Индивидуализация физического воспитания детей 5-7 лет на основе учета структуры моторики

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 10:32, контрольная работа

Описание работы

Одной из основных задач детского физического воспитания является повышение функциональных возможностей их организма и оптимизация их физического состояния. Решение этой задачи имеет большое значение для сохранения и укрепления здоровья детей. Однако в последнее время стало появляться множество научных данных, свидетельствующих о низком уровне физической подготовленности современных детей. Эти данные сопровождаются сведениями о резком ухудшении состояния здоровья дошкольников в последние годы, снижением числа здоровых детей за период обучения в школе в 4-5 раз.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....……3
Глава 1. Физическое воспитание детей дошкольного возраста……………….……4
1.1 Организация условий физического воспитания детей
дошкольного возраста………………………………………………………...…4-7
1.2. Возрастные особенности детей дошкольного возраста………………......…8-11
Глава 2. Индивидуальный подход к физическому воспитанию детей дошкольного возраста на основе учета структуры моторики.....................................................12-15
2.1. Значение развития тонкой моторики рук в дошкольном возрасте…….….15-17
2.2. Диагностические методики по выявлению уровня развития мелкой
моторики у дошкольников…………………………………………………....…..18-19
Заключение................................................................................................................. 20
Литература……………………………………………………………………….......21

Работа содержит 1 файл

артур).doc

— 293.50 Кб (Скачать)

                              ГОУ  ВПО  Тульский государственный

                       педагогический университет им. Л.Н. Толстого 

                                Кафедра педагогики,  психологии и  
                                дисциплин начального образования 
 
 
                                               Контрольная работа 
                                  по «Теоретической  педагогике» 
                                                      на тему: 
              «индивидуализация физического воспитания

         детей 5-7 лет на основе учета структуры моторики» 
 
 
 
 
Выполнил: 
студент  2 курса группы   
очной формы обучения 
факультета искусств, социальных и гуманитарных наук 
Вартеванян А.М. 
 
 
 
 
 
 
 

                                        
                                            

                                                      Тула  2011г.

                                                           Содержание

Введение……………………………………………………………………….....……3

Глава 1. Физическое воспитание детей дошкольного возраста……………….……4

1.1 Организация условий физического воспитания детей

      дошкольного возраста………………………………………………………...…4-7

1.2. Возрастные особенности детей дошкольного возраста………………......…8-11

Глава 2. Индивидуальный подход к физическому воспитанию детей дошкольного возраста на основе учета структуры моторики.....................................................12-15

2.1. Значение развития тонкой моторики рук в дошкольном возрасте…….….15-17

2.2. Диагностические методики по выявлению уровня развития мелкой

моторики у  дошкольников…………………………………………………....…..18-19

Заключение................................................................................................................. 20

Литература……………………………………………………………………….......21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                       
 

                                                         

                                                       Введение

        Одной из основных задач детского физического воспитания является повышение функциональных возможностей их организма и оптимизация их физического состояния. Решение этой задачи имеет большое значение для сохранения и укрепления здоровья детей. Однако в последнее время стало появляться множество научных данных, свидетельствующих о низком уровне физической подготовленности современных детей. Эти данные сопровождаются сведениями о резком ухудшении состояния здоровья дошкольников в последние годы, снижением числа здоровых детей за период обучения в школе в 4-5 раз.

     Современная тенденция к ухудшению здоровья всех групп населения, в том числе детей-дошкольников, стимулирует поиск новых путей охраны и укрепления здоровья, среди которых физической культуре отводится очень важная роль.

     С биологических и социальных позиций дошкольный возраст является важным этапом жизни ребенка. В этот период заметно повышается уровень развития двигательных качеств, физической работоспособности, возрастает мышечная масса, происходит адаптация к будущему школьному обучению, увеличивается нагрузка на все системы организма и предъявляются повышенные требования к здоровью ребенка.

     Большинство методик, используемых в физическом воспитании, направлены на развитие либо так называемых «отстающих» двигательных качеств, либо на комплексное развитие. Однако ряд исследований свидетельствуют о том, что для эффективного повышения двигательных возможностей человека целесообразно ориентироваться на развитие «ведущих» двигательных качеств.

     Процесс совершенствования методических подходов к повышению функциональных возможностей организма дошкольников стимулирует поиск новых, более рациональных путей решения данной проблемы. Одним из основных направлений в этом является дифференцированный подход к учащимся, подразумевающий тщательное изучение индивидуальных особенностей каждого из них, с последующим распределением детей по сходным типологическим признакам на определенные группы с учетом задач учебного процесса. 

              Глава 1. Физическое воспитание детей дошкольного возраста

        1. Организация условий физического

        воспитания детей дошкольного возраста

          Физическое воспитание в дошкольных учреждениях – это единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспитания, которая помимо указанных компонентов включает так же учреждения и организации, осуществляющие и контролирующие физическое воспитание. Каждое учреждение в зависимости от его специфики имеет свои конкретные направления в работе, отвечающие в целом государственным и общенародным интересам.

      Целью физического воспитания является формирование у детей основ здорового образа жизни.

      В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

      Среди оздоровительных задач особое место  занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, и всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.

      Учитывая специфику возраста, оздоровительные задачи определяются в более конкретной форме: помогать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата; способствовать развитию всех групп мышц, в особенности мышц-разгибателей; правильному соотношению частей тела; совершенствованию деятельности сердечно - cосудистой и дыхательной системы.

      Кроме того, важно повышать общую работоспособность  у детей учитывая особенности  развития детского организма, задачи определяются в более конкретной форме: помогать правильному и своевременному окостенению, формированию изгибов позвоночника, способствовать правильному развитию терморегуляции. Совершенствовать деятельность центральной нервной системы: способствовать уравновешенности процессов возбуждения и торможения, их подвижности, а также совершенствованию двигательного анализатора, органов чувств (5).

      Образовательные задачи предусматривают формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья. Благодаря пластичности нервной системы у детей двигательные навыки формируются сравнительно легко. Большинство их (ползание, бег, ходьба, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) дети используют в повседневной жизни как средство передвижения. Двигательные навыки облегчают связь с окружающей средой и способствуют ее познанию: ребенок, ползая сам, приближается к тем предметам, которые его интересуют, и знакомится с ними. Правильное выполнение физических упражнений эффективно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костной системы. Двигательные навыки, сформированные у детей дошкольного возраста, составляют фундамент для их дальнейшего совершенствования в школе и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте. В процессе формирования двигательных навыков у детей вырабатывается способность легко овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности, включающими эти движения (трудовые операции). Объем двигательных навыков по возрастным данным находится в программе. У дошкольников необходимо сформировать навыки выполнения строевых, общеразвивающих упражнений, основных движений, спортивных упражнений. Кроме того, следует научить детей играть в спортивные игры (городки, настольный теннис) и выполнять элементы спортивных игр (баскетбол, хоккей, футбол и т.д.). В этом возрасте приобретает важное значение привитие первоначальных навыков личной и общественной гигиены (мытье рук, забота о костюме, обуви и т.д.). Полученные знания позволяют детям заниматься физическими упражнениями более осознанно и более полноценно, самостоятельно использовать средства физического воспитания в детском саду и семье.

      Воспитательные  задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей (4).

      Первые  семь лет жизни ребенка характеризуются  интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическими особенностями основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющим фактором с первых месяцев жизни является окружающая среда и воспитание ребенка. Поэтому очень важно создать такие условия и так организовать воспитание, чтобы было обеспечено бодрое, положительно эмоциональное состояние ребенка, полноценное физическое и психическое развитие.

      Поскольку целью физического воспитания является формирование у детей навыков  здорового образа жизни, то для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Полноценное физическое воспитание достигается при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм человека. Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, питания, сна и т.д.) составляет обязательное условие для решения задач физического воспитания.

      Они повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Например, занятие физическими упражнениями лучше содействует развитию костной и мышечной системы. Чистота помещений, физкультурного инвентаря, игрушек, одежды, обуви служат профилактикой заболеваний. Гигиенические факторы имеют и самостоятельное значение: они способствуют нормальной работе всех органов и систем. Например, регулярное и доброкачественное питание положительно влияет на деятельность органов пищеварения и обеспечивает своевременную доставку другим органам необходимыми питательными веществами, а значит, содействует нормальному росту и развитию ребенка. Полноценный сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы. Правильное освещение предупреждает возникновение заболевания глаз. Соблюдение твердого режима дня приучает к организованности, дисциплинированности и т.д.

      Физические  упражнения - основное специфическое средство физического воспитания оказывающего на человека разностороннее воздействие. Они используются для решения задач физического воспитания: содействуют осуществлению умственного, трудового, а также являются средством лечения при многих заболеваниях.

      Движения, физические упражнения считаются специфическим  средством физического воспитания. Двигательная активность - биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие (1).

      Правильное  физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.

      Ни  в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно  с общим воспитанием, как в  первые шесть лет. В период дошкольного  детства у ребенка закладываются  основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость вызывает и самые различные расстройства в деятельности организма, не только ведет к понижению способности, но и расшатывает волю ребенка. Недаром выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность в знаниях, вера в свои силы. Поэтому крайне важно организовывать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности. В настоящее время в ряде детских учреждений работа по физическому воспитанию ведут организаторы физической подготовки. Но в большинстве дошкольных учреждений проведением занятий по физической культуре по-прежнему занимаются воспитатели.

            1.2. Возрастные особенности детей дошкольного возраста

         В дошкольном периоде онтогенеза человека существуют большие, зачастую неиспользуемые психофизиологических резервы развития ребенка.

     По  биологическим признакам дошкольный возраст подразделяется на следующие  периоды:

     новорожденный — первые 4 недели жизни;

     грудной (младенческий) — до 1 года;

Информация о работе Индивидуализация физического воспитания детей 5-7 лет на основе учета структуры моторики