Индивидуальный подход в обучении и воспитании дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 14:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности использования индивидуального подхода к воспитанию и обучению ребёнка в условиях детского сада.
Объект исследования - процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - использование индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХО-
ДА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 История представлений об индивидуальном подходе в процессе обучения и воспитания………………………………………………………
1.2 Возрастные и индивидуальные особенности дошкольников…………
1.3 Специфика организации индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания дошкольников……………………..………………
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХО-
ДА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Основные принципы изучения индивидуальных особенностей детей…………………………………………………………………………..
2.2 Организация индивидуальной работы воспитателя с детьми…………
2.3 Методические рекомендации воспитателю детского сада по органи-
зации индивидуального подхода к обучению и воспитанию детей………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

кУРСОВАЯ ПО ИНДИВИД. ПОДХ..doc

— 214.00 Кб (Скачать)

      3. Осуществление индивидуального подхода в воспитании и обучении способствует наиболее эффективному усвоению знаний детьми и раскрытию их индивидуальных способностей.

      4. Работа по осуществлению индивидуального подхода к детям начинается с изучения и выявления индивидуальных особенностей дошкольников. Учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка: и темперамент, и склонности, и способности, и умственные, и физические особенности.

      6. Работа по осуществлению индивидуального подхода к детям в процессе воспитания и обучения должна проводится систематически. Индивидуальная работа реализуется во всем объеме учебно-воспитательной работы.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

      1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы http://www.minplan.kz

            2. Закон об образовании Республики Казахстан от 27 июля 2007 года // Казахстанская правда.- 2007. - 15 августа.

      3. Дошкольное воспитание и обучение. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. – Астана: Министерство образования и науки РК. 2001. – 18 с.

      4. Программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Бiз мектепке барамыз». - Астана, 2009. - 99 с.

      5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005. - 448 с.

      6. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребёнка. Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1981. – 127 с.

      7. Бескина Р.М., Виноградова М.Д. Идеи А.С.Макаренко сегодня - М.: Знание, 1988. – 80 с.

      8. Сластёнин В.А. Педагогика. Учебное пособие. М.: Академия, 2003. – 576 с.

      9. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. // Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой - М.: Просвещение, 1988.

      10. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. Учебное пособие - М.: Академия, 2000. - 416 с.

      11. Психология. Словарь // Под ред. А.В. Петровского – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

      12. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов специальностей педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.

      13. Каптерев П.Ф. О природе детей. – М.: Карапуз, 2005. – 288 с.

      14. Тонкова-Ямпольская Р.В., Черток Т.Я. Воспитателю о ребёнке дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1987. – 224 с.

      15. Немов Р.С. Психология. Учебное пособие. - М.: Владос, 1999. - 608 с.

      16. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. - М.: Академия», 1997. – 240с.

      17. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие // Под ред. М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.

      18. Макаров С.П. Технология индивидуального обучения. // Педаго- гический вестник. - 1994. - № 1. - С. 2-10.

      19 Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада . – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.

      20. Чиркова Т. Учет индивидуально-психологических особенностей детей. // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 5. - С. 38-42.

      21. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. - Ярославль: Академия развития, 1996.

      22. Заводчикова О., Гризик Т. Индивидуальный подход. // Дошкольное воспитание. - 2004. - №4. - С.21-25. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ  А 

Исследование  типов темперамента дошкольников. 

      Проведение  исследования: типы темперамента детей определяются в процессе наблюдения за их поведением и деятельностью в течении дня.

      Наблюдения  дополняются с результатами с воспитателями и родителями.

      Обобщенные  данные заносятся в таблицу и  соотносятся с характеристикой  типов темперамента.

      Сангвиник . Быстрота и живость движений, разнообразие и богатство мимики, быстрый темп речи. Высокая психическая активность проявляется в живости ума, находчивости и стремлению к частой смене впечатлений, отзывчивости на окружающие события. Эмоции быстро возникают и легко сменяются. Легко переходит от слез к радости и наоборот, хотя обычно преобладает хорошее настроение, поскольку ребенок сравнительно безболезненно и быстро переживает неудачи, не может находиться в унынии. Ребенок активный, шустрый, достаточно выносливый и неутомимый в том занятии, которое его увлекает. Быстро схватывает информацию, работоспособен и инициативен, сфера интересов широка. Высокая общительность сочетается со стремлением к лидерству. Ярко проявляется эмоциональная устойчивость и уверенность в себе.

      Флегматик. Уравновешенный, осторожный и спокойный  ребенок. Ему присущи ровное эмоциональное  состояние, настойчивость и упорство в своих стремлениях, устойчивость к стрессам, малая возбудимость и невысокая чувствительность. Медленные движения. Ребенку трудно приступить к занятию, но начав его, трудно переключиться. Предпочитает однообразные, монотонные игры и занятия. Аккуратен т педантичен. Часто играет один, игрушки потом аккуратно убирает. Консервативен в пристрастиях, в том числе к определенной еде, к «своей» чашке и ложке и пр. Малыш всему учится с запозданием. Ест медленно, сосредоточенно.

В деятельности соблюдает порядок и сложившиеся традиции, нарушение которых вызывает раздражение, а иногда ярость.

      Меланхолик. Отличается высокой чувствительностью, глубиной и устойчивостью эмоций при слабом их внешнем выражении. Склонен к мнительности и обидчивости. Нередко развиваются повышенная ранимость, замкнутость, отчужденность. Кажется пугливым. Не сразу входит в общую игру, чаще наблюдает со стороны. В то же время всецело отдается игре, любит мечтать, фантазировать, очень хороший актер. В его действиях много непонятного, что обусловлено богатством внутреннего мира. Обычно ребенок грустит, слишком рассудителен и часто ведет себя как маленький взрослый. Очень привязчив и отзывчив на ласку, чисто сердечен и общителен, но лишь с теми, кого любит. С посторонними скрытен, раним и замкнут, обижается по любому поводу. Круг общения узок, связи не многочисленны, но глубоки и искренни. Кажется не уверенным, замкнутым и осторожным. Долго не может заснуть. Чувствителен к страданиям других. В игре одинок из-за мнительности и страха предложить свое общество другим, боится неожиданности.

      Холерик. Нестабилен, активен. Не спокоен, импульсивен  и изменчив. В деятельности и общении  возбудим, нервозен, вспыльчив, порывист, склонен к резким сменам настроений, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивен. Движения быстрые и энергичные. Речь громкая, частая, быстрая. Энергичен и активен, но не всегда внимателен, особенно когда возбужден. Плохо переносит монотонную работу. Активно включается в новое дело, но увлечение и энтузиазм быстро угасает, если работа не интересная. В то же время, если деятельность привлекательна, работает энергично и долго. Решения самостоятельны, но часто не обдуманны. Рано встает, ест и спит немного. 

Изучение  волевых проявлений. 

      Проведение  исследования: Проводит наблюдение за ребенком в разных видах деятельности.

      Обработка данных.

      Анализ  проводят по схеме:

      1. Умеет ли ребенок удерживать  и достигать цели, поставленные  взрослым, а также самостоятельно  ставит цель и руководствоваться  ею в деятельности, достигать результата. Причины того, что цель не достигается.

      2. Умеет ли ребенок сдерживать  свои эмоции(не заплакать если  больно) и непосредственные желания  (помочь дежурным, когда хочется  играть; не выкрикивать на занятии,  а подождать своей очереди. ).

      3. Какие волевые качества у ребенка сформулированы :

      - дисциплинированность: подчиняется ли ребенок общественным правилам поведения и деятельности; выполняет ли требования взрослого и насколько точно это делает; каковы причины невыполнения требований взрослого; как реагирует на эти требования ; насколько осознанно выполнение общественных правил поведения и деятельности;

      - самостоятельность: умеет ли ребенок действовать без посторонней помощи, не умеет;

      - настойчивость: умеет ли ребенок рационально организовывать свою деятельность, сосредоточенно ее выполнять;

      - инициативность: умеет ли ребенок выполнять деятельность по своей инициативе; в каких видах деятельности это проявляется и каким образом.

      Делают  выводы о том, насколько развиты  волевые проявления.

      Уровни  сформированности волевых проявлений :

      1. Высокий. Ребенок самостоятельно  ставит цель и руководствуется  ею в деятельности, умеет сдерживать  свои эмоции и непосредственные  желания. У ребенка сформированы  такие волевые качества, как дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, инициативность.

      2. Средний. Ребенок самостоятельно  ставит цель, но не руководствуется  ею в деятельности, не умеет  сдерживать свои эмоции и непосредственные  желания. У ребенка сформированы  лишь некоторые волевые качества.

      3. Низкий. Ребенок не умеет самостоятельно  ставить цель руководствоваться  ею в деятельности, не умеет  сдерживать свои эмоции и непосредственные  желания. У ребенка не до  конца сформулированы волевые  качества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б 

Методические  рекомендации воспитателю  детского сада по организации  индивидуального  подхода к обучению и воспитанию детей 

      1. Индивидуальная работа должна  проводиться регулярно, отражаться в перспективных и календарных планах, причем в плане указывается с кем именно проводится и с какой целью. Индивидуальная работа должна проводиться со всеми детьми.

      2. Прежде чем начать индивидуальную работу следует провести исследование с целью изучения индивидуально-психологических особеннос-

тей ребенка. Для этого можно использовать различные методы: наблюдение, беседа с ребёнком, изучение документации, диагностика, изучение условий семейного воспитания. Особенно важно выявить два параметра: исследование типов темперамента дошкольников; изучение волевых проявлений. Для изучения данных параметров можно использовать методики, приведённые в приложении (Приложение А).

      3. Воспитателю необходимо вести дневник наблюдения за детьми, в котором отмечать существенные стороны поведения:

      - положительные проявления;

      - отношения в коллективе;

      - отношения к труду;

      - особенности умственного развития.

      На  каждого ребёнка составляется характеристика по следующей схеме:

      1) общие сведения о ребёнке;

      2) данные о физическом состоянии;

      3) положительные проявления ребёнка;

      4) отношение к коллективу;

      5) отношение к труду;

      6) особенности умственного развития;

      7) педагогические выводы.

      4. На основе проведённых наблюдений  следует подобрать приёмы индивидуального  подхода к ребёнку, пути воздействия  на него, задачи, которые ставятся в последующий период.

      5. Поскольку необходимость индивидуальной работы возникает вследствие комплекса причин, то общая стратегия воспитательного воздействия должна иметь ввиду и семью, и детский сад, и ближнее окружение. Надо сравниться, насколько это возможно, воздействовать на родителей, побуждать их перестроить характер внутренних отношений, больше внимания уделять ребёнку, посоветовать родителям ряд конкретных мер в отношении его, сообща определить линию поведения. К индивидуальной работе следует привлекать родителей. Для них можно организовать консультации по темам: «Знать ребенка, чтобы воспитывать», «Правильно ли воспитываем малыша?», «У каждого ребенка свой темперамент», «Развитие волевого поведения у дошкольников» и др.

Информация о работе Индивидуальный подход в обучении и воспитании дошкольников