Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 10:32, контрольная работа
Одной из основных задач детского физического воспитания является повышение функциональных возможностей их организма и оптимизация их физического состояния. Решение этой задачи имеет большое значение для сохранения и укрепления здоровья детей. Однако в последнее время стало появляться множество научных данных, свидетельствующих о низком уровне физической подготовленности современных детей. Эти данные сопровождаются сведениями о резком ухудшении состояния здоровья дошкольников в последние годы, снижением числа здоровых детей за период обучения в школе в 4-5 раз.
Введение……………………………………………………………………….....……3
Глава 1. Физическое воспитание детей дошкольного возраста……………….……4
1.1 Организация условий физического воспитания детей
дошкольного возраста………………………………………………………...…4-7
1.2. Возрастные особенности детей дошкольного возраста………………......…8-11
Глава 2. Индивидуальный подход к физическому воспитанию детей дошкольного возраста на основе учета структуры моторики.....................................................12-15
2.1. Значение развития тонкой моторики рук в дошкольном возрасте…….….15-17
2.2. Диагностические методики по выявлению уровня развития мелкой
моторики у дошкольников…………………………………………………....…..18-19
Заключение................................................................................................................. 20
Литература……………………………………………………………………….......21
Повторное поглаживание.
Вибрация – постукивание кисти руки ребенка кончиками пальцев.
Повторное поглаживание.
Как
массаж, так и пассивную гимнастику
выполняйте одной рукой, другой придерживайте
массируемую ручку ребенка.
Дети сгибают большие пальцы правых рук, сцепляются ими и начинают тянуть каждый в свою сторону. Затем меняют руки. (4 – 6лет)
Мы сплели большие пальцы,
А теперь начнём тянуть.
Чтоб победы нам добиться,
Надо сделать что-нибудь.
игра продолжается со всеми пальцами. Или дети становятся друг против друга, прижимают друг к другу правые ладони, сцепляются пальцами и надавливают на ладони.
Наши правые ладошки.
Пусть поборются немножко.
Ну-ка, поглядим скорей,
Кто из всех борцов сильней!
Для подготовки руки ребёнка к школе, хотим отметить такой приём, который сейчас широко распространён – это самомассаж рук. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность утомлённой мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему. Интересен массаж пальцев и ладоней, который сопровождается стихами.
Чтоб здоров был пальчик наш,
Сделаем ему массаж.
Посильнее разотрем,
И к другому перейдем.
Пальчиковые загадки
Цель: развитие тонкой моторики пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук.
Ход игры: Посадите детей в кружок на ковре и предложите поиграть с пальчиками.
— А сегодня пальчики будут загадывать интересные загадки. Я буду показывать, а вы отгадывайте; потом повторяйте за мной.
«Очки»: Обеими руками изображаем «колечки» — соединяем большой и указательный пальцы (остальные пальцы выпрямлены или немного согнуты). Поднимаем руки и подносим их к глазам.
— Угадайте, какую фигуру показывают пальчики! Правильно, это очки. А еще похоже на бинокль.
«Домик»: прямые ладони соединяем под углом, кончики пальцев соприкасаются.
«Лодка»: ладони с прижатыми друг к другу пальцами поставлены на ребро, соединяем их «ковшиком». А если в этой фигуре поднять большие пальцы, то получится «пароход».
«Цепочка»: большие и указательные пальцы соединяем — получаются колечки, одно колечко обхватывает другое — получается цепочка. Цепочку можно делать и из других пальцев — большой и указательный, большой и средний и т.д.
«Шарик»: все пальцы обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальцы раздвигаются, по-прежнему соприкасаясь кончиками, принимая форму шара. Воздух «выходит», и пальцы принимают исходное положение.
«Грабли»: выпрямляем напряженные полусогнутые пальцы.
«Корзина»: соединяем пальцы в замок, локти раздвигаем, соединенные большие пальцы образуют ручку корзины (в такую «корзинку» можно положить какую-нибудь мелкую игрушку).
«Птенчики в гнезде»: обхватываем левой ладонью все пальчики правой руки и ими шевелим.
Можно
придумывать и складывать из пальцев самые
разнообразные фигуры, но чтобы детям
было интересно, они должны быть легки
в исполнении, понятны и узнаваемы. Когда
дети запомнят основные фигуры, то могут
сами при помощи взрослого, выполнять
роль водящего.
2.2. Диагностические методики по выявлению уровня
развития мелкой моторики у дошкольников
Поскольку дошкольники уже овладевают речью, реагируют на личность экспериментатора, то становится возможным осуществление общения с ребенком и в ходе его проведение диагностики развития. Однако речь дошкольника еще находится в стадии становления, и иногда это ограничивает возможности применения вербальных тестов, поэтому исследователи отдают предпочтение невербальным методикам.
Наиболее
важными для диагностики
При проведении и оценке результатов диагностики развития дошкольника следует учитывать особенности личностного развития в этом возрасте. Отсутствие мотивации, интереса к заданиям может свести все усилия экспериментатора на нет, поскольку ребенок не примет их. На эту особенность дошкольников указывал, например, А. В. Запорожец, который писал: ...даже когда ребенок принимает познавательную задачу и пытается ее решить, те практические или игровые моменты, которые побуждают его действовать определенным образом, трансформируют задачу и придают своеобразный характер направленности мышления ребенка. Этот момент необходимо учитывать, чтобы правильно оценить возможности детского интеллекта. И далее: ...различия в решении сходных интеллектуальных задач младших и старших дошкольников определяются не только уровнем развития интеллектуальных операций, но и своеобразием мотивации. Если младшие дети побуждаются к решению практической задачи желанием достать картинку, игрушку и т. д., то у старших решающее значение приобретают мотивы соревнования, желания показать сообразительность экспериментатору. Эти особенности следует учитывать как при проведении тестов, так и при интерпретации получаемых результатов.
Следует учитывать и время, которое потребуется дня проведения испытаний. Для дошкольников рекомендуется отрезок времени на тестирование в пределах часа, учитывая и налаживание контакта с ребенком.
При проведении обследований дошкольников установление контакта между испытуемым и экспериментатором превращается в специальную задачу, от успешного решения которой будет зависеть надежность получаемых данных. Как правило, опытный психолог для налаживания такого контакта проводит обследование. В знакомой ребенку обстановке, в присутствии матери или какого-то близкого родственника, воспитателя и т. д. Необходимо создать условия, при которых ребенок не будет испытывать отрицательных эмоций от общения с незнакомым человеком (страха, неуверенности и т. д.), для чего работу с ребенком можно начать с игры и лишь постепенно, незаметно для ребенка включать требуемые тестом задания. Особое значение имеет осуществление постоянного наблюдения за поведением ребенка во время обследования — его функциональным и эмоциональным состоянием, проявлениями интереса или безразличия к предлагаемой деятельности и т. д. Эти наблюдения могут дать ценный материал для суждения об уровне развития ребенка, сформированности его познавательной и мотивационной сфер. Многое в поведении ребенка могут объяснить и пояснения матери, воспитателя, поэтому важно организовать сотрудничество всех трех сторон в процессе интерпретации результатов обследования ребенка (7).
Все
диагностические методы, разработанные
для дошкольников, должны предъявляться
индивидуально или небольшим
группам детей, посещающим детский
сад и имеющим опыт коллективной
работы. Как правило, тесты для дошкольников
предъявляются устно или в виде тестов
на практические действия. Иногда для
выполнения заданий могут использоваться
карандаш и бумага (при условии простых
действий с ними).
Полученные в ходе исследования результаты дали основание для следующих выводов:
1. Для повышения физических возможностей детей наиболее эффективны тренировочные режимы, направленные прежде всего на развитие ведущих для определенного типа телосложения сторон моторики. Для дошкольников мышечного и дигестивного типов телосложения наиболее благоприятны физические нагрузки, развивающие главным образом скоростно-силовые качества, а для учащихся астено-торакального соматотипа -двигательные режимы, направленные преимущественно на развитие выносливости.
2. Разработана технология физической подготовки, предусматривающая учет особенностей телосложения и структуры моторики. Использование технологии при обучении детей дошкольного возраста позволяет значительно повысить их физическую подготовленность и работоспособность.
3.
Разработанная и апробированная модель
повышения квалификации учителей физической
культуры, состоящая из взаимосвязанных
блоков входящей информации, выходящей
диагностики, теоретической и практической
подготовки, существенно повысила уровень
знаний, умений и навыков специалистов
в направлении личностно ориентированного
физического воспитания детей.
1. Абросимова Л.И., Определение физической работоспособности детей и подростков. 2005.
2. Зайцева В.В. Методология индивидуального подхода в оздоровительной физической культуре на основе современных информационных технологий: Автореф. докт. дисс. М., 2006.
3. Лёвушкин С.П., Салимзянов Р.Р. Оптимизация физического состояния школьников 5 - 7 лет на основе влияния мышечных нагрузок различной направленности. – 2007.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пос. - М.: Народное образование, 2005.
5. Фильченков Д.А. Методика реализации индивидуального подхода в физическом воспитании дошкольников, 2004.
6. Е.С. Анищенкова Пальчиковая гимнастика. Астрель, 2006.
7. В.В.Цвынтарный Играем пальчиками и развиваем речь. Лань, Санкт – Петербург, 2005.
8. Лукьяненко В.П. Физическая
Ставрополь: Изд-во СГУ. – 2005.