Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 10:46, курсовая работа
задачи исследования:
1. Дать характеристику информационного обеспечения как одной из сторон управления воспитательно-образовательным процессом ДОУ.
2. Разработать научно-практические рекомендации по совершенствованию информационного обеспечения процесса управлении в ДОУ.
Несмотря на то, что термин «информация» в настоящее время стал общенаучным, до сих существует множество подходов к определению этого понятия: «Ученые пока еще не договорились о том, в чем суть этого удивительного феномена» [12;4]. Разные науки вкладывают в это понятие различное содержание, поэтому принято выделять три основных вида информации: биологическую, техническую и социальную. В данном исследовании мы будем рассматривать социальную информацию, так как именно она отражает деятельность человека.
В словаре по социальному управлению указывается на три подхода к определению термина социальной информации: а) информация - совокупность сведений, необходимых для активного воздействия на управляемую систему с целью ее оптимизации; б) информация - набор узко специализированных данных, продуцируемых в многомиллиардных количествах во всех сферах деятельности общества; в) информация - необходимый резерв и ресурс социально-экономического развития общества, подобный другим ресурсам: трудовым, энергетическим, материальным» [31; 56].
Однако
указанное определение не отражает
всего многообразия понятия «информация».
Обратимся к мнению разных специалистов.
А.И. Берг и Ю.И. Черняк, например, считают,
что информация - «это некоторое понятие,
научная абстракция, позволяющая нам глубже
понять механизм управления в природе
и обществе»[6; 24].
Н.И. Жуков предлагает несколько определений: «информация - это сторона отражения в живой природе, обществе, технике, момент движения, упорядоченное изменение, используемое для управления» [12;55], «человеческая информация есть то содержание логического мышления, которое, воспринимаясь с помощью слышимого или видимого слова, может быть использовано людьми в их деятельности» [12;132], «информация это целесообразно упорядоченная структура объектов и воздействий» [12;251].
В.З. Коган и В. А. Уханов отмечают, что информационным является весь процесс управления: «Таким образом, информация - это не просто сообщение неизвестных сведений, это динамический акт, выражающий оценку состояния явлений, процессов, предметов. Информация сообщает нам об изменении состояния системы и ее компонентов, это инструмент организации системы и важнейшее условие его функционирования»[13; 66].
В работах А. Д. Урсула раскрываются понятие информации, ее сущность и виды в природе и обществе. Он дает следующее определение информации - это «знания под углом зрения разнообразия» [28; 104]. Под разнообразием понимается совокупность различных элементов, связей, отношений, свойств объектов. В результате информационного процесса происходит передача сведений - «разнообразия» - от одного объекта к другому. Именно движение этого разнообразия от одного объекта к другому позволило философам заметить тесную связь понятия разнообразия с понятием отражения и дать определение информации как отраженного разнообразия.
Г. Г. Воробьев также считает, что информация - «отраженное разнообразие». При этом он отмечает, что «разнообразие» обозначает нарушение однообразия, а «отраженное» - что нарушение этого однообразия имеет относительный смысл, в зависимости от того, кто будет принимать информацию [10;13]. Особенно интересным является его положение о том, что информация имеет огромное значение для работы руководителя: «без информации управление немыслимо» [10; 3].
В. Г. Афанасьев уточняет определение, данное А. Д. Урсулом, и говорит, что не всякое знание может считаться информацией: «взаимодействуя с потребителем, знания приобретают характер сообщения, сведения, то есть становятся информацией» [1; 33]. В работах В. Г. Афанасьева изложены результаты исследования сущности и особенностей социальной информации, ее виды и источники. Показана роль социальной информации в управлении образованием ДОУ.
Таким
образом, с термином «управление» неразрывно
связано понятие «информационное обеспечение
управления». Говоря об управлении, нельзя
не отметить, что оно невозможно без полной
и качественной, достаточной и вовремя
поступившей информации.
1.2
Информационное обеспечение
процесса управления
образованием в дошкольном
образовательном учреждении
В
отечественной практике проблеме информационного
обеспечения руководителей
От специалистов, которые будут эту проблему решать, понадобятся не только знания общих основ теории управления в применении к образованию, но и владение современными информационными технологиями, особенно основанными на компьютерных сетях и Интернет.
Базовая модель системы управления кроме объекта управления и управляющего субъекта и, естественно, управляющих воздействий, включает обратную связь, поток информации о функционировании всей системы, которая поступает от объекта управления к управляющему субъекту. В системе образования эта обратная связь не вполне сформирована.
Существуют два канала информационного обеспечения руководителей:
- формализованный (по нему циркулирует регламентированная по форме, содержанию и времени представления информация, обладающая достаточной степенью достоверности);
- стихийный (по нему к руководителям неуправляемо поступает огромное количество самых разнохарактерных сведений, далеко не всегда объективно отражающих действительное положение вещей: это звонки по телефону, устные обращения или ответы и др.) [9;72].
В практике управления образованием пока превалирует второй канал. Важно, чтобы обеспечение руководителей в сфере образования объективной, достоверной, регламентированной по форме и времени информацией было максимально полным, а сведения, поступающие по второму каналу, лишь дополняли информацию формализованного канала.
Промежуточное
положение в системе
В
настоящее время
Создание
единого информационного
Создание
автоматизированной системы электронного
документооборота и контроля за их
исполнением, позволит руководителям
всех уровней находиться в едином
информационном образовательном пространстве.
Одним – гарантировать
Для достижения цели по созданию единого информационного пространства необходимо решить следующие задачи:
1. обеспечение образовательных учреждений и органов управления образованием современной компьютерной техникой;
2. подготовка работников образования к использованию информационных технологий в образовательном процессе;
3. информатизация системы управления образованием.
Сегодня уже признано аксиомой, что информационные технологии должны стать неотъемлемой частью системы управления образованием. Есть четыре базовых условия, от которых зависит эффективность и темпы информатизации образования:
Во-первых, технические и технологические составляющие.
Во-вторых, программное обеспечение.
В-третьих, руководитель образовательного учреждения и педагоги специалисты, у которых сохраняются стереотипы существующей системы образования и характера отношения в ней. Переориентировать сознание руководителя и специалистов на использование информационных технологий в образовательном процессе дошкольных учреждений и управлений этими процессами – основная проблема, существующая в регионе.
В-четвертых,
ключевой фактор информатизации образования
– управление. Основной принцип
– принцип первого
В создании единого информационного пространства первым шагом может явиться введение электронного документооборота. Сегодня все основные приказы и положения, разрабатываемые и принимаемые министерством, направляются по электронной почте во все образовательные учреждения. Необходима разработка определенных правил для руководителей дошкольных учреждений по работе с документами на электронных носителях.
Мы
должны стремиться к тому, чтобы
отношения между разными
Использование
компьютерной техники в мониторинге
качества образования обеспечит
возможность обнаружить динамику основных
его критериев и показателей,
выявить позитивные и негативные
факторы, влияющие на качество образования
и уровень развития личности ребенка,
высветить характер управленческих
решений и оперативной
Широкое
внедрение информационных технологий
позволит обеспечить переход на новый
уровень анализа, оценки, контроля за
качеством деятельности как воспитанников,
так и педагогов и управленцев.
Процедура аттестации качества образования
станет более экономичной, объективной
и снимет субъективность в оценке
показателей. Требования государственного
образовательного стандарта необходимо
перевести на язык информационных технологий,
создавая единую электронную программу
аттестации, результаты которой по
электронной почте будут
Создание
непосредственного сетевого он-лайнового
общения позволит обеспечить доступность
процессов управления изменениями
в образовании не только группе руководителей,
но и всему педагогическому
Важным
направлением в развитии единого
информационного пространства является
использование информационных технологий
в образовательной
Создание
единого информационно-
Информация о работе Информационное обеспечение процесса управления ДОУ