Информационное обеспечение процесса управления ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

задачи исследования:
1. Дать характеристику информационного обеспечения как одной из сторон управления воспитательно-образовательным процессом ДОУ.
2. Разработать научно-практические рекомендации по совершенствованию информационного обеспечения процесса управлении в ДОУ.

Работа содержит 1 файл

Текст.docx

— 57.59 Кб (Скачать)

       В результате такой деятельности возможно создание корпоративной информационной системы образования для информационно-справочного  и аналитического обеспечения органов  управления образованием и прозрачности деятельности управленцев. Для этого  создаются сайты образовательных  учреждений [26;167].

       Сегодня актуализируются вопросы о гуманизации  и информатизации образования, о  гуманизации через информатизацию, через открытое образование. Для  решения этих вопросов нельзя ограничиться установкой компьютеров и приобретением  разнообразных программ, необходима целостная политика министерства в  изменении менталитета педагогов  и управленцев в использовании  информационных и коммуникационных технологий, в частности, Интернета. По данным ООН ежедневно число  компьютеров, подключенных к сети, увеличивается  на 200 тыс. штук, ежедневно в Интернете  появляется более 2 млн. новых страниц. Это позволяет интенсивно повышать профессиональную компетентность управленцев  и педагогов в опросах образования  и управления.

       Создание  информационной единой сети облегчит процедуру мониторинга профессиональной компетентности педагогических и руководящих  кадров. Мониторинг может включать:

       1.   социологический мониторинговый опрос, проводимый среди слушателей института по выборке, адекватной демографическим и профессиональным показателям работников образования области;

       2.   систему диагностических процедур по тестовому (в том числе и с использованием компьютерных технологий) и экспертному отслеживанию уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих кадров образования на курсах повышения квалификации и переподготовки;

       3.   систему диагностики профессионализма работников образования, составляющей основу процесса экспертирования в ходе первого направления аттестации.

       В создании единого информационного  пространства важно предусмотреть  следующие научно-технические направления:

       1.   методическое обеспечение изучения новых информационных технологий;

       2.   создание и внедрение компьютерных обучающих программ, учебно-методических и функциональных сетевых компьютерных комплексов;

       3.   создание и развитие телекоммуникационных средств и систем удаленного доступа к информационным ресурсам;

       4.   создание и развитие информационной среды на основе баз данных и знаний, электронных библиотечных каталогов;

       5.   создание и развитие системы управления образовательными учреждениями на основе информационных технологий.

       Таким образом, сегодня весьма важно повысить уровень информационной культуры управленческих кадров, что позволит им самостоятельно повышать свою управленческую, педагогическую, экономическую, правовую компетентности, которые повысят качество образовательного процесса и создадут оптимальные условия для развития личности. 
 
 
 
 

2  Опытно-экспериментальная  работа по информационному  обеспечению процесса  управления в дошкольном  образовательном  учреждении 

2.1 Состояние информационного  обеспечения процесса  управления в дошкольном  образовательном  учреждении 

       Целью констатирующего эксперимента нашего исследования является изучение состояния  информационного обеспечения процесса управления в МДОУ «Детский сад № 85» г. Саранска.

       Состояние информационного обеспечения процесса управления в ДОУ оценивалось  в процессе наблюдения  по следующим  показателям:

       - периодичность и каналы поступления в ДОУ информации;

       - умение руководства ДОУ быстро  и качественно анализировать  поступающую информацию;

       - умение руководства ДОУ выделять  из поступающей информации действительно  важную;

       - умение руководства ДОУ своевременно  доносить поступающую информацию  до сведения сотрудников;

       - умение руководства соотносить  реальные возможности и желания  коллектива и поступающей информации;

       - умение руководства ДОУ правильно  хранить поступающую информацию. 
 

       На  основе результатов наблюдения мы можем  сделать следующие выводы:

       1. В ДОУ доминирует эпизодичность  получения информации формализованным  (30%) и стихийным (70%) путем;

       2. По всем критериям оценки информационной  обеспеченности процесса управления  в данном дошкольном образовательном  учреждении  наблюдается средний  уровень.

       Таким образом, с учетом полученных результатов  нами были разработаны методические рекомендации по совершенствованию  информационного обеспечения процесса управления в ДОУ. 

2.2 Совершенствование информационного обеспечения процесса управления в ДОУ 

       В условиях динамично меняющегося  мира, постоянного совершенствования  и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает  фундаментальное значение. Данное направление  развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных  документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям  все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования, что  совсем недавно можно было наблюдать  лишь как точечный опыт.

       Становится  аксиомой и то, что для достижения полноты и качества использования  научных и практических знаний в  образовательной деятельности дошкольных учреждений требуется создать в  границах их "производственных" процессов  эффективную систему информационного  обеспечения. Для этого необходимо, чтобы качественно заработал каждый ее элемент.

       В последние десятилетия XX в. появились  работы, в которых предлагается считать  личностное формирование воспитанников (образованность, компетентность) конечным продуктом образовательного учреждения.

       Однако  данные труды не дают ответа на вопрос, каким образом может и должна складываться и отслеживаться индивидуальная траектория развития ребенка. Для этого  нужны иные принципиальные позиции  в организации достижения и оценки результата образовательного процесса, соответствующие им технологии, специальная  система сбора и переработки  педагогической информации. 

       Особый  спектр модернизации российского образования  составляют разработки и использование  информационных технологий управления образовательным процессом в  практике решения уставных задач. 

       Только  имея значимые и измеряемые уровни качества в достижениях отдельно взятого образовательного учреждения, можно говорить о качестве системы  образования в целом.

       Чтобы эффективно "управлять по результатам", необходимо:

  • четко представить всю полноту и многогранность качественных показателей ожидаемого результата;
  • изменить качество исполнения своих профессиональных функций на вверенной "территории ответственности", определяющих сущность конкретных управленческих циклов и их технологичность, управленцам всех уровней образовательного процесса (от воспитателя до руководителя дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ)).

       Цель  проекта "Информационные технологии в управлении дошкольным образовательным  учреждением" (далее – Проект) – оптимизация и эффективность  профессиональной деятельности руководителей  ДОУ посредством информационных технологий, обеспечивающих гарантированное  качество решения задач управления образовательным процессом.

       Чтобы профессиональная деятельность управленцев  образовательных учреждений стала  совершеннее и могла отвечать требованиям современной науки  и практики в вопросах контроля, анализа и целеполагания, она  должна располагать соответствующим (адекватным их сущности) инструментарием. В свою очередь, необходимый программный  продукт должен учитывать производственную спецификацию и запросы конкретного потребителя. На это и была направлена деятельность в рамках Проекта.

       Главный результат (продукт) Проекта был получен около десяти лет назад. Тогда в практику управления ДОУ городов Тольятти, Самары, Сургута, Белгорода и других внедрили разработанный программнотехнологический комплекс "Качество результата образовательного процесса" (далее – ПТК; авторы: Канаев Б.И. и Канаев Д.Б.).

       В настоящее время в пятнадцати городах России используется школьная версия ПТК, а также комплекс, созданный  для учреждений культуры.

       ПТК (версия для ДОУ) представляет собой  совокупность технических, технологических  и методических средств профессионализации управленческой деятельности, непосредственно  соприкасающейся с показателями качества результата (конечным продуктом  деятельности ДОУ).

       Принципиальные  установки разработчиков ПТК  таковы:

  • рассматривать результат образовательного процесса с позиций параметров развития каждого воспитанника учреждения;
  • оценивать результат в контексте качества усвоенных ребенком компетенций;
  • добиваться простоты сбора и ввода, минимизации объема исходной информации.

       Комплекс  предназначен для решения учетноаналитических, прогностических и информационных задач, связанных с управлением образовательной деятельностью в дошкольных учреждениях, и нацелен на то, чтобы помочь руководителям ДОУ осуществлять анализ реального результата образовательной деятельности, оценивать его качество, видеть динамику развития каждого конкретного ребенка, учебной группы или образовательного учреждения в целом по уровням его основных параметров.

       Программная структура ПТК включает в себя "Главный модуль" и дополнительные автоматизированные модули (схема). 

Схема "Структура программнотехнологического комплекса"

       Главный модуль

 
 
База  данных
Социальная  грань результата Итоги учебного года

(результат  образовательного процесса)

     
Познавательная  грань результата
     
Эстетическая  грань результата
     
Психофизическая грань результата →↕
   
Модуль  «целеполагание» Модуль «итоговый  анализ» Модуль «анализ  проблемы»
 

       "Главный  модуль" состоит из четырех  многофакторных блоков, которые  оценивают и структурируют показатели  познавательной, социальной, эстетической  и психофизической граней результата  образовательного процесса, и двух  системообразующих блоков: "Базы  данных", обеспечивающей ввод  и хранение требуемой для работы ПТК информации, и "Итогов учебного года", предоставляющих аналитически обработанные сведения для принятия решения на вверенных "территориях ответственности". Три раза в год осуществляются контрольные срезы: нулевой (0), первый (I), второй (II). Конкретные сроки определяются руководством ДОУ. Нулевой срез проводится в начале учебного года и служит воспитателю базой (выявляются возможности ребенка) для определения плановых (желаемых) достижений в текущем учебном году. Полученные показатели отражаются в таблице "Целеполагание". Данные заполняются педагогами, специалистами и заведующим ДОУ в рабочее время.

Информация о работе Информационное обеспечение процесса управления ДОУ