Индивидуальные педагогические способности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 02:24, контрольная работа

Описание работы

Большинство студентов, поступающих в педагогические вузы, имеют интерес к профессии педагога и склонность к педагогической деятельности. Очень часто, в основе этого интереса лежит образ первого учителя или учителя в средних и в старших классах - педагога талантливого, творческого, увлечённого, любящего детей и свою профессию, настоящего мастера своего дела. Деятельность такого учителя, его личность становятся тем примером, идеалом, к достижению которого стремится будущий педагог.

Содержание

Введение
I. Индивидуальный стиль деятельности, как условие эффективности работы педагога, и условия его формирования
1.1. Понятие индивидуального стиля деятельности педагога
1.2. Структура личности, лежащая в основе выработки индивидуального стиля деятельности
1.3. Применение чужого педагогического опыта, как одно из условий формирования индивидуального стиля деятельности педагога
Выводы по главе
II. Установление зависимости успешности педагогической деятельности от использования чужого педагогического опыта для формирования индивидуального стиля
2.1 Диагностирование успешности деятельности педагогов
2.2 Изучение индивидуальных стилей деятельности педагогов, для выявления
зависимости его успешности от использования чужого педагогического опыта
2.3 Рекомендации по формированию индивидуального стиля педагогической деятельности
Выводы по главе II
Заключение
Литература
Приложение 1
Диагностика успешности деятельности педагога с точки зрения самого педагога
Приложение 2
Диагностика успешности деятельности педагога с точки зрения учащихся
Приложение 3
Определение вида индивидуального стиля деятельности
Приложение 4
Выявление влияния на успешность педагогической деятельности использование учителем чужого педагогического опыта.
Приложение 5
Карта профессионального развития студента

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 42.55 Кб (Скачать)

 

 Таким образом, проанализировав  труды дидактов и психологов направленных на изучение педагогической деятельности, мы определили индивидуальный стиль педагогической деятельности как систему методов и приемов, определенный склад мышления, манеру общения, способы предъявления требований, связанные с системой взглядов и убеждений. И выделили следующие виды индивидуального стиля деятельности:

 

· эмоционально-импровизационный,

 

· эмоционально-методичный,

 

· рассуждающе-импровизационный,

 

· рассуждающе-методичный

 

1.2 Структура личности, лежащая  в основе выработки индивидуального  стиля деятельности

 

 

Уже было сказано выше, что  индивидуальный стиль педагогической деятельности зависит от особенностей структуры личности педагога, ее индивидуальных свойств. К. К. Платонов выделяет четыре подструктуры личности, лежащие в  основе выработки индивидуального  стиля деятельности: подструктура направленности; подструктура опыта; подструктура форм отражения; биологически обусловленная  подструктура.

 

Первая подструктура объединяет направленность, отношения и моральные  черты личности. Она не имеет, по мнению автора, непосредственных задатков и отражает индивидуально преломленное общественное сознание. Основой педагогической направленности является интерес к  профессии учителя, который выражается в положительном эмоциональном  отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом  и к конкретным ее видам и в  стремлении к овладению педагогическими  знаниями и умениями. По мнению С. А. Смирнова, для педагога, имеющего ярко выраженную педагогическую направленность, характерны следование нормам педагогической этики, убежденность в их значимости. Н. В Кузьмина выделяет три типа направленности: 1) истинно педагогическую, 2) формально педагогическую и 3) ложно педагогическую. Только первый тип направленности способствует достижению высоких результатов в педагогической деятельности. « Истинно педагогическая направленность состоит в устойчивой мотивации на формирование личности учащегося средствами преподаваемого предмета, на переструктурирование предмета в расчете на формирование исходной потребности учащегося в знании, носителем которого является педагог». [Кузьмина Н. Б. Профессионализм личности преподавателя.- С.16]

 

Вторая подструктура, включающая в себя знания, умения и привычки, приобретенные личностью, заметно  связана с биологически обусловленными свойствами. В результате анализа  литературы нами было выделено несколько  разных классификаций знаний и умений, но все они несколько дублируют  друг друга. Поэтому остановимся  на двух из них. Н. В. Кузьминой была предложена следующая структура  знаний учителя:

 

· Знания содержания деятельности (предмета);

 

· Знание правил осуществления  деятельности (средств, форм и методов  педагогического воздействия);

 

· Знание психологических  особенностей овладения учащимися  содержанием и методами учебной  деятельности (той, что является предметом  обучения - труд, общение, познание);

 

· Знание индивидуально-психологических  особенностей учащихся;

 

· Знание достоинств и недостатков  собственной деятельности и личности.

 

Далее Н. В. Кузьмина выделяет 5 уровней педагогической деятельности и соответствующие умения.

 

1. Репродуктивный - педагог  умеет пересказать другим то, что знает сам, и так, как  знает сам.

 

2. Адаптивный - педагог умеет  не только передать информацию, но и трансформировать ее применительно  к особенностям объекта, с которым  имеет дело.

 

3. Локально моделирующий - педагог умеет не только передать  и трансформировать информацию, но и моделировать систему  знаний по отдельным вопросам.

 

4. Системно моделирующий  знания - педагог умеет моделировать  систему деятельности, формирующей  систему знаний по своему предмету.

 

5. Системно моделирующий  поведение - педагог умеет моделировать  систему деятельности, формирующей  у учащихся черты личности.

 

Каждый уровень включает в себя структуру умений предыдущего  уровня и их реконструирует.

 

И. Ф. Демидова проводила исследования, в ходе которых была опрошена большая  группа работающих учителей, которые  определяли, какие знания и умения наиболее важны в их работе. В  результате получилась следующая классификация.

 

 Знания

 

1. О закономерностях формирования  познавательных психических процессов  (восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения).

 

2. Об особенностях темпераметра и характера детей.

 

3. О формировании и развитии  способностей.

 

4. О способах управления  своим психическим состоянием.

 

5. О возрастных особенностях  протекания познавательных психических  процессов.

 

6. Об особенностях и  закономерностях формирования личности  на каждом возрастном этапе.

 

7. О психологических закономерностях  осуществления индивидуального  и дифференцированного подхода  в обучении и воспитании.

 

8. О работе с «трудными»  детьми.

 

Умения

 

1) Анализировать и изучать 

 

1. Интересы и склонности  учеников,

 

2. Положительные черты  и недостатки учеников,

 

3. Сильные и слабые стороны  учебной деятельности учеников.

 

2) Осуществлять индивидуальный  и дифференцированный подход  к учащимся в процессе обучения  и воспитания.

 

3) Осуществлять учебную  работу с учетом особенностей  развития психических процессов  учеников (внимание, память, мышление, воображение, восприятие, эмоции, воля).

 

4) Выявлять и развивать  способности.

 

5) Оказывать помощь школьнику  в развитии его волевых качеств,  формирования его личности.

 

6) Организовать внимание  детей, быстро включать их в  деятельность.

 

7) Строить процесс воспитания  и обучения с учетом возраста.

 

8) Применять разнообразные  формы обучения (индивидуальная, фронтальная,  групповая) с учетом психических  особенностей класса и отдельных  учащихся.

 

9) Устанавливать благоприятные  взаимоотношения с учащимися.

 

10) Формировать и поддерживать  доброжелательные отношения с  родителями.

 

11) Улаживать конфликты.

 

12) Выслушивать собеседника,  стать на его место, взглянуть  на проблему его глазами.

 

13) Найти психологически  верный тон с каждым собеседником.

 

14) Психологически грамотно  выстраивать взаимоотношения с  классом и отдельными учащимися.

 

15) Развивать качества  личности, необходимые для бесконфликтного  общения.

 

16) Помогать учащимся в  преодолении их трудностей в  общении.

 

17) Управлять собственным  психическим состоянием.

 

18) Вырабатывать самому  и помогать учащимся в выработке  рациональных способов умственной  работы, организации рабочего времени. 

 

 

Таким образом, можно заметить, что объем и направления знаний и умений, которыми должен владеть  педагог, велики и разнообразны.

 

Третья подструктура представляет собой индивидуальные особенности  отдельных психических процессов  как форм отражения.

 

Это внимание - направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего  остального.

 

Восприятие - отражение в  коре головного мозга предметов  и явлений, действующих на анализаторы  человека.

 

Память - отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в  запоминании, сохранении и последующем  припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал.

 

Мышление - процесс опосредованного  и обобщенного познания

 

( отражения) окружающего  мира.

 

Речь - это процесс использования  языка в целях общения людей.

 

Способности - это индивидуально-психологические  особенности человека, отвечающие требованиям  данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения. Для педагогической деятельности такими способностями, по мнению В. А. Крутецкого будут:

 

1. Дидактические способности  - способности передавать учащимся  учебный материал, делая его доступным  для детей, преподносить им  материал или проблему ясно  и понятно, вызывать интерес  к предмету, возбуждать у учащихся  активную самостоятельную мысль.

 

2. Академические способности  - способности к соответствующей  области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т. д.)

 

3. Перцептивные способности  - способности проникать во внутренний  мир ученика, воспитанника, психологическая  наблюдательность, связанная с тонким  пониманием личности учащегося  и его временных психических  состояний.

 

4. Речевые способности  - способности ясно и четко  выражать свои мысли, чувства  с помощью речи, а так же  мимики и пантомимики.

 

5. Организаторские способности  - это, во-первых, способности организовать  ученический коллектив, сплотить  его, воодушевить на решение  важных задач и, во-вторых, способности  правильно организовать свою  собственную работу.

 

6. Авторитарные способности  - способность непосредственного  эмоционально-волевого влияния на  учащихся и умение на этой  основе добиваться у них авторитета.

 

7. Коммуникативные способности  - способности к общению с детьми, умение найти правильный подход  к учащимся, установить с ними  целесообразные, с педагогической  точки зрения, взаимоотношения, наличие  педагогического такта.

 

8. Педагогическое воображение  - это специальная способность,  выражающаяся в предвидении последствий  своих действий, в воспитательном  проектировании личности учащихся, связанном с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

 

9. Способности к распределению  внимания одновременно между  несколькими видами деятельности. Способный, опытный учитель внимательно  следит за содержанием и формой  изложения материала, за развертыванием  своей мысли (или мысли ученика), в тоже время держит в поле  внимания всех учащихся, чутко  реагирует на признаки утомления,  невнимательность, непонимание, замечает  все случаи нарушения дисциплины  и, наконец, следит за собственным  поведением 

 

(позой, мимикой и пантомимикой, походкой).

 

Третья подструктура формируется  путем упражнения и сильно связана  с биологически обусловленными особенностями.

 

Четвертая подструктура включает в себя темперамент и черты  характера личности.

 

Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения.Различают четыре основных типа темпераметра, которые получили следующие названия: сангвинистический (живой), флегматический (медленный, спокойный), холерический (энергичный, страстный) и меланхолический (замкнутый, склонный к глубоким переживаниям). Темперамент характеризует динамичность (подвижность) личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем большей или меньшей общественной ценности личности, не определяет ее возможности. Люди самого различного темпераметра могут добиваться очень высоких достижений в одном и том же виде деятельности.

 

Под чертами характера  понимают индивидуальные привычные  формы поведения человека, в которых  реализуется его отношение к  действительности. Черты характера  принято делить на две основные группы. Первую группу составляют те черты  характера, в которых выражена направленность личности, т. е. система отношений  к действительности (отношение к  обществу, коллективу, другим людям  как членам коллектива; отношение  к труду и результатам труда, продуктам труда; отношение к  самому себе, своей личности).

 

Направленность определяет цели и устремления человека, но ведь очень важно и то, осуществляются ли в жизни эти цели и устремления, умеет ли человек преодолевать препятствия  на пути к поставленной цели. В соответствии с этим выделяют вторую группу черт характера - волевые черты. К ним  относятся целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка, мужество и смелость, дисциплинированность. Таким образом, структуру личности, лежащую в основе выработки индивидуального стиля деятельности, можно представить в виде следующей схемы:

 

Схема 1.

 

2

 

Как и в любой иерархии, особенности низшего уровня влияют на поведение человека прежде, чем  подструктуры высших уровней. В любой  ситуации, особенно требующей быстрой  реакции или решения, действие педагога импульсивно будет отражать особенности  его темперамента и биологически обусловленные черты. И лишь по мере анализа или размышления он будет  руководствоваться подструктурами высших уровней. Опытные и профессионально  грамотные учителя, знающие и использующие особенности своего индивидуального стиля деятельности в меньшей степени зависят от особенностей темпераметра, их реакции менее спонтанны, они больше опираются в работе на высшие подструктуры.

 

1.3 Применение чужого педагогического  опыта, как одно из условий  формирования индивидуального стиля  деятельности педагога

 

 

В профессиональном развитии педагогов и при формировании индивидуального стиля педагогической деятельности учителя всегда выступают  в двух ролях: обучающего и ученика. В своем развитие не останавливается  только тот учитель, который постоянно  учится сам. В основе профессионального  развития лежит собственная активность учителей, их самостоятельность в  приобретении нового опыта и знаний и включении их в свою практику.

 

Источниками таких новых  знаний могут быть статьи из профессиональных психолого-педагогических и методических журналов специальная литература научного и общеобразовательного характера, изучение передового и новаторского опыта коллег педагогов.

Информация о работе Индивидуальные педагогические способности