.
– 123 с.
- Белая, К.
Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: методическое
пособие / К. Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
– 161 с.
- Белая, К.
Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование,
формы и методы / К.Ю. Белая. – М,: ТЦ Сфера,
2005. – 101 с.
- Белая, К.
Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая
функция / К.Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
– 112 с.
- Берг, А. И.
Возможное и невозможное в кибернетике
: Сб. статей / под ред. А. Берга, Э. Кольмана.
– М. : Изд-во АН СССР, 1963. – 222 с.
- Биличенко,
Г. Г. Создание ДОУ с приоритетным направлением
развития / Г. Г. Биличенко. – М.: ТЦ Сфера,
2005. – 160 с.
- Бондаренко,
А. К., Заведующий дошкольным учреждением
/ Бондаренко А. К, Поздняк Л. В., Шкатулла
В. И.; под ред. А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение,
1984. – 176с.
- Виноградова,
Н.А. Управление качеством образовательного
процесса в ДОУ / Н. А. Виноградова. – М.:
Айрис-пресс, 2006 .- 192с.
- Воробьев,
Г. Г. Социология и кибернетика / Г. Г.
Воробьев
// Социологические исследования. – 1993.
- № 11. – С. 3-9.
- Доронова,
Т. Н., Программа «Радуга» / Доронова Т.
Н., Гербова В.В, Гризик Т.И. и др.; под ред.
Т.Н. Дороновой. – М,: Просвещение, 2006. –
98 с.
- Жуков, Н.
И. Информация / Н. И. Жуков. – М. : Наука
и техника, 1971. – 279 с.
- Коган, В.
З. Проблемы инфовзаимодействия / под ред.
В. З. Когана. – Вып. 2. – Новосибирск, 1993.
– 257 с.
- Козлова,
С. А. Дошкольная педагогика : учебник для
студентов педагогических ВУЗов / Козлова
С.А., Куликова Т.А. – М.: Академия, 2002. –
416 с.
- Колодяжная,
Т. П. Управление современным дошкольным
образовательным учреждением / Т. П, Колодяжная.
– Ростов на Дону, 2002. - 212 с.
- Ларионова,
Г. Б. Должностные инструкции сотрудников
ДОУ / Л. Б. Ларионова.
– М.: ТЦ Сфера, 2004. – 131 с.
- Логинова,
Л. Г. Технология аттестации и аккредитации
учреждений дополнительного образования
детей: сборник научно-методических и
инструктивных материалов / Л.Г. Логинова.
– М.: АРКТИ, 2002. – 200 с.
- Маркова,
Л. С. Программа развития дошкольного образовательного
учреждения: структура, содержание, перспективное
планирование работы / Л.С, Маркова.
– М.: АРКТИ, 2002. – 78 с.
- Михайленко,
Н. Я. Ориентиры и требования к обновлению
содержания дошкольного образования :
методические рекомендации
/ Н. Я, Михайленко, Н. А. Короткова.
– М,: Просвещение, 1991 - 216 с.
- Поздняк,
Л. В. Управление дошкольным образованием
/ Поздняк Л.В., Лященко Н.Н.; под ред. Л.В.
Поздняк. – М.: Академия, 2001. – 238 с.
- Проектный
метод в деятельности дошкольного учреждения:
пособие для руководителей и практических
работников ДОУ /авт.- сост.:
Л. С. Киселева, Т.А. Данилина и др. – М,:
АРКТИ, 2003. – 89 с.
- Сластенин,
В. А. Общая педагогика : учебное пособие
для студентов высших учебных заведений,
в 2-х частях, часть I / под редакцией В.А.
Сластенина. – М.: Гуманитарный издательский
центр Владос, 2003.- 288 с.
- Типовое
положение о дошкольном образовательном
учреждении (в ред. Постановлений Правительства
РФ от 14.02.1997 N 179, от 23.12.2002 N 919, от 01.02.2005 N
49)
- Третьяков,
П. И. Дошкольное образовательное учреждение:
управление по результатам / П. И. Третьяков,
К. Ю. Белая. – 2-е издание, переработанное
и дополненное. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 240 с.
- Управление
качеством вариативной системы дошкольного
образования: актуальные проблемы и перспективы
развития. Тезисы выступлений участников
межрегиональной научно-практической
конференции. - Ростов-на-Дону, 2004 - 144 с.
- Управление
качеством дошкольного образования: сборник
научно-методических материалов / под
ред. Н.В, Микляевой. – М,: МГПИ, 2004. – 185
с.
- Урсул, А.
Д. Отражение и информация / А. Д. Урсул.
– М. : Мысль, 1973. – 232 с.
- Урсул, А.
Д. Проблема информации в современной
науке
/ А. Д. Урсул. – М. : Наука, 1975. – 288 с.
- Уханов, В.
А. Информационная деятельность человека
/ В. А. Уханов. – Хабаровск : изд-во Хаб.
техн. ун-та, 1996. – 148 с.
- Фалюшина,
Л. И. Управление качеством образовательного
процесса в дошкольном образовательном
учреждении : пособие для руководителей
ДОУ / Л. И. Фалюшина. – 2-е изд., испр. и доп.
– М,: АРКТИ, 2003. – 262 с.
- Черняк, Ю.
И. Информация и управление / Ю. И. Черняк.
– М. : Наука, 1974. – 184 с.