Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 14:32, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности использования индивидуального подхода к воспитанию и обучению ребёнка в условиях детского сада.
Объект исследования - процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - использование индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХО-
ДА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 История представлений об индивидуальном подходе в процессе обучения и воспитания………………………………………………………
1.2 Возрастные и индивидуальные особенности дошкольников…………
1.3 Специфика организации индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания дошкольников……………………..………………
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХО-
ДА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Основные принципы изучения индивидуальных особенностей детей…………………………………………………………………………..
2.2 Организация индивидуальной работы воспитателя с детьми…………
2.3 Методические рекомендации воспитателю детского сада по органи-
зации индивидуального подхода к обучению и воспитанию детей………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Для занятия как формы обучения характерен целый ряд признаков:
-
на занятии идет освоение
-
они проводятся со всеми
-
они организуются и проводятся
под руководством взрослого,
Занятия являются основной формой обучения. Остальные формы используются для обогащения опыта и подготовки детей к усвоению изложенного на занятии. Занятиям отводится строго фиксированное время в режиме жизни детей. Содержание конкретного занятия разрабатывается на основе требований программы по данному разделу, с учетом уровня сформированности учебно-познавательной деятельности детей и освоенности предыдущей программы, а также общих задач воспитания и развития детей разных возрастных групп.
В условиях групповых занятий изложенный педагогом учебный материал усваивается каждым учащимся по-разному, в зависимости от индивидуальных особенностей мышления, темперамента, способности. И в этом заключается основная предпосылка обращения педагогов прошлого и
современности к проблеме индивидуализации обучения.
При отборе методов учитывается цель и содержание занятия, место в
системе работы по данному разделу, возраст детей. Важно активизировать умственную активность детей и их самостоятельность. Умственная активность вызывается прежде всего доступной им мерой трудности выдвигаемых задач, последовательностью их постановки, использованием задач элементарно-проблемного характера, привлечением личного опыта детей [21].
Индивидуальный подход на занятии способствует раскрытию индивидуальности ребёнка, которая находит своё выражение в характере мыслительных процессов, запоминания, внимания, в проявлении инициативы, творчества, в том, что при усвоении нового материала каждый обнаруживает различные способности. Как только обучение начинает основываться на индивидуальном подходе, даже робкие и застенчивые дети становятся активными. Но для этого нужно подходить индивидуально к работе с такими детьми: их не следует спрашивать первыми, а спросив, сначала нужно задавать такие вопросы, которые им знакомы, затем постепенно переходить к новому.
Очень важен индивидуальный подход к медлительным детям. Следует проявлять терпение в работе с такими детьми, не торопить их, не прерывать, воспитывать уверенность, поощряя их ответы. Индивидуальными особенностями детей так же следует руководствоваться при рассаживании их на занятии. При этом следует учитывать особенности их физического развития и своеобразие психического развития и поведения [22].
Для организации деятельности детей по повторению изученного, отработки навыков и умений следует использовать индивидуальные задания. Наиболее оптимальные условия при этом создаются при выполнении заданий на раздаточном материале, а также упражнений разного характера, в том числе творческих.
Большое значение имеет индивидуальный подход при руководстве подвижными играми с правилами. Подвижные игры способствуют формированию таких нравственных проявлений, как дружелюбие, умение действовать вместе, дают ребенку возможность почувствовать себя членом коллектива. В процессе проведения дидактических игр выясняется степень умственного развития детей, их сообразительность, смекалка, а также решительность или нерешительность, быстрая или медленная переключаемость с одного действия на другое [19].
Осуществляя индивидуальный подход к детям в игре, воспитатель должен развивать в них такие нравственные качества как доброжелательность, стремление принести пользу игровому коллективу.
Руководство
воспитателей игрой всегда должно сочетаться
с индивидуальным подходом к детям.
Это две стороны единого
Зная индивидуальные особенности детей, их способности и умения, нужно всегда использовать это в игре. Одни дети выразительно читают стихи, другие хорошо поют, танцуют. Есть ребята, умеющие хорошо строить, украшать свои постройки. В общей игре можно каждому найти дело.
В развитии индивидуальных особенностей детей большое значение имеет дидактические игры. Они способствуют расширению представления в окружающем, о живой и неживой природе, о пространстве и времени, о качестве и форме предметов и т.д. В дидактических играх развивается зрительное восприятие, наблюдательность, способность к обобщению. В процессе их проведения ярко выявляются индивидуальные особенности детей, эти игры помогают воспитанию сосредоточенности, внимания, усидчивости. Это особенно важно для детей с повышенной возбудимостью.
В «Программе воспитания в детском саду» подчеркивается огромная роль воспитания для всестороннего развития личности.
В
решении задач воспитания принцип
индивидуального подхода
Правильная организация воспитания ребенка с самого раннего детства служит надежной основой для его дальнейшего развития.
В организации воспитания детей младшего дошкольного возраста в подборе методов и наиболее эффективных приемов работы индивидуальный подход является закономерностью. И начинать его нужно с изучения индивидуальных особенностей всей детей группы. Очень важно знать эти особенности, т.к. завышенные требования приводят к тому, что дети устают, теряют уверенность в свои силах и в связи с перегрузкой возникает негативное отношение к любому процессу.
Необходимо согласовывать требования к ребенку со стороны детского сада и семьи, чтобы они были едиными. Соблюдение этого условия во мно-гом обеспечивает успех в правильном воспитании.
Для осуществления индивидуального подхода к детям в процессе воспитания педагог должен хорошо знать не только практические умения и навыки каждого ребенка, но и его нравственные качества.
Изучение индивидуальных особенностей детей в деятельности показывает, с одной стороны, большое разнообразие их как в отношении интереса к различным видам деятельности, так и в уровне развития умений и навыков; с другой стороны, в индивидуальных проявлениях замечается не только разное, но и много общего [17].
Знание и учет индивидуальных особенностей детей всей группы дает возможность лучше организовать коллективную работу. Таким образом, осуществлению индивидуального подхода к старшим дошкольникам во многом помогает определенная организация их в процессе коллективной деятельности. Большое значение для индивидуального подхода к детям в процессе воспитания имеет контакт к семьей, единство требований к ребенку в детском саду и дома.
Вывод:
Таким образом, воспитании и обучении дошкольников, в правильной организации деятельности заложены большие возможности для эффективного индивидуального педагогического воздействия на детей. И воспитатель, совместно с семьей, должен постоянно использовать их для всестороннего развития каждого ребенка.
Осуществление
индивидуального подхода на занятиях
способствует наиболее эффективному усвоению
знаний детьми и раскрытию их индивидуальных
способностей.
2
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО
ПОДХО-ДА В ОБУЧЕНИИ
И ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1
Основные принципы
изучения индивидуальных
особенностей детей
Говоря об индивидуальном подходе к обучению и воспитанию дошкольников, можно выделить основные принципы изучения индивидуальных особенностей детей.
Изучение личности ребёнка через его деятельность - один из важнейших принципов, которому должен следовать воспитатель. Многие особенности личности вскрываются непосредственно на занятии, другие - в игре и общении.
Другой принцип - изучение положения ребёнка в коллективе. Индивидуальные особенности ребёнка можно выяснить через выявление отношения коллектива к нему и его к коллективу. При этом определяется, с кем дружит, каковы мотивы создания малых коллективов, членом которых он является; как относится коллектив к данному ребёнку.
Не менее важным принципом является изучение личности в развитии. Часто «разгадка» личности ребёнка содержится в условиях семейного воспитания. При этом необходимо выяснить:
Общие данные о домашних условиях (состав семьи, занятия родителей, наличие условий для занятия дома, краткие биографические сведения, перенесенные болезни, отношение к ребёнку в семье и так далее).
Если говорить об учебной деятельности и усвоении знаний, то детей, требующих индивидуального подхода, в соответствии с их индивидуальными особенностями можно объединить в следующие группы:
1
группа. Низкое качество мыслительной
деятельности сочетается с
Основная направленность работы с этими детьми - развитие их мыслительной деятельности, мыслительных операций и качеств ума, в частности самостоятельности.
2
группа. Высокое качество мыслительной
деятельности сочетается с
Работа с этими детьми сложна, так как необходимо изменить их «внутреннюю позицию», сформировать новое отношение к учению. Малоэффективны в этом случае дополнительные занятия, они могут даже усилить отрицательное отношение к учению.
3
группа. Для этой группы характерны
низкий уровень умственного
Известно что степень податливости к педагогическим воздействиям мотивационной сферы является наиболее лабильной, в сравнении с интеллектом личности.
Целесообразно строить работу с такими детьми таким образом, чтобы они сначала, справляясь с заданиями, получали удовлетворение от самой учебной деятельности. Осуществить перестройку интеллекта является более трудным делом, но при наличии положительной мотивации и эта задача может быть осуществима.
Необходимо так же выявить индивидуально-психологические особенности ребенка. Здесь используются следующие методы: наблюдение, беседа с ребёнком, изучение документации, диагностика. Особенно важно выявить два параметра:
1.
Исследование типов
2. Изучение волевых проявлений.
У
одних детей преобладают
Другие дети отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Для них характерны высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо. Любую деятельность малыши выполняют медленно. Они предпочитают играть одни в спокойные игры. Для них характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь.
У третьих преобладают меланхолические черты темперамента для которого характерны высокая чувствительность, глубина и устойчивость эмоции. Движение и мимика вялые. Нервная система быстро истощается, наступает переутомление, работоспособность снижается. Речь малыша очень тихая, невыразительная.
Информация о работе Индивидуальный подход в обучении и воспитании дошкольников