Индивидуально-воспитательная работа с сотрудниками органов внутренних дел Калужской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 21:34, реферат

Описание работы

На современном этапе, исходя из практических задач, стоящих перед органами и подразделениями системы МВД, необходимо внести коррективы в содержательную, методическую и организационную стороны воспитательной работы.

Содержание

Введение. Социально-психологические особенности сотрудников органов внутренних дел

1. Значение личного примера руководителя, наставника в индивидуально-воспитательной работе с сотрудниками ОВД

2. Сущность и содержание индивидуально-воспитательной работы с сотрудниками органов внутренних дел

3. Совершенствование руководства индивидуально-воспитательной работой в органах и подразделениях внутренних дел Калужской области

Литература

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 41.27 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ

УПРАВЛЕНИЕ КАДРОВ УВД ПО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕФЕРАТ

ТЕМА:

Индивидуально-воспитательная работа с сотрудниками органов внутренних дел Калужской области

Калуга – 2007 год 

ПЛАН

Введение. Социально-психологические  особенности сотрудников органов  внутренних дел

1. Значение личного  примера руководителя, наставника  в индивидуально-воспитательной  работе с сотрудниками ОВД

2.     Сущность и содержание индивидуально-воспитательной работы с сотрудниками органов внутренних дел

3.       Совершенствование руководства индивидуально-воспитательной работой в органах и подразделениях внутренних дел Калужской области

Литература 

ВВЕДЕНИЕ

На современном  этапе, исходя из практических задач, стоящих  перед органами  и подразделениями системы МВД, необходимо внести коррективы в содержательную, методическую и организационную стороны воспитательной работы.

Необходим комплексный  подход при организации воспитательной работы, использования всех средств, форм и методов воспитания во всех сферах практической деятельности. Одним  из эффективных путей достижения стоящих перед органами внутренних дел задач является  повышение уровня индивидуально-воспитательной работы во всех службах и подразделениях МВД России.

Являясь неотъемлемой составной частью комплексного подхода  к решению воспитательных задач, она позволяет наиболее полно  учитывать особенности личности, ее запросы и интересы и на этой основе  определять наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия, направленные на устранение отрицательных черт и развитие положительных качеств. 

1. Социально-психологические  особенности сотрудников органов  внутренних дел

Практика подтверждает: основательная теоретическая подготовка, широкий кругозор, высокая общая  и педагогическая культура руководителей  органов и подразделений внутренних дел УВД Калужской области  позволяет им успешно решать задачи обучения и воспитания личного состава. Эти задачи руководители ОВД претворяет в жизнь более эффективно, если хорошо знают сотрудников, уровень  их развития, общеобразовательной и  специальной подготовки, интересы и  способности, если они глубоко понимают и учитывают в своей работе возрастные, физиологические и психологические  особенности подчиненных. Это тем  более необходимо потому, что сотрудники являются одновременно объектом и субъектом  педагогического процесса в служебных  коллективах.

При организации  индивидуально-воспитательной работы нельзя не учитывать динамизма нынешней жизни, влияния на процесс становления  молодых сотрудников тех изменений, которые происходят в нашем обществе. В подразделения внутренних дел  области приходят юноши и девушки, взросление которых происходило  в новых социальных условиях, в  принципиально иной морально-политической и психологической атмосфере. Их характеризует большая информированность  и сопричастность ко всем общественным явлениям, развитое чувство собственного достоинства и социальной справедливости, самостоятельность суждений и оценок, активное и критическое отношение  к окружающему.

В настоящее  время меняется и состав служебных  коллективов. В них  приходят юноши и девушки, окончившие учебные заведения, и только небольшой процент составляют лица, которые прошли службу в рядах  Вооруженных Сил РФ. Данный аспект предполагает внесение корректив и в организацию индивидуально-воспитательной работы с сотрудниками ОВД.

Большинство сотрудников  характеризует высокая культура, социальная активность, сознательное отношение к своим служебным  и общественным обязанностям. Большинство, но, к сожалению, не всех. Изменения в развитии нашего общества, противоречивость влияния различных социальных факторов на молодежь, недостатки предшествующего  воспитания, негативное влияние улицы явились причиной того, что у части сотрудников обнаруживается недостаточное или слабое развитие тех или иных личностных качеств, а то и явно выраженные проявления недисциплинированности, беззаботности, потребительства, эгоизма, безволия, черствости, неуважения к товарищам, старшим. Многие из молодых сотрудников в большей или меньшей мере испытывают трудности адаптационного периода (который, по оценочным данным, длится от трех до шести месяцев). Все это накладывает особую ответственность на сложный и нелегкий период в жизни молодого человека или девушки, поступивших на службу в УВД области. Именно в эти годы происходит процесс активной социологизации психики обучаемых, превращение их в зрелых в гражданском, нравственном, профессиональном отношении членов общества. Идет бурный процесс формирования мировоззрения и гражданской позиции. У них активно формируются устойчивые жизненные цели, взгляды на общество, на профессиональную деятельность, на отношение к службе, к своему поведению, к товарищам.

На умственную деятельность молодых сотрудников  ОВД оказывают большое влияние  эмоциональные переживания. Именно поэтому некоторые из них в  возбужденном состоянии спешат с  выводами, делают неверные обобщения. Ситуативные чувства нередко  оказывают большое  влияние на их поступки и поведение.

На начальной  стадии служебной деятельности у  молодых сотрудников не всегда точно  складывается представление о специфике  работы в ОВД. В сознании молодых  людей запечатлевается главным  образом  романтическая сторона службы, а ее трудности, повседневная сторона остаются в тени. Вместе с тем представления молодых сотрудников о службе, их  профессиональная направленность не остаются неизменными.  Как показывают специальные исследования, они изменяются. К 3-м годам службы сотрудники, как правило, верно отражают особенности работы  сотрудника ОВД, осознают ее трудности.

Наряду с этим, необходимо учитывать, что определенная часть молодых сотрудников увлекается романтикой преступного мира, усваивая некоторые элементы криминальной субкультуры, что негативно сказывается на их становлении как специалистов  органов внутренних дел.

В своей профессиональной деятельности они нередко подвергаются воздействию негативных явлений, отрицательных  эмоций, испытывают психологические  перегрузки, сталкиваться с фактами  нарушения  общественного  порядка. Неправильное восприятие этих факторов, а также некритичное отношение к криминальной субкультуре  могут привести к профессиональной деформации, способствующей проявлениям черствости, бездушия, грубости, нарушениям служебной дисциплины и законности. Поэтому задача всего служебного коллектива, общественных  формирований на основе психолого-педагогических знаний и глубокого изучения индивидуальных особенностей молодых людей вырабатывать у них стойкий иммунитет против профессиональной деформации.

Без учета этих социально-психологических особенностей,  индивидуальных и групповых различий сотрудников, повышения  качества индивидуально-воспитательной работы трудно рассчитывать на их прочное закрепление в органах внутренних дел. 

2. Значение личного  примера руководителя, наставника  в индивидуально-воспитательной  работе с сотрудниками ОВД.

Один из ведущих  методов индивидуального воздействия - это личный пример руководителя, наставника. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал, что влияние личности воспитателя  составляет ту воспитательную силу, которую  нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний  и поощрений.

Сила воспитательного  воздействия положительного примера  основывается на психологической склонности людей к сознательному подражанию человеку, пользующемуся заслуженным  авторитетом у воспитуемого.

Личный пример является тем условием, которое дает моральное право воспитывать  других. Без личного примера нарушается логика воспитательного процесса. Между  словами, требованиями воспитателя  и его поведением должно быть полное соответствие. Слову руководителя, наставника сотрудники верят при  условии, если оно не расходится у  них с делом,  подкрепляется конкретными поступками.

Личный пример воспитателя является основой его  авторитета. По делам и поступкам  сотрудники судят о достоинствах и недостатках своих наставников. Наблюдая за их поведением, они составляют о них свое мнение и определяют к ним свое отношение. Чем достойнее пример воспитателя, тем выше к нему уважение сотрудников (особенно молодых).

Личный пример обладает большой наглядностью. Каждый руководитель, наставник должен помнить  об этом, тщательно следить за собой, контролировать свои действия. Равнодушное  отношение к выполнению своих  функциональных обязанностей, неуважительное отношение к сотрудникам наносят  огромный вред делу воспитания, создают  нездоровую обстановку в коллективе.

Воспитатель должен уметь найти верный тон в разговоре  со своими подчиненными, чтобы не задеть их достоинства, не оттолкнуть от себя. Они должны чувствовать уважение и внимание со стороны старших  товарищей, знать, что к их мнению прислушиваются. Если оно ошибочно, на это следует указать аргументировано  и тактично.

Недопустимо проявлять  при сотрудниках свое раздражение. Нужно  всегда быть спокойным и выдержанным, ничего не следует говорить необдуманно. Важно строго соблюдать принятые нормы в обращении с личным составом. Необходимо отличать строгость и требовательность от резкости и придирчивости, уметь соотносить строгость наказания со степенью вины воспитуемого. Выговор, даже самый строгий, не должен походить на разнос. Справедливая требовательность должна сочетаться с уважением к человеческому достоинству, доброжелательным и культурным отношением к сотруднику, постоянным стремлением оказать помощь не только в успешном овладении профессиональными навыками, но и в решении семейно-бытовых проблем.

Особую тактичность, чуткость и внимательность необходимо проявлять к молодым сотрудникам, следить за тем, чтобы не охладить их рвения излишней опекой, постоянно  заботиться о создании условий для  работы и отдыха. Умение вовремя  поддержать инициативу, помочь раскрыться способностям и талантам, принципиальный спрос за  нарушение дисциплины, взыскательный контроль - все это могучие рычаги создания атмосферы товарищества, уважения и вместе с тем коллективной и персональной ответственности за моральное состояние личного состава и конечные результаты оперативно-служебной деятельности.

3.Сущность и  содержание индивидуально-воспитательной  работы с сотрудниками органов  внутренних дел.

Индивидуальная  воспитательная работа - это система  психолого-педагогических воздействий  на  сотрудника с учетом его личных особенностей, конкретной ситуации в целях его всестороннего развития и успешного выполнения оперативно-служебных задач, стоящих перед органами внутренних дел. Она проводится со всеми сотрудниками и сочетается с коллективными формами воспитания.

Основным содержанием  индивидуальной воспитательной работы является создание условий для максимального  развития и саморазвития личности.

Процесс развития и саморазвития личности состоит  в обогащении, расширении и углублении той системы ценностей,  которая определяет ее отношение: к другому человеку; к труду как средству самовыражения, удовлетворения моральных и материальных потребностей и творчества; к  науке  и знанию в самом общем виде; к прекрасному; к самому себе как личности и биологическому существу (своему здоровью, физическому развитию).

Схему индивидуальной воспитательной работы, выражающую  ее сущность, упрощенно можно представить следующим образом:

Основные черты  индивидуальной воспитательной работы.

Во-первых, она  обладает наибольшей целеустремленностью  и  конкретностью, т.к. проводится всегда с конкретным человеком и преследует конкретные актуальные для каждого момента цели.

Во-вторых, характеризуется  оперативностью. Она может проводиться  в любое время, в любой обстановке, наиболее доступна всем воспитателям, понимающим ее сущность и владеющим  основами ее методики.

В-третьих, индивидуальной воспитательной работе присуща наиболее высокая действенность. Это обеспечивается применением самых  разнообразных средств и методов личностного влияния на сотрудников с учетом их индивидуальных особенностей, как в общем плане, так и с учетом реакции на эти воспитательные влияния в конкретной ситуации.

Индивидуально-воспитательная работа опирается на ряд принципов, в которых сосредоточены опыт работы руководителей, требования объективных  законов, особенности деятельности сотрудников ОВД, целесообразные пути воздействия на их личности. Знание принципов дает возможность руководителю, наставнику упорядочить воспитание конкретного сотрудника, осуществлять его планомерно и целеустремленно, педагогически грамотно и творчески  активно.

Информация о работе Индивидуально-воспитательная работа с сотрудниками органов внутренних дел Калужской области