Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 14:32, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности использования индивидуального подхода к воспитанию и обучению ребёнка в условиях детского сада.
Объект исследования - процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - использование индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХО-
ДА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 История представлений об индивидуальном подходе в процессе обучения и воспитания………………………………………………………
1.2 Возрастные и индивидуальные особенности дошкольников…………
1.3 Специфика организации индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания дошкольников……………………..………………
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХО-
ДА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Основные принципы изучения индивидуальных особенностей детей…………………………………………………………………………..
2.2 Организация индивидуальной работы воспитателя с детьми…………
2.3 Методические рекомендации воспитателю детского сада по органи-
зации индивидуального подхода к обучению и воспитанию детей………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
3. Осуществление индивидуального подхода в воспитании и обучении способствует наиболее эффективному усвоению знаний детьми и раскрытию их индивидуальных способностей.
4. Работа по осуществлению индивидуального подхода к детям начинается с изучения и выявления индивидуальных особенностей дошкольников. Учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка: и темперамент, и склонности, и способности, и умственные, и физические особенности.
6. Работа по осуществлению индивидуального подхода к детям в процессе воспитания и обучения должна проводится систематически. Индивидуальная работа реализуется во всем объеме учебно-воспитательной работы.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы http://www.minplan.kz
2. Закон об образовании Республики Казахстан от 27 июля 2007 года // Казахстанская правда.- 2007. - 15 августа.
3. Дошкольное воспитание и обучение. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. – Астана: Министерство образования и науки РК. 2001. – 18 с.
4. Программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Бiз мектепке барамыз». - Астана, 2009. - 99 с.
5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005. - 448 с.
6. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребёнка. Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1981. – 127 с.
7. Бескина Р.М., Виноградова М.Д. Идеи А.С.Макаренко сегодня - М.: Знание, 1988. – 80 с.
8. Сластёнин В.А. Педагогика. Учебное пособие. М.: Академия, 2003. – 576 с.
9. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. // Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой - М.: Просвещение, 1988.
10. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. Учебное пособие - М.: Академия, 2000. - 416 с.
11. Психология. Словарь // Под ред. А.В. Петровского – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
12. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов специальностей педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
13. Каптерев П.Ф. О природе детей. – М.: Карапуз, 2005. – 288 с.
14. Тонкова-Ямпольская Р.В., Черток Т.Я. Воспитателю о ребёнке дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1987. – 224 с.
15. Немов Р.С. Психология. Учебное пособие. - М.: Владос, 1999. - 608 с.
16. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. - М.: Академия», 1997. – 240с.
17. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие // Под ред. М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.
18. Макаров С.П. Технология индивидуального обучения. // Педаго- гический вестник. - 1994. - № 1. - С. 2-10.
19 Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада . – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.
20. Чиркова Т. Учет индивидуально-психологических особенностей детей. // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 5. - С. 38-42.
21. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. - Ярославль: Академия развития, 1996.
22.
Заводчикова О., Гризик Т. Индивидуальный
подход. // Дошкольное воспитание. - 2004.
- №4. - С.21-25.
ПРИЛОЖЕНИЕ
А
Исследование
типов темперамента
дошкольников.
Проведение исследования: типы темперамента детей определяются в процессе наблюдения за их поведением и деятельностью в течении дня.
Наблюдения дополняются с результатами с воспитателями и родителями.
Обобщенные данные заносятся в таблицу и соотносятся с характеристикой типов темперамента.
Сангвиник . Быстрота и живость движений, разнообразие и богатство мимики, быстрый темп речи. Высокая психическая активность проявляется в живости ума, находчивости и стремлению к частой смене впечатлений, отзывчивости на окружающие события. Эмоции быстро возникают и легко сменяются. Легко переходит от слез к радости и наоборот, хотя обычно преобладает хорошее настроение, поскольку ребенок сравнительно безболезненно и быстро переживает неудачи, не может находиться в унынии. Ребенок активный, шустрый, достаточно выносливый и неутомимый в том занятии, которое его увлекает. Быстро схватывает информацию, работоспособен и инициативен, сфера интересов широка. Высокая общительность сочетается со стремлением к лидерству. Ярко проявляется эмоциональная устойчивость и уверенность в себе.
Флегматик. Уравновешенный, осторожный и спокойный ребенок. Ему присущи ровное эмоциональное состояние, настойчивость и упорство в своих стремлениях, устойчивость к стрессам, малая возбудимость и невысокая чувствительность. Медленные движения. Ребенку трудно приступить к занятию, но начав его, трудно переключиться. Предпочитает однообразные, монотонные игры и занятия. Аккуратен т педантичен. Часто играет один, игрушки потом аккуратно убирает. Консервативен в пристрастиях, в том числе к определенной еде, к «своей» чашке и ложке и пр. Малыш всему учится с запозданием. Ест медленно, сосредоточенно.
В деятельности соблюдает порядок и сложившиеся традиции, нарушение которых вызывает раздражение, а иногда ярость.
Меланхолик. Отличается высокой чувствительностью, глубиной и устойчивостью эмоций при слабом их внешнем выражении. Склонен к мнительности и обидчивости. Нередко развиваются повышенная ранимость, замкнутость, отчужденность. Кажется пугливым. Не сразу входит в общую игру, чаще наблюдает со стороны. В то же время всецело отдается игре, любит мечтать, фантазировать, очень хороший актер. В его действиях много непонятного, что обусловлено богатством внутреннего мира. Обычно ребенок грустит, слишком рассудителен и часто ведет себя как маленький взрослый. Очень привязчив и отзывчив на ласку, чисто сердечен и общителен, но лишь с теми, кого любит. С посторонними скрытен, раним и замкнут, обижается по любому поводу. Круг общения узок, связи не многочисленны, но глубоки и искренни. Кажется не уверенным, замкнутым и осторожным. Долго не может заснуть. Чувствителен к страданиям других. В игре одинок из-за мнительности и страха предложить свое общество другим, боится неожиданности.
Холерик.
Нестабилен, активен. Не спокоен, импульсивен
и изменчив. В деятельности и общении
возбудим, нервозен, вспыльчив, порывист,
склонен к резким сменам настроений,
подвержен эмоциональным
Изучение
волевых проявлений.
Проведение исследования: Проводит наблюдение за ребенком в разных видах деятельности.
Обработка данных.
Анализ проводят по схеме:
1.
Умеет ли ребенок удерживать
и достигать цели, поставленные
взрослым, а также самостоятельно
ставит цель и
2. Умеет ли ребенок сдерживать свои эмоции(не заплакать если больно) и непосредственные желания (помочь дежурным, когда хочется играть; не выкрикивать на занятии, а подождать своей очереди. ).
3. Какие волевые качества у ребенка сформулированы :
- дисциплинированность: подчиняется ли ребенок общественным правилам поведения и деятельности; выполняет ли требования взрослого и насколько точно это делает; каковы причины невыполнения требований взрослого; как реагирует на эти требования ; насколько осознанно выполнение общественных правил поведения и деятельности;
- самостоятельность: умеет ли ребенок действовать без посторонней помощи, не умеет;
- настойчивость: умеет ли ребенок рационально организовывать свою деятельность, сосредоточенно ее выполнять;
- инициативность: умеет ли ребенок выполнять деятельность по своей инициативе; в каких видах деятельности это проявляется и каким образом.
Делают выводы о том, насколько развиты волевые проявления.
Уровни сформированности волевых проявлений :
1.
Высокий. Ребенок
2.
Средний. Ребенок
3.
Низкий. Ребенок не умеет
ПРИЛОЖЕНИЕ
Б
Методические
рекомендации воспитателю
детского сада по организации
индивидуального
подхода к обучению
и воспитанию детей
1. Индивидуальная работа должна проводиться регулярно, отражаться в перспективных и календарных планах, причем в плане указывается с кем именно проводится и с какой целью. Индивидуальная работа должна проводиться со всеми детьми.
2. Прежде чем начать индивидуальную работу следует провести исследование с целью изучения индивидуально-психологических особеннос-
тей ребенка. Для этого можно использовать различные методы: наблюдение, беседа с ребёнком, изучение документации, диагностика, изучение условий семейного воспитания. Особенно важно выявить два параметра: исследование типов темперамента дошкольников; изучение волевых проявлений. Для изучения данных параметров можно использовать методики, приведённые в приложении (Приложение А).
3. Воспитателю необходимо вести дневник наблюдения за детьми, в котором отмечать существенные стороны поведения:
- положительные проявления;
- отношения в коллективе;
- отношения к труду;
-
особенности умственного
На каждого ребёнка составляется характеристика по следующей схеме:
1) общие сведения о ребёнке;
2) данные о физическом состоянии;
3)
положительные проявления
4) отношение к коллективу;
5) отношение к труду;
6)
особенности умственного
7) педагогические выводы.
4.
На основе проведённых
5. Поскольку необходимость индивидуальной работы возникает вследствие комплекса причин, то общая стратегия воспитательного воздействия должна иметь ввиду и семью, и детский сад, и ближнее окружение. Надо сравниться, насколько это возможно, воздействовать на родителей, побуждать их перестроить характер внутренних отношений, больше внимания уделять ребёнку, посоветовать родителям ряд конкретных мер в отношении его, сообща определить линию поведения. К индивидуальной работе следует привлекать родителей. Для них можно организовать консультации по темам: «Знать ребенка, чтобы воспитывать», «Правильно ли воспитываем малыша?», «У каждого ребенка свой темперамент», «Развитие волевого поведения у дошкольников» и др.
Информация о работе Индивидуальный подход в обучении и воспитании дошкольников