Индивидуальный подход к исследованию профессиональной деформации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:24, реферат

Описание работы

Л. И. Анцыферова утверждает, что по мере «овладения профессией происходит идентификация личности со своей деятельностью».
С. Л. Рубинштейн, критикуя тезисы биологизаторов об имманентном саморазвитии психики и духа, указал стратегическое направление дальнейшего исследования, а именно — изучение специфики конкретной деятельности, которая формирует психику, сознание и личность.
Следовательно, вне деятельности не может быть интеграции психики. Бездеятельность ведет к распаду психических механизмов и процессов. Именно в ходе деятельности психика, сознание обретают цельность. Сам предмет труда и соотносящиеся с ним процессы преобразований связывают все модальности восприятия в один узел. Потребность заставляет человека быть субъектом и приобрести субьектность как свойство.

Работа содержит 1 файл

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ.docx

— 47.35 Кб (Скачать)

Например, внешний облик врача  должен соответствовать идеалам  здорового человека: «Врач, исцелись сам!». Он должен демонстрировать социально и культурно одобряемые формы поведения: не курить, не употреблять наркотики, алкоголь, иметь чистые ухоженные руки и т. п. Например, профессиональная этика хирургов требует, чтобы они постоянно содержали руки в рабочем состоянии: без въевшихся пятен от машинного масла, с аккуратно подстриженными ногтями и т. п. Или профессиональный долг военнослужащего, связанный с необходимостью сохранения и поддержания постоянной боеготовности, требует от него умеренного употребления спиртных напитков и спортивного образа жизни.

В этих примерах наглядно видно, как  требования профессиональной деятельности вторгаются в сферу жизни, поведения, быта и оказывают свое влияния  наличность человека. И наоборот, как  сами трудовые конфликты и проблемы в профессиональной деятельности ставят вопросы этического характера.

 

В целях рассмотрения роли других социальных регуляторов — правовых норм — желательно обратиться к  работам Л. И. ПетражицкогоПраво выступает как определенный механизм селекции желательных для общества поведенческих норм. Под нормой права он понимает такую норму, которая, налагая на одно лицо обязанности, в то же время закрепляет положительный результат этой обязанности за другим лицом.

Нормы же морали зачастую остаются на интуитивном, т. е. плохо осознаваемом, уровне. Для того чтобы их формализовать, еще требуется проделать известные  мыслительные операции, что, разумеется, требует определенного уровня интеллектуального  развития человека.

К нормам права предъявляется требование их непротиворечивости, а нормы морали могут оставаться и противоречивыми  друг другу именно потому, что они  плохо осмыслены, нечетко выражены и во многом психо-логичны. Например, кто должен первым войти в переполненный автобус - 20-летний юноша или 50-летний мужчина, - если руководствоваться лишь принципом «Молодым везде у нас дорога — старикам везде у нас почет»?

 

В обществе, в группе созданы  специальные социальные механизмы  рождения и поддержания обобщенного  образа представителей определенной профессиональной группы. Этот типичный имидж выполняет  несколько функций:

  • в нем выражаются требования общества к данной профессиональной роли;
  • этот образ должен помочь новичкам точнее самоопределиться в профессиональной роли;
  • в образе типичного профессионала должны быть зафиксированы престиж данной профессии, общественная потребность в людях особого типа.

 

В типовых профессиональных образах находят свое воплощение идеальные носители определенной профессиональной роли, соответствующие всему перечню  предъявляемых к ним требований. В них отражаются социальные ожидания, запросы и потребности общества в людях определенного склада (добытчики черного золота — шахтеры, нефтяники; добытчики мягкого золота — охотники, работники звероферм).

1. Точность диагноза.

 

Точность диагноза должна быть достаточной для того, чтобы  можно было принять дальнейшее управленческое решение (медицинское, судебное, кадровое, учебное и т. п.). Мера точности определяется конкретной практической ситуацией. Изучая историю развития общей и специальной  диагностики разного рода экспертиз  — судебных, психологических, психиатрических, врачебных, криминалистических, — можно  сделать вывод, что по мере развития общественной практики требования к  точности постоянно повышаются. Это  связано как с общей направленностью  внимания на индивидуальные особенности  людей, так и с развитием прикладных областей знаний (например, фармакологии).

 

Из-за постоянного усложнения, детализации  профессионального труда повышаются требования к личности субъекта деятельности. Соответственно, это требует и  более специализированной, более  «точечной» диагностики свойств  человека. Поэтому степень точности постоянно увеличивается. Этому  способствуют и общий уровень  человековедческих знаний, и совершенствование способов и средств диагностики.

 

 

 

2. Полнота диагностики.

 

Диагностическое заключение о свойствах индивида, личности, субъекта должно не только содержать  точное количественное указание сданном  специальном параметре, но и включать информацию о сопутствующих качествах  человека. Полнота диагностики требует  и информации об истории развития того или иного качества (симптома), и реализации генетического подхода  к диагностике.

 

 

 

3. Своевременность диагностики.

 

Диагностическое заключение о качествах человека должно быть у управленца именно в тот момент, когда оно необходимо. Чаще всего  требование своевременности формулируется  в терминах «ранняя», «быстрая» диагностика. Но, учитывая ряд последующих, иногда противоречивых требований, лучше, на наш взгляд, использовать термин «своевременная». Всякая диагностическая процедура связана с расходованием определенных ресурсов — финансовых, материальных, трудовых, временных и т. п. Поэтому излишне ранняя диагностика может оказаться пустой тратой ресурсов, не обусловленных требованиями практики.

 

4. Безопасность диагностики  для самого человека.

 

Это связано с использованием таких процедур, которые наименее опасны, не обременительны для человека. Не допускается применение таких  средств, которые могут нанести  существенный вред человеку. Известно, что некоторые современные методы медицинской диагностики связаны  с существенным проникновением в  тело человека, с изъятием у него большого количества важного материала (крови, тканей и т. п.).

 

Любая диагностика невозможна без  некоторого «насилия» над человеком. Даже простое неаппаратурное наблюдение над поведением человека может быть истолковано как несанкционированное (или даже преступное) вмешательство в личную жизнь. Поэтому в некоторых странах существуют законы, запрещающие такое посягательство на личные тайны людей без их на то согласия. Например, нельзя взять диагностическое интервью без согласия человека. С развитием же средств диагностики (электронная, видео-, звукозаписывающая аппаратура) требование безопасности для жизни, соматического, психического и социального здоровья гражданина становится чрезвычайно актуальным.

 

 

 

5. Обеспечение коллегиальности  и преемственности диагностики.

 

Учитывая, что современное человекознание все более дифференцируется, возрастает необходимость согласования результатов диагности-ческих процедур и формулирования общего вывода представителями разных научных дисциплин. Например, в судебной практике проведения экспертиз двух типов — психологической и психиатрической — уже осознана нужда в их комплексном осуществлении для решения вопросов (не) вменяемости, наличии или отсутствии психологической аномалии у обвиняемых и подсудимых лиц. Еще более остро встает эта проблема в медицине, где уже существует около 200 наименований специалистов. Проблема обеспечения-коллегиальности имеет несколько аспектов: организа-ционный, образовательный и т. п.

 

Мы скажем только об одном —  методологическом. Каждая из наук о  человеке исторична, имеет собственный  терминологический аппарат со своим  словарем значений понятий, со своим  инструментарием, концепциями и  подходами. Возникают трудности  их совмещения по отношению к конкретному, отдельному человеку. Здесь необходима хорошая общеметодологическая подготовка специалистов.

 

Велика и роль ритуалов в профессиональном воспитании, в повышении культуры профессионального самоопределения. Клятва, присяга, другие ритуалы, красиво  и с душой организованные, помогают начинающим специалистам быстрее и  точнее понять сущность своей деятельности. Тексты клятвы, присяги могут меняться, уточняться на протяжении жизни разных поколений, как это было, например, с клятвой Гиппократа, но сам текст  должен вызывать яркие и четкие образы, быть легко запоминаемым. В нем  должны быть определенно сформулированные принципы труда. Очень важно при  этом формулировать тезисы клятвы (присяги) в положительных терминах, стараться, чтобы частичка «не» отсут­ствовала в тексте. Например, тезис «Не навреди!» в клятве Гиппократа является примером плохой позитивной ориентации деятеля.

 

Ритуально-церемониальные формы в рамках профессиональных, долж-ностных ролей, кроме личностного включения человека в профессиональную среду и ознакомления с деятельностно-профессиональными нормами, выполняют несколько функций:

  • обеспечивают фиксацию и трансляцию значимых профессиональных ценностей, традиций, обычаев, шаблонов поведения;
  • закрепляют и совершенствуют нормы трудовой и профессиональной морали и этикета;
  • фиксируют и поддерживают устойчивость и психологическое единство со своей профессиональной организацией;
  • облегчают процессы профессионального самоопределения.

 

Нормы профессиональной этики испытывают на себе давление социальных условий  труда, ближайшего социального окружения, доминирующего мнения членов определенного  профессионального цеха, традиций, технологий, орудийного оснащения и  других сугубо деятельностных факторов. Они могут под этим давлением деформироваться. Подобное тесное взаимодействие между этическими и деятельностными нормами, носителем которых является, с одной стороны, человек как личность, а с другой — человек как субъект, может приводить к определенному (де) формированию сознания и мировоззрения в целом.

Таким образом, моральные нормы, в  том числе нормы профессиональной этики, служат мощным регулятором деятельности человека. Носителем этих норм является личность. Эти нормы личность получает также из произведений литературы и  искусства, из средств массовой информации. Нормы профессиональной этики существуют в разных формах - в понятиях о  профессиональном долге, в идеальном  образе специалиста, — они транслируются  в виде специальных ритуалов, обрядов.

 

СВЯЗЬ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛА  В ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

 

О. С. Анисимов, рассматривая соотношение  этих понятий, уточняет: «Введение категорий  индивид, субъект, личность, индивидуальность означает введение общих рамок развития человека. Начиная с естественных форм существования и проявления (индивидность), человек социализируется дважды — в ситуации воспроизведения способов деятельности, общения и существования (субъектность) и в творческих ситуациях (личность), получая преобразованный вариант своего существования, в том числе — творческого существования индивидности (индивидуальность)».

Структура человека как субъекта образуется из определенных свойств индивида и  личности, соответствующих предмету и средствам деятельности.

 

Не обычная, а профессиональная психика формируется и развивается в ходе профессионального обучения, воспитания, накопления опыта профессиональной работы. Профессиональная психика накладывает свой отпечаток на все характеристики человека как индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности, а также на метасистему, в которой он работает. Из абстрактного "субъекта деятельности" человек превращается в конкретного субъекта профессиональной деятельности, т. е. в профессионала, специалиста» [159, с. 69].

Разумеется, основной деятельностью  человека является его профессия, поэтому, характеризуя личность, невозможно обойтись без характеристик человека как  профессионала, специалиста в какой-то определенной и ограниченной сфере  труда.

 

Б. Г. Ананьев указывал на противоречивость взаимосвязи между различными составляющими  элементами индивидуальности — индивида, субъекта и личности. Он считал центральным  для нравственного воспитания —  управление процессом усвоения и  освоения социально значимых требований к формированию общей мотивационной  сферы личности. Он писал: «А это  все составляет по существу сферу  нравственного воспитания».

 

Действительно, в структуре личностных отношений конкретизация обшей  цели деятельности, связь последней  с конкретной ситуацией обеспечиваются мотивами, выражающими личностный смысл  деятельности. Мотивы как бы связывают  цели деятельности с конкретной ситуацией.

 

На наш взгляд, эти авторы смогли увидеть и подчеркнуть связь  и противоречие между такими категориями, как «общее - частное» и «абстрактное—конкретное». На самом деле умственно-логический и эмоционально-личностный переход от всегда абстрактных норм общечеловеческой морали и этики к менее обобщенным нормам трудовой и профессиональной этики и от них к предельно конкретной норме в деятельности (целеполагание, выбор цели действий в реальной ситуации) - это всегда чрезвычайно сложная, трудная задача и проблема для многих исполнителей в процессе труда.

 

Сама деятельность как особый тип  жизнедеятельности, призванный гарантировать  получение строго определенного  продукта с заранее известными свойствами при соблюдении всех требований технологической  дисциплины, необходимо заставляет субъекта изначально принять установку на диктат формы, деятельностной нормы. Деятельность же, в отличие от просто поведения, вынуждает субъекта иметь строго структурированное мышление.

Установки, ценности, мировоззрение, идеалы, морально-этические нормы  являются принадлежностью не субъекта деятельности, это все характеристики личности как представителя социума. Именно личность служит носителем этих поведенческих и жизненных норм. Морально-этические жизненные принципы, нормы в качестве существенной характеристики личности существуют в структуре  целостной индивидуальности еще  до вхождения в сферу какой-либо профессиональной деятельности.

Информация о работе Индивидуальный подход к исследованию профессиональной деформации