Индивидуальные педагогические способности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 02:24, контрольная работа

Описание работы

Большинство студентов, поступающих в педагогические вузы, имеют интерес к профессии педагога и склонность к педагогической деятельности. Очень часто, в основе этого интереса лежит образ первого учителя или учителя в средних и в старших классах - педагога талантливого, творческого, увлечённого, любящего детей и свою профессию, настоящего мастера своего дела. Деятельность такого учителя, его личность становятся тем примером, идеалом, к достижению которого стремится будущий педагог.

Содержание

Введение
I. Индивидуальный стиль деятельности, как условие эффективности работы педагога, и условия его формирования
1.1. Понятие индивидуального стиля деятельности педагога
1.2. Структура личности, лежащая в основе выработки индивидуального стиля деятельности
1.3. Применение чужого педагогического опыта, как одно из условий формирования индивидуального стиля деятельности педагога
Выводы по главе
II. Установление зависимости успешности педагогической деятельности от использования чужого педагогического опыта для формирования индивидуального стиля
2.1 Диагностирование успешности деятельности педагогов
2.2 Изучение индивидуальных стилей деятельности педагогов, для выявления
зависимости его успешности от использования чужого педагогического опыта
2.3 Рекомендации по формированию индивидуального стиля педагогической деятельности
Выводы по главе II
Заключение
Литература
Приложение 1
Диагностика успешности деятельности педагога с точки зрения самого педагога
Приложение 2
Диагностика успешности деятельности педагога с точки зрения учащихся
Приложение 3
Определение вида индивидуального стиля деятельности
Приложение 4
Выявление влияния на успешность педагогической деятельности использование учителем чужого педагогического опыта.
Приложение 5
Карта профессионального развития студента

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 42.55 Кб (Скачать)

 

Передовой опыт - это педагогический опыт, дающий высокие результаты в  учебно-воспитательном процессе.

 

Новаторский опыт - это новые  идеи, новые методы и приемы, используемые при организации учебно-воспитательного  процесса.

 

Передовой опыт имеет более  массовой характер и в идеале может  стать преобладающим в работе учителей и школ.

 

Новаторский опыт уникален, обогащает деятельность педагога новыми идеями. Однако, используя этот опыт необходимо учитывать, прогрессивен ли он, способствует ли он реализации целей  и задач педагогического процесса, достижению высоких результатов. Только в этом случае следует изучать  этот опыт и использовать его в  своей работе.

 

Говоря об использовании  чужого педагогического опыта для  формирования индивидуального стиля  деятельности, необходимо помнить о  том, что такой опыт практически  всегда неотделим от личности его  автора и представляет собой своеобразное сочетание общезначимых педагогических находок и индивидуальности учителя. Поэтому попытки прямого копирования  педагогического опыта одних  учителей или воспитателей другими, как правило, бесперспективны, зачастую дают худшие результаты. Это происходит потому, что психологическую индивидуальность педагога трудно воспроизвести, а без  нее результаты неизбежно оказываются  иными. Выход из этой ситуации в том, чтобы, выделив главное в передовом  педагогическом опыте, сознательно  ставить и практически решать задачу его творческой индивидуальной переработки. Другими словами, любой  педагогический опыт буквально копировать не стоит; воспринимая главное в  нем, учитель должен стремиться к  тому, чтобы всегда оставаться самим  собой, т. е. яркой педагогической индивидуальностью. Это не только не снизит, но и существенно  повысит эффективность обучения и воспитания детей на основе заимствования  передового педагогического опыта.

 

Проблему обучения и воспитания, формирования личности учащихся решает не один учитель, а весь учительский  коллектив в целом. Только при  объединении педагогов, работающих над решением общих задач возможно эффективное приобретение новых  знаний и внедрения их в практику. « Рефлексия, неизбежно возникающая  при обсуждении дел с коллегами, наиболее эффективна именно в группе, и она быстрее способствует изменению  педагогического мировоззрения». [ Чернявская А. П. Педагогическая техника в работе учителя.- М.- с. 101]. С целью организации такого сотрудничества учителя близких по содержанию предметов объединяются в предметные комиссии (секции), которые возглавляют наиболее квалифицированные методисты. В работе этих комиссий осуществляются следующие виды деятельности: подготовка и обсуждение докладов (рефератов) учителей и классных руководителей из опыта работы, коллективное посещение и обсуждение уроков и внеклассных мероприятий, обсуждение новинок психолого-педагогической литературы, проведение научно-методических конференций, обмен опытом работы, изучение и распространение передового педагогического опыта. В последние годы получает распространение своеобразная форма наставничества, когда более опытные учителя шефствуют над молодыми педагогами, передавая им свои достижения в обучении, приглашая их на свои уроки, делая их совместный анализ.

 

Особое значение имеет  формирование благоприятного психологического климата в коллективе, способствующего  творческой деятельности педагогов  и психологов. Характеристиками такого климата являются: эмоционально-психологический  настрой; стимулирование включения  в творческую деятельность; создание условий результативной деятельности; учет интересов педагогов.

 

Чернявская А. П. выделяет 4 правила, выполнение которых способствует созданию эмоционально-психологического настроя в ходе работы:

 

1. Отношения в коллективе  должны строиться как совместная  творческая деятельность, при этом  следует развивать демократические,  диалоговые, вариативные методы  общения;

 

2. Совместную творческую  деятельность в коллективе должна  пронизывать идея преодоления  трудностей и достижения цели;

 

3. Должна быть реализована  идея свободного выбора форм, направлений, видов деятельности, которая формирует мотивационную  сферу, развивает творческое мышление, стремление к самостоятельным  действиям, критическому оцениванию  своих возможностей;

 

4. Необходим стремиться к достижению абсолютного признания достоинства каждой личности, ее права на выбор, самостоятельную профессиональную деятельность, творчество, творческое взаимовлияние личностей. [ Чернявская А. П. Педагогическая техника в работе учителя.- М.- с. 102].

 

У специалиста, включившегося  в такой творческий процесс, возникает  и развивается стремление к свободному самовыражению, к проявлению и развитию своих творческих способностей. Это  оказывает стимулирующее влияние  на процесс формирования индивидуального  стиля деятельности.

 

Выводы по главе I.

 

Таким образом, проанализировав  психолого-педагогическую литературу, направленную на изучение данной проблемы, мы проделали следующую работу:

 

1) Выделили определение  понятия «индивидуальный стильпедагогической деятельности». Это система излюбленных приемов, определенный склад мышления, манера общения, способы предъявления требований, неразрывно связанные с системой взглядов и убеждений.

 

2) Выявили четыре подструктуры  личности (биологически обусловленные  особенности, формы отражения,  опыт, направленность), лежащие в  основе формирования индивидуального  стиля деятельности.

 

3) Рассмотрели существующие  классификации индивидуальных стилей  педагогической деятельности:

 

- По мнению И. Ф. Демидовой  выделяются эмоционально- импровизационный, эмоционально-методичный, рассуждающе- импровизационный, Рассуждающе-методичный стили педагогической деятельности.

 

- По мнению А. К. Марковой  выделяются авторитарный, демократический  и либерально-попустительский стили. 

 

4)  Установили, что при  формировании индивидуального стиля  деятельности учителя используют  опыт других педагогов, творчески  разрабатывая его и включая  в систему работы с учетом  педагогической индивидуальности.

 

Вопрос о том, способствует ли использование чужого опыта при  формировании индивидуального стиля  педагогической деятельности достижению успеха в работе педагога, рассматривается  в следующей главе.

 

 Глава II. Установление  зависимости успешности педагогической  деятельности от использования  чужого педагогического опыта  для формирования индивидуального  стиля

 

2.1 Диагностирование успешности  деятельности педагогов

 

 

С целью подтверждения (опровержения) выдвинутой нами гипотезы о том, что  успешность и результативность деятельности педагога зависит от использования  им опыта других педагогов для  формирования индивидуального стиля  деятельности, нами были проведены  психолого-педагогические исследования среди педагогов и учащихся. Были опрошены 15 педагогов, среди которых 8 человек - учителя русского языка, математики, истории, преподающие в средних общеобразовательных школах, 2 человека - учителя технологии средней школы, 5 человек - преподаватели педагогического училища г. Калуги. Причем из них 4 человека - молодые специалисты, имеющие стаж работы не более трех лет; 3 человека - специалисты, имеющие 10-11 разряд и стаж работы от трех до пяти лет; 8 человек - специалисты, имеющие первую, вторую и высшую квалификационную категории.

 

Всем опрошенным была предложена анкета «Диагностика успешности деятельности педагога с точки зрения самого педагога» (см. приложение 1), которая включала 11 вопросов, направленных на выяснение  тех факторов, которые способствуют как успешности, так и не успешности деятельности педагогов.

 

Анализ результатов анкетирования  показал, что 7 человек из 15 считают  свою деятельность успешной, что составляет 46,6 % от всех опрошенных. 4 человека (26,6 %) на вопрос, считают ли они свою деятельность успешной ответили: «  не всегда»; 2 человека (13,3 % ) не считают свою деятельность успешной; 2 человека - затруднились в ответе. (См. диаграмму 1.)

 

Диаграмма 1.

 

Причем, из 7 человек, считающих  свою деятельность успешной, 4 педагога имеют высшие разряды и большой  стаж работы, 2 человека имеют стаж до 5 лет и 1 человек работает первый год после окончания педагогического  университета. Каждому из них удается  достигать высокие результаты и  испытывать удовлетворение от работы, а проведенные ими уроки и  внеклассные мероприятия вызывают интерес у учащихся. Причем 5 человек  из 7 убеждены, что администрация  учебного заведения считает их деятельность успешной и периодически получают поощрения  за выполнение своих педагогических обязанностей.

 

На вопрос о том, какие  факторы способствуют успешности их деятельности эти педагоги назвали:

 

Ё профессионализм, мастерство и высокий уровень знаний и 

 

умений - 4 человека (57,1 %);

 

Ё самообразование - 1 человек (14,3%);

 

Ё Использование в работе системы Занкова - 1 человек (14,3 %);

 

Ё «Не знаю»- 1 человек ( 14,3 % ). ( см. диаграмму 2)

 

Диаграмма 2.

 

Из 6 человек, считающих, что  их деятельность не успешна или не всегда успешна, 3 человека считают, что  в работе им мешает низкая материально- техническая база, 1 человек - отсутствие опыта, 1 человек - затруднения с установлением  дисциплины в классе, 1 человек не смог назвать факторы, мешающие ему  добиваться высоких результатов  в работе. (См. диаграмму 3)

 

Диаграмма 3.

 

Таким образом, с точки  зрения самих педагогов основным фактором, мешающим успешной деятельности педагогов, является низкая материально-техническая  база современной школы.

 

Для того чтобы выяснить подтверждает ли мнение педагогов об успешности педагогической деятельности мнение их учеников, была проведена анкета «учитель- ученик» среди 20 учащихся педагога, считающего свою деятельность успешной (I-ый педагог) и среди 20 учащихся педагога, который не считает свою деятельность успешной (II-ой педагог) (См приложение 2).

 

Анализ результатов анкеты показал, что при ответе на вопросы  характеризующие уровень компетентности учителя, как специалиста I-ый педагог набрал 112 баллов из 160 возможных (70%), что соответствует высокому уровню компетентности, а II-ой педагог набрал 57 баллов из 160 (35,6%), что соответствует заниженному уровню компетентности. (См. диаграмму 4).

 

 Диаграмма 4.

 

Анализ ответов на вопросы, характеризующие степень симпатии учеников к учителю показал, что I-ый педагог набрал 98 баллов из 160 возможных (61,3%), а II-ой - 68 баллов из 160 (42,5%). Это показывает, что уровень симпатии учащихся к тому преподавателю, который считает свою деятельность успешной на 18,8% выше, чем уровень симпатии учащихся к педагогу не уверенному в успешности своей деятельности. ( См. диаграмму 5).

 

Диаграмма 5.

 

При анализе ответов на вопросы характеризующие взаимодействие учителя и учеников мы выяснили, что у I-го педагога уровень взаимодействия с учениками составляет 103 балла (64,4%), а у II-го педагога 58 баллов (36,3%). (См диаграмму 6)

 

Диаграмма 6.

 

Таким образом, результаты анкеты «учитель- ученик» показали, что мнение учеников подтверждают мнение обучающих их педагогов об успешности их педагогической деятельности.

 

2.2 Изучение индивидуальных  стилей деятельности педагогов,  для выявления зависимости его  успешности от использования  чужого педагогического опыта

 

С целью выявления зависимости  успешности педагогической деятельности от ее индивидуального стиля, мы провели  исследования индивидуального стиля  деятельности педагогов с помощью  методики «Определение вида индивидуального  стиля деятельности». (См. приложение 3).

 

Были опрошены: I группа- 7 педагогов, считающих свою деятельность успешной, II группа- 2 педагога, считающих свою деятельность не успешной и III группа- 4 человека, не всегда считающие свою деятельность успешной. Анализ показал, что из 7 педагогов I группы один имеет эмоционально-импровизационный стиль, два - рассуждающе - методичный, три имеют эмоционально-методичный и один имеет рассуждающе-импровизационный.

 

Из двух педагогов II группы один имеет эмоционально-импровизационный стиль, один - рассуждающе-импровизационный. Из четырех педагогов III группы три имеют рассуждающе методичный и один - рассуждающе-импровизационный стиль.

 

Анализ результатов показал, что деятельность педагогов имеющих  каждый из рассмотренных нами индивидуальных стилей, может быть успешной, так  и не успешной.

 

Таким образом, вид индивидуального  стиля не является решающим фактором, определяющим успешность деятельности педагога.

 

Для выявления зависимости  успешности педагогической деятельности от использования чужого педагогического  опыта нами была проведена анкета «Выявление зависимости успешности деятельности педагога от использования  опыта других педагогов для формирования индивидуального стиля деятельности». (См приложение 4)

 

Были опрошены те же 3 группы педагогов, что и в предыдущем исследовании. Результаты были занесены в таблицу:

 

№ 

 Вопросы анкеты 

Количество положительных  ответов на вопросы анкеты

 

(в %) 

 

I группа 

II

 

группа 

III

 

группа 

 

1. 

Используете ли вы опыт других педагогов для формирования индивидуального  стиля педагогической деятельности? 

85,7 

50 

50 

 

2. 

Используете ли вы опыт старших  педагогов из вашего коллектива? 

71,4 

50 

50 

 

3. 

Используете ли вы опыт педагогов- новаторов? 

57,1 

25 

 

4. 

Часто ли вы посещаете открытые уроки в школе, в городе? 

71,4 

50 

 

5. 

Используете ли вы в своей  работе новые методики и приемы, полученные в результате посещения  открытых уроков? 

57,1 

25 

 

6. 

Читаете ли вы профессиональные педагогические журналы? 

57,1 

25 

50 

 

7. 

Используете ли вы в своей  работе опыт других педагогов, описанный  в этих журналах? 

71,4 

25 

50 

 

8. 

Считаете ли вы, что использование  вами опыта работы других педагогов  является залогом успешности вашей  педагогической деятельности? 

Информация о работе Индивидуальные педагогические способности