Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 10:32, контрольная работа
Одной из основных задач детского физического воспитания является повышение функциональных возможностей их организма и оптимизация их физического состояния. Решение этой задачи имеет большое значение для сохранения и укрепления здоровья детей. Однако в последнее время стало появляться множество научных данных, свидетельствующих о низком уровне физической подготовленности современных детей. Эти данные сопровождаются сведениями о резком ухудшении состояния здоровья дошкольников в последние годы, снижением числа здоровых детей за период обучения в школе в 4-5 раз.
Введение……………………………………………………………………….....……3
Глава 1. Физическое воспитание детей дошкольного возраста……………….……4
1.1 Организация условий физического воспитания детей
дошкольного возраста………………………………………………………...…4-7
1.2. Возрастные особенности детей дошкольного возраста………………......…8-11
Глава 2. Индивидуальный подход к физическому воспитанию детей дошкольного возраста на основе учета структуры моторики.....................................................12-15
2.1. Значение развития тонкой моторики рук в дошкольном возрасте…….….15-17
2.2. Диагностические методики по выявлению уровня развития мелкой
моторики у дошкольников…………………………………………………....…..18-19
Заключение................................................................................................................. 20
Литература……………………………………………………………………….......21
ранний детский — от 1 года до 3 лет;
дошкольный — от 3 до 6 (7) лет.
Рис.1. Средние показатели массы тела и роста
здоровых
детей раннего
и дошкольного
возраста
Отражая ступени биологического развития, возрастная периодизация детей облегчает построение системы физического воспитания в этом возрасте, помогает правильному построению физкультурных занятий (составлению программ, подбору и дозировке упражнений, выбору методики физической и двигательной подготовки и т.д.).
Первые
годы жизни ребенка характеризуются
С рождения до трехлетнего возраста заметно возрастают возбудимость и лабильность нервно-мышечного аппарата, но сила мышц еще очень невелика. Все суставы ребенка вследствие слабого развития связочного аппарата и мышц отличаются большой подвижностью.
При
организации физического
В этом возрасте нервные процессы недостаточно сильны и подвижны, однако условно-рефлекторные связи отличаются большой прочностью и очень трудно поддаются переделке. Поэтому в процессе физического воспитания необходимо учить детей правильному выполнению того или иного упражнения, так как возникший навык прочно и надолго закрепляется. Заученные с ошибками простые движения сделают невозможным в будущем правильное формирование более сложных двигательных навыков, а это будет затруднять полное раскрытие двигательной одаренности ребенка.
В раннем возрасте ребенок не может развиваться правильно без достаточной физической активности. Установлено, что у двухлетних детей на активные движения приходится 70% времени бодрствования, а у трехлетних — не менее 60%. Постепенно, по мере развития движения у детей приобретают большую законченность, определенную целесообразность и целенаправленность. Однако в коре головного мозга процессы иррадиации преобладают над процессами концентрации, поэтому движения детей отличаются неточностью, некоординированностью. Внимание в этом возрасте еще неустойчиво, и дети не могут долго сосредоточиваться на чем-то одном и быстро утомляются (8).
B период от 3 до 6 лет (дошкольный возраст) все размеры тела увеличиваются относительно равномерно. Годичный прирост длины тела составляет 5—6 см, массы тела — около 2 кг. Но к концу этого периода начинается ускорение роста: за год ребенок прибавляет 8—10 см. Такой бурный рост связан с эндокринными сдвигами, происходящими в организме (второй период быстрого роста проявляется у детей в 13—14 лет, когда начинается половое созревание).
У детей дошкольного возраста заметно меняются пропорции тела: руки и ноги становятся значительно длиннее и растут быстрее, чем туловище. Если к 6—7 годам длина туловища увеличивается в 2 раза, то длина рук — более чем в 2,5 раза, а длина ног — более чем в 3 раза.
Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон. У ребенка сначала развиваются мышцы таза и ног, а затем (с 6—7 лет) мышцы рук. К 5 годам увеличивается мышечная сила. Однако из-за быстрой утомляемости мышц и относительной слабости костно-мышечного аппарата дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению.
К 6—7 годам заканчивается созревание нервных клеток головного мозга. Однако нервная система ребенка еще недостаточно устойчива: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.
Нервная регуляция деятельности сердца у детей еще несовершенна. Неравномерность частоты и силы сердечных сокращений наблюдается даже в покое. При физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется, поэтому упражнения во время занятий надо разнообразить.
Рис.2. Особенности развития движений у детей грудного,
раннего и дошкольного возраста.
Ранний и дошкольный возраст характеризуются значительными изменениями не только в физическом, но и в моторном развитии. С возрастом количество движений у детей увеличивается. Дети должны двигаться не менее 50—60% всего периода бодрствования. Интенсивность двигательной активности — среднее количество движений в минуту — составляет примерно 38—41 у детей 2 лет, 43—50 — 2,5 лет, 44—51 — 3 лет. Это значит, что разовая продолжительность движений очень мала — в среднем от нескольких секунд до 1,5 мин. Детям свойственна частая смена движений и поз — до 550—1000 раз в день, благодаря чему происходят поочередное напряжение и отдых различных групп мышц, поэтому дети и не устают.
Бег, прыжки, метания
— те двигательные умения, которые
ребенок должен освоить до школы.
Насколько успешно он это сделает,
зависит от ловкости, быстроты, силы
и выносливости, т.е. от развития основных
двигательных качеств. По уровню развития
этих качеств можно судить о физической
подготовленности ребенка.
Рис.3. Уровень физической подготовленности детей 4-6 лет
Глава 2. Индивидуальный подход к физическому воспитанию детей
дошкольного возраста на основе учета структуры моторики
Важнейшими составными частями любой технологии физической подготовки, основанной на учете индивидуально-типологических особенностей, являются: 1) показатели и критерии, по которым детей можно распределять на определенные группы для последующего эффективного воздействия; 2) содержание и направленность комплексов физических упражнений.
Как показали результаты исследований последних лет, наиболее важными типологическими признаками в физическом воспитании являются особенности телосложения и тесно связанная с ними структура моторики. Так же исследования показали, что у детей астено-торакального типа телосложения ведущим физическим качеством в структуре моторики является выносливость, а у учащихся мышечного и дигестивного типов телосложения доминируют скоростно -силовые качества. Эти обстоятельства учитываются при подборе комплексов физических упражнений, которые легли в основу разработанных тренировочных режимов, воздействие которых осуществлялось на протяжении одного года (2).
Результаты выполненного педагогического эксперимента показали, что у лиц со сходным профилем моторики, в основе которой лежит тип телосложения, наиболее эффективен тренировочный режим, направленный на совершенствование наиболее развитых сторон двигательной сферы детей. Свидетельством тому служит наибольшее количество позитивных изменений в физической подготовленности и работоспособности за период исследования. Данное заключение сделано после проведенного сравнения влияния режимов двигательной активности на детей, имеющих разные типы телосложения. Каждому показателю в конце эксперимента было присвоено место, степень положительного влияния оценивалась по наименьшей сумме мест. Наименьшую сумму по количеству мест в группе детей астено-торакального типа телосложения (4 балла) набрали те лица, у которых преимущественно развивали ведущую сторону моторики - выносливость. Вторую позицию (5 баллов) занимает тренировочный режим, направленный на развитие скоростно-силовых качеств. На третьем месте (9 баллов) оказался режим развития физических качеств равномерно-пропорциональным способом.
У детей мышечного типа телосложения лучший результат (3 балла) был показан в группах, в которых преимущественно развивали ведущие скоростно-силовые качества. Вторую позицию (7 баллов) занимает тренировочный режим, направленный на развитие выносливости. На третьей позиции (8 баллов) - равномерно-пропорциональный режим воздействия.
Дети
дигестивного типа телосложения, развивающие
преимущественно скоростно-
Наиболее
благоприятным для детей
Разработанные
тренировочные режимы и результаты
выполненного педагогического эксперимента
легли в основу созданной технологии физической
подготовки детей, классификационная
характеристика которой представлена
ниже.
Технология физической подготовки детей, учитывающая особенности телосложения и структуры моторики:
По уровню применения: частнопредметная.
По
философской основе:
По
основному фактору развития:
По
характеру содержания:
По
типу управления: индивидуально-
По
организационным формам:
По подходу к ребенку: личностно ориентированная.
По преобладающему методу: методы строго регламентированного упражнения.
По
категории обучаемых: массовая
Целевая ориентация - на свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными способностями.
Концептуальные положения:
-
развитие двигательных качеств
детей в процессе физического
воспитания должно строиться
на основе адекватности
- лица разного типа телосложения имеют различную структуру моторного развития.
Особенность содержания - технология предполагает дифференциацию учащихся по типам телосложения и проведение занятий с ними по индивидуальным двигательным программам с преимущественным воздействием на ведущие физические качества, присущие каждому типу телосложения.
Особенности методики:
-
представителям каждого типа
телосложения предлагаются те
физические нагрузки, которые наиболее
соответствуют врожденным
-
применяется индивидуально-
-
двигательная подготовленность
учащихся оценивается при
2.1. Значение развития тонкой моторики рук
Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка. Различают следующие этапы формирования кистевых и пальцевых навыков.
Поглаживание кисти ребенка – от кончиков пальцев до середины предплечья – тыльной стороной ладони. Поглаживание каждого пальчика – от кончика к основанию – по всем поверхностям: тыльной, боковой и ладонной. Выполняйте эти движения несколькими пальцами. Растирание спиралеобразными движениями каждого пальчика – по ладонной и боковым поверхностям – от кончиков к основанию. Растирание тыльной и ладонной поверхностей кисти от основания пальцев до запястья. Выполняйте эти движения, костяшками пальцев, совершая прямолинейные и спиралеобразные движения (6).