Индивидуальные педагогические способности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 02:24, контрольная работа

Описание работы

Большинство студентов, поступающих в педагогические вузы, имеют интерес к профессии педагога и склонность к педагогической деятельности. Очень часто, в основе этого интереса лежит образ первого учителя или учителя в средних и в старших классах - педагога талантливого, творческого, увлечённого, любящего детей и свою профессию, настоящего мастера своего дела. Деятельность такого учителя, его личность становятся тем примером, идеалом, к достижению которого стремится будущий педагог.

Содержание

Введение
I. Индивидуальный стиль деятельности, как условие эффективности работы педагога, и условия его формирования
1.1. Понятие индивидуального стиля деятельности педагога
1.2. Структура личности, лежащая в основе выработки индивидуального стиля деятельности
1.3. Применение чужого педагогического опыта, как одно из условий формирования индивидуального стиля деятельности педагога
Выводы по главе
II. Установление зависимости успешности педагогической деятельности от использования чужого педагогического опыта для формирования индивидуального стиля
2.1 Диагностирование успешности деятельности педагогов
2.2 Изучение индивидуальных стилей деятельности педагогов, для выявления
зависимости его успешности от использования чужого педагогического опыта
2.3 Рекомендации по формированию индивидуального стиля педагогической деятельности
Выводы по главе II
Заключение
Литература
Приложение 1
Диагностика успешности деятельности педагога с точки зрения самого педагога
Приложение 2
Диагностика успешности деятельности педагога с точки зрения учащихся
Приложение 3
Определение вида индивидуального стиля деятельности
Приложение 4
Выявление влияния на успешность педагогической деятельности использование учителем чужого педагогического опыта.
Приложение 5
Карта профессионального развития студента

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 42.55 Кб (Скачать)

71,4 

25 

 

 

 

Анализ результатов показал, что 85,7% опрошенных I группы используют для формирования индивидуального  стиля деятельности чужой педагогический опыт. При этом используют опыт работы старших коллег своего коллектива и  опыт педагогов-новаторов -71, 4%, посещают открытые уроки и используют новые  методы и приемы, полученные в результате посещения этих уроков- 57,1 %; 71, 4% опрошенных этой группы считают, что использование  опыта работы других педагогов является залогом успешности их педагогической деятельности.

 

Анализ ответов педагогов  второй и третьей групп показал, что 50% и более опрошенных не используют в своей работе опыт других педагогов.

 

Видим, что использование  в работе чужого педагогического  опыта влияет на формирование индивидуального  стиля и способствует успешности деятельности педагога.

 

Таким образом, проведенные  нами исследования позволяют сделать  следующие выводы:

 

1. Не все работающие  в современной школе учителя  считают свою деятельность успешной.

 

2. Мнение педагогов об  успешности их деятельности подтверждается  мнением их учеников.

 

3. Тот вид индивидуального  стиля педагогической деятельности, который сформировался у учителя,  не является решающим фактором  успешности его деятельности.

 

4. Одним из факторов влияющих на формирование индивидуального стиля деятельности является использование чужого педагогического опыта.

 

5. Использование чужого  педагогического опыта является  одним из условий успешности  педагогической деятельности.

 

Полученные выводы полностью  подтверждают выдвинутую гипотезу.

 

2.3 Рекомендации по формированию  индивидуального стиля педагогической  деятельности

 

Формирование индивидуального  стиля происходит постоянно, на различных  этапах педагогической деятельности. По мнению И. Ф. Демидовой этот процесс  осуществляется постепенно, проходя  следующие стадии:

 

1.Творческая самонастройка  на педагогическую деятельность.

 

2. Педагогическая диагностика.

 

3. Педагогическое прогнозирование.

 

4. Целеобразование.

 

5. Планирование.

 

6. Осуществление, оценивание  результатов и коррекция .

 

[Демидова И. Ф. Педагогическая  психология.- Ростов н/Д, 2003.- с. 159]

 

Творческая самонастройка  на педагогическую деятельность начинается еще в школе, когда ученик решает стать в будущем студентом  педагогического вуза. Продолжается эта стадия весь период профессионального  обучения. В это же время осуществляется диагностирование предпосылок развития индивидуального стиля деятельности, что позволит определить приоритетные направления развития данной личности.

 

А. П. Чернявская предлагает каждому студенту педагогического  вуза составить карту индивидуального  профессионального развития, в которой  фиксируются те направления, по которым  студенту необходимо осуществлять развитие своего индивидуального стиля. ( См. приложение 5).

 

Такая или подобная ей карта  может помочь сформулировать цели и  спланировать действия по дальнейшему  саморазвитию.

 

А. П. Чернявская предлагает следующие рекомендации по практической организации самостоятельной работы по выработке индивидуального стиля  педагогической деятельности:

 

1. При анализе профессионального  развития следует фокусироваться  на глубоком осмыслении двух  процессов - передачи знаний и  усвоение их детьми - и понимании  детей, которых обучает педагог.

 

2. В профессиональном развитии  учитель всегда выступает в  двух ролях - обучающего и ученика.  В своем развитии не останавливается  только тот учитель, который  постоянно учится сам. Важно  почувствовать обе роли, только  тогда развитие будет эффективным. 

 

3. В основе развития  лежит собственная активность  учителей, их самостоятельность  в приобретении нового опыта  и знаний и включении их  в свою практику.

 

4. Эффективнее развивается  учитель, имеющий ни одну, а  несколько возможностей для развития (например, совершенствование в нескольких  методических приёмах, различных  дидактических и воспитательных  технология и др.). С одной стороны,  не найдя в какой-то момент  источников информации или коллег - единомышленников для развития  в одном направлении, педагог  может переключиться на другое. С другой стороны, развитие  в одной области поможет быстрейшему  развитию в другой.

 

5. Огромную помощь оказывает  кооперирование с коллегами при  приобретении нового опыта. Только  при объединении с другими  учителями возможно быстрое и  эффективное приобретение новых  знаний и внедрение их в  практику. Рефлексия, неизбежно возникающая  при обсуждении дел с коллегами,  наиболее эффективна именно в  группе, и она быстрее способствует  изменению «педагогического мировоззрения».

 

6. Последние правило - немедленная «тренировка» или опробование на практике новых знаний и приёмов. Прежде чем опробовать новое в классе, следует провести «тренировку» в группе коллег.

 

7. Побывав на такой «тренировке»  в роле ученика, педагог сможет  лучше понять реакцию реальных  детей на изменения в методах  или содержании обучения.

 

[Чернявская А. П. Педагогическая  техника в работе учителя.- М.- с. 101]

 

Использование опыта коллег не должно быть автоматическим переносом  в свою деятельность чужих находок, а должно осуществляться на основе их переосмысления и творческой переработки  с учетом индивидуальности педагога.

 

Выводы по главе II

 

 

1) Формирование индивидуального  стиля деятельности является  важнейшим условием реализации  возможностей педагога и достижения  успешности его деятельности.

 

2)  Этот процесс формирования  осуществляется эффективно в  том случае, когда он не является  стихийным, а строится целенаправленно  по этапам: диагностика, прогнозирование,  осуществление, рефлексия, коррекция. 

 

3) Одним из условий формирования  индивидуального стиля педагогической  деятельности является использование  чужого педагогического опыта.

 

4)  Оно эффективно только  в том случае, когда не является  простым копированием.

 

5) Опыт других педагогов  должен творчески перерабатываться  учителем с учетом его педагогической  индивидуальности.

 

Заключение

 

 

Известный советский психолог Б. М. Теплов писал: « Нет ничего нежизненнее  и схоластичнее идеи о том, что существует только один способ успешного выполнения всякой деятельности. Эти способы бесконечно разнообразны, как разнообразны человеческие способности». [ Теплов Б. М. Способности и одаренность. - М.,1961.-с. 42.]

 

В педагогической деятельности успех достигается благодаря  развитию и использованию педагогом  наиболее сильных сторон личности, наиболее ярких его способностей. Наиболее полно возможности педагога реализуются через индивидуальный стиль деятельности. Учитывая возможность проблемы профессионального становления и формирования индивидуального педагогического стиля для будущего педагога мы ставили своей целью установить зависимость успешности педагогической деятельности от использования опыта других педагогов для формирования индивидуального стиля деятельности. Для достижения поставленной цели нами были решены ряд задач. В I (теоретической) главе были выделены определения таких понятий, как деятельность, педагогическая деятельность, индивидуальный стиль, индивидуальный стиль педагогической деятельности, на основе анализа литературы по изучаемой проблеме. Мы выделили основные подструктуры личности, лежащие в основе формирования индивидуального стиля педагогической деятельности. Это биологически обусловленные особенности, формы отражения, опыт, направленность.

 

Во II (практической) главе  описывается проведенное исследование, в ходе которого были подобраны и  применены методики:

 

«Диагностика успешности деятельности педагога с точки зрения самого педагога», «Диагностика успешности деятельности педагога с точки зрения учащихся», «Определение вида индивидуального  стиля деятельности»,«Выявление влияния на успешность педагогической деятельности использование учителем чужого педагогического опыта», анализ результатов, которого показал, что одним из условий формирования индивидуального стиля деятельности является использование чужого педагогического опыта. С учетом результатов исследования и в ходе анализа литературы по изучаемой проблеме, нами были подобраны рекомендации по формированию индивидуального стиля педагогической деятельности.

 

Таким образом, в целом  цель работы была достигнута, задачи решены. Однако объем работы не позволил мне  рассмотреть и другие факторы  становления индивидуального педагогического  стиля, помимо использования чужого опыта. Дальнейшие исследования могут  быть направлены на разработку новых  методик диагностики и формирования индивидуального стиля педагогической деятельности.


Информация о работе Индивидуальные педагогические способности