Информационное обеспечение процесса управления ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

задачи исследования:
1. Дать характеристику информационного обеспечения как одной из сторон управления воспитательно-образовательным процессом ДОУ.
2. Разработать научно-практические рекомендации по совершенствованию информационного обеспечения процесса управлении в ДОУ.

Работа содержит 1 файл

Текст.docx

— 57.59 Кб (Скачать)

       Несмотря  на то, что термин «информация» в  настоящее время стал общенаучным, до сих существует множество подходов к определению этого понятия: «Ученые пока еще не договорились о том, в чем суть этого удивительного  феномена» [12;4]. Разные науки вкладывают в это понятие различное содержание, поэтому принято выделять три основных вида информации: биологическую, техническую и социальную. В данном исследовании мы будем рассматривать социальную информацию, так как именно она отражает деятельность человека.

       В словаре по социальному управлению указывается на три подхода к  определению термина социальной информации: а) информация - совокупность сведений, необходимых для активного воздействия на управляемую систему с целью ее оптимизации; б) информация - набор узко специализированных данных, продуцируемых в многомиллиардных количествах во всех сферах деятельности общества; в) информация - необходимый резерв и ресурс социально-экономического развития общества, подобный другим ресурсам: трудовым, энергетическим, материальным» [31; 56].

       Однако  указанное определение не отражает всего многообразия понятия «информация». Обратимся к мнению разных специалистов.  
А.И. Берг и Ю.И. Черняк, например, считают, что информация - «это некоторое понятие, научная абстракция, позволяющая нам глубже понять механизм управления в природе и обществе»[6; 24].

       Н.И. Жуков предлагает несколько определений: «информация - это сторона отражения  в живой природе, обществе, технике, момент движения, упорядоченное изменение, используемое для управления» [12;55], «человеческая информация есть то содержание логического мышления, которое, воспринимаясь с помощью слышимого или видимого слова, может быть использовано людьми в их деятельности» [12;132], «информация это целесообразно упорядоченная структура объектов и воздействий» [12;251].

       В.З. Коган и В. А. Уханов отмечают, что информационным является весь процесс управления: «Таким образом, информация - это не просто сообщение неизвестных сведений, это динамический акт, выражающий оценку состояния явлений, процессов, предметов. Информация сообщает нам об изменении состояния системы и ее компонентов, это инструмент организации системы и важнейшее условие его функционирования»[13; 66].

       В работах А. Д. Урсула раскрываются понятие информации, ее сущность и виды в природе и обществе. Он дает следующее определение информации - это «знания под углом зрения разнообразия» [28; 104]. Под разнообразием понимается совокупность различных элементов, связей, отношений, свойств объектов. В результате информационного процесса происходит передача сведений - «разнообразия» - от одного объекта к другому. Именно движение этого разнообразия от одного объекта к другому позволило философам заметить тесную связь понятия разнообразия с понятием отражения и дать определение информации как отраженного разнообразия.

       Г. Г. Воробьев также считает, что информация - «отраженное разнообразие». При этом он отмечает, что «разнообразие» обозначает нарушение однообразия, а «отраженное» - что нарушение этого однообразия имеет относительный смысл, в зависимости от того, кто будет принимать информацию [10;13]. Особенно интересным является его положение о том, что информация имеет огромное значение для работы руководителя: «без информации управление немыслимо» [10; 3].

       В. Г. Афанасьев уточняет определение, данное А. Д. Урсулом, и говорит, что не всякое знание может считаться информацией: «взаимодействуя с потребителем, знания приобретают характер сообщения, сведения, то есть становятся информацией» [1; 33]. В работах                          В. Г. Афанасьева изложены результаты исследования сущности и особенностей социальной информации, ее виды и источники. Показана роль социальной информации в управлении образованием ДОУ.

       Таким образом, с термином «управление» неразрывно связано понятие «информационное обеспечение управления». Говоря об управлении, нельзя не отметить, что оно невозможно без полной и качественной, достаточной и вовремя поступившей информации.  

1.2 Информационное обеспечение процесса управления образованием в дошкольном образовательном учреждении  

       В отечественной практике проблеме информационного  обеспечения руководителей образования  до последнего времени не уделялось  должного внимания. В значительной степени это объясняется большой  сложностью формализации процедур принятия управленческих решений в этой сфере  и их информационного обеспечения.

       От  специалистов, которые будут эту  проблему решать, понадобятся не только знания общих основ теории управления в применении к образованию, но и  владение современными информационными  технологиями, особенно основанными  на компьютерных сетях и Интернет.

       Базовая модель системы управления кроме  объекта управления и управляющего субъекта и, естественно, управляющих  воздействий, включает обратную связь, поток информации о функционировании всей системы, которая поступает  от объекта управления к управляющему субъекту. В системе образования  эта обратная связь не вполне сформирована.

       Существуют  два канала информационного обеспечения  руководителей:

       - формализованный (по нему циркулирует регламентированная по форме, содержанию и времени представления информация, обладающая достаточной степенью достоверности);

       - стихийный (по нему к руководителям неуправляемо поступает огромное количество самых разнохарактерных сведений, далеко не всегда объективно отражающих действительное положение вещей: это звонки по телефону, устные обращения или ответы и др.) [9;72].

       В практике управления образованием пока превалирует второй канал. Важно, чтобы  обеспечение руководителей в  сфере образования объективной, достоверной, регламентированной по форме  и времени информацией было максимально  полным, а сведения, поступающие  по второму каналу, лишь дополняли  информацию формализованного канала.

       Промежуточное положение в системе информационного  обеспечения руководителей системы  образования занимает целевая единовременная информация, подготавливаемая по их заданию  специалистами по тому или иному  вопросу в виде справок, аннотаций, целевых анализов. При правильной организации информационного обеспечения  потребность в них значительно  уменьшается.

       В настоящее время актуализируется  вопрос внедрения информационных технологий в процессы управления образованием, что позволяет принимать эффективные  управленческие решения на базе достоверной  и актуальной информации [26;121].

       Создание  единого информационного образовательного пространства позволяет осуществить  сбор и обработку государственных  и ведомственных нормативно-правовых документов, статистической отчетности, относительно которой проводится мониторинг деятельности образовательных учреждений, анализируется динамика протекания образовательных процессов в  отдельном учреждении и в целом в системе дошкольного образования в масштабах района, города, области.

       Создание  автоматизированной системы электронного документооборота и контроля за их исполнением, позволит руководителям  всех уровней находиться в едином информационном образовательном пространстве. Одним – гарантировать эффективность  интеграции выше стоящих управленческих решений в широкую педагогическую практику, другим - возможность модифицировать единое информационное образовательное  пространство и осуществлять инновационный  поиск творческой реализации принятых управленческих решений. Создание единой комплексной информационной системы  предназначено для повышения  эффективности и качества управления процессами образования, для оказания помощи руководителям каждого образовательного учреждения выбрать средство организации  образовательной деятельности, принять  правильное решение и оценить  его эффективность [24;130].

       Для достижения цели по созданию единого  информационного пространства необходимо решить следующие задачи:

       1.   обеспечение образовательных учреждений и органов управления образованием современной компьютерной техникой;

       2.   подготовка работников образования к использованию информационных технологий в образовательном процессе;

       3.   информатизация системы управления образованием.

       Сегодня уже признано аксиомой, что информационные технологии должны стать неотъемлемой частью системы управления образованием. Есть четыре базовых условия, от которых  зависит эффективность и темпы  информатизации образования:

       Во-первых, технические и технологические  составляющие.

       Во-вторых, программное обеспечение.

       В-третьих, руководитель образовательного учреждения и педагоги специалисты, у которых  сохраняются стереотипы существующей системы образования и характера отношения в ней. Переориентировать сознание руководителя и специалистов на использование информационных технологий в образовательном процессе дошкольных учреждений и управлений этими процессами – основная проблема, существующая в регионе.

       В-четвертых, ключевой фактор информатизации образования  – управление. Основной принцип  – принцип первого руководителя. Суть его состоит в том, что  внедрение информационных технологий должно производиться под непосредственным руководством первого руководителя соответствующего уровня [26;136].

       В создании единого информационного  пространства первым шагом может  явиться введение электронного документооборота. Сегодня все основные приказы  и положения, разрабатываемые и  принимаемые министерством, направляются по электронной почте во все образовательные  учреждения. Необходима разработка определенных правил для руководителей дошкольных учреждений по работе с документами  на электронных носителях.

       Мы  должны стремиться к тому, чтобы  отношения между разными уровнями управления образованием стали полностью  электронными. Известно, что в индустрии  высоких технологий электронная  почта уже давно вошла в  стандарт отрасли. Это позволяет  не только экономить средства, но и, главным образом, ускорить процессы принятия управленческих решений. Наша задача – оперативно информировать  педагогов о тех обстоятельствах  и условиях, которые имеют значение для их повседневной работы и жизни.

       Использование компьютерной техники в мониторинге  качества образования обеспечит  возможность обнаружить динамику основных его критериев и показателей, выявить позитивные и негативные факторы, влияющие на качество образования  и уровень развития личности ребенка, высветить характер управленческих решений и оперативной коррекции.

       Широкое внедрение информационных технологий позволит обеспечить переход на новый  уровень анализа, оценки, контроля за качеством деятельности как воспитанников, так и педагогов и управленцев. Процедура аттестации качества образования  станет более экономичной, объективной  и снимет субъективность в оценке показателей. Требования государственного образовательного стандарта необходимо перевести на язык информационных технологий, создавая единую электронную программу  аттестации, результаты которой по электронной почте будут пополнять  информационный банк в министерстве [26;152].

       Создание  непосредственного сетевого он-лайнового  общения позволит обеспечить доступность  процессов управления изменениями  в образовании не только группе руководителей, но и всему педагогическому составу  и родителям. Организация чат-конференций  по актуальным проблемам образования, проведение сетевой дискуссии приобщит более широкий круг субъектов  образования к обсуждению вопросов качества образования, воспитания и  развития детей, а руководители учреждений могут получить независимую информацию и разнообразные суждения по поводу улучшения качества образования  или проблем, которые оказались  вне поля зрения руководителей и  педагогов.

       Важным  направлением в развитии единого  информационного пространства является использование информационных технологий в образовательной статистической отчетности. Создание электронных статистических программ предполагает компьютерное внесение различных форм отчетности с последующим  получением сводов и рассылкой информации. Все это обеспечит накопление информации о деятельности образовательного учреждения на всех уровнях: федеральном, региональном, отдельном образовательном  учреждении. На каждом уровне управления образованием происходит необходимое  обобщение информации о состоянии  образования. Таким образом, создается  система многоуровневого педагогического  мониторинга [26;164].

       Создание  единого информационно-образовательного пространства и системы информационно-справочного  обеспечения позволит представлять информацию об образовательной ситуации в учреждении, районе, городе, области  широкой общественности и родителям.

Информация о работе Информационное обеспечение процесса управления ДОУ