Игровые технологии на уроках английского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – концептуальный анализ игры и игровой деятельности учащихся и научное обоснование эффективности применения игровых технологий в процессе преподавания иностранных языков.

В связи с целью были определены следующие задачи исследования:

- изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования;

- изучить существующие в практике обучения иностранному языку виды и типы упражнений с использованием различных игровых технологий;

- классифицировать игровые приемы обучения английскому языку согласно принципам их организации и дать определение ролевой игре;

- экспериментально проверить эффективность применения игровых технологий в процессе преподавания иностранных языков;

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 82.08 Кб (Скачать)

     2) инновационная  (продуктивная) игра  – совместная деятельность, направленная  на создание информационного  продукта (решение какой-либо актуальной  проблемы), содержащая обмен мнениями, в том числе и специально  организованное их столкновение, демонстрацию промежуточных результатов;

     3) полидеятельностные (фестивальные) игры  в своей основе имеют много  схожих черт с такой распространенной  формой воспитательной работы, как так называемая «Ярмарка». В этом случае ролевая игра выступает в качестве составной части, элемента в содержании и организации неигровой деятельности, используется как побудительное средство к неигровой деятельности.

     Чаще  всего ролевые игры проводятся в  рамках заключительного занятия по теме в обычном классе, оформленном соответствующим образом, или в игровой комнате, если таковая имеется в школе. В сельской местности, особенно в малокомплектных школах ролевая игра проводится иногда на школьной сцене, в холле, в библиотеке и даже в столовой. Само проведение ролевой игры в таком случае становится замеченным многими учащимися. Сразу рослее проведения ролевой игры учителю необходимо деликатно оценить вклад каждого ученика в подготовку и проведение ролевой игры, выразительность их ролевого поведения. Причем отмечаются положительные стороны проведенной ролевой игры, а негативные стороны лучше обсудить индивидуально.

     Этап  контроля и анализа игры может  следовать сразу же по ее завершении или проводиться на последующих уроках, что зависит от сложности игры.

     Занятие по итогам ролевой игры можно проводить  вне расписания, тогда оно приобретает  характерные черты внеклассного мероприятия на иностранном языке. [18, с.82] 

     2.3. Использование игрового  метода на практике 

     Игровой метод для активизации познавательного  интереса к изучению иностранного языка, в частности, ролевых игр, был применен нами на практике.

     Теоретические результаты нашего исследования использовались в учебной практике средней школы  при прохождении педагогической практики в гимназии № 5 г.Астана, в 7 «г» классе.

     Проведение  ролевых игр явилось значимым событием в жизни данного  класса, поскольку оно, с одной стороны, стало итогом большой работы класса, а с другой – серьезным  испытанием учащихся на самостоятельность и находчивость. Ведь наряду с реализацией заранее подготовленных коммуникативных поступков, приходилось не раз во время игры оперативно реагировать на коммуникативные поступки других персонажей, чаще всего также подготовленные, но нередко совершенно неожиданные для других участников игры, поскольку ход ролевой игры намечался лишь в самом общем виде, а заключительный этап подготовки осуществлялся индивидуально или с помощью учителя.

     Во  время так называемой «пассивной»  практики, а также в процессе проведения занятий по иностранному языку, была составлена характеристика вышеуказанного класса. Но в силу того, что уроки проводились лишь в одной группе, состоящей из 14 человек, именно данной группе нами была разработана детальная характеристика.

     Группа  из 14 человек состояла из 7 девочек  т 7 мальчиков, что обуславливало равноправное положение в классе учащихся по половому составу.

     В классе наблюдалась общность социальных интересов, касающихся не только учебной  деятельности, но и посещения различных  кружков и секций. Так, большинство  мальчиков посещают кружки восточных  единоборств.

     Было  определено, что в группе нет явных  лидеров, и это способствовало сплоченности и организованности класса в выполнении общих дел, умению коллективно планировать их и распределять заданиями между тобой.

     Общий уровень поведенческой дисциплины высок, а к отдельным нарушителям  дисциплины группа относится негативно.

     Следует отметить также, что у каждого  учащегося имеется свободная  морально-психологическая позиция.

     Все вышеуказанное было учтено при подготовке и проведении в классе ролевых  игр.

     Слово «игра» значительно повышало заинтересованность  и личностную сопричастность учащихся к занятиям. Следует отметить также, что, ориентируясь, прежде всего на удовольствие, получаемое от самого процесса игры, учащиеся могли в различной степени осознавать заложенные в ролевой игре неигровые цели, направляемые на развитие навыков диалогической и монологической речи, закрепление лексики по новым темам, обучение межличностному общению.

     Ролевые игры проводились в классе регулярно  и учащиеся к ним уже привыкли, поэтому в начале новой темы они  сами  выясняли перспективу проведения новой ролевой игры.

     Так, на первом же занятии по новой теме «Healthy Lifestyle» учащиеся выполняли упражнения, которые подразумевали проведение контролируемой ролевой игры.

     После ознакомления с новой лексикой учащимися  был проведен опрос. В качестве опорных предлагался следующий перечень вопросов и примерных ответов:

     1. Вы едите сладкое?                                   а) да б) иногда в) нет

     2. Вы часто ходите пешком?                       а) да б) иногда в) нет

     3. Вы часто употребляете в пищу               а) да б) иногда в) нет 

     овощи и фрукты?

     Данный  опрос предназначался для выявления  вредных привычек в еде у учащихся и их отношения к таковым.

     Группа  проявила инициативу и творческие способности  в разработке сюжета игры и распределении  ролей. Так, на роль репортеров ребята предложили Аню Т. и Алию Б. следует отметить, что девочки отличаются друг от друга типами темпераментов. Аня – явный меланхолик, предпочитает оставаться в тени, для нее очень важно мнение Алии. Алия же – холерик, экстраверт, в то же время уважает мнение других. Девочки гармонично взаимодополняют друг друга, и в их отношениях наблюдается взаимоподдержка и сотрудничество.

     В то время, когда остальные выполняли  упражнения из рабочей тетради, репортеры проводили опрос, причем они самостоятельно дополнили перечень вопросов. Затем с нашей помощью был подведен итог по процентно-рейтинговой системе. В результате оказалось, что 82% учащихся не заботятся о правильном питании: едят много сладкого, редко употребляют в пищу свежие овощи и фрукты.

     Результаты  опроса девочки изложили в виде доклада, прослушав который учащиеся организовали «круглый стол» и давали друг другу советы, активно используя лексику предыдущих тем. Затем Аня и Алия провели аналогичный опрос в параллельной группе и сравнили результаты.

     При подведении итогов игры в целом, класс  оценил работу репортеров на «отлично», и было выражено желание в дальнейшем проводить игры подобного рода.

     Одним из видов ролевой игры, распространенной на уроках иностранного языка, является составление диалогов. В период педагогической практики данный вид работы также многократно применялся. Приведем пример. На одном из уроков проводилось аудирование. Незнакомые слова заранее были выписаны на доску, для того, чтобы учащиеся переписали их в тетради. Прослушав диалог, учащиеся выполнили разнообразные упражнения, в число которых входили: «Ответьте на вопросы», «Преобразуйте предложения, заменив выделенные слова словами из диалога» и так далее. Эти упражнения явились своеобразной подготовкой к ролевой игре в виде составления диалогов, аналогичных прослушанному.

     Группа  разделилась на пары, причем во многих случаях оказалось так, что «более сильные» ученики составили пары с «менее сильными». Так, Максим Р., который занимается дополнительно с репетитором и обладает более высокими знаниями английского, оказался в паре с Тимуром Х., у которого ярко выраженные склонности к изучению точных наук. Максим взял инициативу на себя и распределил роли. Тимуру досталась роль продавца, а Максиму – роль покупателя.

     Как выяснилось позднее, Тимур мечтает  открыть в будущем свой магазинчик. Максим, зная об этом, распределил роли именно таким образом.

     Во  время проигрывания диалога Тимур  преобразился. С помощью Максима  он подобрал необходимые для составления  диалога слова и выражения, и у мальчиков получился очень живой и интересный диалог. Мальчики, особенно Тимур, очень комфортно и уверенно чувствовали себя в данной коммуникативной ситуации.

     Хотелось  бы отметить, что во время прохождения  практики использовались и другие виды ролевых игр, которые были оформлены нами в виде приложения (смотрите приложение 1 «Ролевые игры»).

     В психолого-педагогической литературе отмечается, что если занятия с использованием игровых технологий не принесли желаемого результата, то они являются потенциально губительными для учебного заведения, угнетающими обучаемых и вредными для профессиональной репутации самого педагога. Полноценная и качественная оценка образовательной результативности на занятиях с использованием игровых технологий, установление с этой целью разнообразной обратной связи, позволит проконтролировать результаты обучения и своевременно внести необходимые изменения. Обратная связь и оценка качества нужны, прежде всего, самому преподавателю-руководителю игры, как по ходу ее проведения, так и после окончания. К таким приемам можно отнести разнообразные опросы в виде анкет или письменных отзывов. В нашем случае был изготовлен свой собственный опросник, который раздавался учащимся в конце занятий и собирался сразу же после заполнения.

     Опросник  включал в себя следующие вопросы:

  1. Что вы ожидали от игры?
  2. Чувствовали ли вы себя включенными в работу?
  3. Напишите некоторые общие замечания по поводу  хода игры, подготовленных материалов и оборудования.

     В первое время учащиеся затруднялись отвечать на данные вопросы, в дальнейшем, в ходе проведения ролевых игр, они  уже осознанно давали ответы на них. Это, в свою очередь, позволяло увидеть содержательные результаты игры и уже на следующей игре производить необходимые изменения.

     Таким образом, учет мнений и интересов  учащихся способствовал созданию атмосферы  сотрудничества, что, в свою очередь, явилось важным условием для повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка и, в целом, повысило успеваемость учащихся. 

     Выводы  к главе 2 

     В ходе исследования была выявлена методологическая структура и функции ролевой  игры.

     В частности, были выделены следующие  функции:

     - побудительно-мотивационная;

     - ориентирующая;

     - компенсаторная;

     - воспитательная.

     Нами  рассмотрены методы использования  ролевой игры при обучении иностранному языку, в котором различаются этапы и распределение языкового материала.

 

      Заключение 

     В результате исследования, мы приходим к  выводу о том, что:

     - использование на уроках по  иностранному языку игровых технологий, в частности ролевых игр, является важным методом для стимулирования  мотивации учебно-познавательной деятельности школьников;

     - нами в данной работе опытным  путем  (опираясь на результаты  педагогической практики) была доказана методологическая ценность применения ролевых игр на уроках иностранного языка, заключающаяся в том, что участие в игре формирует у ребенка ряд психических новообразований. Это воображение и сознание, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие; формирование характера человеческих отношений, которые придают определенное значение тому или иному действию отдельного человека. У него возникает осмысленная ориентация в собственных переживаниях, ребенок стремится обобщить их. На основе всего этого у него могут быть сформированы навыки культурного поведения, что позволяет ему эффективно включаться в коллективную  и индивидуальную деятельность;

     - методологические и методические  выводы были подтверждены на  практических занятиях в период  прохождения педагогической практики. Таким образом, нами на практике  была доказана эффективность  применения игровых технологий на занятиях по иностранному языку для стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности школьников.

 

      Список использованной литературы 

     
  1. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. –  М.: Просвещение, 1987. – 18-35 с.
  2. Гальскова, Н. Д., Гез, Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез – М.: Издательский центр « Академия», 2005. – 78 с.
  3. Большая советская энциклопедия /  Гл. ред.  А. М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: Сов. Энциклопедия, 1974. – 631 с.
  4. Деркач, А. А., Щербак, С. Ф. Педагогическая  эвристика. Искусство овладения иностранным языком./ А. А. Деркач, С. Ф. Щербак -  М: Педагогика, 1991, 224 с.
  5. Леонтьев, А. Н. Совершенствование методики обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе / А. Н. Леонтьев. – М., 1989. – 15 с.
  6. Маркова, А. К. Психология   усвоения  языка  как  средства  общения  / А. К. Маркова. – М.: Педагогика, 1974. – 189 с.
  7. Берн, Э. Игры, в которые играют люди / Э. Берн. – М.: Прогресс, 1988. – 400 с.
  8. Болтнева, О. Ю. Театральные проекты в преподавании английского языка / О. Ю. Болтнева / / ИЯШ. – 2001. - №4. – С. 74-79.
  9.   Занько, С. Т. Игра и учение. / С. Т. Занько, Ю. С. Тюников, С. М. Тюн-никова. – М.: « Логос», 1992, ч. 1.  – 125 с.
  10. Жуковская, Р. И. Игра и ее педагогическое значение. / Р. И. Жуковская. – М.: Педагогика, 1975. – 112с.
  11. Калимулина, О. В.  Ролевые   игры  в обучении   диалогической  речи  / О. В. Калимулина // Иностранный язык в школе. – 2003. - №3. – С. 17-20.
  12. Стронин, М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М. Ф. Стронин – М.: Просвещение, 1984. – 112 с.
  13. Соловова,  Е. В. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций / Е. В. Соловова – М.: Просвещение, 2005. – 239 с.
  14. Колесникова, О. А. Ролевые игры в обучении иностранному языку / О. А. Колесникова // Иностранный язык в школе. – 1989. - №4. – С. 14-16.
  15. Гальскова, Н. Д., Гез, Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез – М.: Издательский центр « Академия», 2005. – 336 с.
  16. Игры – обучение,  тренинг, досуг… / Под ред. В. В. Петрусинского. –   В 4-х книгах. – М.: Новая школа, 1994. – 368 с.
  17. Попович, Г. В. Вид творчества на уроке иностранного языка – ролевые игры / Г. В. Попович // Материалы научно-методической конференции. Актуальные проблемы преподавания иностранных языков. Ижевск, 2000. – С. 98-100.
  18. Стронин, М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М. Ф. Стронин – М.: Просвещение, 1984. – 112 с.
  19. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский / / Вопросы психологии. - №6. – С. 61-64.
  20. Дешевая, И. В. Применение игры для создания положительной мотивации на занятиях по иностранному языку // Материалы научно-методической конференции «Актуальные проблемы преподавания иностранных языков на неязыковых факультетах высших и средних специальных заведениях 12-14 апреля, 2000г. – Ижевск, 2000. -  231 с. С. 33-34.
  21. Красильникова, В. С. Игра и игровые приемы школьников иностранному языку / В. С. Красильникова //  Иностранный язык в школе. – 1975. - №5 – С. 167-175.
  22. Мухина, В. С. Детская психология / В. С. Мухина. – М.: Просвещение, 1985. – 250 с. С. 115.
  23. Матвеева, Н. В. Ролевая игра «A visit of the foreign delegation to the design office» / Н. В. Матвеева // Иностранный язык в школе. – 2005. - №4. – С. 37-41.

Информация о работе Игровые технологии на уроках английского языка