Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 02:24, контрольная работа
Большинство студентов, поступающих в педагогические вузы, имеют интерес к профессии педагога и склонность к педагогической деятельности. Очень часто, в основе этого интереса лежит образ первого учителя или учителя в средних и в старших классах - педагога талантливого, творческого, увлечённого, любящего детей и свою профессию, настоящего мастера своего дела. Деятельность такого учителя, его личность становятся тем примером, идеалом, к достижению которого стремится будущий педагог.
Введение
I. Индивидуальный стиль деятельности, как условие эффективности работы педагога, и условия его формирования
1.1. Понятие индивидуального стиля деятельности педагога
1.2. Структура личности, лежащая в основе выработки индивидуального стиля деятельности
1.3. Применение чужого педагогического опыта, как одно из условий формирования индивидуального стиля деятельности педагога
Выводы по главе
II. Установление зависимости успешности педагогической деятельности от использования чужого педагогического опыта для формирования индивидуального стиля
2.1 Диагностирование успешности деятельности педагогов
2.2 Изучение индивидуальных стилей деятельности педагогов, для выявления
зависимости его успешности от использования чужого педагогического опыта
2.3 Рекомендации по формированию индивидуального стиля педагогической деятельности
Выводы по главе II
Заключение
Литература
Приложение 1
Диагностика успешности деятельности педагога с точки зрения самого педагога
Приложение 2
Диагностика успешности деятельности педагога с точки зрения учащихся
Приложение 3
Определение вида индивидуального стиля деятельности
Приложение 4
Выявление влияния на успешность педагогической деятельности использование учителем чужого педагогического опыта.
Приложение 5
Карта профессионального развития студента
Таким образом,
· эмоционально-импровизационный,
· эмоционально-методичный,
· рассуждающе-импровизационный,
· рассуждающе-методичный
1.2 Структура личности, лежащая
в основе выработки
Уже было сказано выше, что индивидуальный стиль педагогической деятельности зависит от особенностей структуры личности педагога, ее индивидуальных свойств. К. К. Платонов выделяет четыре подструктуры личности, лежащие в основе выработки индивидуального стиля деятельности: подструктура направленности; подструктура опыта; подструктура форм отражения; биологически обусловленная подструктура.
Первая подструктура объединяет направленность, отношения и моральные черты личности. Она не имеет, по мнению автора, непосредственных задатков и отражает индивидуально преломленное общественное сознание. Основой педагогической направленности является интерес к профессии учителя, который выражается в положительном эмоциональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам и в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями. По мнению С. А. Смирнова, для педагога, имеющего ярко выраженную педагогическую направленность, характерны следование нормам педагогической этики, убежденность в их значимости. Н. В Кузьмина выделяет три типа направленности: 1) истинно педагогическую, 2) формально педагогическую и 3) ложно педагогическую. Только первый тип направленности способствует достижению высоких результатов в педагогической деятельности. « Истинно педагогическая направленность состоит в устойчивой мотивации на формирование личности учащегося средствами преподаваемого предмета, на переструктурирование предмета в расчете на формирование исходной потребности учащегося в знании, носителем которого является педагог». [Кузьмина Н. Б. Профессионализм личности преподавателя.- С.16]
Вторая подструктура, включающая в себя знания, умения и привычки, приобретенные личностью, заметно связана с биологически обусловленными свойствами. В результате анализа литературы нами было выделено несколько разных классификаций знаний и умений, но все они несколько дублируют друг друга. Поэтому остановимся на двух из них. Н. В. Кузьминой была предложена следующая структура знаний учителя:
· Знания содержания деятельности (предмета);
· Знание правил осуществления деятельности (средств, форм и методов педагогического воздействия);
· Знание психологических особенностей овладения учащимися содержанием и методами учебной деятельности (той, что является предметом обучения - труд, общение, познание);
· Знание индивидуально-психологических особенностей учащихся;
· Знание достоинств и недостатков собственной деятельности и личности.
Далее Н. В. Кузьмина выделяет 5 уровней педагогической деятельности и соответствующие умения.
1. Репродуктивный - педагог умеет пересказать другим то, что знает сам, и так, как знает сам.
2. Адаптивный - педагог умеет
не только передать информацию,
но и трансформировать ее
3. Локально моделирующий
- педагог умеет не только
4. Системно моделирующий
знания - педагог умеет моделировать
систему деятельности, формирующей
систему знаний по своему
5. Системно моделирующий поведение - педагог умеет моделировать систему деятельности, формирующей у учащихся черты личности.
Каждый уровень включает в себя структуру умений предыдущего уровня и их реконструирует.
И. Ф. Демидова проводила исследования, в ходе которых была опрошена большая группа работающих учителей, которые определяли, какие знания и умения наиболее важны в их работе. В результате получилась следующая классификация.
Знания
1. О закономерностях
2. Об особенностях темпераметра и характера детей.
3. О формировании и развитии способностей.
4. О способах управления своим психическим состоянием.
5. О возрастных особенностях
протекания познавательных
6. Об особенностях и
закономерностях формирования
7. О психологических
8. О работе с «трудными» детьми.
Умения
1) Анализировать и изучать
1. Интересы и склонности учеников,
2. Положительные черты и недостатки учеников,
3. Сильные и слабые стороны учебной деятельности учеников.
2) Осуществлять индивидуальный
и дифференцированный подход
к учащимся в процессе
3) Осуществлять учебную
работу с учетом особенностей
развития психических
4) Выявлять и развивать способности.
5) Оказывать помощь школьнику
в развитии его волевых
6) Организовать внимание детей, быстро включать их в деятельность.
7) Строить процесс воспитания и обучения с учетом возраста.
8) Применять разнообразные
формы обучения (индивидуальная, фронтальная,
групповая) с учетом
9) Устанавливать благоприятные взаимоотношения с учащимися.
10) Формировать и поддерживать доброжелательные отношения с родителями.
11) Улаживать конфликты.
12) Выслушивать собеседника, стать на его место, взглянуть на проблему его глазами.
13) Найти психологически
верный тон с каждым
14) Психологически грамотно
выстраивать взаимоотношения с
классом и отдельными
15) Развивать качества
личности, необходимые для
16) Помогать учащимся в преодолении их трудностей в общении.
17) Управлять собственным психическим состоянием.
18) Вырабатывать самому
и помогать учащимся в
Таким образом, можно заметить, что объем и направления знаний и умений, которыми должен владеть педагог, велики и разнообразны.
Третья подструктура представляет
собой индивидуальные особенности
отдельных психических
Это внимание - направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.
Восприятие - отражение в коре головного мозга предметов и явлений, действующих на анализаторы человека.
Память - отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал.
Мышление - процесс опосредованного и обобщенного познания
( отражения) окружающего мира.
Речь - это процесс использования языка в целях общения людей.
Способности - это индивидуально-
1. Дидактические способности
- способности передавать
2. Академические способности - способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т. д.)
3. Перцептивные способности
- способности проникать во
4. Речевые способности - способности ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а так же мимики и пантомимики.
5. Организаторские способности
- это, во-первых, способности организовать
ученический коллектив,
6. Авторитарные способности
- способность непосредственного
эмоционально-волевого влияния
7. Коммуникативные способности
- способности к общению с
8. Педагогическое воображение
- это специальная способность,
выражающаяся в предвидении
9. Способности к распределению
внимания одновременно между
несколькими видами
(позой, мимикой и
Третья подструктура формируется путем упражнения и сильно связана с биологически обусловленными особенностями.
Четвертая подструктура включает в себя темперамент и черты характера личности.
Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения.Различают четыре основных типа темпераметра, которые получили следующие названия: сангвинистический (живой), флегматический (медленный, спокойный), холерический (энергичный, страстный) и меланхолический (замкнутый, склонный к глубоким переживаниям). Темперамент характеризует динамичность (подвижность) личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем большей или меньшей общественной ценности личности, не определяет ее возможности. Люди самого различного темпераметра могут добиваться очень высоких достижений в одном и том же виде деятельности.
Под чертами характера понимают индивидуальные привычные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности. Черты характера принято делить на две основные группы. Первую группу составляют те черты характера, в которых выражена направленность личности, т. е. система отношений к действительности (отношение к обществу, коллективу, другим людям как членам коллектива; отношение к труду и результатам труда, продуктам труда; отношение к самому себе, своей личности).
Направленность определяет цели и устремления человека, но ведь очень важно и то, осуществляются ли в жизни эти цели и устремления, умеет ли человек преодолевать препятствия на пути к поставленной цели. В соответствии с этим выделяют вторую группу черт характера - волевые черты. К ним относятся целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка, мужество и смелость, дисциплинированность. Таким образом, структуру личности, лежащую в основе выработки индивидуального стиля деятельности, можно представить в виде следующей схемы:
Схема 1.
2
Как и в любой иерархии,
особенности низшего уровня влияют
на поведение человека прежде, чем
подструктуры высших уровней. В любой
ситуации, особенно требующей быстрой
реакции или решения, действие педагога
импульсивно будет отражать особенности
его темперамента и биологически
обусловленные черты. И лишь по мере
анализа или размышления он будет
руководствоваться
1.3 Применение чужого
В профессиональном развитии
педагогов и при формировании
индивидуального стиля
Источниками таких новых знаний могут быть статьи из профессиональных психолого-педагогических и методических журналов специальная литература научного и общеобразовательного характера, изучение передового и новаторского опыта коллег педагогов.
Информация о работе Индивидуальные педагогические способности