Индивидуальный подход к исследованию профессиональной деформации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:24, реферат

Описание работы

Л. И. Анцыферова утверждает, что по мере «овладения профессией происходит идентификация личности со своей деятельностью».
С. Л. Рубинштейн, критикуя тезисы биологизаторов об имманентном саморазвитии психики и духа, указал стратегическое направление дальнейшего исследования, а именно — изучение специфики конкретной деятельности, которая формирует психику, сознание и личность.
Следовательно, вне деятельности не может быть интеграции психики. Бездеятельность ведет к распаду психических механизмов и процессов. Именно в ходе деятельности психика, сознание обретают цельность. Сам предмет труда и соотносящиеся с ним процессы преобразований связывают все модальности восприятия в один узел. Потребность заставляет человека быть субъектом и приобрести субьектность как свойство.

Работа содержит 1 файл

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ.docx

— 47.35 Кб (Скачать)

Другой стороной этого явления, связанной только с профессиональной деятельностью субъекта, является деятельностный служебный формализм — бюрократизм чиновников, категоричность в суждениях и действиях, излишний консерватизм, ригидность, стереотипность в работе из-за стремления сохранить привычные формы труда. Все это проявления сугубо формального подхода к людям и в жизни, и в сфере деятельности представителей профессии типа «человек - человек».

 

Приведем один достаточно типичный пример из практики деятельности патрульно-постовой службы — самой массовой в милиции. Он ясно иллюстрирует наличие типичных ошибок в деятельности, которые можно  квалифицировать как признак  личностной или служебной деформации. Речь пойдет о волюнтаристском изменении  исполнителем одной из норм деятельности — цели.

 

Перед сотрудником патрульно-постовой службы во время дежурства в холле  Дворца спорта была поставлена абстрактно-конкретная цель — обеспечить сохранность общественного  правопорядка в течение мероприятия. Заметив, что некий гражданин  пытается негрубо нарушить общественный порядок (нетрезв, ведет себя вызывающе  и т. п.), сотрудник предлагает ему  покинуть помещение. Гражданин с  выражением явного недовольства начинает выполнять указания милиционера, т. е. движется по направлению к выходу. На этом этапе развития событий все  происходит в соответствии с правилами  несения службы, поставленной начальником  целью и желанием самого милиционера как субъекта труда. Сотрудник добился того, чтобы ситуация развивалась адекватно цели деятельности, — обеспечил сохранение правопорядка на вверенной ему территории.

Но через несколько секунд гражданин  на ходу поворачивается в сторону  милиционера и, состроив презрительную  мину, шепчет что-то явно оскорбительное в его адрес. Сотрудник под  влиянием чувства личной обиды громко останавливает гражданина и требует  подойти к себе: «Что Вы сказали? А ну-ка повторите! Повторите при  всех!» Начинается скандальная сцена, которая привлекает внимание окружающих. «За оскорбление сотрудника милиции  при исполнении служебных обязанностей я задерживаю Вас. Пройдемте в  отделение!» Далее милиционер сопровождает гражданина в отделение милиции, для чего покидает вверенную ему  территорию, и т. п.

Что произошло? На втором этапе ситуации сотрудник, поддавшись провоцирующим  личностным эмоциям, самовольно меняет одну цель собственной деятельности — обеспечение порядка — на другую — отомстить обидчику, наказать его за неправомерные действия. В  человеке-милиционере в данном случае личность победила субъекта, профессионала, «робота». В результате нарушаются покой и порядок в холле, сотрудник  покидает вверенную ему территорию, оставляет ее на какое-то время без  присмотра.

Вот типичный пример самовольного изменения  одной из норм деятельности — цели. Подобного рода ситуации происходят сплошь и рядом. Часто они вызываются недостатками психологически-личностного  плана — слабостью механизмов у сотрудников МВД психологической  зашиты Я, отождествлением своего Я  со своей профессиональной ролью, неумением  согласовывать в себе разные части  своей индивидуальности; субъекта профессионального  труда и самобытной личности.

Но нередко это бывает следствием укоренившейся профессиональной привычки — требовать от граждан и неуклонно  добиваться исполнения ими своих  распоряжений. Это одновременно и  законное право сотрудника, и его  обязанность. Благодаря профессиональной выучке и опыту милиционеры вырабатывают в себе данное специализированное умение — способность подчинять своей  воле других.


Информация о работе Индивидуальный подход к исследованию профессиональной деформации