Индивидуальный подход к исследованию профессиональной деформации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:24, реферат

Описание работы

Л. И. Анцыферова утверждает, что по мере «овладения профессией происходит идентификация личности со своей деятельностью».
С. Л. Рубинштейн, критикуя тезисы биологизаторов об имманентном саморазвитии психики и духа, указал стратегическое направление дальнейшего исследования, а именно — изучение специфики конкретной деятельности, которая формирует психику, сознание и личность.
Следовательно, вне деятельности не может быть интеграции психики. Бездеятельность ведет к распаду психических механизмов и процессов. Именно в ходе деятельности психика, сознание обретают цельность. Сам предмет труда и соотносящиеся с ним процессы преобразований связывают все модальности восприятия в один узел. Потребность заставляет человека быть субъектом и приобрести субьектность как свойство.

Работа содержит 1 файл

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ.docx

— 47.35 Кб (Скачать)

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ  ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ

 

ПРОФЕССИЯ И ЛИЧНОСТЬ

 

Л. И. Анцыферова утверждает, что по мере «овладения профессией происходит идентификация личности со своей деятельностью».

С. Л. Рубинштейн, критикуя тезисы биологизаторов об имманентном саморазвитии психики и духа, указал стратегическое направление дальнейшего исследования, а именно — изучение специфики конкретной деятельности, которая формирует психику, сознание и личность.

Следовательно, вне деятельности не может быть интеграции психики. Бездеятельность  ведет к распаду психических  механизмов и процессов. Именно в  ходе деятельности психика, сознание обретают цельность. Сам предмет труда  и соотносящиеся с ним процессы преобразований связывают все модальности  восприятия в один узел. Потребность  заставляет человека быть субъектом  и приобрести субьектность как свойство.

Г. В. Суходольский отмечает, что «действия  формируются путем обучения и  воспитания, причем формирование действий — это и формирование психических  процессов, состояний и свойств психики. Психическое развитие человека есть процесс превращения внешней деятельности во внутреннюю (интериоризация) и процесс превращения внутренней деятельности во внешнюю (экстериоризация), преобразующий среду, создающий культурные ценности».

 

Обсуждая связь деятельности и  личности А. И. Китов выделяет следующие функции деятельности в жизни личности:

  • деятельность - это специфический механизм удовлетворения потребностей личности;
  • деятельность объективирует внутренний мир личности, делает его доступным для наблюдения со стороны;
  • деятельность преобразует не только ощущаемый мир, но и внутренний;
  • деятельность переносит личностные качества и свойства, способности и мастерство человека на свой предмет, в котором они затухают и покоятся; на предмете деятельности всегда можно обнаружить отпечаток личности, например, изучая следы преступления;
  • деятельность не только проявляется вовне (экстериоризуется), но одновременно она интериоризуется, т. е. свертывается, принимает идеальную форму и влечет за собой существенные изменения в психике.

При этом А. И. Китов особо  выделяет три направления влияния  деятельности на личность:

1) совершенствуются механизмы  психического отражения;

2) деятельность «оседает»  в психике как система знаний;

3) деятельность переносит  во внутренний мир личности  свои аспекты, и в том числе  идеологические.

 

Касаясь вопроса о социальных потребностях, которые диктуют некоторую унификацию личностей при исполнении профессиональных ролей, О. С. Анисимов пишет: «Переходя  на точку зрения социальных потребностей, рождающихся при необходимости  воспроизводства (...) самой деятельности, мы как бы теряем уникальность индивида и его индивидуальной деятельности, делаем более важной возможность  адекватной и быстрой замены индивида, если он не вписывается в социальный механизм воспроизводства деятельности.

Известно, что между трудом, деятельностью  и сознанием, личностью существует тесное единство. Деятельность человека как фактор человеческого развития составляет необходимое звено в  сложной цепи причинно-следственной зависимости сознания от общественного  бытия».

Необходимо также рассмотреть  сравнительную роль труда и воспитания в социальной детерминации индивидуального  развития человека. Долгое время в  нашей психологической и педагогической науке неявно подразумевалось, что  трудовая деятельность, труд является основным и главным фактором формирования человека. Считалось, что взрослый трудящийся человек уже является зрелым и  всесторонне развитым. Но нельзя считать, как это делается и до настоящего времени, что стоит только человеку приступить к труду, как все проблемы его всестороннего развития будут  автоматически решены. Во-первых, сам  труд различается по разным параметрам. Труд труду рознь. Существуют различные виды труда: общественно полезный и бесполезный, творческий и рутинный, осмысленный и бессмысленный {«сизифов труд»), коллективный и индивидуальный, труд рабочего на заводе и крестьянина в поле, научного сотрудника и военнослужащего (труд как служба), труд домохозяек и труд работников искусства и культуры и т. п.

Каждый из видов труда  обладает воспитательными возможностями  в разной степени. Один труд может  способствовать всестороннему развитию личности, другой же тормозить это  развитие. В частности, классики марксизма писали об отупляющем влиянии конвейерного труда на предприятиях. Исследования показывают, что малоквалифицированный, неинтересный, физически тяжелый труд не стимулирует развитие личности работника, ограничивает его стремление к духовному росту и нередко сопряжен с асоциальными формами поведения.

Во-вторых, что очень существенно, труд обладает воспитывающими возможностями  только в потенции. Воспитательные возможности всякого труда присутствуют только в скрытом виде. А. С. Макаренко писал о том, что труд обладает свойством нейтральности по отношению к эффектам воспитания [113, с. 42]. Он может воспитать и духовно богатую личность, и раба, эгоиста.

Об этом свойстве труда у нас  часто забывают. Долгое время считалось, что любая трудовая деятельность гарантирует человека от различных  деформаций сознания и личности. Подразумевалось, что воспитанием человека необходимо заниматься лишь до достижения им взрослого  трудоспособного возраста. И поэтому  педагогика в основном развивалась  как детская, школьная. Именно поэтому  такой раздел педагогической науки, как андрогогика (педагогика взрослых), наименее разработан.

В профессиональной деятельности человек не только развивается, но и расходуется, утрачивая при этом нечто очень важное. Причем не только свою силу в физическом, физиологическом, механическом смысле, но и еще некоторые другие ресурсы и потенции.

Сугубо соматические свойства работников давно изучаются профессиоведами. Это профессиональные заболевания.

Потенциальные воспитательные возможности  труда могут быть реализованы  лишь только при соблюдении определенных условий. Эти условия еще только предстоит исследовать.

Таким образом, общий тезис о  тесной взаимосвязи между абстрактной  деятельностью и совокупной личностью  необходимо в дальнейшем конкретизировать. Надо по отношению к каждой профессиональной деятельности отдельно рассматривать  то позитивное и негативное в ней, что может благотворно и отрицательно влиять на личность.

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ  КАК РЕГУЛЯТОРЫ ЖИЗНИ

 

Из этики и деонтологии (учения о должном как о требованиях нравственности, которые выступают в форме предписаний) известно, что морально-этические нормы представляют собой очень мощные регуляторы всей жизнедеятельности личности. Это справедливо как для норм общей этики, так и для отдельного ее раздела — трудовой морали, которая призвана ориентировать людей в более узкой сфере трудовых взаимоотношений. В еще более узкой области — в профессиональной деятельности — функционируют так называемые нормы профессиональной этики и деонтологии. Особенно велика их роль в такой профессиональной сфере, которая имеет дело с людьми.

В тех ситуациях, когда деятельностные нормы недостаточно определены и плохо конкретизированы, когда исполнитель вынужден выходить в управленческую позицию и заниматься «усматриванием», тогда он в качестве основания своего выбора использует те или другие нормы этики, трудовой морали или более частные нормы профессиональной этики.

Для обоснования этого  тезиса можно привести примеры из общественной практики. В частности, один хорошо известный принцип профессиональной этики медицинских работников «Не  навреди!» выполняет функцию «конкретизатора» деятельностных норм и дополнительного основания для принятия решения в ситуации выбора: «Ампутировать или нет?»

Из современной практики можно  сослаться на такие специфические  нормы профессиональной этики, которые  сформулировали сами специалисты в  относительно новой для России отрасли  труда. Бойцы недавно созданного спецотряда быстрого реагирования в  системе внутренних войск МВД  России «Витязь» самостоятельно определили для себя этический принцип: «Наш выстрел - второй!» (не первый и не третий). Это означает для них некоторое  дополнительное основание для принятия решений в экстремальных ситуациях  скоротечного огневого контакта с преступниками. Этот принцип выполняет регулятивную функцию.

Данный тезис профессиональной этики и деонтологии не является подзаконным актом. Он существует только в сознании военнослужащих «Витязя», но позволяет им адекватно конкретизировать очень абстрактные «Правила применения оружия на поражение», изложенные в  соответствующих законах о деятельности подразделений МВД. Подобная «хитрая» формулировка частного этического правила  субъективно является для бойцов некоторым «обходным маневром», лазейкой между общеморальным принципом «Не убий!», с одной стороны, и императивным требованием служебного долга «Стреляй!» — с другой.

Особенно важными моральными нормами  в таких ситуациях являются представления  о долге, в том числе и о  профессиональном долге. *Долг — это  общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях в  такой форме, в какой они выступают  перед определенной личностью. Иными  словами, это превращение требования нравственности, которое в равной мере относится ко всем людям, в личную задачу данного конкретного лица, сформулированную применительно к  его положению и ситуации, в  которой он находится в данный момент. Долг каждого отдельного человека принимает бесконечно разнообразные  формы в зависимости от социальных обстоятельств и жизненных ситуаций, в которые попадает данный человек.

Для правильной моральной деятельности личность должна иметь хорошо развитые интеллектуальные способности, чтобы уметь логически верно мыслить в категориях конкретно-абстрактного, общего и частного.

В моральном действии также различают  следующие моменты: цель; использование  имеющихся средств; волевое усилие и преодоление препятствия; достижение того результата, который предполагается; последствия, к которым привело действие в результате его взаимодействия с внешними обстоятельствами, условиями.

Разновидностью моральных действий является моральный выбор. Моральный  выбор - акт духовной деятельности личности, предшествующий принятию решения (намерение), предопределяющий содержание будущего практического действия. Наличие морального выбора — отличительная черта морального поступка, предполагающего свободу личного решения, способность человека выбирать между добром и злом. Субъект должен уметь делать моральный выбор в типовых ситуациях. Подобным мыслительным операциям субъекта необходимо специально учить в учебных заведениях. Это и будет одним из мероприятий по профилактике профессиональной деформации. Моральный выбор выражается в оказании предпочтения одному из возможных поступков в плохо определенной ситуации, когда сталкиваются между собой интересы личности и группы, общества, собственные и чужие интересы (эгоизм—альтруизм) или вступают в противоречие различные моральные и деятельностные требования.

Вечные проблемы этики существуют и в разных профессиях. Например, в медицине это проблема врачебной тайны или экспериментирования над людьми. Тысячелетняя история врачевания людей неразрывно связана с обсуждением морально-этических и деонтологических вопросов, формулированием норм профессиональной врачебной этики, обязанностью следования священным традициям и обычаям. Дошедшие до настоящего времени заветы врачей древнего мира (например, клятва Гиппократа) убедительно доказывают важность профессионально-этической подготовки врачей.

Современная медицинская  деонтология изучает следующие  основные разделы профессиональной этики в зависимости от субъект-предметных отношений:

1) врач (медицинская сестра) — больной;

2) врач и общество, государство,  право;

3) врач и коллеги, медицинский  коллектив;

4) врач и микросоциальное окружение больного (родственники пациента, друзья, соседи);

5) врач и его отношение  к самому себе, его самооценка, самоконтроль, самосознание, профессиональное  самовоспитание.

 

Известно, что нормы профессиональной этики, как и нормы деятельности вообще, не вечны, но историчны. Эти  нормы возникают и изменяются вместе с развитием всего общества, с развитием той или другой профессиональной сферы. Несмотря на многовековую историю обсуждения вопросов медицинской  этики, некоторые из них до сих  пор еще не нашли однозначного решения. Например, до сих пор дискутируется проблема сохранения врачебной тайны или проблема экспериментирования на людях.

 

Поэтому нужно проводить специальные обсуждения современной литературы по актуальным вопросам профессиональной этики и деонтологии. Нельзя надеяться, что каждый специалист сможет самостоятельно решить актуальные проблемы своей профессиональной морально-этической и деонтологической подготовки.

В составлении модели специалиста  необходимо предусмотреть качества, характеризующие его морально-этические  признаки. Надо стремиться к тому, чтобы  перечень этих свойств был достаточно широк или максимально полон. Особенно в человековедческих профессиях. Несмотря на существующие трудности в диагностике, оценке и контроле уровня развития этих свойств, необходимо в модели специалиста зафиксировать набор профессионально важных качеств личности: характер, мировоззрение, образ мышления, установки, потребности, мотивы, эмоционально-волевые параметры.

 

Также характеристики ближайшего социального окружения - это важный фактор, определяющий содержание многих предписывающих нормативов поведения. Сюда включаются в том числе институциональные параметры той социотехнической организации, которые нормативно предписывают работникам определенную линию поведения в соответствии с заданными профессиональными статусами или статусно-ролевыми репертуарами поведения (формально-официальная стандартизация не только деятельности, но и профессионального поведения). Социальные ожидания общества по отношению к представителям определенных профессий фиксируются в тех или иных текстах. Например, в производственных песнях, где формулируются представления людей о типичных обликах личности определенных профессионалов: мужественный, суровый офицер; добрый, гуманный врач, учитель; строгий и справедливый начальник, судья; вежливый, услужливый продавец, работник службы быта, сервиса и т. п. В них формулируются ожидаемые поведенческие схемы и стереотипы, выражающие социокультурные идеалы профессиональной субкультуры и соответствующих ей способов общения и поведения.

Информация о работе Индивидуальный подход к исследованию профессиональной деформации