Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 02:24, контрольная работа
Большинство студентов, поступающих в педагогические вузы, имеют интерес к профессии педагога и склонность к педагогической деятельности. Очень часто, в основе этого интереса лежит образ первого учителя или учителя в средних и в старших классах - педагога талантливого, творческого, увлечённого, любящего детей и свою профессию, настоящего мастера своего дела. Деятельность такого учителя, его личность становятся тем примером, идеалом, к достижению которого стремится будущий педагог.
Введение
I. Индивидуальный стиль деятельности, как условие эффективности работы педагога, и условия его формирования
1.1. Понятие индивидуального стиля деятельности педагога
1.2. Структура личности, лежащая в основе выработки индивидуального стиля деятельности
1.3. Применение чужого педагогического опыта, как одно из условий формирования индивидуального стиля деятельности педагога
Выводы по главе
II. Установление зависимости успешности педагогической деятельности от использования чужого педагогического опыта для формирования индивидуального стиля
2.1 Диагностирование успешности деятельности педагогов
2.2 Изучение индивидуальных стилей деятельности педагогов, для выявления
зависимости его успешности от использования чужого педагогического опыта
2.3 Рекомендации по формированию индивидуального стиля педагогической деятельности
Выводы по главе II
Заключение
Литература
Приложение 1
Диагностика успешности деятельности педагога с точки зрения самого педагога
Приложение 2
Диагностика успешности деятельности педагога с точки зрения учащихся
Приложение 3
Определение вида индивидуального стиля деятельности
Приложение 4
Выявление влияния на успешность педагогической деятельности использование учителем чужого педагогического опыта.
Приложение 5
Карта профессионального развития студента
Содержание
Введение
I. Индивидуальный стиль деятельности, как условие эффективности работы педагога, и условия его формирования
1.1. Понятие индивидуального стиля деятельности педагога
1.2. Структура личности, лежащая
в основе выработки
1.3. Применение чужого
Выводы по главе
II. Установление зависимости
успешности педагогической
2.1 Диагностирование успешности деятельности педагогов
2.2 Изучение индивидуальных
стилей деятельности педагогов,
зависимости его успешности от использования чужого педагогического опыта
2.3 Рекомендации по формированию
индивидуального стиля
Выводы по главе II
Заключение
Литература
Приложение 1
Диагностика успешности деятельности педагога с точки зрения самого педагога
Приложение 2
Диагностика успешности деятельности педагога с точки зрения учащихся
Приложение 3
Определение вида
Приложение 4
Выявление влияния на успешность педагогической деятельности использование учителем чужого педагогического опыта.
Приложение 5
Карта профессионального развития студента
Введение
Большинство студентов, поступающих в педагогические вузы, имеют интерес к профессии педагога и склонность к педагогической деятельности. Очень часто, в основе этого интереса лежит образ первого учителя или учителя в средних и в старших классах - педагога талантливого, творческого, увлечённого, любящего детей и свою профессию, настоящего мастера своего дела. Деятельность такого учителя, его личность становятся тем примером, идеалом, к достижению которого стремится будущий педагог. До сих пор актуальны слова К.Д. Ушинского: «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности» [Ушинский К.Д. Собр. соч.- М.,1950.- Т.2-с.63].
И практическая и духовная ценность педагогической деятельности велика и неоспорима. Главная цель ее - приобщение человека к ценностям культуры, «сотворение и самоопределение личности в культуре, утверждение человека в человеке» [Российская педагогическая энциклопедия. - М.,1999.-Т.2]. Но каждый, кто выбрал профессию педагога, берёт на себя ответственность не только за тех, кого будет учить, и воспитывать, но и « за самого себя, свою профессиональную подготовку, своё право быть Педагогом, Учителем, Воспитателем!» [Зимняя И.А. Педагогическая психология.- Ростов н/Д., 1997.-с. 4]. Поэтому для каждого будущего педагога актуальны вопросы: «Как стать настоящим профессионалом, успешным педагогом, личностью, способной быть примером для своих учеников? Что помогает учителю сформировать только ему присущий, индивидуальный стиль педагогической деятельности, позволяющий добиваться высоких результатов?»
Каждый из нас готовится
к своей будущей
Исходя из важности и актуальности для каждого будущего педагога рассмотренных выше вопросов, мною была сформулирована тема исследования «Индивидуальный стиль деятельности и применение чужого педагогического опыта».
Гипотеза: Успешность и результативность деятельности педагога зависит от использования им опыта других педагогов для формирования индивидуального стиля деятельности.
Объект исследования: учителя.
Предмет исследования: Индивидуальный стиль деятельности педагога и использование чужого опыта для его формирования.
Цель исследования: Установить
зависимость успешности педагогической
деятельности от использования опыта
других педагогов для формирования
индивидуального стиля
Для реализации поставленной
цели в исследовании
1. Найти литературу по теме исследования.
2. Проанализировать найденную
литературу, выделить определение
индивидуального стиля
3. Выделить особенности
структуры личности педагога
лежащие в основе формирования
индивидуального стиля
4. Установить зависимость
успешности педагогической
5. Подобрать рекомендации
по формированию
Работа состоит из введения, двух глав, заключения. Текст работы сопровождается диаграммами, таблицами, приложениями. Список литературы состоит из 15 источников. Объем работы составляет 45 страниц.
Глава I. Индивидуальный стиль деятельности, как условие эффективности работы педагога, и условия его формирования
1.1 Понятие индивидуального стиля деятельности педагога
Деятельность педагогов высоко оценивалась человеческим обществом во все времена, т.к. главное предназначение педагога - это приобщение подрастающих поколений к ценностям культуры его народа и всего человечества. Многие ученые-психологи и дидакты посвятили свои труды изучению педагогической деятельности, ее сущности, содержания и структуры. Среди них такие известные психологи как Немов В.С., Крутецкий В.А., Зимняя И.А., Чернявская А.П., Загвязинский В.И., Демидова И.Ф., Смирнов С.А. и другие. Каждый из них по своему подошел к определению понятия «педагогическая деятельность».
С точки зрения Зимней И.А.:
«Педагогическая деятельность представляет
собой воспитывающее и
Как и любая другая
деятельность, педагогическая деятельность
характеризуется определенным
По Е. А. Климову, индивидуальный стиль деятельности в узком смысле - « это обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности… индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности». [Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы.-Казань, 1969.-с. 49] В педагогической деятельности к таким способам можно отнести определенную предпочитаемую педагогом систему приемов, манеру общения, способы разрешения конфликтов. В. И. Загвязинский сформулировал следующее определение индивидуального стиля педагогической деятельности: «система излюбленных приемов, определенный склад мышления, манера общения, способы предъявления требований - все эти черты неразрывно связаны с системой взглядов и убеждений, мы и называем индивидуальным стилем педагогической деятельности». [Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования.- Москва, 2001.-с. 195]
В трудах разных
ученых предлагаются различные
классификации стилей
Демократический стиль.
Ученик рассматривается как
Авторитарный стиль.
Ученик рассматривается как
Либеральный стиль.
Учитель уходит от принятия
решений, передавая инициативу
ученикам, коллегам. Организацию и
контроль деятельности
Классификация стилей педагогической деятельности, предложенная И.Ф.Демидовой является, на наш взгляд, наиболее полной. Она выделяет 4 вида индивидуальных стиля педагогической деятельности.
1. Эмоционально-импровизационный.
Ориентируясь преимущественно
2. Эмоционально-методичный.
Учитель ориентируется как на
процесс обучения, так и на
его результат. Деятельность
3. Рассуждающе-импровизационный. Для учителя характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование, оперативность, сочетание интуитивности и рефлективности. Учитель отличается меньшей изобретательностью и варьировании методов обучения, не всегда использует коллективные обсуждения. Но сам учитель меньше говорит, особенно во время опроса, тем самым, давая возможность отвечающим детально оформить ответ. Учителя этого стиля менее чувствительны к изменениям ситуации на уроке. Для них характерна осторожность, традиционность.
4. Рассуждающе-методичный. Учитель ориентируется преимущественно на результат обучения. Он проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность сочетается с малым, стандартным набором методов обучения, предпочитанием репродуктивной деятельности учащихся, редкими коллективными обсуждениями. Учитель отличается рефлексивностью, малой чувствительностью к изменениям ситуаций на уроке, осторожностью в своих действиях.
Информация о работе Индивидуальные педагогические способности