Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 14:32, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности использования индивидуального подхода к воспитанию и обучению ребёнка в условиях детского сада.
Объект исследования - процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - использование индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХО-
ДА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 История представлений об индивидуальном подходе в процессе обучения и воспитания………………………………………………………
1.2 Возрастные и индивидуальные особенности дошкольников…………
1.3 Специфика организации индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания дошкольников……………………..………………
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХО-
ДА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Основные принципы изучения индивидуальных особенностей детей…………………………………………………………………………..
2.2 Организация индивидуальной работы воспитателя с детьми…………
2.3 Методические рекомендации воспитателю детского сада по органи-
зации индивидуального подхода к обучению и воспитанию детей………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Таким образом, можно сделать выводы о том, что индивидуальное своеобразие ребенка проявляется достаточно рано. Уже младенцы отличаются по уровню активности, преобладанию положительных и отрицательных эмоций. Индивидуальность составляет прежде всего темперамент, который характеризует динамическую сторону протекания деятельности человека и сказывается в психической активности и эмоциональности. Поэтому, важность учета в воспитании и обучении индивидуально – типологических особенностей ребенка очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт у дошкольников.
Изучив волевые проявления детей можно сделать следующие выводы, что дети только начинают осваивать целеполагание - умение ставить цель деятельности. Поставленную взрослым цель, все дети способны удерживать ее и достигать какого-либо результата.
С детьми, имеющими низкий уровень сформированности волевых проявлений следует систематически проводить индивидуальную работу с детьми с целью повышения уровня сформированности волевых проявлений.
Вывод:
Работа
по осуществлению индивидуального подхода
к детям начинается с изучения и выявления
индивидуальных особенностей дошкольников.
Учитываются индивидуальные особенности
каждого ребенка: и темперамент, и склонности,
и способности, и умственные, и физические
особенности.
2.2
Организация индивидуальной
работы воспитателя
с детьми
Педагогу необходимо знать индивидуальные особенности детей и основные принципы изучения индивидуальных особенностей для того, чтобы организовать работу с этими детьми, строить индивидуальный подход к ним.
Индивидуализация учения предполагает организацию учебной деятельности в соответствии с его особенностями и возможностями, уровнем развития. При этом чрезвычайно важно, чтобы у детей формировался индивидуальный стиль работы, индивидуально-своеобразные способы действий. В тоже время эти приёмы должны быть более или менее равноценны по конечным результатам, усвоенным знаниям, умениям, и навыкам. Обучение должно создавать максимальные условия для расцвета индивидуальности ученика, чтобы и в зрелые годы труд стал действительно творческим.
Индивидуализация учения предполагает, что для каждого ребёнка есть своя мера трудности, нижний её предел, который каждый должен в силу своих повышающихся возможностей стремится превзойти.
Индивидуализация учения не исключает, а предполагает коллективные, фронтальные, групповые формы деятельности.
Индивидуализация учения состоит в том, чтобы увидеть не только недостатки подготовки ребёнка к школе, но и особенности его психофизиологического развития и строить учебный процесс, исходя из этих возможностей и особенностей.
Поскольку необходимость индивидуальной работы возникает вследствие комплекса причин:
а) отрицательного влияния неблагоприятных семейных условий,
б) неудач в коллективе сверстников,
в) асоциального окружения.
То
общая стратегия
Педагогу прежде всего необходимо хорошо знать детей, видеть в каждом из них индивидуальные, своеобразные черты. Чем лучше разбирается воспитатель в индивидуальных особенностях школьников, тем правильнее он может организовать учебно-воспитательный процесс, применяя воспитательные меры в соответствии с индивидуальностью воспитанников.
Индивидуальный подход предполагает в первую очередь знание и учёт индивидуальных, специфических условий, которые повлияли на формирование той или иной черты личности. Это нужно знать потому, что только понимая природу того или иного личностного проявления, можно правильно реагировать на него.
Индивидуальный подход предполагает и знание побудительных причин поступков дошкольников. Различия в мотивах действий определяют и различия воспитательных мероприятий, которые должны быть осуществлены в связи с тем или иным поступком учащегося.
Осуществляя индивидуальный подход, следует помнить, что на детей по-разному влияют поощрения. Одного ребёнка полезно похвалить, так как это укрепляет его веру в свои силы; по отношению к другому от похвалы лучше воздержаться, чтобы не привести его к самоуспокоению, самоуверенности. Равно и подчёркивание недостатков может сыграть отрицательную роль по отношению к неуверенному в себе ребёнку и положительную, если школьник слишком самоуверен и несамокритичен.
Особое значение в индивидуальной работе с дошкольниками имеют
три момента:
1) в общении с ними очень важно тёплое, сердечное, доброжелательное отношение. Озлобленности, подозрительности, недоверчивости ребенка надо противопоставить доброту, душевную теплоту и мягкость;
2) педагогу необходимо уметь выявлять то положительное, что имеется в личности каждого ребёнка, даже самого трудного, самого педагогически запущенного и стараться опереться на это положительное в работе по его перевоспитанию. Выявить и использовать то положительное, что имеется в личности любого ребёнка, не всегда легко, зато этот приём воспитания весьма эффективен и полностью вознаградит учителя за затраченный труд. Когда ребёнок с помощью взрослых ребёнок открывает в себе что то положительное, хорошее, то это сознание благотворно действует на его поступки.
Вывод:
Работа по осуществлению индивидуального
подхода к детям в процессе воспитания
и обучения должна проводится систематически.
Индивидуальная работа реализуется во
всем объеме учебно-воспитательной работы.
2.3
Методические рекомендации
воспитателю детского
сада по организации
индивидуального
подхода к обучению
и воспитанию детей
На основе проделанной работы, исходя их полученных результатов, можно дать следующие рекомендации воспитателю по осуществлению индивидуального подхода в воспитании и обучении детей в условиях детского сада:
1. Индивидуальная работа должна проводиться регулярно, отражаться в перспективных и календарных планах, причем в плане указывается с кем именно проводится и с какой целью. Индивидуальная работа должна проводиться со всеми детьми.
2. Прежде чем начать индивидуальную работу следует провести исследование с целью изучения индивидуально-психологических особеннос-
тей ребенка. Для этого можно использовать различные методы: наблюдение, беседа с ребёнком, изучение документации, диагностика, изучение условий семейного воспитания. Особенно важно выявить два параметра: исследование типов темперамента дошкольников; изучение волевых проявлений. Для изучения данных параметров можно использовать методики, приведённые в приложении (Приложение А).
3. Воспитателю необходимо вести дневник наблюдения за детьми, в котором отмечать существенные стороны поведения:
- положительные проявления;
- отношения в коллективе;
- отношения к труду;
- особенности умственного развития.
На каждого ребёнка составляется характеристика по следующей схеме:
1) общие сведения о ребёнке;
2) данные о физическом состоянии;
3)
положительные проявления
4) отношение к коллективу;
5) отношение к труду;
6)
особенности умственного
7) педагогические выводы.
4. На основе проведённых наблюдений следует подобрать приёмы индивидуального подхода к ребёнку, пути воздействия на него, задачи, которые ставятся в последующий период.
5. Поскольку необходимость индивидуальной работы возникает вследствие комплекса причин, то общая стратегия воспитательного воздействия должна иметь ввиду и семью, и детский сад, и ближнее окружение. Надо сравниться, насколько это возможно, воздействовать на родителей, побуждать их перестроить характер внутренних отношений, больше внимания уделять ребёнку, посоветовать родителям ряд конкретных мер в отношении его, сообща определить линию поведения. К индивидуальной работе следует привлекать родителей. Для них можно организовать консультации по темам: «Знать ребенка, чтобы воспитывать», «Правильно ли воспитываем малыша?», «У каждого ребенка свой темперамент», «Развитие волевого поведения у дошкольников» и др.
6. В организации занятий следует учитывать склонности детей, их способности к усвоению материала, работе в группе, фронтальной и индивидуальной деятельности. Эффективно использование индивидуальных заданий. Можно организовать работу в группах, распределив детей по определённому признаку и разработав Разноуровневые задания.
7.
Индивидуальную работу с
8. Можно использовать развивающие игры, направленные на развитие нравственно-волевых качеств личности ребенка.
9. Необходимо, чтобы и воспитатель нашёл пути индивидуального подхода к ребёнку, вовлекла его в общие дела коллектива, игру, общение с другими детьми.
10.
Работа по осуществлению
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современной педагогике все более актуальной становится проблема учета индивидуальности учащихся в процессе воспитания и обучения: в этом заключаются социальные требования нового времени. Наиболее эффективным способом решения этих задач является индивидуализация процесса обучения и воспитания.
Целью индивидуализации процесса обучения и воспитания является развитие активно-творческих возможностей человека, создание реальных условий для обогащения интеллектуального, эмоционально-волевого и морального потенциала личности, стимулирование у ребёнка потребности в реализации своих способностей и задатков. Это достигается путем создания таких условий, которые обеспечивают максимальный психологический комфорт для учащихся и возможность их интенсивного развития.
Курсовая работа состоит из двух частей: теоретической и практической. В теоретической части освещена история вопроса об индивидуальном подходе к детям в процессе воспитания. Раскрыт вопрос о роли педагога в осуществлении индивидуального подхода, а также доказана необходимость и значение единства в осуществлении индивидуального подхода в детском саду.
На основе проделанной работы, разработаны методические рекомендации по организации индивидуального подхода в обучении и воспитании.
Основываясь на материалы курсовой работы, можно сделать следующие выводы:
1. Индивидуальный подход заключается в осуществлении педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей детей (темперамента, характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов).
2. Для организации индивидуального подхода педагог должен знать индивидуальные особенности дошкольника, так как изучение особенностей развития каждого ребенка создает условие для успешного учета этих особенностей в процессе обучения и воспитания.
Информация о работе Индивидуальный подход в обучении и воспитании дошкольников