Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:24, реферат
Л. И. Анцыферова утверждает, что по мере «овладения профессией происходит идентификация личности со своей деятельностью».
С. Л. Рубинштейн, критикуя тезисы биологизаторов об имманентном саморазвитии психики и духа, указал стратегическое направление дальнейшего исследования, а именно — изучение специфики конкретной деятельности, которая формирует психику, сознание и личность.
Следовательно, вне деятельности не может быть интеграции психики. Бездеятельность ведет к распаду психических механизмов и процессов. Именно в ходе деятельности психика, сознание обретают цельность. Сам предмет труда и соотносящиеся с ним процессы преобразований связывают все модальности восприятия в один узел. Потребность заставляет человека быть субъектом и приобрести субьектность как свойство.
Другой стороной этого явления, связанной только с профессиональной деятельностью субъекта, является деятельностный служебный формализм — бюрократизм чиновников, категоричность в суждениях и действиях, излишний консерватизм, ригидность, стереотипность в работе из-за стремления сохранить привычные формы труда. Все это проявления сугубо формального подхода к людям и в жизни, и в сфере деятельности представителей профессии типа «человек - человек».
Приведем один достаточно типичный пример из практики деятельности патрульно-постовой службы — самой массовой в милиции. Он ясно иллюстрирует наличие типичных ошибок в деятельности, которые можно квалифицировать как признак личностной или служебной деформации. Речь пойдет о волюнтаристском изменении исполнителем одной из норм деятельности — цели.
Перед сотрудником патрульно-постовой службы во время дежурства в холле Дворца спорта была поставлена абстрактно-конкретная цель — обеспечить сохранность общественного правопорядка в течение мероприятия. Заметив, что некий гражданин пытается негрубо нарушить общественный порядок (нетрезв, ведет себя вызывающе и т. п.), сотрудник предлагает ему покинуть помещение. Гражданин с выражением явного недовольства начинает выполнять указания милиционера, т. е. движется по направлению к выходу. На этом этапе развития событий все происходит в соответствии с правилами несения службы, поставленной начальником целью и желанием самого милиционера как субъекта труда. Сотрудник добился того, чтобы ситуация развивалась адекватно цели деятельности, — обеспечил сохранение правопорядка на вверенной ему территории.
Но через несколько секунд гражданин на ходу поворачивается в сторону милиционера и, состроив презрительную мину, шепчет что-то явно оскорбительное в его адрес. Сотрудник под влиянием чувства личной обиды громко останавливает гражданина и требует подойти к себе: «Что Вы сказали? А ну-ка повторите! Повторите при всех!» Начинается скандальная сцена, которая привлекает внимание окружающих. «За оскорбление сотрудника милиции при исполнении служебных обязанностей я задерживаю Вас. Пройдемте в отделение!» Далее милиционер сопровождает гражданина в отделение милиции, для чего покидает вверенную ему территорию, и т. п.
Что произошло? На втором этапе ситуации сотрудник, поддавшись провоцирующим личностным эмоциям, самовольно меняет одну цель собственной деятельности — обеспечение порядка — на другую — отомстить обидчику, наказать его за неправомерные действия. В человеке-милиционере в данном случае личность победила субъекта, профессионала, «робота». В результате нарушаются покой и порядок в холле, сотрудник покидает вверенную ему территорию, оставляет ее на какое-то время без присмотра.
Вот типичный пример самовольного изменения
одной из норм деятельности — цели.
Подобного рода ситуации происходят
сплошь и рядом. Часто они вызываются
недостатками психологически-личностного
плана — слабостью механизмов
у сотрудников МВД
Но нередко это бывает следствием
укоренившейся профессиональной привычки
— требовать от граждан и неуклонно
добиваться исполнения ими своих
распоряжений. Это одновременно и
законное право сотрудника, и его
обязанность. Благодаря профессиональной
выучке и опыту милиционеры
Информация о работе Индивидуальный подход к исследованию профессиональной деформации