Индивидуализация физического воспитания детей 5-7 лет на основе учета структуры моторики

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 10:32, контрольная работа

Описание работы

Одной из основных задач детского физического воспитания является повышение функциональных возможностей их организма и оптимизация их физического состояния. Решение этой задачи имеет большое значение для сохранения и укрепления здоровья детей. Однако в последнее время стало появляться множество научных данных, свидетельствующих о низком уровне физической подготовленности современных детей. Эти данные сопровождаются сведениями о резком ухудшении состояния здоровья дошкольников в последние годы, снижением числа здоровых детей за период обучения в школе в 4-5 раз.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....……3
Глава 1. Физическое воспитание детей дошкольного возраста……………….……4
1.1 Организация условий физического воспитания детей
дошкольного возраста………………………………………………………...…4-7
1.2. Возрастные особенности детей дошкольного возраста………………......…8-11
Глава 2. Индивидуальный подход к физическому воспитанию детей дошкольного возраста на основе учета структуры моторики.....................................................12-15
2.1. Значение развития тонкой моторики рук в дошкольном возрасте…….….15-17
2.2. Диагностические методики по выявлению уровня развития мелкой
моторики у дошкольников…………………………………………………....…..18-19
Заключение................................................................................................................. 20
Литература……………………………………………………………………….......21

Работа содержит 1 файл

артур).doc

— 293.50 Кб (Скачать)

     ранний  детский — от 1 года до 3 лет;

     дошкольный  — от 3 до 6 (7) лет.

     

      Рис.1. Средние показатели массы тела и роста

     здоровых  детей раннего  и дошкольного  возраста  

     Отражая ступени биологического развития, возрастная периодизация детей облегчает построение системы физического воспитания в этом возрасте, помогает правильному построению физкультурных занятий (составлению программ, подбору и дозировке упражнений, выбору методики физической и двигательной подготовки и т.д.).

     Первые  годы жизни ребенка характеризуются быстрыми темпами роста и развития организма. Интенсивно увеличиваются морфологические показатели: рост и масса тела, обхват грудной клетки.

          С рождения до трехлетнего возраста заметно возрастают возбудимость и лабильность нервно-мышечного аппарата, но сила мышц еще очень невелика. Все суставы ребенка вследствие слабого развития связочного аппарата и мышц отличаются большой подвижностью.

     При организации физического воспитания детей раннего возраста следует помнить о физиологической слабости их костной системы и мышечно-связочного аппарата и строго дозировать физические нагрузки.

     В этом возрасте нервные процессы недостаточно сильны и подвижны, однако условно-рефлекторные связи отличаются большой прочностью и очень трудно поддаются переделке. Поэтому в процессе физического воспитания необходимо учить детей правильному выполнению того или иного упражнения, так как возникший навык прочно и надолго закрепляется. Заученные с ошибками простые движения сделают невозможным в будущем правильное формирование более сложных двигательных навыков, а это будет затруднять полное раскрытие двигательной одаренности ребенка.

     В раннем возрасте ребенок не может развиваться правильно без достаточной физической активности. Установлено, что у двухлетних детей на активные движения приходится 70% времени бодрствования, а у трехлетних — не менее 60%. Постепенно, по мере развития движения у детей приобретают большую законченность, определенную целесообразность и целенаправленность. Однако в коре головного мозга процессы иррадиации преобладают над процессами концентрации, поэтому движения детей отличаются неточностью, некоординированностью. Внимание в этом возрасте еще неустойчиво, и дети не могут долго сосредоточиваться на чем-то одном и быстро утомляются (8).

     B период от 3 до 6 лет (дошкольный возраст) все размеры тела увеличиваются относительно равномерно. Годичный прирост длины тела составляет 5—6 см, массы тела — около 2 кг. Но к концу этого периода начинается ускорение роста: за год ребенок прибавляет 8—10 см. Такой бурный рост связан с эндокринными сдвигами, происходящими в организме (второй период быстрого роста проявляется у детей в 13—14 лет, когда начинается половое созревание).

     У детей дошкольного возраста заметно меняются пропорции тела: руки и ноги становятся значительно длиннее и растут быстрее, чем туловище. Если к 6—7 годам длина туловища увеличивается в 2 раза, то длина рук — более чем в 2,5 раза, а длина ног — более чем в 3 раза.

     Рост  мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон. У ребенка сначала развиваются мышцы таза и ног, а затем (с 6—7 лет) мышцы рук. К 5 годам увеличивается мышечная сила. Однако из-за быстрой утомляемости мышц и относительной слабости костно-мышечного аппарата дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению.

     К 6—7 годам заканчивается созревание нервных клеток головного мозга. Однако нервная система ребенка  еще недостаточно устойчива: процессы возбуждения преобладают над  процессами торможения.

     Нервная регуляция деятельности сердца у  детей еще несовершенна. Неравномерность  частоты и силы сердечных сокращений наблюдается даже в покое. При  физической нагрузке сердечная мышца  быстро утомляется, поэтому упражнения во время занятий надо разнообразить.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             
 
 
 

            

            Рис.2. Особенности развития движений у детей грудного,

             раннего и дошкольного возраста.

Ранний  и дошкольный возраст характеризуются  значительными изменениями не только в физическом, но и в моторном развитии. С возрастом количество движений у детей увеличивается. Дети должны двигаться не менее 50—60% всего периода бодрствования. Интенсивность двигательной активности — среднее количество движений в минуту — составляет примерно 38—41 у детей 2 лет, 43—50 — 2,5 лет, 44—51 — 3 лет. Это значит, что разовая продолжительность движений очень мала — в среднем от нескольких секунд до 1,5 мин. Детям свойственна частая смена движений и поз — до 550—1000 раз в день, благодаря чему происходят поочередное напряжение и отдых различных групп мышц, поэтому дети и не устают.

      Бег, прыжки, метания  — те двигательные умения, которые  ребенок должен освоить до школы. Насколько успешно он это сделает, зависит от ловкости, быстроты, силы и выносливости, т.е. от развития основных двигательных качеств. По уровню развития этих качеств можно судить о физической подготовленности ребенка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                     Рис.3. Уровень физической подготовленности детей 4-6 лет

          Глава 2. Индивидуальный подход к физическому воспитанию детей             

            дошкольного возраста на основе учета структуры моторики

         Важнейшими составными частями любой технологии физической подготовки, основанной на учете индивидуально-типологических особенностей, являются: 1) показатели и критерии, по которым детей можно распределять на определенные группы для последующего эффективного воздействия; 2) содержание и направленность комплексов физических упражнений.

          Как показали результаты исследований последних лет, наиболее важными типологическими признаками в физическом воспитании являются особенности телосложения и тесно связанная с ними структура моторики. Так же исследования показали, что у детей астено-торакального типа телосложения ведущим физическим качеством в структуре моторики является выносливость, а у учащихся мышечного и дигестивного типов телосложения доминируют скоростно -силовые качества. Эти обстоятельства учитываются при подборе комплексов физических упражнений, которые легли в основу разработанных тренировочных режимов, воздействие которых осуществлялось на протяжении одного года (2).

     Результаты  выполненного педагогического эксперимента показали, что у лиц со сходным  профилем моторики, в основе которой  лежит тип телосложения, наиболее эффективен тренировочный режим, направленный на совершенствование наиболее развитых сторон двигательной сферы детей. Свидетельством тому служит наибольшее количество позитивных изменений в физической подготовленности и работоспособности за период исследования.        Данное заключение сделано после проведенного сравнения влияния режимов двигательной активности на детей, имеющих разные типы телосложения. Каждому показателю в конце эксперимента было присвоено место, степень положительного влияния оценивалась по наименьшей сумме мест. Наименьшую сумму по количеству мест в группе детей астено-торакального типа телосложения (4 балла) набрали те лица, у которых преимущественно развивали ведущую сторону моторики - выносливость. Вторую позицию (5 баллов) занимает тренировочный режим, направленный на развитие скоростно-силовых качеств. На третьем месте (9 баллов) оказался режим развития физических качеств равномерно-пропорциональным способом.

          У детей мышечного типа телосложения лучший результат (3 балла) был показан в группах, в которых преимущественно развивали ведущие скоростно-силовые качества. Вторую позицию (7 баллов) занимает тренировочный режим, направленный на развитие выносливости. На третьей позиции (8 баллов) - равномерно-пропорциональный режим воздействия.

     Дети  дигестивного типа телосложения, развивающие  преимущественно скоростно-силовые  качества, показали результат 4 балла, выносливость - 5 баллов. На третьем  месте по эффективности (9 баллов) у  представителей данного соматотипа оказался тренировочный режим, при котором физические качества развивали комплексно.

     Наиболее  благоприятным для детей астено-торакального типа телосложения является двигательный режим, направленный на развитие сильной  для них стороны моторики - выносливости, для детей мышечного соматотипа наиболее эффективно использование физических упражнений, преимущественно развивающих скоростно-силовые способности. Для представителей дигестивного типа телосложения эффективны тренировочные режимы с преимущественным развитием ведущих скоростно -силовых качеств. У всех групп детей тренировочный режим, направленный на комплексное развитие физических качеств, по эффективности оказался на третьем месте.

     Разработанные тренировочные режимы и результаты выполненного педагогического эксперимента легли в основу созданной технологии физической подготовки детей, классификационная характеристика которой представлена ниже. 

     Технология  физической подготовки детей, учитывающая  особенности телосложения и структуры моторики:

     По  уровню применения: частнопредметная.

     По  философской основе: гуманистическая.

     По  основному фактору развития: биогенная.

     По  характеру содержания: приспосабливающаяся. 

     По  типу управления: индивидуально-групповая.

     По  организационным формам: традиционная классно-урочная с элементами дифференциации и индивидуализации.

     По  подходу к ребенку: личностно ориентированная.

     По  преобладающему методу: методы строго регламентированного упражнения.

     По  категории обучаемых: массовая .

     Целевая ориентация - на свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными способностями.

     Концептуальные  положения:

     - развитие двигательных качеств  детей в процессе физического  воспитания должно строиться  на основе адекватности средств,  методов врожденным индивидуальным  задаткам занимающихся;

     - лица разного типа телосложения имеют различную структуру моторного развития.

     Особенность содержания - технология предполагает дифференциацию учащихся по типам телосложения и проведение занятий с ними по индивидуальным двигательным программам с преимущественным воздействием на ведущие физические качества, присущие каждому типу телосложения.

     Особенности методики:

     - представителям каждого типа  телосложения предлагаются те  физические нагрузки, которые наиболее  соответствуют врожденным задаткам  занимающихся;

     - применяется индивидуально-групповой  способ проведения занятий или  метод круговой тренировки;

     - двигательная подготовленность  учащихся оценивается при строгом  учете особенностей телосложения  в соответствии с типологическими  стандартами (3). 

                     2.1. Значение развития тонкой моторики рук

                                          в дошкольном возрасте

          Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка. Различают следующие этапы формирования кистевых и пальцевых навыков.

     Поглаживание  кисти ребенка – от кончиков пальцев  до середины предплечья – тыльной  стороной ладони. Поглаживание каждого  пальчика – от кончика к основанию  – по всем поверхностям: тыльной, боковой и ладонной. Выполняйте эти движения несколькими пальцами. Растирание спиралеобразными движениями каждого пальчика – по ладонной и боковым поверхностям – от кончиков к основанию. Растирание тыльной и ладонной поверхностей кисти от основания пальцев до запястья. Выполняйте эти движения, костяшками пальцев, совершая прямолинейные и спиралеобразные движения (6).

Информация о работе Индивидуализация физического воспитания детей 5-7 лет на основе учета структуры моторики